Официальный сайт pepsilight 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волейбол"

Размещено: Сергей Александрович Романенко - ср, 06/09/2017 - 10:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Романенко Сергей Александрович
Место работы, должность: 

МБУДО "Краснояружский ЦДО", заместитель директора

Регион: 
Белгородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Физическая культура
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Тип ресурса: 
образовательная программа
Краткое описание ресурса: 
<p>дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по волейболу для учреждений дополнительного образования&nbsp;</p>

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Краснояружская детско-юношеская спортивная школа»

 

 

 

 

 

Программа рассмотрена и принята

на заседании педагогического совета

от «____» ___________ 20____г.

Протокол № 1

 

 

Утверждаю:

Директор МБУДО «Краснояружская ДЮСШ»

________________А.Н. Кириченко

     Приказ №_____ от_____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «ВОЛЕЙБОЛ»

 

 

Возраст обучающихся: 9 - 15 лет

Срок реализации: 4  года

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Романенко Сергей Александрович – заместитель директора

                                    

 

 

 

 

 

 

п. Красная Яруга - 2017 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Пояснительная записка. 3

Учебный план. 8

Учебно-тематический план занятий первого года обучения. 9

Учебно-тематический план занятий второго года обучения. 9

Учебно-тематический план занятий третьего года обучения. 10

Учебно-тематический план занятий четвертого года обучения. 11

Содержание программы. 12

Первый год обучения. 12

Второй год обучения. 15

Третий год обучения. 18

Четвертый год обучения. 21

Методическое обеспечение программы. 25

Список использованной литературы. 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Данная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа разработана на основе типовой программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, под редакцией С.М. Зверева, ред. «Просвещение», 1986 г.  В программе модифицировано количество часов в учебно-тематическом планировании и содержание программы по годам обучения. Так же изменен  срок реализации программы, данная программа рассчитана на 4 года обучения. Обновлено  содержание разделов программы в соответствии с современными требованиями и актуальными методами и формами работы.

Данная программа является дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой физкультурно-спортивной направленности. Образовательная программа рассчитана на учащихся в возрасте от 9 до 15 лет. Программа предусматривает  распределение учебно-тренировочного материала на 4 года обучения. В рамках реализации программы предусматривается проведение практических и  теоретических занятий, сдача контрольных нормативов и участие в соревнованиях. Программа рассчитана на 252 часа в год. Режим организации образовательного процесса по программе предполагает проведение занятий (2 занятия  по 45 минут) с периодичностью 3 раза в неделю. Образовательный процесс организовывается в форме учебно-тренировочных занятий.

Формы организации занятий:

  1. Теоретические
  2. Практические
  3. Комбинированные.

Реализация данной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы предполагает выполнение обучающимися программных требований по физической, технической, тактической и теоретической подготовке, выраженных в количественных (часы) и качественных (нормативные требования) показателях.

Программа включает в себя следующие разделы:

- «Физическая культура и спорт в России»;

- «Всероссийский физкультурный комплекс ГТО»;

- «История развития волейбола»;

- «История развития волейбола в России»;

- «Строение и функции организма человека»;

- «Гигиена, самоконтроль, техника безопасности»;

- «Правила игры»;

- «Общая и специальная физическая подготовка»;

- «Основы техники и тактики игры»;

- «Контрольные игры и соревнования»;

- «Контрольные испытания»;

- «Воспитательная работа»

Все указанные выше  разделы представлены на каждом году обучения. Следует отметить, что на каждом году обучения изменяется распределение нагрузки (часов) по разделам, в сторону увеличения доли практических тренировочных занятий.

 

Актуальность и новизна программы.

 

На протяжении последних лет  ухудшается состояние здоровья населения Российской Федерации, о чем свидетельствует медицинская статистика. Особенно актуально стоит вопрос сохранения и укрепления здоровья детей, ведь именно с детства необходимо закладывать основу здорового образа жизни и укреплять здоровье подрастающего поколения.

Одним из путей решения данной проблемы является активизация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательных учреждениях. Прежде всего, это повышение двигательной активности обучающихся, которая не должна ограничиваться только уроками физической культуры. Дети должны активно заниматься спортом во второй половине дня: в спортивных секциях, кружках, объединениях, чему должна предшествовать целенаправленная  работа по привитию интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

 

Цели и задачи.

 

 Основной целью реализации программы является создание условий для формирования нравственно и физически здоровой личности обучающихся, формирования  у учащихся теоретических знаний и практических умений, навыков в области спортивной игры «Волейбол». Основой  подготовки обучающихся по программе является универсальность в овладении технико-тактическими приемами игры. В связи с этим дополнительной общеобразовательной программой  ставятся следующие задачи:

- укрепление здоровья и содействие правильному разностороннему физическому развитию;

- укрепление опорно-двигательного аппарата;

- развитие быстроты, гибкости, ловкости;

- обучение технике игры в волейбол;

- начальное обучение простейшим тактическим действиям в защите и нападении;

- привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

- популяризация спортивной игры «Волейбол».

 

Ожидаемые результаты.

 

В результате реализации данной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по волейболу обучающиеся должны освоить технику перемещений и стоек, технику подачи мяча, приема и передачи мяча, нападающих ударов, основы тактических действий в нападении и защите, технику игры в защите и нападении, теоретические знания об истории спорта и волейбола, об основах физиологии и техники безопасности, правила игры «Волейбол»; должно улучшиться общее состояние здоровья учащихся и наблюдаться развитие их физических качеств, должен быть сформирован устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом.

 

Критерии оценки результативности реализации программы.

 

Результативность реализации программы определяется при помощи контрольных нормативов, которые принимаются 2 раза в год в конце каждого полугодия. Контрольные нормативы включают в себя:

Тестирование по общей физической подготовке:

  1. Прыжок в длину с места;
  2. Поднятие туловища из положения лежа на спине руки за головой за 30 с.   (Подтягивание на перекладине).

Тестирование по  специальной физической подготовке:

  1. Бег 30 м (5x6м);
  2. Бег 92 м. с изменением направления движения.

Тестирование по  технической подготовленности:

  1. Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4;
  2. Подача на точность;
  3. Первая передача (прием) на точность из зоны 6 в зону 3 (расстояние 6 м.).

По результатам сдачи контрольных нормативов учащимися определяется уровень освоения  программы (высокий, средний, низкий)

 

 

 

Контрольные нормативы.

 

       ДЕВУШКИ:

 

 

  п/п

 

 

 

 

Упражнения

 

9 лет

10 лет

11 лет

уровни

 

уровни

уровни

В

 

 

 

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

    ОФП

 

 

1

Прыжок в длину с места (см)

160

135

115

170

140

125

185

150

135

2

Поднятие туловища из положения лежа на спине руки за головой за 30 с  (раз)

 

 

 

12

9

5

14

10

6

16

12

7

СФП

 

1

Бег 30 м (5x6м), сек

 

 

12,5

12,7

13,0

12,3

12,5

12,8

12,2

12,4

12,6

2

Бег 92 м с изменением

направления (сек.)

32,0

32,5

33.0

31.5

32.0

32,5

31,2

31,7

32,2

                         

 

 

 

 

  п/п

 

 

 

 

       упражнения

 

12 лет

13 лет

14-15лет

уровни

уровни

уровни

В

С

Н

 

В

С

Н

В

С

Н

        ОФП

 

 

1

Прыжок в длину с места (см)

190

155   .

140

195

160

145

200

160

150

2

Поднятие туловища из положения лежа на спине руки за головой за 30 с  (раз)

 

 

 

18

13

8

20

14

10

21

15

11

СФП

 

1

Бег 30 м (5x6м), сек

11.8

12,1

12,4

11,6

11.9

12,3

11.4

11.7

12.0

2

Бег 92 м с изменением

направления (сек.)

31.0

31.5

   32.0

30.5

31.0

31.5

30.0

30.5

31.0

 

     

 

 ЮНОШИ:

 

 

п/п

       упражнения

 

9 лет

10 лет

11 лет

уровни

уровни

уровни

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

    ОФП

 

1

Прыжок в длину с места (см;

175

140

125

185

145

135

195

160

145

2

Подтягивание на перекладине

3

2

1

4

3

1

6

4

2

СФП

1

Бег 30 м (5x6м), сек.

12 5

12,7

12,9

12.2

12.5

12,7

12.1

12.3

12.5

  2

Бег 92 м с изменением

направления (сек.)

31.0

31. 6

3 2.2

30. 5

31,0

31.5

30.0

30.5

31.0

 

 

 

 

п/п

 

       упражнения

 

12 лет

13 лет

14-15 лет

уровни

уровни

уровни

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

        ОФП

 

 1

Прыжок в длину с места (см)

200

165

150

205

170

155

210

180

165

2

Подтягивание на перекладине (раз)

 

 

7

5

2

7

5

3

8

6

3

СФП

 

 

1.

Бег 30 м (5x6м), сек

11,5

11,8

12.0

11.1

11.6

11.8

10.8

11.3

11.6

2

Бег 92 м с изменением

направления (сек.)

29.5

30.0

30.5

29.0

29.5

30.0

28.5

29.0

29.5

 

Контрольные нормативы по технической подготовке.

(юноши и девушки)

 

№ п/п

Упражнения (виды испытаний)

9-12 лет

13-15 лет

уровни

уровни

В

С

Н

В

С

Н

1

Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4

3

2

1

4

3

2

2

Подача на точность

3

2

1

4

3

2

3

Первая передача (прием) на точность из зоны 6 в зону 3 (расстояние 6 м.)

3

2

1

4

3

2

 

Так же о результативности реализации программы можно судить по результатам участия обучающихся в соревнованиях различного уровня.

Материально-технические условия реализации программы.

 

Для реализации программы необходима соответствующая материально-техническая база, включающая следующие спортивные сооружения, снаряжение и инвентарь:

- Спортивный зал с площадкой для волейбола 9×18 – 1 шт.

- Стенка гимнастическая -  8  шт.

- Маты гимнастические  - 8 шт.

- Скамейки гимнастические  - 3 шт.

- Свисток судейский  - 1  шт.

- Секундомер  - 1  шт.

- Обручи гимнастические  - 10  шт.

- Скакалки гимнастические  - 5  шт.

- Сетка волейбольная  - 1  шт.

- Мячи волейбольные - 8  шт.

- Стойки волейбольные – 1 комплект.

 

Учебный план.

 

№ п/п

Наименование раздела

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

1

Физическая культура и спорт в России

6

6

2

1

2

Всероссийский физкультурный комплекс ГТО

4

4

1

1

3

История развития волейбола

5

0,5

0,5

0,5

4

История развития волейбола в России

6

0,5

0,5

0,5

5

Строение и функции организма человека

6

5

1

1

6

Гигиена, самоконтроль, техника безопасности

8

6

2

1

7

Правила игры

8

3

1

1

8

Общая и специальная физическая подготовка

92

100

100

100

9

Основы техники и тактики игры

90

100

117

119

10

Контрольные игры и соревнования

15

15

15

15

11

Контрольные испытания

4

4

4

4

12

Воспитательные работа

8

8

8

8

 

ИТОГО

252

252

252

252

 

Учебно-тематический план занятий  первого года обучения.

 

№ п/п

 

Наименование раздела

 

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Физическая культура и спорт в России

6

6

 

2

Всероссийский физкультурный комплекс ГТО

4

4

 

3

История развития волейбола

5

5

 

4

История развития волейбола в России

6

6

 

5

Строение и функции организма человека

6

6

 

6

Гигиена, самоконтроль, техника безопасности

8

8

 

7

Правила игры

8

8

 

8

Общая и специальная физическая подготовка

92

4

88

9

Основы техники и тактики игры

90

4

86

10

Контрольные игры и соревнования

15

1

14

11

Контрольные испытания

4

 

4

12

Воспитательная работа

8

6

2

 

ИТОГО

252

58

194

 

 

Учебно-тематический план занятий  второго года обучения.

 

№ п/п

Наименование раздела

 

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Физическая культура и спорт в России

6

6

 

2

Всероссийский физкультурный комплекс ГТО

4

2

2

3

История развития волейбола

0,5

0,5

 

4

История развития волейбола в России

0,5

0,5

 

5

Строение и функции организма человека

5

5

 

6

Гигиена, самоконтроль, техника безопасности

6

6

 

7

Правила игры

3

3

 

8

Общая и специальная физическая подготовка

100

2

98

9

Основы техники и тактики игры

100

2

98

10

Контрольные игры и соревнования

15

1

14

11

Контрольные испытания

4

 

4

12

Воспитательные работа

8

4

4

 

ИТОГО

252

32

220

 

 

 

Учебно-тематический план занятий

третьего года обучения.

 

№ п/п

 

Наименование раздела

 

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Физическая культура и спорт в России

2

2

 

2

Всероссийский физкультурный комплекс ГТО

1

1

 

3

История развития волейбола

0,5

0,5

 

4

История развития волейбола в России

0,5

0,5

 

5

Строение и функции организма человека

1

1

 

6

Гигиена, самоконтроль, техника безопасности

2

2

 

7

Правила игры

1

1

 

8

Общая и специальная физическая подготовка

100

2

98

9

Основы техники и тактики игры

117

2

115

10

Контрольные игры и соревнования

15

1

14

11

Контрольные испытания

4

 

4

12

Воспитательные работа

8

4

4

 

ИТОГО

252

17

235

 

 

Учебно-тематический план занятий

четвертого года обучения.

 

№ п/п

 

Наименование раздела

 

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Физическая культура и спорт в России

1

1

 

2

Всероссийский физкультурный комплекс ГТО

1

1

 

3

История развития волейбола

0,5

0,5

 

4

История развития волейбола в России

0,5

0,5

 

5

Строение и функции организма человека

1

1

 

6

Гигиена, самоконтроль, техника безопасности

1

1

 

7

Правила игры

1

1

 

8

Общая и специальная физическая подготовка

100

1

99

9

Основы техники и тактики игры

119

1

118

10

Контрольные игры и соревнования

15

1

14

11

Контрольные испытания

4

 

4

12

Воспитательные работа

8

4

4

 

ИТОГО

252

13

239

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы.

 

Первый год обучения.

 

Раздел 1. Физическая культура и спорт в России.

Теория: Физическая культура составная часть культуры, одно из важных средств воспитания. История. Задачи физического воспитания: укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, подготовка к высокопроизводительному труду и защите Родины. Становление системы Физической подготовки и спорта в стране. Значимые вехи, факты, события, личности.

Раздел 2. Всероссийский физкультурный комплекс ГТО.

Теория: Возникновение, развитие, сущность физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» в стране. Нормы, требования.

Раздел  3. История развития волейбола.

Теория: Год рождения волейбола. Основатель игры в волейбол. Родина волейбола среди школьников. Соревнования по волейболу среди школьников. Описание игры в мини-волейбол.

Раздел 4. История развития волейбола в России.

Теория: Становление волейбола в России. Значимые вехи, имена, деятели. Спортивные клубы. Результаты.

Раздел 5. Строение и функции организма человека.

Теория: Общие сведения о строении организма человека, физиологии и протекающих в нем процессах.

Раздел 6. Гигиена, самоконтроль, техника безопасности.

Теория: Общий режим дня. Гигиена сна, питание. Гигиена одежды, обуви. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме. Зависимость появления травм от неправильного от ношения к гигиеническим требованиям. Предупреждение травм и соблюдение техники безопасности при занятиях волейболом.

Раздел 7. Правила игры в волейбол.

Теория: Правила игры в мини-волейбол/пионербол. Правила игры в волейбол. Состав команды, замена игроков, форма игрока, нарушения.

Раздел 8. Общая и специальная физическая подготовка.

Теория: Значение общей и специальной физической подготовки для становления  и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств: быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости. Средствами физической подготовки являются упражнения из других видов спорта и подвижные игры.

Практика:

Строевые упражнения. Понятие о строе-шеренга, колонна, фланг. Простейшие команды на месте и в движении.

Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи.

Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки: с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту. Метание мяча в цель, на дальность.

Раздел 9. Основы техники и тактики игры

Теория: Техника - основа спортивного мастерства. Классификация техники, тактики. Целесообразность применения отдельных технических приемов в конкретной игровой обстановке.

Практика:

Техника нападения. Действия без мяча. Перемещение и стойки: стартовая стойка (исходные положения) - основная. Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения приставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Двойной шаг вперед. Сочетание способов перемещений. Действия с мячом. Передачи мяча: сверху двумя руками; передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте и после перемещения, передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; отбивание мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером - с места и после приземления. Подача мяча: нижняя прямая; через сетку; подача в стенку с расстояния 6-9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая.

Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой (овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, 1, 2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу).

Техника защиты. Действие без мяча. Перемещение и стойки: стартовая стойка (исходное положение) - основная стойка. Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперёд. Перемещения приставными шагами лицом вперед, боком вперед. Остановка шагом. Действия с мячом. Приём мяча сверху двумя руками: отскочившего от стены, после броска в сторону, после броска через сетку; от нижней подачи; снизу двумя руками: отбивание мяча, наброшенного партнёром - на месте и после перемещений.

Тактическая подготовка. Тактика нападения. Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3.

Групповые действия. Взаимодействия игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при первой передаче). Взаимодействия игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3.

Командные действия. Приём нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращён лицом.

Тактика защиты. Выбор места при приёме нижней подачи. Расположение игроков при приёме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.

 Раздел 10. Контрольные игры и соревнования.

Теория: Организация и проведение соревнований, товарищеских встреч. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.

Практика: Соревнования по подвижным играм с элементами техники волейбола. «Весёлые старты». Соревнования по мини-волейболу/пионерболу.

Раздел 11. Контрольные испытания.

Практика: Проводятся по общей и специальной физической и технической подготовке 2 раза в год в конце 1 и 2 полугодия в форме тестирования по  контрольным нормативам (декабрь, май).

Раздел 12. Воспитательная работа.

Теория: Проведение тематических бесед о здоровом образе жизни, этике, товариществе, нравственности. Воспитательная работа в ходе проведения занятий.

Практика: Организация и проведение в течение года в каникулярное время учебно-тематических экскурсий, тематических мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй год обучения.

 

Раздел 1. Физическая культура и спорт в России.

Теория: Физическая культура составная часть культуры, одно из важных средств воспитания. История. Задачи физического воспитания: укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, подготовка к высокопроизводительному труду и защите Родины. Становление системы Физической подготовки и спорта в стране. Значимые вехи, факты, события, личности.

Раздел 2. Всероссийский физкультурный комплекс ГТО.

Теория: Возникновение, развитие, сущность физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» в стране. Нормы, требования.

Практика: Нормы, требования.

Раздел 3. История развития волейбола.

Теория: История волейбола. Родина волейбола. Соревнования по волейболу среди школьников.

Раздел 4. История развития волейбола в России.

Теория: История волейбола в России. Значимые вехи, имена, деятели. Спортивные клубы. Результаты.

Раздел 5. Строение и функции организма человека.

Теория: Общие сведения о строении организма человека, физиологии и протекающих в нем процессах.

Раздел 6. Гигиена, самоконтроль, техника безопасности.

Теория: Гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме. Зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям. Предупреждение травм и соблюдение техники безопасности при занятиях волейболом.

Раздел 7. Правила игры в волейбол.

Теория: Правила игры в волейбол. Состав команды, замена игроков, форма игрока, нарушения.

Раздел 8. Общая и специальная физическая подготовка.

Теория: Значение общей и специальной физической подготовки для становления  и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств: быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости. Средствами физической подготовки являются упражнения из других видов спорта и подвижные игры.

Практика:

Строевые упражнения. Понятие о строе-шеренга, колонна, фланг. Простейшие команды на месте и в движении.

Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи.

Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки: с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту. Метание мяча в цель, на дальность.

Раздел 9. Основы техники и тактики игры

Теория: Классификация техники, тактики.

Практика: Техника игры. Стойка игрока. Перемещения шагом, бегом, приставным шагом, бегом влево, вправо, бег с изменением направления и резкая остановка по сигналу. Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед, вправо, влево, назад. Индивидуальное жонглирование сверху и снизу над собой.

Прием мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения. Верхняя прямая подача в облегченных условиях (расстояние - 3-6 м от сетки).

Разъяснение правил игры в волейбол на примере пионербола (расстановка игроков на площадке, переход игроков, введение мяча в игру вбрасыванием одной рукой). Введение мяча для девочек разрешается с расстояния 6-7 м от сетки, для мальчиков - в обязательном порядке из-за лицевой линии. При разъяснении правил игры в пионербол оговаривается обязательное условие: выполнить три касания мяча с броском на сторону противника в прыжке с трехшагового разбега двумя руками.

Чередование способов перемещения игроков. Передача мяча сверху и снизу двумя руками после перемещения вперед, назад, влево, вправо. Верхняя прямая подача. Прием мяча с подачи. Эстафеты и подвижные игры с элементами волейбола («Кто точнее?», «Кто лучший?», «Сумей передать и подать»). Учебная игра в пионербол, введение мяча в игру нижней или верхней подачей с расстояния 6-7 м от сетки.

Чередование способов перемещения; остановка шагом и скачком. Передачи сверху и снизу над собой, в колоннах через сетку со сменой за мячом. Прием мяча с подачи. Нападающий удар в облегченных условиях. Верхняя подача.

Тактическая подготовка. Индивидуальные тактические действия. Групповые тактические действия (взаимодействие игроков передней линии со второй передачи в зоне 3). Учебная игра, эстафеты и подвижные игры. Передача мяча сверху и снизу двумя руками над собой, вперед, после перемещения, сверху двумя руками за голову. Прием мяча с подачи в зонах 1, 6, 5 с доигрыванием в зону 3. Нападающий удар со второй передачи в зонах 2, 4, 3. Доигрывание мяча над сеткой. Одиночное и двойное блокирование. Индивидуальные, групповые и командные действия. Взаимодействие игроков линии защиты и нападения. Учебная игра, эстафеты и подвижные игры.

Передача мяча вдоль сетки после перемещения, передача мяча в прыжке, нападающий удар «по ходу» в зонах 2 и 4, нападающий удар по линии. Одиночный и двойной блоки. Подстраховка нападающего и блокирующего. Подачи нацеленные с вращением и без вращения мяча. Прием мяча с подачи и нападающего удара. Взаимодействие линий нападения и защиты. Учебная игра в усложненных условиях (уменьшенным составом, сетка закрыта тканью). Эстафеты и подвижные игры с элементами волейбола.

Раздел10.  Контрольные игры и соревнования.

Теория: Организация и проведение соревнований, товарищеских встреч. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.

Практика: Соревнования по подвижным играм с элементами техники волейбола. «Весёлые старты». Соревнования по мини-волейболу/пионерболу.

Раздел 11. Контрольные испытания.

Практика: Сдача тестирования по контрольным нормативам по общей и специальной физической и технической подготовке 2 раза в год в конце 1 и 2 полугодия (декабрь, май)

Раздел 12. Воспитательная работа.

Теория: Проведение тематических бесед о здоровом образе жизни,  коллективизме, поведении, нравственности. Воспитательная работа в ходе проведения занятий.

Практика: Организация и проведение в течение года в каникулярное время учебно-тематических экскурсий, тематических мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Третий год обучения.

 

Раздел 1. Физическая культура и спорт в России.

Теория: Коллектив физической культуры - основное звено физкультурного движения. Организация, задачи, содержание работы коллективов физкультуры. Становление системы физической подготовки и спорта в России. Значимые вехи, факты, события, личности.

Раздел 2. Всероссийский физкультурный комплекс ГТО.

Теория: Выполнение физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» в стране. Нормы, требования.

Раздел 3. История развития волейбола.

Теория: История волейбола.   Соревнования по волейболу среди школьников.

Раздел 4. История развития волейбола в России.

Теория: История. Значимые вехи, имена, деятели. Результаты.

Раздел 5. Строение и функции организма человека.

Теория: Общие сведения о строении организма человека, физиологии и протекающих в нем процессах.

Раздел 6. Гигиена, самоконтроль, техника безопасности.

Теория: Гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме. Предупреждение травм и соблюдение техники безопасности при занятиях волейболом.

Раздел 7. Правила игры в волейбол.

Теория: Правила игры в волейбол. Состав команды, замена игроков, костюм игрока. Основы судейской терминологии и жеста.

Раздел 8. Общая и специальная физическая подготовка.

Теория: Значение общей и специальной физической подготовки для становления  и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств: быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости. Средствами физической подготовки являются упражнения из других видов спорта и подвижные игры.

Практика:

Строевые упражнения. Простейшие команды на месте и в движении.

Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов и с предметами: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи.

Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки: с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту. Метание мяча в цель, на дальность.

Раздел 9. Основы техники и тактики игры

Теория: классификация техники и тактики.

Практика:  

Техника игры. Стойка игрока. Перемещения шагом, бегом, приставным шагом, бегом влево, вправо, бег с изменением направления и резкая остановка по сигналу. Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед, вправо, влево, назад. Индивидуальное жонглирование сверху и снизу над собой.

Прием мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения. Верхняя прямая подача в облегченных условиях (расстояние - 3-6 м от сетки).

Разъяснение правил игры в волейбол на примере пионербола (расстановка игроков на площадке, переход игроков, введение мяча в игру вбрасыванием одной рукой). Введение мяча для девочек разрешается с расстояния 6-7 м от сетки, для мальчиков - в обязательном порядке из-за лицевой линии. При разъяснении правил игры в пионербол оговаривается обязательное условие: выполнить три касания мяча с броском на сторону противника в прыжке с трехшагового разбега двумя руками.

Чередование способов перемещения игроков. Передача мяча сверху и снизу двумя руками после перемещения вперед, назад, влево, вправо. Верхняя прямая подача. Прием мяча с подачи. Эстафеты и подвижные игры с элементами волейбола («Кто точнее?», «Кто лучший?», «Сумей передать и подать»). Учебная игра в пионербол, введение мяча в игру нижней или верхней подачей с расстояния 6-7 м от сетки.

Чередование способов перемещения; остановка шагом и скачком. Передачи сверху и снизу над собой, в колоннах через сетку со сменой за мячом. Прием мяча с подачи. Нападающий удар в облегченных условиях. Верхняя подача.

Тактическая подготовка. Индивидуальные тактические действия. Групповые тактические действия (взаимодействие игроков передней линии со второй передачи в зоне 3). Учебная игра, эстафеты и подвижные игры. Передача мяча сверху и снизу двумя руками над собой, вперед, после перемещения, сверху двумя руками за голову. Прием мяча с подачи в зонах 1,6,5с доигрыванием в зону 3. Нападающий удар со второй передачи в зонах 2, 4, 3. Доигрывание мяча над сеткой. Одиночное и двойное блокирование. Индивидуальные, групповые и командные действия. Взаимодействие игроков линии защиты и нападения. Учебная игра, эстафеты и подвижные игры.

Передача мяча вдоль сетки после перемещения, передача мяча в прыжке, нападающий удар «по ходу» в зонах 2 и 4, нападающий удар по линии. Одиночный и двойной блоки. Подстраховка нападающего и блокирующего. Подачи нацеленные с вращением и без вращения мяча. Прием мяча с подачи и нападающего удара. Взаимодействие линий нападения и защиты. Учебная игра в усложненных условиях (уменьшенным составом, сетка закрыта тканью). Эстафеты и подвижные игры с элементами волейбола. Совершенствование разученных технико-тактических приемов в упражнениях игрового характера.

Групповые и командные тактические действия, взаимодействие игроков на площадке. Индивидуальные тактические действия: при подачах, передачах, нападающих ударах и приеме мяча с подачи. Функции игроков на площадке. Групповые и командные действия в нападении и защите. Системы игры «углом вперед», «углом назад», с выходом разводящего игрока из зоны 1.  

Раздел 10. Контрольные игры и соревнования.

Теория: Организация и проведение соревнований, товарищеских встреч.

Практика: Участие в соревнованиях различного уровня. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок. Соревнования по подвижным играм с элементами техники волейбола.

Раздел 11. Контрольные испытания.

Практика: Проводятся по общей и специальной физической и технической подготовке 2 раза в год в конце 1 и 2 полугодия в форме тестирования по  контрольным нормативам (декабрь, май).

Раздел 12. Воспитательная работа.

Теория: Проведение тематических бесед о здоровом образе жизни, толерантности, этике, нравственности. Воспитательная работа в ходе проведения занятий.

Практика: Организация и проведение в течение года в каникулярное время учебно-тематических экскурсий, тематических мероприятий

 

 

 

 

 

 

 

Четвертый год обучения.

 

Раздел 1. Физическая культура и спорт в России.

Теория: Коллектив физической культуры - основное звено физкультурного движения. Организация, задачи, содержание работы коллективов физкультуры.

Раздел 2. Всероссийский физкультурный комплекс ГТО.

Теория: Выполнение физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» в стране. Нормы, требования.

Раздел 3. История развития волейбола.

Теория: История волейбола.  

Раздел 4. История развития волейбола в России.

Теория: История. Значимые вехи, имена, деятели. Результаты.

Раздел 5. Строение и функции организма человека.

Теория: Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и  подвижность суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий волейболом.

Раздел 6. Гигиена, самоконтроль, техника безопасности.

Теория: Общие гигиенические требования к занимающимся волейболом с учетом его специфических особенностей. Режим дня и питания с учетом занятий спортом. Гигиенические требования к спортивной одежде и инвентарю. Предупреждение травм и соблюдение техники безопасности при занятиях волейболом.

Раздел 7. Правила игры в волейбол.

Теория: Правила игры в волейбол. Судейская терминология и жесты. Судейская практика.

Раздел 8. Общая и специальная физическая подготовка.

Теория: Значение общей и специальной физической подготовки для развития спортсмена. Характеристика основных средств и их значение для достижения

высокого спортивно- технического мастерства.

Практика:  

 Общая физическая подготовка. (Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости, совершенствование навыков естественных видов движений).

Строевые упражнения. Команды для управления группой, понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колону по одному, по два. Перестроения.

Гимнастические упражнения.  Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнение без предметом индивидуальные и парные. Упражнение с набивными мячами. Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнение вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы. Прыжки в высоту с прямого разбега углом или согнув ноги.

Легкоатлетические упражнения. Бег /бег с ускорением до 40 м . Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Эстафетный бег. Прыжки в длину с места, с разбега, с разбега « согнув ноги».

Спортивные игры. Индивидуальные тактические действия, простейшие групповые взаимодействия.

Подвижные игры. «Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Место - в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Встречная эстафета» и т.п.

Специальная физическая подготовка.

Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. По сигналу бег на 5, 10,15м. из исходных положений: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии) сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии: то же, но перемещение приставными шагами. Бег с остановками и изменения направления. Челночный бег на 5 и 10м (общий пробег за одну попытку 20-ЗОм). Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно - спиной. По принципу челночного бега передвижение приставными шагами. То же, с набивными мячами в руках, с поясом - отягощением. Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же, с прыжком вверх. Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной в перед. То же, с оттягиванием, запрыгивание на сложенные гимнастические маты (высота постепенно увеличивается), количество прыжков подряд также увеличивается постепенно. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота - 40- 80см) с последующим прыжком вверх. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы , канавы. Бег по лестнице в верх, ступая на каждую ступеньку.

Упражнение для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев - на месте и в сочетании с различными перемещениями. Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах. Многократные броски мяча от груди двумя руками. Многократные передачи мяча. Многократные броски волейбольного мяча в стену. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой. Упражнение с волейбольными мячами (совершенствование ударного движения по мячу). Подачи с силой у тренировочной сетки (в сетку). Упражнение для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз - стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски мяча в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Броски  мяча «крюком» в прыжке - в парах и через сетку. Удары выполняются правой и левой рукой с максимальной силой.

Раздел 9. Основы техники и тактики игры.

Теория: Характеристика приемов техники: перемещение, стойки, передачи, подачи, нападающие удары. Значение технической подготовки для роста спортивного мастерства. Связь техники и тактики.

Практика:  

Техника   нападения.

Перемещение и стойки. Стартовая стойка (исходное положение): низкое. Скачок вперед. Сочетание стоек и перемещений.

Действия с мячом. Передачи мяча: верхняя передача в парах, тройках; передача в стену с изменением высоты передачи или расстояния до стены; передача мяча в стену в сочетании с перемещениями; передача на точность с собственного подбрасывания.

Нападающие удары: прямой нападающий удар сильнейшей рукой (броски теннисного мяча через сетку); удары по мячу в держателе и собственного подбрасывания, с подбрасывания партнера.

Техника защиты. Действия без мяча: скачок вперед, остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.

Действия с мячом: прием мяча снизу двумя руками( отбивание мяча с низу двумя руками в парах, с различными заданиями; многократное подбивание мяча снизу над собой); прием с низу- с подачи; одиночное блокирование (стоя на подставке в зонах 4,2,3)

Тактическая подготовка.

Тактика нападения.

Индивидуальные действия. Выбор способа отбивание мяча через сетку ( стоя на площадке): передачей с верху двумя руками, кулаком, с низу.

Групповые действия. Взаимодействия игроков передней линии

Командные действия. Приём нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача.

Тактика защиты. Выбор места при приёме подачи. Расположение игроков при приёме подачи.

Раздел 10. Контрольные игры и соревнования.

Теория: Организация и проведение соревнований, товарищеских встреч.

Практика: Участие в соревнованиях различного уровня. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок. Соревнования по подвижным играм с элементами техники волейбола.

Раздел 11. Контрольные испытания.

Практика: Проводятся по общей и специальной физической и технической подготовке 2 раза в год в конце 1 и 2 полугодия в форме тестирования по  контрольным нормативам (декабрь, май).

Раздел 12. Воспитательная работа.

Теория: Проведение тематических бесед о нравственности, товариществе, взаимовыручке и командном духе. Воспитательная работа в ходе проведения занятий.

Практика: Организация и проведение в течение года в каникулярное время учебно-тематических экскурсий, тематических мероприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы.

 

 

Методические рекомендации по выполнению обучающимися контрольных нормативов.

 

1. Бег 30 м: 5 х 6 м. На расстоянии 6 м чертятся две линии - стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая расстояние 6 м. пять раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.

2. Бег 92 м в пределах границ волейбольной площадки. На волейбольной площадке расположить 7 набивных (1 кг) мячей (или изобразить круги мелом), мяч № 7 на расстоянии 1м от лицевой линии. Спортсмен располагается за лицевой линией. По сигналу он начинает бег, касаясь мячей поочередно (№ 1, 2, 3, 4, 5, 6), каждый раз возвращаясь и касаясь мяча за лицевой линией (№ 7). Время фиксируется секундомером

 3. Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемою при приземлении. Из трех попыток учитывается лучший результат.

 4.Подтягивание. Из виса на прямых руках, захват сверху, подтягивать туловище до положения: подбородок над перекладиной. Туловище прямое, ног8и не сгибать.

 5.Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек. Упражнение начинать из положения сидя, ногами упираться в мат (ноги не держать), руки за головой. По сигналу туловище опустить на мат, голову, лопатки положить на мат. Поднимая туловище локтями коснуться коленей. Стопы от пола не отрывать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Программы для  внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Спортивные кружки и секции. Издание третье, переработанное и дополненное / Под редакцией С.М. Зверева. – М: Просвещение, 1986 г.  

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн