Формирование познавательной активности старших дошкольников
Submitted by Татьяна Николаевна Васильева on Wed, 31/05/2017 - 17:02
Развитие познавательной активности старших дошкольников. Реализуя задачи федерального государственного стандарта в образовании, мы, педагоги дошкольного образования, считаем основными задачами в подготовке детей к школе: формирование познавательной активности, развитие творческих способностей, готовности и умения самостоятельно работать: уметь выделять существенные признаки в воспринимаемых предметах и явлениях, доступных пониманию ребёнка – дошкольника. Ребёнок старшего дошкольного возраста в познавательной деятельности должен уметь быстро находить определённые предметы, действия, качества; подбирать различные грамматические формы нужных определений и названий, группировать предметы по нескольким общим признакам. В этом возрасте совершенствуется умение сопоставлять, сравнивать, самостоятельно делать выводы. Это создаёт предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность и чёткость. Ребёнок учиться рассуждать и рассказывать. Уровень развития мышления детей старшего дошкольного возраста позволяет ставить перед ними задачи, рассчитанные не только на применение уже полученных знаний, но и на проявление сообразительности, смекалки там, где чётких знаний ещё не хватает. Оказывая педагогическое влияние на развитие дошкольника в познавательной деятельности, воспитатель продуманно создаёт условия, которые способствуют не только получению знаний, но и побуждают использовать эти знания в разнообразной деятельности. Именно, деятельность должна ставить ребёнка «перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи» (Люблинская А.А.). Чем интереснее и разнообразнее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие она оказывает на ребёнка, тем больший эффект мы получаем. Роль педагога - это, прежде всего, вовлечение каждого ребёнка в активную познавательную, игровую эмоционально окрашенную деятельность, в ходе которой он самостоятельно (при опосредованной помощи взрослого) добывает знания, использует их в игре, продуктивной деятельности. Проявляет определённые коммуникативные умения, анализирует продукт деятельности. Особое место в процессе развития познавательной активности и логического мышления занимают речевые логические задачи. Речевая логическая задача - это рассказ – загадка, в частности о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определённые связи и закономерности. Необычность ситуации, форма преподнесения знакомого материала, повышают интерес ребёнка к заданию. Предлагая детям речевую логическую задачу, педагог ставит их в ситуацию, когда развиваются соответствующие мыслительные операции в процессе поиска смысла изменений, проявляется отношение ребёнка к происходящему. Каковы же требования к таким задачам? Во – первых, чтобы быть понятной, она должна вызвать интерес, определённые эмоциональные переживания и содержать новизну, должна быть представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на обобщённый или непосредственно жизненный опыт детей. Во – вторых, проблема в таких задачах должна быть трудной, мотивирующей ребёнка на поиск ответа, но трудность должна быть доступной, преодолимой для ребёнка. Какова же роль педагога в процессе решения детьми речевых логических задач? Несомненно, это обогащение и активизация детской речи, развитие монологической и диалогической речи, отслеживание правильного употребления детьми различных лексико – грамматических категорий и синтаксических структур. Воспитатель организует активную деятельность в форме дискуссии, диалога, используя поисковый метод. Дети сами думают, ищут ответы, решения, высказывают свои суждения, у них развивается понимание возможности разных вариантов ответов, решения проблемной задачи. Педагог не навязывает детям правильные ответы, а по окончании диалога с элементами дискуссии предлагает обратиться к книге или познавательному рассказу, целевым наблюдениям в природе, к эксперименту, опыту, чтобы каждый ребёнок уточнил своё мнение, а также подводит детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей окружающего мира, побуждает делать выводы и обобщения. В ходе общения признаётся право ребёнка на инициативные высказывания и аргументирование своих предположений, а также право на ошибку. Реализуется потребность в самовыражении и самоутверждении. Взрослый выступает инициатором партнёрских отношений: -подача информации с позиции «мы»; -установление контакта с каждым ребёнком с учётом его индивидуальных способностей; - демонстрация расположенности и симпатии к ребёнку с целью создания для него благоприятной атмосферы и комфортного психологического климата; -проявление интереса, умение слышать, слушать и задавать вопросы. Удовольствие, которое приносит ребёнку нахождение правильного ответа и сам путь к нему, выступает сильнейшим стимулом интеллектуальной активности. Абрамова Т.В., педагог высшей квалификационной категории МАДОУ №17 «Алёнушка» с. Едрово, Валдайского района Новгородской области.