Вы не зарегистрированы

Авторизация



Воспитание у дошкольников самоуважения и уверенности в себе

Submitted by Елизавета Михайловна Ломова on чт, 10/08/2017 - 13:11

Самоуважение — одно из социальных чувств человека, которое связано с развитием такого личностного качества, как уверенность в себе.

И то, и другое играет существенную роль в формировании личности
ребенка.

Они влияют на его активность в достижении любых целей. Уверенный в себе ребенок внутренне ориентирован на приложение существенных усилий для получения высоких результатов. Если же у
него низкое самоуважение, то он интуитивно ориентирован на уменьшение своих усилий и избегает активной деятельности, поскольку 
  опасается возможной неудачи. Так, уверенные в себе ученики начальной школы, считающие, что они должны учиться на четверки и пятерки, могут уделять подготовке домашних заданий много времени. И, что особенно важно, делают это легко и естественно, без напряжения и страданий. Неуверенные в себе младшие школьники полагают, что все равно получат тройку. Из-за этого они даже не пытаются прикладывать усилий к выполнению домашнего задания. "Зачем делать это, если все равно не получится", — вот что часто думают такие ребята.

Вследствие подобных рассуждений сбывается так называемое "самореализующееся пророчество".
Уверенность/неуверенность в себе влияет собственно на постановку жизненных целей.
Уверенные в себе дети ставят себе цели, которые находятся на верхней границе их возможностей, требуют приложения существенных усилий, но вместе с тем доступны. Они хотят хорошо учиться в школе, на пятерки и четверки.

Неуверенные в себе ребята обычно либо мечтают о недостижимых для них в существующих условиях результатах, либо, наоборот, не стремятся к сколько - нибудь значимым успехам. Нередко такие дети считают, что будут учиться на тройки. И это приводит к сложному противоречию: с одной стороны, ребенок сумел выполнить намеченное, и его самоуважение растет, с другой — это результат, которым трудно гордиться, поэтому самоуважение падает. Ко всему прочему такое несоответствие является источником негативных эмоциональных переживаний дошкольника.

Самоуважение и уверенность в себе влияют также на эмоциональный фон любой деятельности, давая ей позитивную или негативную окраску. Ребенок, уверенный в себе, принимается за выполнение заданий в радостном, приподнятом настроении, с интересом, поскольку верит в себя. Он легко контактирует со взрослыми и сверстниками, полагая, что окружающие желают с ним общаться.
Неуверенные в себе дети боятся, что не смогут выполнить задания хорошо, и от этого приступают к ним в состоянии беспокойства и
тревоги. Считая себя хуже остальных и боясь быть отвергнутыми, они с трудом находят общий язык со сверстниками.

Итак, если мы хотим, чтобы наши дети ставили себе достойные цели, с радостью и без особых затруднений прилагали достаточно усилий для их достижения и в результате добивались успеха во многих видах деятельности, то следует воспитывать у них чувство само¬уважения и уверенность в себе.

Для воспитания этих качеств у ребенка воспитатель может задействовать различные источники и механизмы.
И в первую очередь, это обратные связи со стороны других людей — те мнения, отношения и оценки, которые другие люди дают ребенку. Они могут быть в виде позитивных или негативных слов, например: "Какой интересный у тебя рисунок!" или "Что это нарисовано? Разве это дом???", либо в виде взгляда (внимательного и одобряющего либо невнимательного и равнодушного), в виде движения (радостного, навстречу ребенку либо равнодушного прохода мимо него), в виде ласкового касания либо удара. Другими словами, направленные ребенку слова, взгляды, жесты, движения, интонации — все это обратная связь. Ребенок впитывает, присваивает (интериоризирует) эти обратные связи. Используя их, он строит свое самоуважение. 

Если обратные связи позитивны, то они обеспечивают формирование высокого самоуважения, если негативны — низкого.
 Из всех людей, окружающих дошкольника, особое значение для формирования его самоуважения имеют родители, особенно мать, и люди, с кем он часто общается, в т. ч. воспитатель и другие дети из группы детского сада.

Следует помнить, что позитивные связи с ребенком должны подчиняться трем условиям. Они должны быть конкретными, искренними и правдивыми. Это может быть обозначено,  как правило «КИП» — правило, которым следует пользоваться для воспитания у ребенка здорового самоуважения. Хвалить искренне за то конкретное, что у малыша получилось действительно хорошо. Например: "Мне нравится твой рисунок, особенно то, как ты подобрал цвета для листьев и белочки" или: “Хорошо рассказал стихотворение, ты уже научился рассказывать с выражением, показывать голосом то, о чем рассказываешь". Такие оценки побуждают ребенка к анализу своей деятельности, показывают ему, что мы видим и ценим его успехи. Вместе с тем они готовят его к адекватному восприятию неизбежных отрицательных оценок, что будет стимулировать дошкольника к совершенствованию своих умений.

Именно самоанализ и самонаблюдение являются еще одним источником развития самоуважения. Анализируя результаты собственной деятельности, ребенок выносит им оценку, на основании которой его самоуважение растет или, наоборот, падает. Например, рисунок, нравящийся ему самому, поднимет и уровень уважения к себе, тогда как неудавшийся прыжок через ручеек, напротив, снизит его.
Очевидно, что взрослый может регулировать этот процесс. Для этого нужно лишь чаще обращать внимание ребенка на его удачи, но не прямо, а задавая наводящие вопросы: "А что тебе самому нравится в своем рисунке?", "Что ты уже научился делать хорошо?", "Ты уже научился прыгать на одной ноге?" и т. п.

Работая над формированием уверенной в себе личности, педагогу также важно учитывать два принципа — принцип меры и принцип системы. В основе принципа меры лежит тот факт, что любое личностное качество хорошо в определенной степени развития. Его несоблюдение чревато появлением у воспитанника самомнения, некритичности к себе. В таком случае он видит только свои достоинства, не замечая недостатков и, как следствие, не считает нужным работать над самосовершенствованием. Он считает, что всегда и во всем должен быть первым, что физически невозможно. Это противоречие злит ребенка и причиняет ему страдания.

Принцип системы основан на том, что ребенок должен уважать не только себя, но и других людей, т. е. воспитываться в системе "Я - другие". Последствия несоблюдения этого принципа могут быть весьма плачевными. Существует вероятность вырастить заносчивого зазнайку, который не сможет контактировать с окружающими.

Все тонкости воспитания у дошкольников самоуважения необходимо учитывать в ежедневном общении с ними. Но помимо этого имеет смысл проводить целенаправленные занятия в ДОУ, которые помогут развивать самоуважение и уважение к окружающим через осознание личных достоинств и достоинств товарищей, восприятие эмоциональной поддержки, согласия со стороны других детей.