Вы не зарегистрированы

Авторизация



"ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ"

Фото пользователя Мария Анатольевна Бавыкина
Submitted by Мария Анатольевна Бавыкина on вс, 05/11/2017 - 15:52
Данные об авторе
Автор(ы): 
БАВЫКИНА М.А., учитель физики МАОУ СОШ № 22, г. Тамбов
Место работы, должность: 

Учитель физики МАОУ СОШ № 22, г. Тамбов

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Естествознание
Предмет(ы): 
Математика
Предмет(ы): 
Физика
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p><strong>I</strong><strong>. Урок на тему &ldquo;</strong><strong>Тепловые двигатели и охрана окружающей среды&rdquo;&nbsp;&nbsp; 10 класс.</strong></p> <p><strong><em>Методический анализ изучаемой темы</em></strong></p> <ul> <li>Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания по физике базового и профильного уровней.</li> <li>Глубина изложения материала определяется учебниками В.А. Касьянов&nbsp; &laquo;Физика 10 класс&raquo;, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами.</li> <li>Тема &ldquo;Тепловые двигатели и охрана окружающей среды&rdquo; рассматривается в разделе &ldquo;Молекулярная физика&rdquo; в главе &ldquo;Основы термодинамики&rdquo;, завершающая эту главу.</li> <li>Значимость темы:</li> </ul> <p><em>Познавательная </em>(целостной подход к восприятию окружающего мира через межпредметные связи физики с химией, биологией, географией);</p> <p><em>Практическая</em> (роль тепловых машин в технике, решение проблем по охране окружающей среды, экономические расчеты);</p> <p><em>Воспитательная (</em> оценка влияния на организм человека и другие организмы, загрязнения окружающей среды; определение собственной позиции к поведению в природной среде).</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Учебный материал целесообразно изучать на двух уровнях: базовом и профильном в ходе групповой работы.</p> <p>Тема несет межпредметный характер, поэтому следует повторить (использовать) сведения из химии, биологии, географии, а также физики.</p> <p>Максимальный результат, может быть достигнут в классах с развитыми навыками самостоятельной работы (с учебником, инструкциями, исследовательской деятельности, сбора и обработки информации) при сформированном доброжелательном отношении учащихся друг к другу.</p>

I. Урок на тему “Тепловые двигатели и охрана окружающей среды”   10 класс.

Методический анализ изучаемой темы

  • Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания по физике базового и профильного уровней.
  • Глубина изложения материала определяется учебниками В.А. Касьянов  «Физика 10 класс», дополнительной литературой, Интернет-ресурсами.
  • Тема “Тепловые двигатели и охрана окружающей среды” рассматривается в разделе “Молекулярная физика” в главе “Основы термодинамики”, завершающая эту главу.
  • Значимость темы:

Познавательная (целостной подход к восприятию окружающего мира через межпредметные связи физики с химией, биологией, географией);

Практическая (роль тепловых машин в технике, решение проблем по охране окружающей среды, экономические расчеты);

Воспитательная ( оценка влияния на организм человека и другие организмы, загрязнения окружающей среды; определение собственной позиции к поведению в природной среде).

      Учебный материал целесообразно изучать на двух уровнях: базовом и профильном в ходе групповой работы.

Тема несет межпредметный характер, поэтому следует повторить (использовать) сведения из химии, биологии, географии, а также физики.

Максимальный результат, может быть достигнут в классах с развитыми навыками самостоятельной работы (с учебником, инструкциями, исследовательской деятельности, сбора и обработки информации) при сформированном доброжелательном отношении учащихся друг к другу.

Цели деятельности педагога

Образовательные: “получить” учащихся, знания которых удовлетворяют требованиям, изложенным ниже.

Развивающие: продолжить работу по развитию логического мышления, познавательных умений; овладению методами научного исследования (делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов и др.).

Воспитательные: продолжить работу по формированию у учащихся добросовестного отношения к труду, положительных мотивов учения.

Требования к усвоению содержания учебного материала

Базовый уровень

Знать:

  • Смысл физических законов термодинамики.
  • Устройство и принцип работы тепловых двигателей

Уметь:

  • Приводить примеры практического использования физических знаний законов термодинамики.
  • Воспринимать и на основе полученных данных самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды.

Профильный уровень

К  вышеперечисленному для базового уровня следует добавить:

Умение определять собственное отношение к экономическим проблемам и поведению в природной среде.

Методы развития положительной мотивации учения

К изучению данной темы учащихся могут побудить:

  • Учебный материал, важный для будущей жизни;
  • Желание добывать знания в процессе самостоятельной работы.

Действия учащихся и методы обучения

На различных этапах урока учащиеся слушают, приводят примеры, пользуются готовыми инструкциями (объяснительно-иллюстративный метод);

  • Готовятся к выступлению, проговаривают “про себя”, в группах и в классе изучаемый материал; заполняют таблицы (репродуктивный метод);
  • Отвечают на проблемные вопросы (проблемный метод);
  • Обобщают факты, систематизируют в виде схем, таблиц (частично-поисковый метод);
  • Анализируют причины проблем, находят пути их решения, определяют собственную позицию в данной проблеме (исследовательский метод).

 

Задания для групповой работы

I группа «Виды тепловых двигателей»

Задания

  1. Подготовить выступление о применение тепловых двигателей и их недостатках (задание для учащихся, используя материалы из единой коллекции ЦОР /http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/83fbc087-e0bd-4417-af5d-8404f12f4c7a/%5BPH10_06-018%5D_%5BPD_44%5D.swf; http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77b6643-c6e9-477a-8f4a-2a3b63570aef/%5BPH10_06-018%5D_%5BAM_45%5D.swf; http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/18b63fba-d424-465a-987a-225992a30b4a/%5BPH10_06-018%5D_%5BAM_46%5D.swf / )
  1.  Заполнить таблицу, схему, ответить на вопрос в раздаточном материале
  •  
  •  

Название тепловых машин

  •  
  •  

 

 

 

 

 

II группа «Факторы воздействия на окружающую среду и их последствия при использовании тепловых машин»

Задания

  1. Провести мини-исследование проб снега школьной и пришкольной территории
  2. Проанализировать и систематизировать полученные результаты: факторы – последствия.
  3. Составить таблицу или схему в рабочей тетради

Факторы воздействия на окружающую среду

Последствия в экосистеме

 

 

III группа «Мероприятия по охране природы»

Задания

  1. Пути решения экологических проблем в рамках наук физика и химия
  2. Выделить основные меры по охране окружающей среды при использовании ДВС на автомобилях
  3. Заполнить таблицу

Тепловые двигатели

Воздействия на окружающую среду

Мероприятия по охране окружающей среды

 

 

 

  1. Определить собственную позицию к экологическим проблемам и поведению в окружающей среде.

Дидактические средства

В.А. Касьянов  «Физика 10 класс», М: Дрофа, 2015

Задания для отчета о групповой деятельности.

Наборы текстов, фотографий, плакатов, иллюстрирующих изучаемую тему.

Деятельность учащихся на уроке

Работают в группах с раздаточным материалом, читают текст учебника, выделяют основные смысловые части, для заполнения таблиц, схем, готовятся к выступлению. Слушают и оценивают одноклассников, заполняя таблицы, ведут записи в тетрадях, выставляют оценки в лист “самооценки и взаимооценки” учащихся (см. таблицы)

Оборудование

Набор оборудования из биохимической лаборатории, стаканы, пробирки, ливер, микроскоп.

Основная литература

  1. В.А. Касьянов  «Физика 10 класс», М: Дрофа, 2015
  2. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. Сборник нормативных документов. Физика – М.: Дрофа, 2010.
  3. Н.А. Ламырёва Физика. 9-11классы: проектная деятельность учащихся - Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Юдасин Л. С. Энергетика: проблемы и надежды – М.: Просвещение, 1990 г.

Дополнительная литература

  1. Под ред. А. И. Алексеева. География России 9 кл. – М.: Дрофа, 2006 г., стр. 53.
  2. под редакцией А. А. Пинского “Физика-10” - М.: Просвещение, 1993
  3. Рыженков А. П. Физика. Человек. Окружающая среда. – М.: Просвещение 1996г. стр. 43-45
  4. Подборка статей из газет“Физика” (приложение к газете “Первое сентября”):
  1. Афанасева Т.Н. Чистый воздух. – Москва: школа №1016, 2000.
  2. Зубкова Л.А. У последней черты. – Москва: школа №753, 1999.
  3. Костенко Е. Экологические аспекты физики. – Москва:  гимназия№1508, 1999.
  4. Фабрикантова О.В. Тепловые двигатели и проблемы энергетики. – Оренбург: гимназия №2, 2001.
  1. Интернет-ресурсы:
  1. www.budynok.kiev.ua
  2. www.ecomuseum.kz
  3. www.galspace.spb.ru
  4. www.wikipedia.ru
Прикрепленный файлSize
учительская презентация.ppt2.72 MB
Тепловые двигатели.ppt2.23 MB
экологическая безопасность.ppt3.14 MB