Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проблема развития одаренных и талантливых детей в организациях дополнительного образования.

Submitted by Александра Поддячая on чт, 12/10/2017 - 14:27

Дополнительное образование детей в современной России представляет собой культурно-обусловленное социально-педагогическое явление, многоуровневый социальный институт, развитие которого предполагает интеграцию его обучающей, воспитательной, развивающей, социально-реабилитационной и адаптационной функций.

Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой одаренных детей. Они обладают богатой фантазией и воображением, остро реагируют на все происходящее в окружающем мире. Перед тренерами-преподавателями стоит сложная задача - сохранить и развить индивидуальное, особенное, неповторимое, в конкретном ребенке.

В настоящее время внимание тренеров и психологов все больше привлекает проблема развития одаренных и талантливых детей.

Существовавшее ранее мнение о том, что одаренный ребенок может развиваться сам, сегодня признается ошибочным. С такими детьми необходимо планировать работу, учитывая их особенности.

Работа с одаренными  спортсменами-одно из главнейших направлений деятельности педагогических коллективов учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Одаренные спортсмены-это воспитанники, имеющие отличный от среднего уровня физический и интеллектуальный потенциал, обладающие  высокой восприимчивостью к приобретению теоритической и практических знаний, умений и навыков, позитивной мотивацией к систематическим занятиям физической культурой и спортом, творческими способностями; испытывающие потребность в конструктивной  самореализации; ясно осознающие цели и целенаправленно стремящиеся к их достижению.

Основными задачами, решению которых должно быть уделено особое внимание в данном направлении, являются:

  1. Выявление одаренных спортсменов в учреждении.
  2. Формирование у них позитивной мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
  3. Создание оптимальных условий для их продуктивной личности самореализации.
  4. Моральное и материальное  стимулирование спортсменов, добившихся высоких результатов.
  5. Обеспечение резерва сборных команд уровней: ЦФО, Мионобразования России, Европы, Мира по культивируемым видам спорта в системе образования Тамбовской области.
  6. Пропаганда здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта.
  7. Повышение уровня педагогического мастерства педагогов, работающих с одарёнными детьми через систему:

- курсов повышения квалификации;

- проблемных курсов;

-научно-практических семинаров;

-научно-практических конференций;

-круглых столов;

-научно-методической и экспериментальной работы;

-обмена опытом работы.

9. Обеспечение учащихся качественным спортивным инвентарем, оборудованием, экипировкой.

10.Рациональное использование СМИ в процессе работы с одаренными детьми.

11. Взаимодействие педагогического коллектива учреждения дополнительного образования с обучающимися и их родителями, педагогическими коллективами муниципальных образовательных учреждений, учреждений всех видов и типов, заинтересованных в развитии массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работе с детьми, подростками и учащейся молодежью, одаренными спортсменами области.

Воспитание одаренных детей в учреждении дополнительного образования должно осуществляться планомерно, целенаправленно, в рамках специально организованной работы. Ведущее место в этой работе должно принадлежать  организации образовательного процесса с наиболее перспективными спортсменами. Особенность этого процесса состоит в том, что не учащийся адаптируется в нем к имеющимся образовательным условиям,  а условия дополнительного образования проектируются на индивидуальность ребенка.

Воспитание и обучение одаренных детей происходит при дифференциации форм и методов педагогического взаимодействия с ребенком на основе сотрудничества и сотворчества. Отсюда вытекает необходимость поиска правильного соответствия методов, направленных на обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия  и организации двигательной деятельности детей  в контексте целостного учебно-тренировочного и педагогического процессов.  

Применение личностно-ориентированного подхода предполагает поиск эффективных путей взаимодействия с ребенком в целях его развития, учета особенностей его индивидуальных качеств, его опыта, опору на уровень детского развития.

Личностно-ориентированный подход отличается многообразием форм проявления и возможностей. Результат при этом в большей мере зависит не только от выбора форм и методов осуществления педагогического процесса, но и определяется авторитетом тренера среди детей, отношением ребенка к воспитанию вообще и к физическому воспитанию в частности. Важнейшим условием является организация целенаправленной деятельности одаренных детей, предполагающая регулирование объема и продолжительности  двигательной активности, учитывая уровень ее проявления и обеспечивающая чередование физических нагрузок с отдыхом. Тщательно продуманная тренером-преподавателем система педагогического взаимодействия в контексте разнообразных форм работы с детьми  способствует физическому совершенствованию одаренной личности.

Примерный план мероприятий  учреждений дополнительного образования в сфере физкультурно-спортивной направленности должен включать в себя следующие мероприятия: совершенствование  работы по нормативно-правовому обеспечению функционирования УДОД, разработка программы деятельности с одарёнными детьми, плана работы на год, плана спортивно-массовых мероприятий на учебный год, план индивидуальной работы с учащимися на перспективу, год, по этапам и периодам обучения, рациональное использование летнего оздоровления детей в сочетании с продолжением образовательной деятельности) профильный спортивно-оздоровительный лагерь, лагерь дневного пребывания).  Целенаправленная реализация данных мероприятий, при условии, грамотной их корректировки, безусловно, обеспечит тенденцию роста количественных и качественных показателей в работе  с одаренными детьми.