Вы не зарегистрированы

Авторизация



Применение личностно-ориентированных технологий обучения в учреждении дополнительного образования

Submitted by Анастасия Сергеевна Щербакова on Wed, 13/12/2017 - 11:20
Данные об авторе
Автор(ы): 
Щербакова Анастасия Сергеевна
Место работы, должность: 

МУДО ДДТ, Георгиевский городской округ

методист

Регион: 
Ставропольский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p>Современные педагогические технологии, сориентированные на решение сложных психолого-педагогических задач, являются одним из необходимых условий эффективности деятельности ДДТ, осуществляемой&nbsp; с учётом принципов индивидуального подхода к каждому обучающемуся и комплексного подхода к обучению, в рамках которых воспитанники объединений имеют возможность формировать и развивать свои личностные качества.</p> <p>Специфические особенности ДДТ, как учреждения дополнительного образования, позволяют реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, дают возможность организовывать образовательный процесс с учетом различного уровня умственного, культурного и социального развития детей. Таким образом,&nbsp;&nbsp; реализуются личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания, в которых ребенок рассматривается не только как личность, которой предстоит социализироваться, а как &laquo;ценность&raquo;, со своими интересами, потребностями, взглядами, жизненным опытом.&nbsp;&nbsp;</p>

Дополнительное образование - профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, в основу которого заложен свободный выбор ребенком вида деятельности. Нынешняя модернизация системы дополнительного образования осуществляется таким образом, чтобы оно было привлекательным, удобным, комфортным, максимально удовлетворяющим познавательные интересы детей и их потребности в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии. Оно охватывает различные сферы деятельности и фактически является инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего. Современные педагогические технологии, сориентированные на решение сложных психолого-педагогических задач, являются одним из необходимых условий эффективности деятельности ДДТ, осуществляемой  с учётом принципов индивидуального подхода к каждому обучающемуся и комплексного подхода к обучению, в рамках которых воспитанники объединений имеют возможность формировать и развивать свои личностные качества.

Отсутствие в ДДТ жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников объединений, комфортность  условий для творческого и индивидуального развития детей создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий, социализации и проявления детьми творческих способностей, организации культурно-досуговой деятельности с охватом как можно большего числа учащихся.

Педагоги дополнительного образования заботятся о том, чтобы создать обучающимся  ситуацию успеха. Успех порождает стремление к новому успеху, формирует уверенность в своих силах, что в дальнейшем приведет к индивидуальному развитию личности учащегося. В совместной подготовке к концертам (8 марта, отчетный концерт, день Матери, Новый год, день открытых дверей) и конкурсам  сплачивается коллектив, одновременно учитываются и развиваются индивидуальные способности воспитанников.

Социализация личности учащихся осуществляется также через разнообразные формы приобщения к традициям народной культуры (объединения «Палитра дизайна», «Мастерская кукол», образцовое объединение «Калейдоскоп», детская образцовая модельная студия «Силуэт»).

Мероприятия патриотической направленности погружают обучающихся в бесконечный мир образов и судеб, служат становлению души и разума (месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, в рамках которого проходит конкурс декоративно-прикладного творчества, концерты к 23 февраля, 9 мая).

Мероприятия духовно–нравственного направления (посещения воскресной школы, музея, участие в пасхальных и рождественских конкурсах) познавательны и интересны обучающимся, потому что представляют собой коммуникативное пространство, где каждый включен в активную деятельность.

Воспитанники объединений, являясь участниками массовых городских, районных мероприятий (концерты к праздничным датам, Новогоднее представление, день города и др.) еще больше узнают о культуре своих предков и передают свои знания другим, тем самым социализируют себя, приобретают свой собственный социальный опыт.

Использование педагогами дополнительного образования  педагогической модели, при которой объединяется несколько поколений детей, позволило мотивировать обучающихся на содружество и сотворчество, выявляя при этом таланты и развивая их (объединения «Палитра дизайна», «Мастерская кукол», педагогический класс «Надежда»).

Специфические особенности ДДТ, как учреждения дополнительного образования, позволяют реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, дают возможность организовывать образовательный процесс с учетом различного уровня умственного, культурного и социального развития детей. Таким образом,   реализуются личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания, в которых ребенок рассматривается не только как личность, которой предстоит социализироваться, а как «ценность», со своими интересами, потребностями, взглядами, жизненным опытом. 

По мнению доктора педагогических наук, профессора Степанова Е.Н. можно выделить следующие принципы личностно-ориентированного подхода: самоактуализация, индивидуальность, субъективность, выбор, творчество и успех.

На слайде: Ведущие идеи личностно-ориентированного обучения по И.С. Якиманской:

развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;

обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс;

учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально-значимых образцов усвоения, заданных в обучении;

субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая;

при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация;

усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально-значимые ценности.

В ДДТ наиболее часто применяются такие технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе, как: педагогика сотрудничества, технология игрового обучения; технология проектов; технология разноуровневого обучения; дифференциация и индивидуализация обучения, здоровьесберегающие технологии.

Целевые ориентиры технологий, основанных на педагогике сотрудничества, заключаются в переходе от педагогики требований к педагогике отношений, в гуманно-личностном подходе к ребенку, а также в единстве обучения и воспитания.

Технология игрового обучения (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) чаще всего применяется на начальной ступени дополнительного образования с учетом психологических особенностей обучающихся младшего школьного и среднего возраста, когда происходит возникновение интереса и мотивации посещения детского объединения, взаимодействие с другими членами коллектива, адаптация. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. (педагогический класс «Надежда»)

Применение технологии разноуровневого обучения  позволяет отводить для каждого обучающегося определенное время, которое соответствует его личным возможностям для усвоения учебной программы.

Технология проектов позволяет внедрить в процесс обучения социальную  практику, привлечь  детей в различные виды деятельности, к участию в различных социальных мероприятиях и проектах. Это повышает активность обучающихся, развивает творческую инициативу, включает его в общественную жизнь, формирует ответственность и чувство долга. Технология проектов предполагает не только участие, но и создание воспитанниками собственного проекта, начиная с идеи и заканчивая его реализацией.

Такие технологии, как дифференциация и индивидуальный подход к  обучению составляют методическую основу многих личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания. Дифференциация осуществляет принцип доступности и возможности выбора дополнительной образовательной программы, так как  происходит естественным путем при выборе ребенком того направления деятельности, которым он бы хотел заниматься. Индивидуализация означает максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка и создание условий для его личностного развития. Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.

Здоровьесберегающие технологии можно обозначить как приоритетное направление деятельности ДДТ, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Реализация личностно-ориентированных технологий в ДДТ заключается в создании особой воспитательно-образовательной среды, ориентированной не только на   получение ребенком определенных знаний и умений, но и осуществляющей педагогическую поддержку, позволяющую приобретать социальный опыт, развивать коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное – саморазвиваться и самореализовываться.

На слайде: Педагогический коллектив ДДТ придерживается в своей работе принципов личностно – ориентированного подхода:

1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление обучающихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности воспитанника. Не только учитываются индивидуальные особенности ребенка, но и происходит содействие их дальнейшему развитию.

3. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы обучащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в ДДТ.

4. Принцип творчества и успеха. Благодаря творчеству, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности воспитанника, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

5. Принцип доверия и поддержки. Личностно-ориентированное образование основной упор делает на поддержку обучающигося. На протяжении всего учебного процесса педагог дополнительного образования высказывает обучающимся свое полное доверие. Обучающиеся могут в любое время обратиться к своему педагогу за помощью, воспринимая педагога как источник разнообразного опыта. Педагог умеет сопереживать и понимать чувства каждого обучающегося, а ребенок в свою очередь в лице педагога находит для себя друга, консультанта, наставника.

Результатами применения в образовательном процессе Дома детского творчества личностно-ориентированных технологий  стали:

  •  повышение уровня социального ориентирования и социализации обучающихся;
  •  усвоение ими норм и ценностей современного общества;
  •  формирование навыков конструктивного общения;
  •  формирование творческого и интеллектуального потенциала.

Таким образом, можно говорить о том, что в Доме детского творчества имеются объективные предпосылки для использования личностно-ориентированных технологий, более того, сама суть педагогического процесса в этом направлении изначально ориентирована на личность, так как основывается на принципах гуманизма, добровольности, дифференциации и индивидуализации обучения.