Вы не зарегистрированы

Авторизация



Творческо-исследовательский проект «Золотая осень»

Фото пользователя Мария  Сергеевна Чернова
Submitted by Мария Сергеевна Чернова on Tue, 15/08/2017 - 19:54
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №15 «Мальвина» г. Балаково Саратовской области Творческо-исследовательский проект «Золотая осень» подготовительная к школе группа ЗПР №7 Проект подготовили и провели воспитатели первой квалификационной категории: Аносова М. П. Чернова М.С. Учитель-дефектолог: Коржиченко Л.В. Содержание: 1. Введение 2. Паспорт проекта 3. Содержание и этапы реализации проекта 4. Формы и методы работы с детьми 5. Конспекты НОД, сценарий праздника, дидактические, хороводные, подвижные игры, проводимые в ходе реализации проекта 6. Литература Введение Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер. Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей среды экологического направления, где мы с раннего возраста самостоятельно познаем окружающий мир, выделяем связи и зависимости, существующие в природе, активно проявляем позицию в отношении природных объектов – помочь, защитить, позаботиться. Именно с точки зрения экологического образования предметная среда должна создавать условия для: познавательного развития, экологического развития, оздоровления, формирования нравственных качеств, формирование экологически грамотного поведения. Паспорт проекта 1. Название проекта «Золотая осень» 2. Тип проекта: творческо-исследовательский, краткосрочный. 3. Время реализации: 26.10.2016 – 03.11.2016 год. Состав проектной группы: воспитатели – Аносова М. П., Чернова М.С., учитель-дефектолог: Коржиченко Л.В., музыкальный руководитель: Астраханцева О.Ю., воспитанники старшей группы ЗПР, родители. 4. Возраст детей: 5-6 лет 5. Цель проекта: выяснить представления детей о сезонных изменениях в природе; заинтересовать проблемой; провести наблюдения за изменениями в неживой природе, в жизни животных, птиц, растений осенью; поддержать естественный интерес ребенка к природе; сформировать исследовательские способности в процессе изучения; укрепить здоровье, расширить двигательный опыт детей. 6. Задачи проекта: Обучающие: формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе; формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности. Развивающие: развивать умственные операции сравнения и обобщения; развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность, фантазию; приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы; развивать мотивацию на здоровый образ жизни. Воспитательные: воспитывать эмоциональное отношение к природе; воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять. 7. Актуальность: Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Предполагаемые результаты: Ребенок: • углубляет и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах; • Пополняет словарный запас; • развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию; • стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор; • разнообразит способы сотрудничества; • развивает художественно-творческие навыки. Используемые виды деятельности: • НОД; • Игровая; • Чтение художественной литературы; • Изобразительная; Продукт проектной деятельности. • Выставка рисунков «Разноцветная осень» • Праздник осени. Содержание практической деятельности по реализации проекта. 1 этап. Организационно-подготовительный этап. Воспитатели: Подбор материала и оборудования для занятий, бесед с детьми. Музыкальный руководитель: Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта. Сотрудничество с родителями: Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы. Изготовление атрибутов к осеннему празднику. 2 этап. Практический этап Чтение, пересказ, рассказов, чтение и заучивание стихов, загадок и их обсуждение на протяжении проекта Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад», Пушкина «Уж небо осенью дышало», Ю. Тувим «Овощи» Чтение и пересказ рассказа Г. Скребицкого «Осень», И. Соколов-Микитов «Листопадничек» Чтение и обсуждение басни Крылова «Стрекоза и муравей» Загадки, пословицы, поговорки – по теме проекта. Разучивание песен по тематике проекта Непосредственно образовательная деятельность 1.Рисование «Осенний лес», 2.Аппликация «Осеннее дерево» 3. Лепка «За грибами в лес осенний» 4. НОД по ФЦКМ Наблюдение Ежедневно на прогулках, согласно перспективному планированию Беседы «Какие деревья растут на участке нашего детского сада?», «Какими красками рисует осень», «Почему опадают листья?», «Куда улетают птицы?» Труд в природе Сбор гербария, уборка шишек и сухих листьев на участке ДОУ. Воспитатели и дети Дидактические игры: «Чьи листья» «От какого дерева листок»; «Загадай загадку». Наблюдения за деревьями и другими растениями Музыкальный тематический праздник «Золотая осень» Подвижные игры «Осенний букет», «У медведя во бору», «Зайцы в лесу», «Волк во рву», «Зайцы и волк» 3 этап. Итоговый этап 1. Выставка творческих работ детей «Разноцветная осень!» 2. Праздник осени «Золотая осень» Дидактическая игра «С какого дерева листок» Цель: учить детей различать деревья; воспитывать познавательный интерес Конспект НОД по рисованию «Осенний лес» старшая группа ЗПР Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие. Цель: расширить представления детей о золотой осени в поэзии, произведениях изобразительного искусства; учить отражать в рисунке осенние впечатления. Задачи: продолжать знакомить детей с новой техникой рисования – губкой. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности (познавательное развитие). Воспитывать у детей умение слушать воспитателя (социально - коммуникативное развитие). Развивать двигательную активность детей (физическое развитие). Методы и приёмы: Наглядные - демонстрация осенних картин. Словесные - беседа, объяснения, вопросы к детям, чтение стихотворения, слушание музыки. Материалы и оборудование: белые листы бумаги, кисточки, гуашь, баночки с водой, тряпочки, картины с изображением осени. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, на которых изображены деревья в пору золотой осени. Наблюдение за деревьями на прогулке. Ход занятия: Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение: ( держит на ладони желтый лист) Желтый листик на ладони, Был когда-то он зеленый. К нам в окошко он влетел. Почему он пожелтел? У кого, друзья, не спросим, Скажут-наступила… Дети: Осень! Воспитатель.Молодцы, ребята! А какая бывает осень? Дети высказывают свои соображения( ранняя, золотая, поздняя, холодная и т.д.) Воспитатель : Ребята, давайте рассмотрим картины с изображением золотой осени. (Рассматривают картины И.Левитана «Березовая роща», «Золотая осень», обсуждают.) Звучит музыка Шопена «Осенний вальс», воспитатель читает стихотворение Е.Трутневой «Осень»: Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах- Это платье золотое У березы на плечах. Пролетают паутинки С паучками в серединке, И высоко от земли Пролетают журавли. Все летит... Должно быть, это Пролетает наше лето. Воспитатель: О какой осени говорится в стихотворении? Вот мы с вами сейчас и нарисуем золотую осень. Но рисовать будем необычным способом: губкой ( способ примакивания). (Повторяют правила работы с красками) Дети рисуют под музыку Шопена «Осенний вальс». Пока дети рисуют, воспитатель( или помощник воспитателя) раскладывает на полу разноцветные листья. По окончании работы детей, воспитатель включает аудиозапись-шум ветра. Восптатель: Ребята, посмотрите, пока мы с вами работали, налетел ветер и рассыпал листья. Как называется такое явление природы? Да, был настоящий листопад! Предлагает игру "Кто быстрее соберёт осенний букет?". Дети принимают активное участие в игре. Воспитатель в это время вывешивает рисунки на доске. Дети рассматривают, обмениваются впечатлениями. Конспект НОД по аппликации «Осеннее дерево» старшая группа ЗПР Цель: продолжать упражнять детей формировать из пластилина ствол и ветки деревьев и прикреплять их кончиками пальцев к картону (не выходя за контур); формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику, развивать речь. Материал: заготовки картона с силуэтом дерева, пластилин цветной, игрушка Белочка Приемы лепки: отщипывание, скатывание, надавливание. Ход занятия: (на мольберте размещены осенние иллюстрации и картинки) Воспитатель: читает стихотворение Осень Если на деревьях Листья пожелтели, Если в край далекий Птицы улетели, Если небо хмурое, Если дождик льется, Это время года Осенью зовется. Автор: М. Ходякова Воспитатель: ребята, давайте посмотрим на наш волшебный мольберт. Какие у нас красивые картинки на нем расположены! Ответьте, что изображено на этих картинках? (побуждает к ответу). Да это деревья, лес, парк. Какие они все красивые! Какие замечательные листья на всех деревьях! А в какое время года листья бывают такими красивыми? (побуждает к ответу, проговаривают). Воспитатель: а пока мы с вами рассматривали наши картинки, к нам в гости пришла Белочка. Она очень хочет погулять по осеннему лесу, посмотреть на деревья, поиграть с разноцветными листочками. Но только до леса очень далеко идти. А Белочка очень устала. Может поможем ей и слепим свои осенние деревья? Дети: да, поможем. Воспитатель: посмотрите на эти листочки (раздаются заготовки для поделки, чего не хватает на деревьях? (побуждает к ответу, проговаривают). Ну, конечно, не хватает листьев. А какого цвета листья на деревьях осенью? (побуждает к ответу, проговаривают). Листья красного, желтого, оранжевого, зеленого цвета. Давайте порадуем Белочку, создадим осенний лес, в котором она будет играть с листвой и радоваться. Для этого мы выберем цвет листьев на дереве, и возьмем пластилин такого же цвета. От большого куска пластилина мы отщипываем маленькие кусочки пластилина, большим и указательным пальцами правой руки скатываем из них шарики (показываю как). Прилепим листик – шарик на дерево, нажимая на него пальчиком. Давайте сделаем много листьев на дереве -красных, желтых, оранжевых, зеленых. -Вот какие красивые деревья у нас получились! Белочка нам очень благодарна! По необходимости индивидуальная работа с каждым ребенком. Конспект НОД по лепке «За грибами в лес осенний» старшая группа ЗПР Программное содержание: учить технике лепки овальных и круглых форм. Закрепить навыки скатывания, раскатывания, сплющивания, вытягивания, сглаживания. Продолжать учить детей использовать стеку для оформления отдельных элементов у грибов (пластины). Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, развитие внимания, восприятия, образного мышления. коррекция и развитие связной устной речи. Воспитывать эмоциональное отношение к событиям, происходящим в жизни детей осенью. Воспитывать самостоятельность. Оборудование: пластилин, стека, влажная салфетка для рук, игрушка гриб. Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций с изображением грибов, чтение худ. произведения В. Сутеева "Под грибом". Словарная работа: - активизировать в речи слова "грибник", "грибники", "лукошко", "пластины", "шляпка", "ножка". Ход занятия. Воспитатель загадывает загадку: Я под шапкой цветной На ноге стою одной. У меня свои повадки: Я всегда играю в прятки. Что это, ребята? (Гриб) Воспитатель: - А как вы догадались, что загадка была о грибе? (у гриба есть шляпка, он стоит на одной ножке, и его ищут грибники в лесу). - Ребята, а какие грибы вы знаете? (мухомор, поганка-это несъедобные грибы; белый гриб, подосиновик, подберезовик, лисички - это съедобные грибы) - И подскажите, ребята, где растут грибы? (в лесу, на полянке, под деревьями, на пеньках). -Молодцы, как много вы знаете о грибах. Воспитатель: Ребята, а вы любите собирать грибы с взрослыми? Конечно, это очень интересно и увлекательно. Вот и к нам в гости пришел Гриб-Сморчок. Он принес нам стихотворение о себе. Давайте послушаем (читает стихотворние Е. Ярышевской) Август… Осень на носу. И грибы пошли в лесу. А потом пошли за ними Мы с корзинами большими. Папа мой, грибник известный, Возле старого пенька Боровик нашёл чудесный, Рядом - три моховика. Отыскал лисичку брат, Мама – парочку маслят, Сыроежку и волнушку. Ну а я нашла … лягушку! Посадила на ладошку И погладила по спинке… Жаль, не стала эта крошка, Словно гриб, сидеть в корзинке! Воспитатель: Ребята, наш Грибок-Сморчок просит слепить ему друзей. Порадуем его? А для того чтобы у нас все получилось замечательно, нам надо размять наши руки и пальчики. (выполняется пальчиковая гимнастика): Вылезли на кочке Мелкие грибочки: Грузди и горькушки, Рыжики, волнушки. Даже маленький пенек Удивленья скрыть не мог. Выросли опята, Скользкие маслята, Бледные поганки Встали на полянке Воспитатель: Сейчас мы будем лепить грибочки. Для этого нам надо скатать в столбик пластилин белого цвета-получилась ножка у грибочка, затем взять пластилин коричневого цвета, скатать в шар и сплющить его между ладонями - получилась шляпка для гриба. Теперь соединяем ножку с шляпкой, сглаживаем их между собой и стекой выделяем пластины в виде полосок под шляпка гриба. - И вот ребята, получился у нас гриб, который называется сыроежка. А еще можно слепить гриб-мухомор. Скатываем пластилин белого цвета в столбик, и потом вытягиваем у ножки гриба юбочку, как у гриба-мухомора, затем берем пластилин для шляпки какого цвета? (красного, скатываем его в шар и сплющиваем между ладонями, потом соединяем, аккуратно сглаживаем шляпку и ножку. Ребята, посмотрите, а чего еще не хватает у гриба-мухомора? Правильно, белых пятнышек на шляпке у гриба. Далее проводится логоритмическое упражнение: Меж еловых мягких лап Дождик тихо кап, кап, кап! Где сучок давно засох, Вырос серый мох, мох, мох! Где листок к листку прилип, Появился гриб, гриб, гриб! Кто нашел его, друзья? Это я, это я, это я! В небе жаворонок пел. Порезвился в вышине, Спрятал песенку в траве. Тот, кто песенку найдет, Будет весел целый год. Воспитатель: - Что нам надо сделать в первую очередь (дети отвечают- взять пластилин белого цвета, размять его и скатать в столбик). Дети старательно лепят, воспитатель оказывает помощь. Воспитатель: - Андрей, а какого цвета грибы-лисички (Грибы- лисички оранжевого цвета) Юля, скажи, как называются люди, которые собирают грибы? (Их называют грибниками). Катя, скажи, пожалуйста, куда грибники собирают грибы? (Грибники собирают грибы в корзинку, в лукошко). Воспитатель: -Вот какие мы с вами молодцы. Давайте порадуем гостя новыми друзьями. Что мы сегодня с вами лепили? Какие грибы вы слепили? Что вам больше всего понравилось в лепке пластилином? Вы все очень старались и у вас все замечательно получилось. Грибок-Сморчок рад новым друзьям и приглашает вас поиграть вместе с ними. Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы ЗПР №7 на тему «Осень». Учитель-дефектолог: Коржиченко Л.В. Описание: конспект обобщающего занятия по теме «Осень». Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме «Осень». Задачи: Коррекционно- образовательные: -закрепить представления детей о признаках осени, о дарах осени; -учить согласованию существительных с прилагательными; -упражнять в дифференциации предметов, использовать обобщающие слова. -закреплять умения составлять предложения по картинке. Коррекционно-развивающие: -развивать память через игры, через чтение стихотворений, пословицы; -развивать внимание через игру, мышление через разгадывание загадок, ответы на вопросы; -развивать тактильные ощущения, память через игру «Чудесный мешочек»; -развивать мелкую моторику через самомассаж, пальчиковую гимнастику. Коррекционно-воспитательные: -воспитывать интерес к занятиям, любовь к природе. Оборудование: аудиозапись «шум ветра», листочки, загадки, лукошко, муляжи фруктов, овощей, грибов, корзинки, поднос, сюжетные картинки на «листьях». Предварительная работа: занятия по темам «Золотая осень», «Овощи. Фрукты», «Лес. Грибы. Ягоды», разучивание стихотворений об осени, Ход НОД: 1.Организационный момент. Приветствие «Солнышко». Дети стоят в кругу, игрушку солнышко передают друг другу, а вместе с ним тепло и улыбку. Выполняя упражнение, все дети улыбаются. 2.Основная часть. Учитель-дефектолог: Давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы будем говорить сегодня. Загадка Пусты поля, Мокнет земля, Дождь поливает. Когда это бывает? (осенью) Отгадав загадку, дефектолог обосновывают ответ. – О каком времени года говорится в стихотворении? Дидактические карточки «Что бывает осенью». Учитель-дефектолог показывает картинку-опору и помогает детям сформулировать признаки осени. - картинка «Солнце» (с короткими лучами, солнце греет меньше) - шапка, куртка, сапоги (на улице становится холоднее) - символы дня и ночи (черная длинная и короткая желтая полоски; день становится короче, ночь – длиннее) - зонт (часто идут дожди) - дерево с зелеными (много); желтыми, красными (мало) листьями, один лист под деревом (начали желтеть и опадать листья). Учитель-дефектолог: Какое время года прошло? (лето, дети должны найти картинку с изображением лета на столе педагога и поставить ее на доску перед картинкой с изображением осени). - Какое время года наступит после осени? (зима, дети должны найти картинку с изображением зимы на столе педагога и поставить ее после картинки с изображением осени). - Между какими временами года находится осень? (между летом и зимой). - Картинка с каким временем года осталась? (весна). - Скажите, после какого времени года наступает весна? (после зимы). - Перед каким временем года бывает весна? (перед летом). - Назовите времена года по картинкам по порядку. 4.Физминутка: «Осенний денёк». Солнце спит и небо спит, (Ладошки сложить вместе и попеременно приложить то к левой щеке, то к правой .) Даже ветер не шумит. (Руки поднять вверх и покачать ими.) Рано утром солнце встало, (Руки поднять вверх,потом потянуться.) Все лучи свои послало. (Покачать поднятыми вверх руками.) Вдруг повеял ветерок, (Покачать раскрытыми в стороны руками.) Небо тучей заволок, (Лицо закрыть руками.) И деревья раскачал. (Покачивать туловищем влево- вправо.) Дождь по крышам застучал, (Прыгать на месте.) Барабанит дождь по крышам, (Хлопать в ладоши.) Солнце клонится все ниже. (Наклониться вперед.) Вот и спряталось за тучи, (Присесть.) Ни один не виден лучик. (Встать и спрятать руки за спину.) Сюрпризный момент. Звучит аудиозапись « шум ветра», около двери появляется большое лукошко. Учитель-дефектолог: Ребята! Что это такое? (Ответы детей) Это лукошко. А что в нем? Учитель-дефектолог: В лукошке лежит мешочек, интересно, что в нем? Давайте поиграем в игру 5. Игра: « Чудесный мешочек» Дети по очереди подходят к мешочку, опустив руки, на ощупь отгадывают, что у них в руках… Овощи, фрукты, грибы, ягоды дети выкладывают на большой поднос. Учитель-дефектолог: Молодцы! А сейчас поиграем в другую игру 6. Игра: «Какой? Какая? Какие?» Яблоко (какое?)….. Огурец (какой?)…. Малина (какая?)…. Гриб (какой?)….. 7.Игра: «Собери урожай» Дети раскладывают дары осени по корзинкам. Индивидуальный подход: 2 ребенка дифференцируют предметы, 2 ребенка, которые не участвовали или мало отвечали, контролируют выполнение задания и отвечают на вопрос «какие?» Ягоды (какие?)… Фрукты (какие?)… Овощи (какие?)….. Грибы (какие?)…. Учитель-дефектолог: Что-то еще осталось в лукошке. Что это ребята? шишки Самомассаж пальчиков с помощью шишек. Учитель-дефектолог: С шишками поиграли, а теперь давайте соберем осенний букет. 8.Пальчиковая гимнастика “Осенний букет”. Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. (Дети сжимают и разжимают кулачки) Листья берёзы. (Дети загибают поочередно пальцы) Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба Мы соберём (Дети сжимают и разжимают кулачки) В вазу осенний Букет отнесём.(Н.Нищева) Учитель-дефектолог: Посмотрите осень разбросала свои листочки. Найдите каждый себе листочек. 9.Игра «С какого дерева листочек?» Дети: Это лист рябины, лист тополя, лист клена и т.д. Индивидуальный подход: чтение стихотворений об осени (2 ребенка), Учитель-дефектолог: - Ребята, о каком времени года говорится в этих стихотворениях? (Ответы детей) Ребята, а так почему же говорят: «Осень богатая»? дефектолог обосновывают ответ. 10. 10.Рефлексия: Учитель-дефектолог: Ребята, о чем мы говорили на занятии? (Ответы детей)