Вы не зарегистрированы

Авторизация



Подвижные игры старшая группа 5-6 лет

Фото пользователя Екатерина Вячеславовна Столярова
Submitted by Екатерина Вячеславовна Столярова on Sat, 05/08/2017 - 20:52
Данные об авторе
Автор(ы): 
Столярова Екатерина Вячеславовна
Место работы, должность: 

г. Гатчина, МБДОУ "Детский сад № 51 комбинированного вида"

Воспитатель

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Физическая культура
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p>Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.</p>

«Меняемся местами»

 

Цели: формировать умение действовать в команде; развивать внимание, ловкость.

Ход игры. В центр площадки кладется длинный шнур. Дети делятся на две команды, каждая занимает свою половину площадки. По сигналу «Беги!»дети разбегаются по своей части площадки, а по сигналу «Меняйтесь!» команды меняются местами. Поощряется команда, которая в полном составе первой перебежала на другую сторону площадки, т.е. поменяла свое место.

«С кочки на кочку»

 

    Цель: закреплять навыки прыжка из круга в круг. Развивать ловкость и быстроту реакции.

   Ход игры: На земле чертят две линии — два берега, между которыми болото (расстояние между линиями 30 м). Иг­рающие, распределяются парами на одном и другом берегу. Воспитатель чертит на болоте кочки — кружки (можно исполь­зовать плоские обручи) на разном расстоянии друг от друга. Двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку, стараясь перебраться на берег. Тот, кто оступился, остается в болоте. Выходит следующая пара. Когда все выпол­нят задание, воспитатель назначает, кому выводить детей из бо­лота. Тот подает увязшему руку и показывает прыжками путь выхода из болота.

«Замри»

 

Цель: формировать умение понимать схематические изображения позы человека.

Ход игры. Ведущий объясняет детям правила, согласно которым все должны передвигаться по площадке, а по команде ведущего: «Раз, два, три, замри!» - остановиться. Произнеся эти слова, воспитатель показывает детям одну из карточек со схематическим изображением позы человека. Ребята должны принять ту же позу. Тот кто принимает не правильную позу, выбывает из игры.

«Дети и волк»

 

Цель: формировать умение понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.

Ход игры. Выбирается волк (водящий). Остальные дети имитирую движения (собирают в лесу землянику и грибы). Дети говорят:

Дети по лесу гуляли, землянику собирали,

Много ягодок везде – и на кочках, и в траве.

Но вот сучья затрещали…

Дети, дети не зевайте, волк за елью – убегайте!

Дети разбегаются, «волк» их ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала.

«Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем»

 

Цель: развивать сообразительность и наблюдательность детей.

Ход игры. Водящий выходит за дверь. Оставшиеся дети договариваются, какие движения будут выполнять. Потом приглашают водящего. Он говорит: «Здравствуйте, дети! Где вы были, что вы делали?»

Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».

Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать, он снова водит.

«Не дай мяча водящему»

 

Цель: развивать быстроту движений, ловкость.

Ход игры. В центре круга находятся 2-3 водящих. Стоящие вне круга вне круга дети перебрасывают мяч друг другу во всех направлениях, а водящие стараются его поймать. Если это удается, то водящий выходит из круга. Водящим становится тот ребенок, при броске которого был пойман мяч.

«Кот на крыше»

 

Цель: развивать у детей ритмичную, выразительную речь, координацию движений, автоматизировать произношение звука [ш] в связном тексте.

Ход игры. На стуле или скамеечке сидит с закрытыми глазами один из играющих – водящий. Он «кот». Остальные дети – мыши. Они тихо подходят к «коту» и, грозя пальцем, говорят хором вполголоса:

Тише, мыши, тише, мыши!

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись

И коту не попадись!

После этих слов «кот»просыпается, говорит «мяу», вскакивает и гонится за «мышками». «Мышиная норка» отмечена чертой. «Кот» не имеет права забегать за черту. Пойманная «мышь», становится «котом».

«Пятнашки»

 

    Цель: Развитие ловкости, умения ориентироваться в пространстве, точности и быстроты движений.

   Ход игры.  Играющие становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук. Выбирают двух водящих. Один из них — пятнашка, другой — убегающий. Перед началом игры они становятся за кругом с разных сторон. По знаку ведущего пятнашка обегает круг и старается осалить убегающего. Последний, когда его начинают настигать, становится в круг между остальными игроками на любое место. В этот же момент сосед, оказавшийся с правой стороны, становится новым убегающим, и пятнашка продолжает его преследовать.

Если пятнашке удалось догнать и осалить убегающего, они меняются ролями. 

«Узнай растение»

 

Цель: формировать умение находить растение по названию.

Ход игры. Воспитатель называет дерево (кустарник), а дети находят его и дотрагиваются до него рукой. Кто первый находит, тот получает фишку.

«Песенка стрекозы»

 

Цель: развивать ритмичную, выразительную речь; совершенствовать координацию движений.

Ход игры. Дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:

Я летала, я летала, устали не знала.

Села, посидела опять полетела.

Я подруг себе нашла, хоровод кругом вела,

Весело нам было! Солнышко светило.

 

«Голуби»

 

Цель: упражнять детей в произношении звуков [л] и [р].

Ход игры. Дети выбирают «ястреба» и «хозяйку», остальные дети – «голуби». «Ястреб» становится в  стороне, а «хозяйка» гонит «голубей»: «Кыш, кыш!» «Голуби» разлетаются, а «ястреб» их ловит. Затем «хозяйка» зовет: «Гули – гули –гули!» «Голуби» слетаются к «хозяйке». Тот, кого поймал «ястреб», сам становится «ястребом», а прежний «ястреб» - «хозяйкой».

«Повар»

 

Цель: развивать ритмичную, выразительную речь; совершенствовать координацию движений.

Ход игры. Дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом, у него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:

Будем в повара играть, никому нельзя зевать,

Если повар будешь ты, то скорей кругом иди.

После слов «Скорей кругом иди» водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребенка. Получивший колпак и водящий становятся спинами друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу. Кто первый обойдет в противоположных направлениях круг, тот выигрывает и становится водящим.

«Не замочи ног»

 

Цель: развивать координацию движений; формировать умение выполнять двигательные задания, формировать стремление к достижению цели.

Ход игры. Две команды, в руках у одной части команды – по две дощечки. По команде воспитателя: «Вперед!» – каждый ребенок должен, наступая только на дощечки, перейти «болото» и отдать дощечки второй части команды, находящейся на другой половине «болота». Выигрывает та команда, которая первой перейдет «болото».

 

«Мяч водящему»

 

Цель: формировать умения детей бросать и ловить мяч двумя руками, не прижимая к груди, животу. Развивать ловкость, глазомер, выдержку.

Ход игры. Дети становятся в одну колонну на расстоянии от них – 4-5 шагов становится водящий. Он бросает мяч первому стоящему он ловит мяч и бросает обратно водящему и бежит становиться в конец колонны, а второй продвигается вперёд и так до последнего игрока. Если ребёнок не поймал, водящий бросает до тех пор, пока не поймает.

 

2 вариант.

Игру провести как соревнование. Дети строятся в две колонны, и выбирается два водящих.

«К названному дереву беги»

 

Цель: найти названное дерево.

Ход игры. Водящий перечисляет название деревьев, дети перебегают от одного названного дерева к другому.

 

 

«Караси и щука»

 

    Цель: развить координацию движений, быстроту реакции.

   Ход игры. Половина детей образует круг (ставок). Дети стоят на расстоянии вытянутых рук в стороны один от другого. Воспитатель выбирает одного ребенка "щукой". Щука встает вне круга. Остальные дети - "караси" плавают (бегают) в середине круга - "ставка". На слово воспитателя: "щука!" ребенок быстро вбегает в круг (ставок) и старается поймать карасей, которые спешат сесть или встать за товарища, который стоит в кругу. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться, пойманных забирает с круга. Игра заканчивается, когда щука поймает определенное количество карасей. Затем воспитатель выбирает новую щуку. Игра повторяется.

«Горелки»

 

Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Ход игры. Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия.  По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят:

«Гори, гори ясно,

чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

С окончанием слов дети стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой - слева0., стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.

Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если Ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.

Во время произнесения слов Ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.

«Удочка»

 

    Цель: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

   Ход игры.  Играющие стоят по кругу, в центре воспитатель, он держит в руках веревку, к которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их. Описав мешочком два три круга, воспитатель делает паузу, во время которой подсчитывают количество попавшихся.

«Бабочки, лягушки, цапли»

 

Ход игры. Дети свободно бегают по площадке. По сигналу воспитателя они начинают подражать движениям бабочек (машут крыльями), лягушек (опускаются на четвереньки и скачут), цапель (замирают, стоя на одной ноге). Как только воспитатель снова произносит: «Снова побежали», - они снова начинают бегать по «лугу» в произвольном направлении.

 

 

«Мороз красный нос»

 

    Цель: прививать умение выполнять характерные движения. Учить детей играть по правилам, быть выносливыми.

   Ход игры.  На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становится водящий - Мороз - Красный нос. Он произносит:

«Я Мороз — Красный нос, кто из вас решится, в путь-дороженьку пуститься?»

Играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз

После этого они перебегают через площадку в другой дом, Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, скольких играющих удалось заморозить. После нескольких перебежек выбирают нового Мороза. Подводится итог: сравнивают, какой Мороз заморозил больше играющих.

«Рыбак и рыбки»

 

Цель: развивать ловкость детей.

Ход игры. Очерчивается «пруд» - площадка, за пределы которой выходить нельзя. Дети плавно разводят руками: «рыбки плавают». Двое «рыбаков» растягивают скакалку – «сеть»и пытаются окружить и поймать «рыбок». Те, кого коснулась скакалка, выходят из игры. Когда будут пойманы все «рыбки», игра повторяется. Дети меняются ролями.

«Ловушка»

 

Цель: закреплять в словаре существительные по темам: «Дикие животные», «Птицы»; развивать быстроту, гибкость движений.

Ход игры. Дети делятся на группы. 4-5 человек берутся за руки и образуют круг – «ловушку». «Охотник» - 1 ребенок,  остальные дети – обитатели леса. Они бегают и прыгают через «ловушку» и вокруг неё (изображающие ловушку стоят неподвижно, взявшись за руки и подняв их на уровне плеч). «Хлоп!», - неожиданно говорит «охотник». Дети быстро опускают руки и приседают. «Посмотрю, кто попал в мою ловушку», - говорит «охотник». Дети, попавшие в «ловушку», движением и голосами подражают зверям и птицам. «Охотник», отгадывает, кто это. Если угадал, то ребенок садится на скамейку, а если нет, то «зверек» становится изображать «ловушку».

«Успей подхватить»

 

Цель: развивать у детей ловкость и точность движений.

Ход игры. Дети встают в круг и рассчитываются по порядку номеров. Воспитатель держит в руках палку, неожиданно опускает ее и называет порядковый номер. Задача игрока под этим номером – подхватить палку, не сходя со своего места. Не поймал – он покидает круг. Последние оставшиеся в игре считаются самыми выдержанными и ловкими.

«Узнай по звуку»

 

Цель: развивать у детей наблюдательность и внимание.

Ход игры. Воспитатель предлагает прислушаться, как звучит каждый предмет (дерево, пластмасса и металл) при постукивании по нему карандашом или деревянной палочкой. Выбирается водящий, ему закрывают глаза, и он должен определить, какая игрушка звучит.

«Где звук?»

 

Цель: развивать внимание детей.

Ход игры. Играющим завязывают глаза. Воспитатель берет будильник и становится в отдалении детей. Прислушиваясь к тиканью часов, игроки должны двигаться в направлении звука. Ведущий может несколько раз менять свое место. Кто ближе всех подойдет к часам, тот побеждает.

«Ручейки и озера»

 

Цель: развивать координацию движений детей, быстроту, ловкость, умение действовать в команде.

Ход игры. Дети строятся друг за другом по 4 – 6 человек, руки кладут на пояс или плечи впереди стоящему – это «ручейки». По сигналу «Ручейки бегут!» - дети бегут (с высоким подниманием колен, в полуприседе) каждый в своей колонне за ведущим. По сигналу «Озеро!» - каждая команда, взявшись за руки, образует круг – «озеро». Выигрывает команда, которая быстрее построили круг.

«Лягушки»

 

Цель: формировать умения детей сопоставлять движения со словами.

Ход игры. Дети делятся на две группы. Одна из них – «кочки на болоте», другая – «лягушки». «Кочки» стоят большим кругом. За каждой «кочкой» спряталась «лягушка». Одна «лягушка» (водящий) стоит в середине круга, у нее нет своей «кочки». Воспитатель говорит «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки.» Все дети скачут внутри круга и говорят «Ква-ква-ква». Дети «кочки» произносят: «Вот из лужицы на кочку, да за мошкою вприскочку». После этих слов все «лягушки» и водящий прячутся за «кочки». Тот кому не хватило «кочки», становится водящим. Он говорит: «Есть им больше не охота, прыг опять в свое болото». «Лягушки» снова прыгают внутрь круга, и игра начинается сначала (дети меняются местами).

«Найди листок как на дереве»

 

Цель: формировать умение детей классифицировать растения по определенному признаку.

Ход игры. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, быстрее найдет нужные листья». Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, котрая соберется возле своего дерева первой.

«Лягушата»

 

Цель: развивать инициативность, смелость, умение договаривать с партнером.

Ход игры. На полу раскладываются обручи на расстоянии. Дети «лягушата» живут в «болоте», обручей «кочек» на 2-3 меньше, чем «лягушат». Если на «кочке» «лягушатам» тесно, то они должны договориться, как разместиться вместе, а если не получается, то они прыгают на другие «кочки». Затем один обруч убирается. Игра продолжается.

 

 

 

«Стоп!»

 

Цель: формировать умения выполнять движения в соответствии с текстом.

Ход игры. На одной стороне помещения стоят дети в одну линию, на другой, в обруче, водящий. Он стоит спиной к играющим и говорит: «Быстро шагай, смотри, не зевай!» При этих словах дети шагают к водящему. Как только он произнес: «Стоп!», водящий поворачивается и смотрит на детей. Кто не успел остановиться, то возвращается на линию. Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из играющих не встанет в обруч.

«Казаки разбойники»

 

Цель: познакомить с народной игрой, развивать ловкость.

Ход игры. Дети делятся на две команды: «казаков» и «разбойников». «Казаки» находят место – «темницу», «разбойники» тем временем прячутся. «Казаки» ищут «разбойников». «Разбойник» считается пойманным, если «казак»до него дотронулся прутиком (нагайкой). «Разбойник», которого взяли в плен, не имеет права убегать. Всех пленных приводят в «темницу», охраняемую «казаком». «Разбойники» могут освободить своих товарищей из «темницы», дотронувшись до них. Но если в этот момент они сами будут пойманы «казаком-сторожем», то также попадают в «темницу». Игра считается законченной, когда все «разбойники» окажутся в «темнице».

«Лиса в курятнике»

 

Цель: развивать у детей координацию движений в прыжке.

Ход игры. На одной стороне площадки очерчивается «курятник». В «курятнике» на  «насесте» (на скамейках) сидят «куры». На противоположной стороне площадки находится «нора лисы». Все остальное место – «двор». Выбирается водящий – «лиса», остальные дети «куры». «Куры» ходят и бегают по «двору», клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя: «Лиса!» - дети «куры» убегают в «курятник» и взбираются на «насест», а «лиса» уводит игрока, не успевшего спастись, в свою «нору». Игра возобновляется. Можно повторить игру с другой «лисой».

«Зайцы и волк»

 

Цель: формировать умения детей прыгать на двух ногах, выполнять движения в соответствии с текстом.

Ход игры. Из играющих детей выбирают»волка», остальные - «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих «домиках», «волк» находится на противоположной стороне помещения. Воспитатель говорит:

Зайцы скачут скок, скок, скок,

На зеленый на лужок, на лужок,

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают, -

Не идет ли волк?

Под эти слова дети прыгают, выполняют различные движения. После слов педагога: «Волк!» - он выходит из «оврага» и бежит за «зайцами», они убегают в свои «домики». Пойманных «зайцев» «волк» отводит к себе в «овраг».

 

 

 

«Картошка»

 

Цель: познакомить с народной игрой, формировать умение перебрасывать мяч.

Ход игры. Игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Тот, кто уронит мяч, садится в круг, становясь «картошкой». Когда «картошки» набирается много (более 5 игроков), она начинает расти: игроки берутся за руки и постепенно поднимаются. Мяч перебрасывать через них становится все труднее, и тогда «картошку» выбивают: один игрок бросает мяч другому, тот отбивает мяч и должен попасть в «картошку». Если попадает, игрок выходит, если нет, бросивший мяч становится «картошкой».

«Стайка»

 

Цель: развивать ритмическую и выразительную речь, активизировать словарь по теме «Птицы»; воспитывать ловкость и сноровку.

Ход игры. Дети выбирают водящего. Педагог вместе с детьми произносит считалочку:

Пой – ка, подпевай – ка,            Эта птичка – скворушка,

Десять птичек  - стайка:              Серенькое перышко.

Эта птичка – воробей,                 Это – зяблик,

Эта птичка – совушка,                 Это – стриж,

Сонная головушка,                      Это - развеселый чиж,

Эта птичка – свиристель,             Ну, а это – злой орлан.

Эта птичка – коростель,               Птички, птички, по домам!

Дети после этих слов разбегаются, а водящий старается кого-нибудь поймать.

«Пустое место»

 

Цель: развивать физические качества: ловкость, быстроту.

Ход игры. Выбирается водящий, остальные дети становятся в круг, положив руки на пояс. Водящий идет за кругом и говорит:

Вокруг домика хожу и в окошечко гляжу,

К одному я подойду и тихонько постучу.

После слов «постучу» водящий останавливается и заглядывает в круг. Происходит разговор со стоящим в кругу ребенком: «Тук – тук - тук». – «Кто пришел?» Водящий называет свое имя. «Зачем пришел?» - «Бежим на перегонки». После этих слов оба бегут вокруг стоящих в кругу детей в разные стороны, стараясь быстрее вернуться и занять пустое место. Кто добежит первым, занимает пустое место, а опоздавший становится водящим.

«Мыши в кладовой»

 

Цель: формировать умения выполнять действия после сигнала.

Ход игры. Дети «мыши» сидят в «норках» на скамье. На противоположной стороне площадки протянута веревка на высоте 40 – 50 см. Это «кладовая». Сбоку от играющих сидит «кошка» (воспитатель). «Кошка» засыпает, и «мыши» бегут в «кладовую». Проникая в «кладовую», они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются, делая вид, будто грызут сухари. «Кошка» просыпается, мяукает и бежит за «мышами». «Мыши» убегают в норки.

«Сделай фигуру»

Цель: развивать воображение детей.

Ход игры. Ходьба в колонне по одному. По сигналу «Стоп!» - дети останавливаются и делают какую-нибудь фигуру. Отмечаются самые быстрые ребята и интересные фигуры.

 

«Мы – веселые ребята»

 

Цель: развивать ловкость, внимание.

Ход игры. Площадка разделена на 3 части. В центральной части находится «ловишка». Игроки хором произносят текст: «Мы – веселые ребята, любим, бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три – лови!» После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а «ловишка» догоняет бегущих. Тот, до кого «ловишка» дотронулся, прежде чем играющий перешел черту, считается пойманным и садится возле «ловишки». После 2-3 перебежек производится подсчет пойманных детей и выбирается новый «ловишка».

«Жмурки»

 

Цель: познакомить с русской народной игрой; развивать внимание.

Ход игры. «Жмурка» выбирается при помощи считалки. Уму завязывают глаза, отводят на середину комнаты и поворачивают несколько раз вокруг себя. Разговор с ним: «Кот, кот, на чем стоишь?» - «На квашне» (деревянная посуда для замешивания теста) – «Что в квашне?» - «Квас». – «Лови мышей, а не нас!» Игроки разбегаются, «жмурка» их ловит. Пойманного игрока «жмурка» должен узнать, назвать его по имени, не снимая повязки. Тот становится «жмуркой».

«Зайцы и медведи»

 

Цель: развивать ловкость, умение перевоплощаться.

Ход игры: Ребенок «медведь» сидит на стульчике и дремлет. Дети «зайцы» прыгают вокруг и дразнят его: «Мишка бурый, мишка бурый, отчего такой ты хмурый?» «Медведь» встает со стула и говорит: «Я медком не угостился, вот на всех и рассердился. 1,2,3,4,5 – начинаю всех гонять!» На последнем слове «медведь» ловит «зайцев» и отводит их к стульчику «берлоге».

«Кто сделает меньше шагов»

 

Ход игры. Дети становятся на линию и по сигналу педагога бегут на противоположную сторону площадки до обозначенного чертой места. Каждый из играющих старается делать шаги как можно длиннее и считает их. По окончании бега дети говорят, кто сколько шагов сделал, и определяют, у кого их сделано меньше.

Правила игры. Вначале воспитатель предлагает пробежать установленное расстояние по очереди и сам считает шаги каждого ребенка, а затем дети делают это самостоятельно.

«Перенеси предметы»

 

Ход игры. На земле чертят 2-4 круга (диаметром 50 см) на расстоянии 8-10 метров. В один круг ставят несколько разных предметов (кегли, кубики, игрушки), другой остается свободным. Ребенок становится у свободного круга и по сигналу взрослого начинает переносить сюда предметы по одному из другого круга. Могут играть одновременно 2 команды.

 

 

 

«Стой»

 

Ход игры. Играющий становятся в круг. Водящий выходит в середину круга с мячом. Он подбрасывает мяч кверху или ударяет им о землю, называет чье-либо имя. Ребенок, которого назвали, бежит за мячом, остальные дети разбегаются в разные стороны. Как только названный ребенок возьмет в руки мяч, он кричит: «Стой!». Все играющие должны остановиться и стоять неподвижно там, где их застала команда. Водящий старается попасть мячом в кого-нибудь. Тот в кого бросают мяч, может увертываться, приседать, подпрыгивать, не сходя с места. Если водящий промахнется, то бежит за мячом опять, а все разбегаются. Взяв мяч, водящий снова кричит: «Стой!» и старается снова попасть в кого-нибудь. Осаленный становится новым водящим, игра продолжается.

«Успей поймать»

 

Ход игры. Дети стоят по кругу, в центре которого находится воспитатель. Он придерживает палку, поставленную вертикально, накрыв ее сверху ладонью. Воспитатель называет имя одного из детей, быстро отпускает палку и отходит. Ребенок должен успеть подбежать и схватить палку, не дав ей упасть. Дети могут играть самостоятельно. В этом случае вводится дополнительное правило: если вызванный ребенок успел схватить палку, он занимает место водящего. Если сделать это не удалось, то водящий остается тот же. Стоять можно лицом, боком или спиной к центру круга.

«Ловишки на одной ноге»

 

Цель: Развивать ловкость, быстроту.

Ход игры.  С помощью считалочки выбирается «ловишка». Он становится в центре зала. Дети стоят в  одной стороне. По сигналу дети перебегают помещение, а «ловишка» их ловит. «Ловишка» не может ловить ребенка, который остановился на одной ноге, обхватив колено другой ноги двумя руками. В конце определяется, какой «ловишка» самый ловкий.

«Я есть»

 

Ход игры. Дети делятся на 2 одинаковые команды. В середине площадке на расстоянии 2-3 метров обозначаются 2 линии, за которыми строятся 2 шеренги напротив друг друга. Игроки убегающей команды дружно все вместе хлопают в ладоши, поворачиваются и бегут к своему краю площадки. Водящая команда бежит за ними, стараясь поймать хоть одного из убегающих, прежде чем они пересекут линию, очерчивающую площадку. То игрок, до которого дотронулись, должен громко крикнуть: «Я есть!» После этого он и вся его команда поворачиваются и ловят игроков водящей команды, которые стремятся убежать за черту на конце своей площадки.

Правила игры. Ловить можно любого игрока. Пойманный должен обязательно крикнуть: «Я есть!» Не разрешается убегать за боковую линию площадки.

«Птички и кошка»

 

Цель: формировать умение двигаться по сигналу, развивать ловкость.

Ход игры. В большом круге сидит «кот», а за кругом «птички». «Кот» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кот» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек»  «кот» отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает их количество.

 

«Кто скорее до флажка»

 

Цель: развивать быстроту, ловкость; учить работать в команде, помогая друг другу.

Ход игры. Дети распределяются на несколько команд. На расстоянии 3 м поставить флажки на подставке. Дается задание: по сигналу воспитателя прыжками на двух ногах допрыгать до флажка, обогнуть его и бегом возвратиться в конец своей колонны. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее и без ошибок.

«Садовник»

 

Цель: формировать умение называть цветы, развивать ловкость.

Ход игры. Участники игры садятся в ряд. Каждый участник выбирает себе имя (название любого цветка). Считалкой выбирается ведущий и «садовник». Ведущий называет «садовнику» имена цветов, выбранные игроками. «Садовник » произносит слова: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме… (называет любой цветок)». Тот, кто назвался этим цветком, убегает. «Садовник» его догоняет. Если «садовник» догонит «цветок», то убегающий становится «садовником». Если нет – «садовник» остается прежним.

«Солнечные зайчики»

 

Цель: упражнять в произношении стихотворения в соответствии с движениями.

Ход игры. Воспитатель с помощью маленького зеркала пускает «солнечного зайчика» и произносит стихотворение:

Солнечные зайчики играют на стене,

Помани их пальчиком, пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей, вот он, светленький кружок,

Вот, вот, вот – левей, левей! Убежал на потолок.

Дети ловят «солнечного зайчика» на стене.

РНИ «Капуста»

 

Цель: развивать внимание, мышление.

Ход игры. Воспитатель на площадке чертит большой круг – это «огород». В середине круга дети складывают платки, обозначающие капусту. Выбирается игрок – «хозяин», который садится рядом с «капустой» и говорит:

Я на камешке сижу,                        Чтоб капусту не украли,

Мелки колышки тешу,                     В огород не прибегали,

Мелки колышки тешу,                     Волки и синицы, бобры и куницы,

Огород свой горожу,                       Заяц усатый, медведь косолапый.

Дети стараются забежать в «огород», схватить капусту и убежать. Кого поймает «хозяин», тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унес «капусты», - победитель.

Эмоциональная игра «Петушиные бои»

 

Цель: способствовать эмоциональной разрядке; формировать умение соблюдать правила игры.

Ход игры. Дети в парах встают друг против друга на одной ноге. Руки спрятаны за спину. По команде ведущего они начинают наскакивать друг на друга, толкаясь плечами, туловищем, головой, стараясь заставить соперника встать на обе ноги. Ведущий следит за соблюдением «бойцами» правил.

 

РНИ «Ищем палочку»

 

Цель: развивать быстроту реакции.

Ход игры. Участники становятся по обе стороны нарисованной полосы, закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см) и бросает ее в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, куда упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает то, кто найдет ее, незаметно подбежит к полосе и постучит палочкой. Если же игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его. Кто догонит, к тому переходит палочка. Теперь уже он убегает от остальных и старается добежать до полосы и постучать палочкой.

Эмоциональная игра «Сороконожка»

 

Цель: развивать коммуникативные навыки, умение работать в группах.

Ход игры. Выбирается «голова». Остальные дети приседают на корточки, берут друг друга за пояс и, следуя за «головой», стараются передвигаться всем телом, обходя препятствия, падая на бок, замедляя или ускоряя движение, заворачиваясь в кольцо. Задача каждого – не выбиться из общего ритма, не оторваться от частей тела.

Игра малой подвижности «Волшебное зеркало»

 

Цель: развивать ритмичную, выразительную речь и координацию движений.

Ход игры. Дети стоят в кругу. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:

Ну-ка, зеркальце, смотри!

Все нам верно повтори!

Встану я перед тобой,

Повторяй-ка все за мной!

Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее каким-либо движением. Тот, к кому он обращается, должен точно повторить и фразу, и движение. Если он допустил ошибку, выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто выполнил все без единой ошибки.

Дагестанская народная игра «Надень шапку»

 

Ход игры. Мальчик сидит на стуле. На 8-10 шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к сидящему, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему закрывают глаза, поворачивают кругом и дают в руки шапку. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть шапку на мальчика. Остальные игроки считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на эти роли назначают других детей.

Правила игры. Водящий не должен подсматривать; играющие не должны помогать водящему, подсказывать ему.

РНИ «Мячик кверху»

Ход игры. Играющие встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч со словами: «Мячик кверху». Играющие  в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе к нему. Если он попал, то подбитый становится водящим. Если он промахнулся, игра продолжается опять.

 

 

 

Игра малой подвижности «Что происходит в природе?»

 

Цель: упражнять детей в употреблении в речи глаголов, в согласовании слов в предложении.

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен ответить на заданный вопрос. Игру желательно проводить по какой-либо теме. Например: тема «Весна»

            Педагог                                              Дети

Солнце что делает?                                 Светит, греет.

Ручьи что делают?                                  Бегут, журчат.

Снег что делает?                                      Темнеет, тает.

Птицы что делают?                                 Прилетают, поют.

Капель что делает?                                  Звенит.

Татарская народная игра «Скок-перескок»

 

Ход игры: На земле чертят большой круг, а в нем – маленькие (для каждого участника игры). Водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружков считается за тем, кто раньше вступил в него.

Татарская народная игра «Хлопушки»

 

Ход игры. На противоположных сторонах площадки отмечаются двумя параллельными линиями2 «города». Расстояние между ними 20-30 метров. Все дети выстраиваются у одного из «городов» в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий Он подходит к стоящим у «города» и произносит слова:

Хлоп да хлоп! – Сигнал такой,

Я бегу, а ты за мной!

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут наперегонки к противоположному «городу». Кто быстрее добежит, тот останется в новом «городе», а отставший становится водящим.

Правила игры. Пока водящий не коснется чьей-нибудь ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

Татарская народная игра «Лисичка и курочки»

 

Ход игры. На одном конце площадки находятся в «курятнике» «куры» и «петухи». На противоположном конце стоит «лисичка». «Курочки» и «петухи» ходят по площадке, делая вид, что клюют зернышки, ищут червячков и т.д. Когда к ним подкрадывается «лисичка», «петухи» кричат: «Ку-ка-ре-ку!». По этому сигналу все бегут в «курятник», за ними бросается «лисичка», которая старается поймать любого из игроков.

Правила игры. Если «лисичке» не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.

 

 

Дагестанская народная игра «Подними игрушку»

 

Ход игры. Игроки становятся в круг, в центре его кладут любую крупную игрушку. Воспитатель ударяет по бубну, все играющие движутся по кругу. По окончании звона каждый участник игры старается первым поднять игрушку.

Правила игры. Нельзя тянуть за игрушку и выходить из круга раньше, чем перестанет звучать бубен.

Тувинская народная игра «Стрельба по мишени»

 

Ход игры. Играющие делятся на две команды. На свободном месте ставится пенек или стульчик. На пенек кладут мячик так, чтобы при попадании в него он откатился. На расстоянии 4-5 м от пенька чертится линия. Игроки по очереди поражают цель. Выигрывает тот , кто наберет наибольшее число попаданий.

Правила игры.  Поражение цели производится мячом строго от цели.

Удмуртская народная игра «Водяной»

 

Ход игры. Очерчивают круг- это «пруд» или «озеро». Выбирается водящий «водяной». Играющие бегают вокруг «озера» и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много». «Водяной» бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые подходят близко к «берегу» (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.

Правила игры. «Водяной» ловит, не выходя за линию круга. «Ловишками» становятся и те, кого поймали. Они помогают «водяному».

РНИ «Ключи»

 

Ход игры. Играющие дети встают в кружки, начерченные на земле. Водящий подходит к игроку и спрашивает: «Где ключи?»Тот отвечает: «Подойди к (имя), постучи». Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять свободный во время перебежки кружок. Если он долго не сможет занять кружка, то может крикнуть : «Нашел ключи» Все играющие при этом должны поменяться местами, и «водящий» занимает чей-нибудь кружок. Ребенок, оставшийся без места, становится водящим.

Белорусская народная игра «Ванюша и лебеди»

 

Ход игры. На земле чертят круг диаметром 10 м. Это «лес». В середине квадратик – это «дом лесовика». В квадрате помещают Ванюшу и выбирают «лесовика».Остальные дети – «лебеди». «Лебеди », залетая в лес, пробуют забрать «Ванюшу». А «лесовик», ловит «лебедей». «Лебедь», которому удается вывести из «леса» Ванюшу, сам становится «лесовиком», и игра начинается сначала.

Правила игры. Забегать в дом «лесовика» нельзя. Пойманные «лебеди» выбывают из игры до смены ролей. «Лесовик» не имеет права выходить из «леса» и все время стоять возле «дома», он должен двигаться по площадке.

 

 

 

 

Казахская народная игра «Платок с узелком»

 

Цель: развивать скорость движения, ловкость.

Ход игры. Водящий дает одному из участников завязанный в узел платок. Участники становятся в круг. По команде водящего: «1,2,3!» - все участники разбегаются. Водящий должен догнать игрока с платком, коснуться его плеча и забрать платок. В момент преследования игрок с платком может передать его товарищу, а тот – другому. Если водящий коснется игрока с платком, тот должен исполнить любое его желание: спеть песню, загадать загадку, прочитать стихотворение. После этого он становится водящим. Игра начинается по сигналу водящего.

Правила игры. Отдавать и передавать платок надо быстро, в беге. Нельзя отказываться от исполнения желания.

Белорусская народная игра «Колечко»

 

 

Цель: развивать быстроту движений, смекалку, внимание.

Ход игры. Играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у него небольшой блестящий предмет (колечко, фантик из фольги). Ведущий идет по кругу и каждому ребенку как будто кладет колечко в руки. При этом говорит:

Вот по кругу я иду, всем колечко я кладу,

Руки крепче зажимайте да следите, не зевайте!

Одному из детей он кладет незаметно колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого в ладонях окажется колечко, выбегает, а дети должны постараться задержать его, не выпустить из круга. После слов: «Колечко, колечко…» - все играющиеся должны быстро взяться за руки, чтобы не выпустить игрока с колечком в руке из круга.

Белорусская народная игра «Прела-горела»

 

Ход игры. Ведущий вместе с водящим прячет в разных местах игрушки, сопровождая действия словами:

Прела-горела, за море летела,

А как прилетела, там где-то и села.

Кто первый найдет, тот себе возьмет!

После этих слов все разбегаются по площадке, ищут спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл.

Правила игры. Начинать искать предметы можно только после произнесенных слов. Во время раскладывания игрушек все должны стоять с закрытыми глазами и не подсматривать.

Игра-забава «Узнай предмет, не видя его»

 

Цель: развивать наблюдательность

Ход игры. Играющему завязывают глаза и надевают толстые варежки. Затем дают ему в руки предметы, которые он должен узнать на ощупь.

 

 

 

 

 

Бурятская народная игра «Волк и ягнята»

 

Ход игры. Один игрок – «волк», другой – «овца», остальные дети – «ягнята». «Волк» сидит на дороге, по которой движется «овца» с «ягнятами». «Овца» впереди, за нею друг за другом гуськом идут «ягнята». Подходят к «волку». «Овца» спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду», - говорит  «волк». «А зачем нас ждешь?» - «Чтобы всех вас съесть!» С этими словами он бросается на «ягнят», а «овца» загораживает их. «Ягнята» держатся друг за друга и за «овцу» так, чтобы не попасться «волку».

Правила игры. «Волк» может ловить последнего «ягненка». «Ягнята» должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями «овцы». «Волку» нельзя отталкивать  «овцу».

Игра – забава «Необычные жмурки»

 

Цель: развивать наблюдательность.

Ход игры. Двум игрокам завязывают глаза, остальные дети подходят к ним по очереди. Игроки с завязанными глазами соревнуются в том, кто больше узнает своих друзей.. при этом разрешается пользоваться только несколькими способами опознания: по рукопожатию; по шепоту; по покашливанию; по прикосновению к ушам, волосам, носу. Тот, кто правильно узнает друга, получает очко. Побеждает игрок, набравший большее количество очков.

Игра-развлечение «Считайте ногами»

 

Цель: развивать глазомер детей.

Ход игры. На асфальте рисуется квадрат со стороной 1 м. 2 ребенка становятся в центре квадрата, им завязывают глаза и прося точно выполнить команды: «кругом», «6 шагов вперед», «2 прыжка на левой ноге вправо», «А теперь вернись в квадрат и пожмите друг другу руки». Побеждает тот, кто первый прибежит на свое место.

Бурятская народная игра «Иголка, нитка и узелок»

 

Цель: развивать координацию движений, быстроту, ловкость.

Ход игры. Играющие становятся в круг, держась за руки. С помощью считалочки выбирают «иголку», «нитку», «узелок». Они друг за другом то вбегают в круг, то выбегают из него. Если же «нитка» или «узелок» оторвались (отстали, неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка игроков, которая двигается быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры. «Иголка», «нитка», «узелок» держатся за руки, их надо не задерживая пропускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

 

 

 

 

Башкирская народная игра «Стрелок»

 

Цель: развивать ловкость, глазомер, быстроту реакции.

Ход игры. На площадке проводятся 2 параллельные линии на расстоянии 10-15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 метра.  Один игрок – «стрелок». Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. «Стрелок» старается попасть в них мячом. Тот, в кого он попал, становится «стрелком». Выбор водящего: звучит внезапная команда: «Сесть!» Тот, кто присел последним, и будет «стрелком».

РНИ «Пчелки и ласточки»

 

Цель: развивать у детей ловкость и быстроту движений.

Ход игры. Играющие «пчелы» летают по поляне и напевают: «Пчелки летают, медок собирают! Зум, зум, зум!» «Ласточка» сидит в своем «гнезде» и слушает их песенку. По окончании песни «ласточка» говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из «гнезда» и ловит «пчел». Пойманный играющий становится «ласточкой» и игра повторяется.

РНИ «Стадо»

 

Цель: развивать двигательные навыки, быстроту и ловкость.

Ход игры. Играющие выбирают «пастуха» и «волка», а все остальные «овцы». Дом «волка» в лесу, а у «овец» 2 «дома» на противоположных концах площадки. «Овцы» громко зовут «пастуха»;

Пастушок, пастушок, заиграй во рожок.

Травка мягкая, роса сладкая,

Гони стадо в поле погулять на воле.

«Пастух» выгоняет «овец» на луг, они ходят, бегают, щиплют травку. По сигналу «пастуха»: «Волк!» - все «овцы» бегут в «дом» на противоположной стороне площадки. «Пастух» встает на пути «волка», защищает «стадо». Все кого поймал «волк» выходят из игры.

Правила игры. Во время перебежки «овцам» нельзя возвращаться в тот «дом», из которого они вышли; «волк» «овец» не ловит, а дотрагивается до них рукой; «пастух» может только заслонить «овец» от «волка», но не должен задерживать его руками.

РНИ «Блуждающий мяч»

 

Цель: развивать двигательную активность, ловкость детей.

Ход игры. Все играющие (кроме водящего) встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу мяч. Водящий бежит за кругом и старается дотронуться до мяча рукой. Если ему это удается, то он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч., а играющий выходит за круг. Игра повторяется.

Правила игры. Передавая мяч, играющие не должны сходить с места; передавать мяч можно только рядом стоящему игроку; играющий, уронивший мяч, становится водящим.

 

 

 

 

РНИ «Большой мяч»

 

Цель: развивать координацию движений, формировать стремление к достижению цели.

Ход игры. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч ногами из круга, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим, он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему надо вкатить мяч в круг. Затем играющие поворачиваются лицом друг к другу, а в середине встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.

РНИ «Маргаритки»

 

Цель: закрепить знания о цветах; упражнять в беге с увертыванием.

Ход игры. С помощью считалки дети выбирают ведущего. Он в игре будет выполнять роль девочки Маргариты. Все остальные дети будут представлять цветы – маргаритки. «Цветы» становятся в круг, а Маргарита находится в его центре. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова:

Собирала Маргарита маргаритки на горе.

Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Хочет снова все собрать, только надо нас догнать.

Дети разбегаются по всей площадке, а Маргарита пытается их догнать и запятнать. Догоняя ребенка, она произносит: «Цветник». По этому сигналу запятнанный игрок должен пойти в «цветник». Когда там соберется 5-6 детей, игра останавливается. Маргарита считает, сколько собрала «маргариток», и называет других соседей маргариток в «цветнике». Названные растения нельзя повторять. Воспитатель отмечает, кто из детей был ловким в игре, кто назвал больше названий цветов.

 

Прикрепленный файлSize
Подготовительные игры старшая группа.docx53.21 KB