Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование технологий активного обучения в реализации компетентностного подхода подготовки специалистов

Т.Д.Коноплева

( «Промышленно-технологический колледж», г. Мичуринск Тамбовской области)

Использование технологий активного обучения в реализации компетентностного подхода подготовки специалистов

Повышение качества профессионального образования и уровня подготовки компетентных творческих и высококвалифицированных специалистов, соответствующих требованиям социального заказа общества, является в настоящее время одной из актуальных проблем не только для России, но и для других стран ближнего и дальнего зарубежья. Компетентностное образование, детерминированное повышенными требованиями общества к личностным и профессиональным качествам специалиста, повышением его социальной ценности и самооценки. В таком обществе формируется устойчивый и долговременный запрос на личность яркую и свободную, инициативную и профессиональную. В связи с этим образование как социокультурный феномен должно быть нацелено  не на формирование личности с заранее заданными свойствами, качествами и уровнем подготовленности, а на создание условий для полноценного развития творческого потенциала человека, на реализацию его потребностей, выражающихся в формировании и проявлении его компетенций и компетентностей. 
    Компетенция означает комплекс вопросов, в области которых человек обладает познаниями и существенным опытом деятельности. Компетентность в определенной области позволяет человеку не только эффективно действовать в данной области, но продвигаться дальше, развиваясь и оставаясь в русле общего прогрессивного развития. При определенных условиях знания, умения, способности и личностные качества могут рассматриваться с позиций профессиональной компетентности. Традиционная трактовка понятия «профессиональная компетенция» рассматривается как «единство теоретической и практической готовности в целостной структуре личности, характеризующее профессионализм специалиста».
В ходе многочисленных дискуссий, связанных с методами усовершенствования образовательного пространства России, в начале XXI в. получило распространение понятие «компетентностный подход».
Компетентностный подход в системе СПО предполагает совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования,  организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Среди них можно выделить некоторые ключевые принципы, наиболее актуальные на современном этапе, например, такие как:
- современное СПО направлено на развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучающихся;
- эффективность образовательного процесса в системе СПО достигается путем создания условий формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения организационных, познавательных, нравственных, коммуникативных и иных задач, составляющих содержание профессионального образования в конкретной сфере (направлении).
Отмечая, что компетенции – это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются  в компетентностях человека как актуальных, деятельностных  проявлениях. Обозначим сначала круг этих основных компетенций, имея ввиду  их дальнейшее проявления как компетентностей [2,3].
Можно объединить компетенции  в три группы, наиболее значимые, по нашему мнению, для реализации компетентностного подхода к подготовке специалистов в системе СПО:
Компетенции, относящиеся к профессиональной деятельности человека:
- познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации исследование, интеллектуальная деятельность;
деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;; информационно – коммуникационным технологиям:
2. Компетенции, относящиеся к самому человеку как к личности, субъекту деятельности, общения:
- здоровьесбережения: знание и соблюдение здорового образа жизни
(опасности курения, алкоголизма, наркомании, иных вредных привычек); знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;
- самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии: смысл жизни; профессиональное развитие, языковое и речевое развитие, овладение культурой родного языка, владение иностранными языками.
3. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:
- социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; конфликты и их погашение4 сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого мнения, мироощущения (раса, национальность, религия, статус, роль, пол) социальная мобильность;
- общения: устное / письменное общение, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета;
кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента [2,3].
Новые социально - экономические условия существенным образом влияют на изменение содержания профессионального образования в различных профессиональных учебных заведениях. Они должны сегодня обеспечить подготовку таких рабочих и специалистов, которые будут способны к инновационной деятельности, самостоятельной работе, быстрой адаптации к постоянно - изменяющимся требованиям рынка труда и продвижению на рынок новых технических разработок, перспективных технологий.
   Основная задача среднего специального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний  в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их  творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.
Происходящая в настоящее время реформа образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане  следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.

Самостоятельная работа реализуется:

  1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях, практических и семинарских занятий, при выполнении лабораторных работ.
  2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания,  на консультациях по учебным  вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных задач и т.д.
  3. В библиотеке,  дома, при выполнении студентом учебных и творческих задач

Основой самостоятельной работы служит научно-теоретической курс, комплекс полученных студентами знаний. При распределении заданий студенты получают инструкцию по их выполнению, методические указания, пособия, список необходимой литературы.
Самостоятельная работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы: подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, курсовых работ и проектов, а на заключительном этапе -  письменной самостоятельной работы, дипломного проекта.
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
  Ведущими в работе с учебным материалом являются активные методы обучения. Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса. В зависимости от направленности они делятся на неимитационные и имитационные, которые предполагают, как правило, обучение профессиональным умениям и навыкам  и связаны с моделированием профессиональной деятельности. В свою очередь,  имитационные методы бывают неигровыми (анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, упражнения, выполнение индивидуальных задач  и игровыми - разыгрывание ролей). Студентам, обучающимся по профессии «Повар, кондитер»  могут быть предложены такие задания: в профессиональной ситуации найти проблему и определить пути ее решения, организовать деятельность для ее решения, например: «Дрожжевое тесто плохо подходит. Назовите   причины и как можно решить профессиональную ситуацию», «При приготовлении мясного фарша мясорубка не режет, а давит мясо. Определите  причину и каковы ваши действия для решения проблемы?».
Общие тенденции развития методов обучения в настоящее время тяготеют к игровым методам как к наиболее эффективным и гуманным. Игра активизирует практику применения речевых клише, помогает снять напряжение. она призвана способствовать процессу обучения, делать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию учения. Учебная игра – это особым образом организованная обучающая деятельность (имеющая чаще всего развлекательную форму, предполагающая наличие проблемы и возможные пути ее разрешения. Таким образом, сутью учебно-ролевой игры является игровая познавательная деятельность на основе развивающейся ситуации профессиональной направленности. Следует при этом отметить, что предметом данного вида игры является не просто профессиональная ситуация, а каскад ситуаций, объединенных в сценарий. Одним из важнейших средств,  всестороннего развития личности,  являются ролевые игры. В этих играх развиваются и совершенствуются психические процессы, формируются различные качества личности.
Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий Наиболее распространенные из них я  включаю в практику при проведении уроков теоретического обучения по профессии «Повар, кондитер» это уроки - деловая игра, уроки –консультация, уроки – соревнование, уроки – экскурсии, межпредметные уроки, уроки с применением ИКТ, уроки взаимоообучения, уроки- конкурсы , уроки – обобщения, уроки – творческие отчеты.  Я применяю  на уроках игровые формы, методы и приемы обучения студентов по профессии «Повар, кондитер». Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры. Деловые игры способствуют формированию профессионального творческого мышления. Как известно, деловая игра представляет собой моделирование реальной (реже условной, воображаемой)  ситуации, в которой будущие специалисты должны не только продемонстрировать свои знания, но и проявить разнообразные компетенции, связанные с их профессиональной деятельностью (коммуникабельность, инициативность, умение находить нестандартные решения). Деловая игра обязательно предполагает коллективную работу (то есть группу более двух человек, например: метрдотель, официант, посетитель) взаимодействие участников, умение распределять роли. Сама природа игры в то же время позволяет обучающимся раскрепоститься, раскрыть ранее не проявлявшиеся творческие способности.
Опыт использования деловых и ролевых игр показывает, что их применение способствует реализации компетентностного подхода в обучении, особенно при формировании личностно – ценностных качеств обучающихся. 

Задачи преподавателя – увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста

Литература

1.Александрова Н.М.Деятельность и компетенции педагога: теоретические положения и сравнительные результаты эксперимента // Педегогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практики.СПб.: Учреждение РАОИПО, 2009..

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня. .2003. № 5.

3. Шуберт Н.П., Замара Е.В.  реализация компетентностного подхода в системе среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование . 2013.№ 3.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн