Дополнительное образование детей в современной России представляет собой культурно-обусловленное социально-педагогическое явление, многоуровневый социальный институт, развитие которого предполагает интеграцию его обучающей, воспитательной, развивающей, социально-реабилитационной и адаптационной функций.
Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой одаренных детей. Они обладают богатой фантазией и воображением, остро реагируют на все происходящее в окружающем мире. Перед тренерами-преподавателями стоит сложная задача - сохранить и развить индивидуальное, особенное, неповторимое, в конкретном ребенке.
В настоящее время внимание тренеров и психологов все больше привлекает проблема развития одаренных и талантливых детей.
Существовавшее ранее мнение о том, что одаренный ребенок может развиваться сам, сегодня признается ошибочным. С такими детьми необходимо планировать работу, учитывая их особенности.
Работа с одаренными спортсменами-одно из главнейших направлений деятельности педагогических коллективов учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Одаренные спортсмены-это воспитанники, имеющие отличный от среднего уровня физический и интеллектуальный потенциал, обладающие высокой восприимчивостью к приобретению теоритической и практических знаний, умений и навыков, позитивной мотивацией к систематическим занятиям физической культурой и спортом, творческими способностями; испытывающие потребность в конструктивной самореализации; ясно осознающие цели и целенаправленно стремящиеся к их достижению.
Основными задачами, решению которых должно быть уделено особое внимание в данном направлении, являются:
- Выявление одаренных спортсменов в учреждении.
- Формирование у них позитивной мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
- Создание оптимальных условий для их продуктивной личности самореализации.
- Моральное и материальное стимулирование спортсменов, добившихся высоких результатов.
- Обеспечение резерва сборных команд уровней: ЦФО, Мионобразования России, Европы, Мира по культивируемым видам спорта в системе образования Тамбовской области.
- Пропаганда здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта.
- Повышение уровня педагогического мастерства педагогов, работающих с одарёнными детьми через систему:
- курсов повышения квалификации;
- проблемных курсов;
-научно-практических семинаров;
-научно-практических конференций;
-круглых столов;
-научно-методической и экспериментальной работы;
-обмена опытом работы.
9. Обеспечение учащихся качественным спортивным инвентарем, оборудованием, экипировкой.
10.Рациональное использование СМИ в процессе работы с одаренными детьми.
11. Взаимодействие педагогического коллектива учреждения дополнительного образования с обучающимися и их родителями, педагогическими коллективами муниципальных образовательных учреждений, учреждений всех видов и типов, заинтересованных в развитии массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работе с детьми, подростками и учащейся молодежью, одаренными спортсменами области.
Воспитание одаренных детей в учреждении дополнительного образования должно осуществляться планомерно, целенаправленно, в рамках специально организованной работы. Ведущее место в этой работе должно принадлежать организации образовательного процесса с наиболее перспективными спортсменами. Особенность этого процесса состоит в том, что не учащийся адаптируется в нем к имеющимся образовательным условиям, а условия дополнительного образования проектируются на индивидуальность ребенка.
Воспитание и обучение одаренных детей происходит при дифференциации форм и методов педагогического взаимодействия с ребенком на основе сотрудничества и сотворчества. Отсюда вытекает необходимость поиска правильного соответствия методов, направленных на обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия и организации двигательной деятельности детей в контексте целостного учебно-тренировочного и педагогического процессов.
Применение личностно-ориентированного подхода предполагает поиск эффективных путей взаимодействия с ребенком в целях его развития, учета особенностей его индивидуальных качеств, его опыта, опору на уровень детского развития.
Личностно-ориентированный подход отличается многообразием форм проявления и возможностей. Результат при этом в большей мере зависит не только от выбора форм и методов осуществления педагогического процесса, но и определяется авторитетом тренера среди детей, отношением ребенка к воспитанию вообще и к физическому воспитанию в частности. Важнейшим условием является организация целенаправленной деятельности одаренных детей, предполагающая регулирование объема и продолжительности двигательной активности, учитывая уровень ее проявления и обеспечивающая чередование физических нагрузок с отдыхом. Тщательно продуманная тренером-преподавателем система педагогического взаимодействия в контексте разнообразных форм работы с детьми способствует физическому совершенствованию одаренной личности.
Примерный план мероприятий учреждений дополнительного образования в сфере физкультурно-спортивной направленности должен включать в себя следующие мероприятия: совершенствование работы по нормативно-правовому обеспечению функционирования УДОД, разработка программы деятельности с одарёнными детьми, плана работы на год, плана спортивно-массовых мероприятий на учебный год, план индивидуальной работы с учащимися на перспективу, год, по этапам и периодам обучения, рациональное использование летнего оздоровления детей в сочетании с продолжением образовательной деятельности) профильный спортивно-оздоровительный лагерь, лагерь дневного пребывания). Целенаправленная реализация данных мероприятий, при условии, грамотной их корректировки, безусловно, обеспечит тенденцию роста количественных и качественных показателей в работе с одаренными детьми.
|