Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Нравственные смыслы уроков чтения в начальной школе»

Submitted by Надежда Николаевна Прокопенко on пн, 20/11/2017 - 00:00

«Быть человеком – это чувствовать, что ты за все в ответе»

 

Антуан де Сант-Экзюпери.

 

В младшем школьном возрасте роль нравственного сознания в развитии личности ребенка приобретает особое значение. В этом возрасте включается в новую систему общения, в которой возникают новые требования к поступкам, отношениям, качествам человека. Несомненно, для полноценного нравственного развития необходимо взаимодействие всех сфер жизни: общение в коллективе сверстников, со старшими людьми, родителями, получение определенных знаний из средств массовой информации, использовании собственного опыта в различных жизненных ситуациях. Как трудно, порою, ребенку не потеряться в этом жизненном круговороте событий, отличить правду от кривды, доброту от корысти, научиться любить и ценить прекрасное, выбрать свой путь. И кто же, как не учитель, человек, который способен понять внутренний мир ребенка, увидеть за внешней стенкой безразумия море противоречий и сомнений, возникающих в его душе, дать частичку добра и понимания, которые возможно, маленький человек не может получить даже в семье, поможет открыть ему необыкновенный мир, где царствуют любовь и доброта.

«Человек должен стремиться к своему совершенству и наставлять свое блаженство только в том, что сообразно с его долгом: вот основной закон нравственности» – писал Белинский. Одним из примеров, побуждающих к нравственному самосовершенствованию может служить урок по произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Эта притча-сказка наполнена глубоким нравственным философским содержанием.

Сам автор-человек удивительной судьбы. Сент-Экзюпери был одним из талантливых французских летчиков, храбрости и мужеству которого многим будет обязана авиация. Но в летчике Сент-Экзюпери жил и поэт и мыслитель. Служба в авиации помогла ему открыть для себя людей и окружающий мир. Сент-Экзюпери родился в 1900 году. Счастливое радостное детство навсегда останется в для него самым дорогим воспоминанием. Сент-Экзюпери любил повторять, что именно в детские годы формируются основные качества человека и что безмерно счастлив тот человек, который всегда с радостью возвращается к своему детству и сохраняет на всю жизнь удивление перед миром и доброе детское отношение ко всему окружающему. Все книги писателя – это его жизнь, отражение его богатого внутреннего мира, его самобытной и яркой личности.

Свою замечательную поэтическую сказку-притчу «Маленький принц» (1943), написанную в Америке, Сент-Экзюпери посвящает лучшему другу Леону Верту. В этой сказке Сент-Экзюпери вызвал свои самые заветные и затаенные мысли о необходимости ценить человека, ценить улыбку, убеждение в том, что людям нужна красота поэзии и доброта так же, как чистая вода родника. Обращение к сказке, к истории не случайно. Истории служат в качестве моделей, которые закрывают собой промежуток между моим опытом человеческого бытия и теориями, которые я могу создать, чтобы объяснить этот опыт, истории, сказки предлагают нам структуру, которая помогает перейти к переживанию жизни и нашего опыта, обретать опыт нравственного поведения через отношение к ведущим нравственным понятиям. Все выше изложенное и подсказало тему данного урока: «Нравственные уроки «Маленького принца». Основная цель урока –                          пробуждение разума сердца, а также посредством художественного слова мы хотим  научит ребят видеть, чувствовать, понимать все доброе, что их окружает, сопереживать, ценить прекрасное; бережно относиться к труду и чувствам других людей, ценить дружбу.

Научит находить в тексте и различать средства художественной выразительности, использовать их в своей речи; эмоционально воспринимать характеры героев произведения, пользоваться выразительными средствами при рассказе о героях и событиях; развивать творческие способности учащихся, тем самым обогащая опыт их нравственного поведения.

Это обобщающий урок, он проводится в форме беседы, сопровождаемой инсценированием отдельных эпизодов, чтением наиболее интересных фрагментов текста с использование музыкального сопровождения из сказки «Маленький принц», а также наглядных материалов, подготовленных учителем и детьми (письмо из прошлого, изображение планет, рисунки наиболее понравившихся героев).

Урок начинается со вступительной беседы. Учитель приветствует ребят, сообщает тему урока и говорит о том, что сегодня они совершат необыкновенное путешествие в сказочную страну «Маленького принца», где сделают очень важные открытия, побывают на различных планетах, встретят интересных героев, узнают об их судьбах, стремлениях, переживаниях. Далее дети слушают выступление ученицы Земляновой Кати, которая подготовила рассказ о творчестве прекрасного французского писателя, создавшего этот замечательный мир детства:

- Сент-Экзюпери родился в 1900 году. У него было радостное счастливое детство. Очень рано появилась необыкновенная одаренность будущего писателя. Веселый, озарной мальчик, неистащимый выдумщик и проказник, он мог часами сидеть и мечтать, глядя на живое, меняющееся пламя камина. Он хорошо рисовал, играл на скрипке, мог целыми днями что-то мастерить из обрывков проводов и обрезков жестяных банок. С шести лет он начал писать стихи и сказки и очень рано стал увлеченно чертить схемы различных машин. Учился Сент-Экзюпери очень неровно, но вечерами и ночами просиживал над любимыми книгами и сложными техническими чертежами. Трудно было ему сделать выбор между искусством и техникой.

В 1921 году Сент-Экзюпери призывают на военную службу. Со временем он становиться одним из лучших французских летчиков. Но в летчике Сент-Экзюпери жил романтик с поэтической думой. В 1927 году он пишет свой первый роман. «Южный почтовой» о храбрых и мужественных летчиках. В 1943 году появляется на свет сказка-притча «Маленький принц»; автор посвящает ее своему другу Леону Верту, с которым Сент-Экзюпери связывали добрые, преданные отношения.

Через все творчество писателя проходит красной нитью мысль о том, что люди обретают настоящую жизнь только в общении и солидарности с другими людьми, каждый человек прежде всего для других людей. Далее учитель говорит о том, что Сент-Экзюпери очень бережно, с нежностью и заботой, относился к своей маме, был хорошим любящим сыном. На вопрос учителя к детям, как они относятся к к своим мамам, ребята дали следующие ответы:

- Моя мама – самый близкий, родной для меня человек.

(Хилми Яси)

Я отношусь к своей маме с любовью и нежностью.

(Ковалев Андрей).

А Павловой Насте, у которой мама умерла, тоскливо и одиноко, хочется, чтобы рядом был близкий, любящий человек, которым сейчас для нее является бабушка. К выразительному чтению Хилми Ясей был подготовлен отрывок из письма Сент-Экзюпери к маме, которая получила его только через год после гибели сына, в июле 1945 года:

«Мамочка!

Я бы так хотел, чтобы вы не беспокоились обо мне и чтобы это письмо дошло до вас. Мне очень хорошо. Совсем хорошо. Мне только очень грустно, оттого что я так давно вас не видел. И я очень тревожусь за вас, моя старенькая, любимая мамочка. Как несчастна наша эпоха. Когда же можно будет сказать всем любимым, что любишь их?

Мама поцелуйте меня так, как я вас целую, от всего сердца.»

- Мама была самой первой самой сильной. – продолжает учитель. Маленький Токио был хорошим сыном, а из хороших, любящих детей вырастают хорошие взрослые. Далее учитель говорит о том, что все произведения Экзюпери открывают нам чудесный мир детства. Бабушки и дедушки, папы и мамы тоже были маленькими. И эта сказка поможет попасть в их замечательный мир детства.

Учитель открывает ребятам маленькую тайну:

- Писатель из мира своего детства в наше время отправил письмо, в надежде, что его получили, и его послание долетит до нас так же стремительно, как Экзюпери взмывал когда-то ввысь на своем самолете. А пока письмо летит, путешествие начинается…

(Звенит колокольчик)

А начинается оно с самого детства, с самого первого рисунка будущего писателя. Это был удав, который проглотил слона, но, к сожалению, взрослые не поняли этого художества и решили, что это шляпа. На вопрос учителя о том, почему маленький художник остался непонятым, ребята дали самые разные ответы:

- наверное потому что у них было плохое воображение

- не хотели понять мальчика, не знали о его увлечениях.

Учитель интересуется, почему же. Несмотря на то, что взрослые обидели Антуана, сказав, что художником он не станет, он сохранил свой рисунки в течении многих лет? Ребята были едины в мнении о том, что писатель надеялся встретить хотя бы одного взрослого, который смог бы его понять. Учитель просит детей привести примеры из жизни, когда их не могли понять взрослые. В основном ребята обращали внимание на то, что родители, занятые своими делами, не всегда интересовались и понимали их увлечения.

Далее, обращаясь к тексту, по просьбе учителя, дети находят главную мысль в композиции второй главы, и через содержание делают вывод о том, что мир взрослого отличается от мира ребенка, дети видят мир другими глазами.

Такими же глазами смотрят на свою планету Маленький принц, хорошим ли хозяином он был для нее?

Ответы на вопрос дети находят прочитывая эпизоды из текста, подтверждающие, что хозяин планеты очень добрый, ранимый, отзывчивый, стремящийся быть нужным кому-то, ухаживать за кем-то. Маленький принц старался содержать свою планету в порядке и чистоте. Учитель интересуется, всегда ли ребята содержат свою маленькую планету (комнату, дом) в чистоте и порядке. Что помогает им в этом?

Саша Сидельников находит ответ в пятой главе: «стал поутру, умылся, привел себя в порядок- и сразу же приведи в порядок и свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы. «Ученик мальчик сравнил баобабы с плохими, мыслями , от которых надо избавляться, иначе они, как на планете Маленького принца, закроют своими корнями все хорошее, что есть в человеке.

- Надо сажать только хорошее, добрые мысли, как семена полезных трав, и тогда все будет в порядке, - подытожил Саша.

Беседу о цветах, растущих на планете принца, учитель акцентирует внимание на цветке, который вырастил сам маленький хозяин. Это была прекрасная роза. О том, каков ее характер, чем отличается она от других цветов, ребята рассказывают, используя фрагменты текста:

- Роза была очень прихотлива, это ясно из ее постоянных жалоб: «-когда настанет вечер, накройте меня колпаком. У вас тут слишком холодно. Очень неуютная планета. Там, откуда я прибыла…..»

- Роза отличалась от других цветов красотой, постоянно требовала заботы о себе, забывала о том, что она не одна на этой планете; все было ей не так, ничто ей не нравилось.

На вопрос учителя, встречали ли ребята людей с таким характером, дети приводят примеры из жизни.

Действительно, - говорит учитель, мы часто обижаемся на людей из-за пустяков, забывая о том, сколько хороших поступков они для нас совершили. К какому же важному выводу приходит принц? Ребята находят ответ в 5 главе: «Надо было судить не по словам, а по делам». Эта главная мысль фиксируется на доске.

Путешествие продолжается и ребята вместе с принцем, который решил покинуть свою планету, попадают на астероид 325(Звенит колокольчик, астероид изображен на доске). Дети рассказывают о том, какой они представили эту планету, приводят фрагменты текста 10 главы. Подробно рассказывается хозяин планеты, который считал всех людей своими подданными, и думал, что любое его желание должно выполняться беспрекословно. Павлова Настя находит главную мысль, подтверждая ее словами из текста: - Если прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказ, кто будет в этом виноват – он или я?

- Вы ваше величество, - ни минуты не колеблясь, ответил Маленький принц…- С каждого надо спрашивать то что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной. Евтушенко Витя открывает еще одну важную, мудрую, мысль: - Не осуждай других. Он зачитывает следующий эпизод: «Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». Далее ребята приводят свои примеры из жизни на вопрос учителя о том, можно ли просить родителей обо всем подряд, или только о том, что могут дать?

Следующая планета – эта планета честолюбца (астероид 326). Через содержание учитель помогает ребятам раскрыть понятие «честолюбие». Дети приходят к выводу, что честолюбие – это человек, стремящийся добиться известности, славы, все им должны восхищаться, хвалить, почитать и приводят примеры из текста: «- Почитать значит признавать, что на этой планете я всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех сильней.

Да ведь на твоей планете больше и нет никого!

- Ну, доставь мне удовольствие, все равно восхищайся мной! Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.

Землянова Катя подитоживает и делает важный вывод:

- У честолюбца глухое сердце, подумай о своем.

- Ребята, всегда ли вы думаете о других людях, помогаете им? – спрашивает учитель. Дети приводят примеры из жизни.

На следующей планете жил пьяница (астероид 327). Беседуя о данной планете учитель предлагает следующие вопросы для обсуждения:

1. Какой вы представляете эту планету?

2. Почему пьянице всегда было стыдно?

3. Какая главная мысль возникла у принца после посещения этой планеты?

4. Всегда ли мы поступаем так, чтобы не было стыдно за свои поступки?

5. Легко ли сознаваться в плохих поступках? Приведите примеры из жизни!

В итоге дети открывают главную мысль:

- «Надо жить так, чтобы не было стыдно!»

Четвертая планета принадлежит деловому человеку(астероид 328). Дети фантазируют, говоря о том, какой они видят эту планету. Приводя примеры из текста, ребята открывают главную мысль глава 13: -« Живи так, чтобы твоя жизнь приносила пользу». Обсуждается вопрос о добре и зле. – Зачем помогать другим людям? Всегда ли добро возвращается к нам? – спрашивает учитель. Дети приводят свои примеры из жизни, приходя к выводу о том, что чем больше добра мы делаем для других людей, тем больше оно к нам возвращается – это своеобразный жизненный круговорот.

На следующей планете помещался только фонарь да фонарщик (астероид 329). О том какой была эта планета дети рассказывают используя фрагмент текста: «Она оказалась меньше всех. Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планете, где нет ни домов, ни жителей, нужен фонарь и фонарщик? Ребята делают вывод о том, что принц относился к фонарщику не так, как к жителям других планет, доказывая это фрагментами из текста 14 глава: «Вот человек, - сказал себе маленький принц, продолжая путь, - вот человек, которого все стали бы презирать – и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех только он один, по0моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе». Витя Евтушенко находит главную мысль: - «Оставайся верен своему слову, думай не только о себе».

На шестой планете жил старик, который писал толстенные книги (астероид 330). Описывая планету, ребята акцентируют свое внимание на то, что она была очень большой и неизведанной. Географ – хозяин планеты, писал книги о том, чего сам своими глазами не видел. Аня Демидова находит главную мысль, посетившую Маленького принца: - «Нельзя судить о том, чего не видел». Благодаря совету географа, Маленький принц попадает на планету земля.

Учитель просит ребят обратится к тексту 17 главы и прочесть диалог змеи и Маленького принца. Дети приходят к выводу о том, что принцу было очень одиноко и грустно, вокруг были только пески и скалы. – Что же повергло маленького героя в большое уныние? – спрашивает учитель. Ребята говорят, что принц увидел сад, полный роз. Иванов Никита зачитывает фрагмент говорящий о том, чем именно был расстроен принц: «Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня была что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, … какой же я после этого принц..».

- Что же помогло принцу посмотреть на мир другими глазами? Узнать, что такое настоящая дружба и любовь?

- озадачивает детей учитель. Конечно встреча с лисом, - отвечают ребята. На следующем этапе урока происходит инсценирование одного из фрагментов, в котором Лис просит Маленького принца приручить его, подготовленное самими учащимися. (Хилми Ясе, Сидельников Саша).

Так что же заставило Маленького принца изменить свое мнение? Какой секрет открыл ему Лис? – спрашивает учитель. Ребята высказывают свои суждения, приходя к мнению о том, что несмотря на то, что в мире сотни таких же роз, самая лучшая его, та за которой он ухаживал, та, которую он приручил.

-«Зорко одно лишь сердце, ты в ответе за тех кого приручил» – вот важный вывод делают дети. Долее обращаясь к тексту, учитель просит ребят найти художественно – изобразительные средства языка, которые использовал автор, для того, чтобы показать все прелести взаимной дружбы. Дети приводят следующие эпитеты: «золотые волосы», золотая пшеница и т.д., сравнения: - «Моя жизнь точно солнцем озариться», походка позовет меня точно музыка.

- Долго искал Маленький принц своего друга, - говорит учитель. – Искал и нашел. Каждый из нас об этом мечтает, и среди множества людей мы ищем того, кто был бы дорог нам. С кем бы мы могли поделиться и радостью и горем. Обращаясь к детям, учитель задает вопрос, что для вас значит дружить? Каждый из ребят, раскрывая это понятие, говорит о важных для него ценностях, но во всех ответах ярко выделяется мысль о том, что дружить - это значит отдавать, отдавать, как Маленький принц, идти первым на встречу, первым здороваться – Ведь когда мы говорим друг другу хоть одно доброе слово, мир становиться прекраснее. – добавляет Землянова Катя.

- Почему же Маленький принц покидает Землю, ведь для того, чтобы попасть на свою планету, ему надо умереть, освободившись от груза своего тела? – спрашивает учитель.

- Он в ответе за то, что будет с его планетой – говорят дети. И это чувство он передает нам землянам – говорит учитель, чтобы мы помнили мы в ответе за свою планету, за ее настоящее и будущее, за наше детство и за то, какими мы будем взрослыми. – А вот и письмо.(письмо приносит почтальон) – Что же пишет нам Антуан де Сент-Экзюпери из своего детства?

«- Дорогие ребята! Посылаю вам мудрые мысли, которые пригодятся вам в жизни:

  1. Планета – твой дом. Будь заботливым хозяином в нем.
  2. Власть должна быть разумной. С каждого надо спрашивать то, что он может дать.
  3. Не осуждай других, а лучше помоги, прояви сочувствие.
  4. У честолюбца глухое сердце, подумай о своем.
  5. Живи так, чтобы твоя жизнь приносила пользу.
  6. Оставайся верен своему слову, думай не только о себе.
  7. Нельзя судить о том, что не видел.
  8. Зорко одно лишь сердце. Ты в ответе за тех кого приручил.»

- Эти мудрые мысли, -продолжает учитель, - важны для всех: и для Сент-Экзюпери и для наших родителей, и для нас с вами. –Это не переходящие ценности: дружба, любовь, доброта, сочувствие, сопереживание, то без чего мир, в широком понимании этого слова, невозможен. Далее учитель говорит о том, что книга Антуана де Сент-Экзюпери настолько талантливая, как ответная реакция, родились стихи в сотворчестве учителя и ученицы Земленовой Кати. Дети слушают.

 

Мы в ответе за тех, кого приручили,

Кого обогрели любовью своей,

Порой нелегко нам найти в этом мире

Добрых и чутких, верных друзей.

 

* * *

Мы видим не то, что хотели бы видеть,

Встречаем не тех, кто нам близок душой,

И проще - простого кого-то обидеть,

Чем полюбить и согреть добротой.

 

* * *

Мы родом из детства,

Где мир чист и ясен.

Планеты фантазий кружатся над нами,

И он безусловно велик и прекрасен,

И хочется вечно нам быть в нем самим.

 

* * *

И взрослому миру много ни нужно,

Чтобы понять, помочь, не обидеть,

Всем маленьким людям, всем Маленьким принцам,

Простого барашка в коробке увидеть.

 

* * *

Среди тысяч прохожих,

На друг друга похожих,

Среди целого моря цветов,

Бережем ли мы нашу личную розу

От падений и бурь, от холодных ветров?

 

* * *

И не надо смотреть, что есть розы красивей

И чудеснее в тысячу раз

Только эту мы приручили,

Только эта прекрасна для нас.

 

     При подведении  итога урока проводится выставка рисунков учащихся, которые они подготовили дома. Каждый из ребят говорит о том, какая планета ему наиболее запомнилась, какой вывод он считает наиболее важным для себя. В конце урока учитель просит ребят посоветовать прочесть эту книгу родителям, и они станут лучше понимать детей, а детям она поможет понять мир взрослых.