Официальный сайт morning-news 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре»

Данные об авторе
Автор(ы): 
Герасимова Ольга Ивановна
Место работы, должность: 

МБУ ДО "Ядринская ДШИ им. А.В. Асламаса" г. Ядрин

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

Способствовать решению дикционных проблем на разных этапах урока у обучающихся в младшем хоре».

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Использованная литература

·  Лазарев М. «Песни доктора Лазарева» Лечебный, учебный и концертный репертуар для детей дошкольного и школьного возраста. Редактор-составитель Роганова И.В.  Изд:. «Композитор»- СПб., 2014 г.

  • Поет детский хор. В сопровождении и без сопровождения фортепиано для младших классов ДМШ. Выпуск 1.
  • Сборник методических статей. «Вокально-хоровые технологии». Вып. 2/ авт.-сост. И.В. Роганова. – СПб.: Композитор, 2014 – 252 с

·  Струве Г. «Нотный бал» 1-4 классы - М., «Просвещение», 2005 г.

Используемая методическая литература: 

Лазарев М. «Песни доктора Лазарева» Лечебный, учебный и концертный репертуар для детей дошкольного и школьного возраста. Редактор-составитель Роганова И.В.  Изд:. «Композитор»- СПб., 2014 г.

Используемое оборудование: 

нотный материал

Краткое описание: 
<p>Артикуляционные и дыхательные&nbsp;упражнения, работа над формированием дикциии.</p>

 «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре»

Тема урока: «Формирование навыка певческой дикции в младшем хоре»
Цель: Способствовать решению дикционных проблем на разных этапах урока у обучающихся в младшем хоре».

Форма проведения: коллективная

Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.


Задачи:

  • Образовательные: формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

- четкое произношение;

- певческую установку;

- певческое дыхание и опору звука;

- высокую вокальную позицию;

- точное интонирование;

- ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

- продолжать закреплять навык сольфеджирования по хоровым партиям;

- использование различных видов звуковедения;

- дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки

  • Развивающие:

- продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

- продолжение развития гармонического слуха;

- развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

- расширение музыкального кругозора обучающихся через репертуар (произведения русских классиков, современных композиторов, народны песен).

  • Воспитательные:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержание  текста;

- воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;

- воспитывать интерес к народной музыке;

- воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.

Методы обучения:

- наглядный (слуховой и зрительный);

- словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);

- индуктивный;

- дедуктивный;

- проблемно – поисковый;

Методические приёмы:

- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

- применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием обучающихся, групповой индивидуальный опрос;

- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

- вариативность заданий при повторении упражнений;

- представление «в уме» первого звука уже на дыхании;

- вокализация песен на слог и сольфеджио;

- юмор, одобрение, поощрение успехов обучающихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

- создание здоровьесберегающей среды в коллективе;

- психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;

- личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

- учёт индивидуальных особенностей;

- дифференцированный подход;

Оборудование: фортепиано, стулья, хоровые партии, наглядные пособия скороговорки, трещотка, ложки.

План занятия

I. Организационный этап.

Приветствие, психологический настрой учащихся

                 5 минут

Вступительная часть

Сообщение темы урока и его задач

II. Основная часть.

Дыхательная разминка

8 минут

Вокальные упражнения

8 минут

Работа над произведением

20 минут

III. Заключительная часть

 

Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока)

2 минуты

Домашнее задание

 

2 минуты

ХОД УРОКА

Первая часть урока (работа с распевками и вокальными упражнениями)

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся подготовка к дыхательной гимнастике и распевкам. «Музыка, Здравствуй!» муз. О. Бердниковой, сл. М. Лазарев

Постановка цели и задач урока.

Сегодня мы с вами продемонстрируем методы работы над решению дикционных проблем. Начинаем мы занятие с самого основного в пении – это дыхание.

II. Дыхательная гимнастика. (Выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики  А. Стрельниковой)

- «Брюшное дыхание». Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине. Быстрый и короткий вдох, выдох на звук «с», дозируя экономный выдох. Исходное положение - стоять прямо руки на поясе.

- Короткий и быстрый вдох и выдох через рот. Подражая дыханию собачки. Работа пресса и диафрагмы.

- «Грудное дыхание». Короткий и быстрый вдох через нос и резкий выдох через рот. Исходное положение - руки согнуты в локтях ладонь на ключице. Вдох – руки разводят в сторону (диафрагма поднимается, ребра «раскрываются»), выдох – в исходное положение.

- Артикуляционное упражнение для языка.

  • Круговое движение языка, губы слегка сомкнуты.
  • «Чистим зубы» губы слегка сомкнуты, язык выпирает с правой, затем левой щеки, верхней и нижней губой.
  • «Улыбка» - широко улыбаются, «Дудочка» - вытягивают губы трубочкой.
  • «Жуем язычок» легкое подкусывание языка от кончика до середины, губы слегка сомкнуты.
  • «Лошадки» цокают по команде с ускорением.

- «Насос» 1 вдох носом, выдох ртом, затем 2 вдоха носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине. Упражнение сопровождается поворотом корпуса вправо - вдох, ноги согнуты в коленях, выдох через рот – руки опустить вниз, ноги выпрямить, поворот влево – движения повторяются.

Распевание:

1. Пение в унисон «Андрей – воробей» (все вместе как один) на одной ноте, удобной для всего хора.

2. Пение на одном звуке ми-ме-ма-мо-му постепенно поднимаясь вверх по полутонам, упражнения исполняемые на «легато» упражнение поется ровно без толчков  на цепном дыхании - поднять нёбо.

Затем это же упражнение поется на слоги глухих парных согласных «Б» - «П»; «В» - «Ф»; «Г» - «К»; «Д» - «Т» упражнения способствуют развитию артикуляционного аппарата,  исполняются в быстром темпе, помогают вырабатывать четкую дикцию.

3. «Комар» М. Лазарев. Звук «З» - вибрация в области головы и шеи. Исходное положение – стоя, тело расслаблено. Одна ладонь на шее спереди. Вдох. На выдохе произносится звук «З» предельно долго, негромко. Имитация звука летящего комара: «З-з-з-з-з» (летает и кусает).

Звук «Ж» - вибрация в области грудной клетки. Исходное положение – стоя, тело расслаблено. Ладонь на груди спереди. Вдох. На выдохе произносится долго и негромко звук «Ж». Имитация Жужжания жука: «Ж-ж-ж-ж-ж»

3. Далее ведется работа над выравниванием гласных и согласных с применением гаммы «До мажор» (поступенное движение вверх и вниз) исполняют по руке дирижера. Гаммы подразделяются на два вида: легато, стаккато. (штрихи) - развитие длины дыхания, чёткой дикции.

4. Пение на гласные и согласные. За основу берется знакомая ребятам песенка например  «В лесу родилась елочка»
а. фразу поем на слоги «па» «ра»
б. фразу поем на «пу» «ру»
в. фразу поем на «пы» «зы»
г.  фразу поем на «но» «зо»
Слушая друг друга петь в одной манере, стараясь близко приближать согласные звуки к гласным.

5. Скороговорки. Кроме отдельных упражнений большую пользу для развития артикуляционного аппарата приносят скороговорки в частности такие:
«Был бык туподуб туподубенький бычок» - поступенное движение вверх и обратно.
Работая над скороговорками следует добиваться одновременного произношения слогов не выстреливая, работа над унисоном, округлым звуком, произносить твердыми губами при активной работе языка, четкой дикцией. Близко к губам. Вокальная позиция удерживается до конца, работа над дыханием.

Цель всех упражнений – подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально – хоровые навыки. Каждое упражнение имеет свою, конкретную задачу, которую дети должны понять. Начинать упражнения целесообразно со звуков примарной зоны, двигаясь постепенно по полутонам вверх и вниз по всем звукам диапазона.

Вторая часть урока (работа с песенным материалом)

1. р.н.п. обработка Н. Римский-Корсаков «Я на камушке сижу»

Этапы работы:

 - беседа о характере, настроении песни;

 - исполнение мелодии на слог «ЛЁ» - пофразное дыхание,

 - отработка округлого звука;

 - прохлопывание ритма куплета;

 - сольфеджио партии 1, 2 куплета;

 - исполнение с текстом и аккомпанементом;

 - отработать интонацию на скачках (брать звук «без подъезда» к нему, а сразу, «сверху», интонируя заданный тон);

 - исполнение фраз на одном дыхании;

 - соединение фраз в предложения;

 - работа над унисоном, четкой дикцией, длиной дыхания (подчинять свой голос общей звучности, не выделяться);

 - ощущение опоры во время исполнения, но не крикливо;

 -  исполнить от начала до конца как на концерте: собранно и осмысленно (стоя, корпус подтянут).

Физкультминутка «Музыкальная зарядка» на мелодию р.н.п. «Как у наших у ворот»

  1. «Что мы Родиной зовем» муз. Г. Струве, сл. В. Степанова
  1. Беседа с детьми о характере и настроении песни;
  2. Добиваться чистого унисона, как основы для развития гармонического слуха;
  3. Выработать умение легко и уверенно провести свою партию при одновременном звучании другой партии;
  4. Исполнение песни от начала до конца с аккомпанементом, выразительно.
  1. р.н.п. «Во кузнице»

1. Исполнение сольфеджио, работа над пофразном дыхании, округление гласных, исполнение на опоре, с движением.

2. Повторение и закрепление формирования вокально – хоровых навыков и умений.

3. Игра на ДМИ

Третья часть урока.

  Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока)

Задание на дом: Закрепить партию и текст песни (литературный и нотный). Чистота интонирования «Я на камушке сижу», « Во кузнице»


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн