Submitted by Мария Анатольевна Бавыкина on вс, 05/11/2017 - 15:52
I. Урок на тему “Тепловые двигатели и охрана окружающей среды” 10 класс.
Методический анализ изучаемой темы
Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания по физике базового и профильного уровней.
Глубина изложения материала определяется учебниками В.А. Касьянов «Физика 10 класс», дополнительной литературой, Интернет-ресурсами.
Тема “Тепловые двигатели и охрана окружающей среды” рассматривается в разделе “Молекулярная физика” в главе “Основы термодинамики”, завершающая эту главу.
Значимость темы:
Познавательная (целостной подход к восприятию окружающего мира через межпредметные связи физики с химией, биологией, географией);
Практическая (роль тепловых машин в технике, решение проблем по охране окружающей среды, экономические расчеты);
Воспитательная ( оценка влияния на организм человека и другие организмы, загрязнения окружающей среды; определение собственной позиции к поведению в природной среде).
Учебный материал целесообразно изучать на двух уровнях: базовом и профильном в ходе групповой работы.
Тема несет межпредметный характер, поэтому следует повторить (использовать) сведения из химии, биологии, географии, а также физики.
Максимальный результат, может быть достигнут в классах с развитыми навыками самостоятельной работы (с учебником, инструкциями, исследовательской деятельности, сбора и обработки информации) при сформированном доброжелательном отношении учащихся друг к другу.
Цели деятельности педагога
Образовательные: “получить” учащихся, знания которых удовлетворяют требованиям, изложенным ниже.
Развивающие: продолжить работу по развитию логического мышления, познавательных умений; овладению методами научного исследования (делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов и др.).
Воспитательные: продолжить работу по формированию у учащихся добросовестного отношения к труду, положительных мотивов учения.
Требования к усвоению содержания учебного материала
Базовый уровень
Знать:
Смысл физических законов термодинамики.
Устройство и принцип работы тепловых двигателей
Уметь:
Приводить примеры практического использования физических знаний законов термодинамики.
Воспринимать и на основе полученных данных самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды.
Профильный уровень
К вышеперечисленному для базового уровня следует добавить:
Умение определять собственное отношение к экономическим проблемам и поведению в природной среде.
Методы развития положительной мотивации учения
К изучению данной темы учащихся могут побудить:
Учебный материал, важный для будущей жизни;
Желание добывать знания в процессе самостоятельной работы.
Действия учащихся и методы обучения
На различных этапах урока учащиеся слушают, приводят примеры, пользуются готовыми инструкциями (объяснительно-иллюстративный метод);
Готовятся к выступлению, проговаривают “про себя”, в группах и в классе изучаемый материал; заполняют таблицы (репродуктивный метод);
Отвечают на проблемные вопросы (проблемный метод);
Обобщают факты, систематизируют в виде схем, таблиц (частично-поисковый метод);
Анализируют причины проблем, находят пути их решения, определяют собственную позицию в данной проблеме (исследовательский метод).
Задания для групповой работы
Iгруппа «Виды тепловых двигателей»
Задания
Подготовить выступление о применение тепловых двигателей и их недостатках (задание для учащихся, используя материалы из единой коллекции ЦОР /http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/83fbc087-e0bd-4417-af5d-8404f12f4c7a/%5BPH10_06-018%5D_%5BPD_44%5D.swf; http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77b6643-c6e9-477a-8f4a-2a3b63570aef/%5BPH10_06-018%5D_%5BAM_45%5D.swf; http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/18b63fba-d424-465a-987a-225992a30b4a/%5BPH10_06-018%5D_%5BAM_46%5D.swf / )
Заполнить таблицу, схему, ответить на вопрос в раздаточном материале
Название тепловых машин
IIгруппа «Факторы воздействия на окружающую среду и их последствия при использовании тепловых машин»
Задания
Провести мини-исследование проб снега школьной и пришкольной территории
Проанализировать и систематизировать полученные результаты: факторы – последствия.
Составить таблицу или схему в рабочей тетради
Факторы воздействия на окружающую среду
Последствия в экосистеме
IIIгруппа «Мероприятия по охране природы»
Задания
Пути решения экологических проблем в рамках наук физика и химия
Выделить основные меры по охране окружающей среды при использовании ДВС на автомобилях
Заполнить таблицу
Тепловые двигатели
Воздействия на окружающую среду
Мероприятия по охране окружающей среды
Определить собственную позицию к экологическим проблемам и поведению в окружающей среде.
Работают в группах с раздаточным материалом, читают текст учебника, выделяют основные смысловые части, для заполнения таблиц, схем, готовятся к выступлению. Слушают и оценивают одноклассников, заполняя таблицы, ведут записи в тетрадях, выставляют оценки в лист “самооценки и взаимооценки” учащихся (см. таблицы)
Оборудование
Набор оборудования из биохимической лаборатории, стаканы, пробирки, ливер, микроскоп.
Основная литература
В.А. Касьянов «Физика 10 класс», М: Дрофа, 2015
Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. Сборник нормативных документов. Физика – М.: Дрофа, 2010.