Размещено: Ирина Никандровна Лобанова - сб, 21/10/2017 - 18:09
Методическая разработка конспекта речевого досуга "В деревне у бабушки Маши" посвящена проблеме поиска новых форм работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи в духовно-нравственном воспитании. После изучения нескольких лексических тем, один раз в квартал предлагается проводить речевой досуг.
Досуговая форма работы с дошкольниками позволяет в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания о ближайшем окружении, о родном чувашском крае, о жизни и труде жителей села, деревни, о домашних животных и их детенышах, живущих в нашей Республике, продемонстрировать навыки и умения детей, разнообразить формы и методы педагогического воздействия при решении задач духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ: воспитание любви к близким, родным людям — бабушкам, дедушкам, уважительного и заботливого отношения к людям старшего поколения, желания оказывать им посильную помощь, радовать их добрыми словами, делами и поступками; воспитание любви и заботливого отношения к домашним животным и их детенышам, желания ухаживать за ними; воспитание уважительного отношения к труженикам села — животноводам.
Широкое использование разнообразных игровых приемов, единый сюжет, музыкальное и мультимедийное сопровождение, юмор, сюрпризы, игры способствуют положительному эмоциональному настрою детей.
Речевой досуг включает в себя хорошо знакомые игры, упражнения, направленные на воспитание звуковой культуры речи, расширение детского лексикона, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания и голоса.
В речевом досуге предусмотрено единство решения коррекционных, развивающих, образовательных и воспитательных задач: воспитание любви к художественной литературе, устному народному творчеству - сказкам, загадкам, стихотворениям, народным играм, хороводам, песням, к родной чувашской деревне, ее труженикам, их быту, традициям, воспитание любви к родине, Чувашии, России.
Методическая разработка речевого досуга может быть полезна учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям ДОО, родителям в речевом и духовно-нравственном воспитании дошкольников.
КОНСПЕКТ
речевого досуга «В деревне у бабушки Маши»
для детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи
Цель: использование новых форм работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи в духовно-нравственном воспитании; развитие речевой деятельности детей в занимательной досуговой форме
Коррекционно-образовательные задачи:
Расширять знания и представления об окружающем: о жизни тружеников чувашской деревни, о труде людей по уходу за домашними животными, о домашних животных и их детенышах, особенностях их проживания, питания, пользе для человека. Формировать понимание необходимости и важности труда животноводов.
Активизировать словарь по теме: «Труд жителей села», «Домашние животные», обогащать глагольный словарь, развивать навыки словообразования, закреплять обобщающее понятие «Домашние животные.
Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные в родительном, дательном, творительном падежах с простыми предлогами.
Автоматизировать поставленные звуки в словах, фразах .
Продолжать знакомить детей со сказками и загадками.
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, петь слаженно, четко артикулировать.
2.Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса, согласовывать движения с речью.
3.Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, чувство ритма, умение передавать ритмический рисунок
4.Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание.
- 7 -
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться и помогать взрослым: заботиться о бабушках и дедушках, воспитывать уважительное отношение к труженикам села, труду животноводов.
Воспитывать заботливое отношение к домашним животным, любознательность, отзывчивость, трудолюбие.
Воспитывать скромность, вежливость и доброжелательность, умение действовать сообща, взаимодействовать друг с другом.
Воспитывать любовь к родному краю, к Чувашской Республике, к России.
Воспитывать любовь к художественной литературе, народному творчеству, музыке, эмоциональную отзывчивость, формировать личностное отношение к персонажам, умение справедливо оценивать поступки героев.
Развивать творческие способности.
Оборудование. Игрушки: лошадка, коза, кошка, собака, свинья, котенок, мяч, домик. Картинки: (домашние животные и их детеныши), костюм коровы, ноутбук,
проектор, экран, шапочки животных, деревянные ложки, фонограмма голосов домашних животных, интерактивная игра: «Угадай, чей голос?»
Предварительный этап:
проведение коррекционно-развивающей работы (сентябрь-ноябрь).
осуществление образовательного процесса согласно перспективному плану духовно-нравственного и патриотического воспитания.
закрепление знаний, умений и навыков детей в самостоятельной творческой деятельности, чтение чувашских и русских народных сказок, стихов,
рассказов, разучивание хороводных и подвижных игр, песен и танцев.
рассматривание куклы в чувашском национальном костюме, чувашской вышивки, альбомов о труде жителей села, деревни.
Методы и приемы.
Рассматривание предметных картинок, беседа, сюрпризный момент; пальчиковые, дыхательные, голосовые упражнения; загадки, лексико-грамматические упражнения, музыкально - ритмические, дидактические и подвижные игры, речевые игры, музыкальное сопровождение, слушание аудиозаписи голосов домашних животных, просмотр мультимедийного сопровождения, театрально – игровая деятельность.
Ход проведения досуга
1. Организационный и сюрпризный момент.
Логопед: Дети, смотрите, к нам залетел почтовый голубь. Он принес письмо. Прочитаем письмо? «Дети, приглашаю вас в деревню, в гости. Бабушка Маша». Хотите поехать в гости к бабушке Маше? На чем можно поехать в деревню?
Дети: Можно поехать на автобусе. Можно поехать на машине. Можно полететь на самолете.
Логопед: Ребята, поедем на поезде? Занимайте места в вагончиках, поезд отправляется.(звучит музыка «Поезд») :
Под музыку «Поезд» дети заходят в музыкальный зал. Поезд останавливается Логопед: Посмотрите, дети, куда мы приехали? (мультимедийное сопровождение: на экране вид деревни ) Сегодня вас ждут интересные встречи и сюрпризы. ( звучит цокот лошадки)
Логопед: Вот какая чудесная лошадка к нам приехала (показ лошадки на экране).
3.Артикуляционная гимнастика. «Лошадка»
Логопед: Покажите язычками: как лошадка хвостиком машет(7с). Хотите покататься на лошадке? Лошадка идет высоко поднимая ноги и звонко цокает копытами и мы поцокаем язычками. Садитесь на лошадку - поехали!
Ходьба с высоким подниманием коленей в колонне по одному (цокают 7-8с), руки на поясе.
4. Логоритмическое упражнение «Лошадка».
Цок, цок, цок, цок, я лошадка белый бок,
Я копытами стучу, и скачу, скачу, скачу.
: Поскакали «галопом» (руки впереди ).
Остановим лошадку «Тррр». А вот и дом. Приехали (лает собака).
: В дом зайду и хозяйку позову. (логопед переодевается и из домика выходит бабушка Маша) .
5. Театрально-игровая деятельность.
Логопед (бабушка): Здравствуйте, дети! Я вам очень рада! И Бобик радостно залаял. Егор, а ты стихотворение про Бобика знаешь? Прочитай, пожалуйста.
Ребенок читает стихотворение «Бобик».
Логопед (бабушка): Мне понравилось стихотворение. Посмотрите, пожалуйста, на экран проектора: «Кто здесь лишний?» (на экране изображены лошадь, корова, собака и петух).
: Лишний – петух.
Логопед (бабушка): Почему петух лишний?
: Петух – это домашняя птица.
Логопед (бабушка): Лошадь, корова, собака – это кто?
: Это – животные.
Логопед (бабушка): Как животных нам назвать?
6. Логоритмическое и пальчиковое упражнение: «Как животных нам назвать?».
«Один, два, три, четыре, пять… (ходьба по кругу)
Как животных нам назвать? (руки в стороны)
Самых близких, (руки к груди)
Самых верных, (руки вверх)
Каждый знает их, наверно» (руки в стороны)
«Лошадь, корова, собака и кошка, (загибаем пальцы левой руки)
В доме с хозяином дружно живут (руки над головой, пальцы соприкасаются («Крыша дома») пальцы в замок).
Значит, домашними все их зовут» (хлопки).
Логопед (бабушка): Кто ухаживает за домашними животными, кормит их, строит жилища?
Дети: Люди, хозяева ухаживают за домашними животными.
Логопед (бабушка): Угадайте, кто где живет?
7. Дидактическая игра « Где живет?» (с мячом).
Логопед (бабушка): Где живет кошка?
Ребенок: Кошка живет в доме.
Логопед (бабушка): Где живет собака?
Ребенок: Собака живет в конуре.
Логопед (бабушка): Где живет коза? Где живет корова? (ответы детей фразами из 4-х слов с предлогом «в»). Вы прекрасно знаете, где живут мои домашние животные, я их люблю и называю ласково: свинью - свинка.
Логопед (бабушка): Проходите в дом, гости дорогие, и моих животных лаского назовите.
Логопед : Детеныши подражают взрослым животным, споем об этом песенку:
10. Пение песни: «Кто как поет?» с игрушками
Котенок музыкальный мяукать я люблю,
Послушайте, ребята, как с мамой я пою:
Мяу-мяу – (2 раза) с отхлопыванием ритма
Теленок музыкальный и я мычать люблю,
Послушайте, ребята, как с мамой я пою:
Му-му– (2 раза).
Логопед (бабушка): «Вспомним детенышей домашних животных. Я начну стихотворение, а вы продолжите.
11. Игровое упражнение «Назови детенышей» (стихотворение с опорой на картинки).
У кошки – пушистые котята,
У собаки – веселые щенята,
У коровы – ласковый теленок,
У лошадки – быстрый жеребенок,
У козы – бодливые козлята,
У свиньи – грязнули - поросята.
Логопед: Молодцы, вы прекрасно знаете детенышей».
12. Музыкальная подвижная игра на внимание «Найди свою маму» (на ковре расставлены большие мягкие игрушки: кошка, собака, коза, свинья).
Логопед (бабушка): У меня есть корзинка с волшебными шапочками. Кто их наденет, превратиться в детенышей домашних животных (дети выбирают и надевают шапочки животных).
Логопед (бабушка): Раз, два, повернись и в детенышей превратись. На веселую музыку детеныши побегут по кругу (по двору), а на медленную музыку подойдут к своей маме. Во двор выходите, маму поищите.
Логопед (бабушка): Бегут по двору котята, и щенята, и козлята и смешные поросята по двору бегут. Ну-ка, детки, не зевайте, быстро маму выбирайте. Раз, два, три, мамочку найди !
Логопед (бабушка): Вы все были внимательными и быстро нашли своих мам. Отдохнуть нам всем пора, сказка в гости к нам пришла! (звучит мелодия из сказки). (дети садятся на коврик)
13. Игра-драматизация по сказке К. Д. Ушинского «Спор животных».
Логопед (бабушка): Жили-были у бабушки кошка (выходит ребенок в шапочке кошки): «Мяу-мяу»; собака (ребенок в шапочке собаки): «Гав-гав»; овечка (выходит ребенок в шапочке овечки): «Бе - бе» и коза (выбегает ребенок в шапочке козы): «Ме-ме».
Логопед (бабушка): Однажды животные поспорили, кого бабушка больше всего любит. Кошка замяукала: (говорит ребенок): «Мяу-мяу, меня бабушка больше всех любит. Я мышей в доме ловлю». Собака залаяла: (говорит ребенок): «Гав - гав, нет, меня бабушка больше всех любит. Я дом сторожу». Овечка заблеяла: (говорит ребенок): «Бе - бе, меня бабушка больше всех любит, я ей шерсть даю». Коза тоже по-своему заблеяла: (говорит ребенок): «Ме-ме, меня бабушка больше всех любит, я ей и шерсть и молоко даю».
Логопед (бабушка): Не спорьте, сказала бабушка, я вас всех люблю, каждого по-своему!
Логопед (бабушка): Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец.
Логопед (бабушка): Раз-два, повернись, снова в деток превратись. В круг скорей вставайте, загадку отгадайте.
14. Хороводная игра «Кто гуляет во дворе?» (звучит музыка).
Дети двигаются по кругу и поют: Во дворе, во дворе, во дворе гуляют ко...?
: Кони?
: Нет, не кони!
Дети поют: Во дворе, во дворе, во дворе гуляют ко...?
: Козы?
: Нет, не козы!
Дети поют: Во дворе, во дворе, во дворе гуляют ко...?
: Коровы?
: Правильно, коровы! Пейте, дети, молоко, будете здоровы! (на мультимедийном экране демонстрируется фрагмент из мультфильма).
Логопед (бабушка): Кони, корова, коза. Какой звук вы услышали в каждом слове? Дети: Звук - «К» А вот и моя Буренушка идет: ( в зал входит корова) Чем корова бодается? Чем корова лягается? Чем жует? ...Дети, помогите мне коровушку подоить!»
15. Дыхательно-голосовое упражнение «Доим корову» «С-С-С-С» с движениями рук.
Логопед (бабушка): Обрадовалась коровушка и мы с ней потанцуем. ( Хоровод с коровой.) Дети, с какими животными вы встретились в деревне? Чем вы мне помогли?
Дети: «Мы корову подоили, помогли детенышам найти своих мам».
Логопед (бабушка): Спасибо за помощь. Вот вам от меня и моей коровушки угощение. В конфетах тоже молоко, только оно сгущенное.
« Спасибо!»
: Попрощаемся с бабушкой. Поезд наш пыхтит, гудит, в детский сад спешить велит» (Дети уезжают на поезде)
Заключение
Мы сегодня осознаем важность нравственного воспитания. Актуальность проблемы нравственного воспитания детей связана с тем, что современное общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. Духовно-нравственное воспитание сегодня рассматривается как приоритетное направление государственной социально-экономической политики. В период реформирования сделать выбор верных жизненных ориентиров может только духовно цельная и высоконравственная личность. А воспитание с древнейших времен является средством трансляции знаний и опыта от поколения к поколению.
Опыт нашего учреждения в использовании речевых досугов показал важность данной формы в работе с дошкольниками с ОНР в речевом и в духовно-нравственном воспитании: детям дается возможность наполнить свою жизнь интересными необычными ситуациями, которые духовно обогащают и раскрывают творческий потенциал каждого ребенка.
В ходе речевых досугов формируется умение действовать сообща, навыки адекватного поведения в различных ситуациях, воспитываются нравственные качества: вежливость, отзывчивость, скромность, справедливость, трудолюбие, чувство гордости за свой народ, любовь к своей республике. Воспитывая любовь к малой Родине и, формируя гражданскую позицию, мы показываем дошкольникам связь родного села, деревни с историей и жизнью нашей страны, воспитываем желание стать достойным наследником лучших традиций чувашского народа, родного края, воспитываем любовь к Родине. В каждом из воспитанников хочется видеть высоконравственную личность, гражданина с большой буквы.
Литература
1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи. – Санкт-Петербург: Союз, 1999.
2. Лопатина Л. В., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. – Санкт-Петербург: Союз, 1999.
3. Лебедева Л.В. Речевые досуги для дошкольников. – Москва, Центр педагогического образования 2011.
4.Туманова Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Москва, 2002.