Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Цветы из бисера» (базовый уровень).
Submitted by Вера Борисовна Мешкова on Wed, 13/12/2017 - 21:59
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30»
Рассмотрена и рекомендована к
утверждению Методическим советом
школы. Протокол №1 от 29.08.2017г
«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №30
И.С. Разуваева
Приказ от 30.08.2017г №499-од
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности
«Цветы из бисера»
(базовый уровень)
Возраст учащихся 12-14 лет
Срок реализации 1 год
Автор-составитель: Мешкова В.Б.
учитель технологии
Тамбов 2017
1.1 Пояснительная записка.
Направленность программы – художественная. Она направлена на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к искусству бисероплетения, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
По форме организации - кружковая. Уровень образования - завершенный цикл образования. Уровень освоения программы: краткосрочной, базовый.
Новизна программы состоит в том, что впервые, расширено, углублено изучается техника бисероплетения приёмами «пеля» и «плетение на основе». Овладение содержанием программы обогатит учащихся духовно, подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных работ является способность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт.
Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития школьников. Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации изучение данного вида творчества будет способствовать воспитанию уважения к истории народа, его традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов, формирование эстетического отношения к труду. Это даёт возможность украшать одежду, интерьер жилья.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 года № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе» (Приложение 1);
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Приложение 2).
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
Личностно ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, признание самобытности каждого ученика);
Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его подготовки, а это предполагает выполнение заданий различной сложности)
Культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и ориентация на общечеловеческие культурные ценности)
Сотрудничества и ответственности;
Сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
Систематичность, последовательность и наглядность обучения
Кроме того обучение по программе построено по принципу «от простого к сложному». Содержание программы строится с учётом преемственности
в изучении основ декоративно-прикладного творчества в младших и средних классах на уроках технологии, изобразительного искусства, истории, биологии.
Образовательные темы программы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать авторские модели.
Программа базового уровня разработана для учащихся 12-14 лет. Состав группы постоянный 15 учащихся. Программа краткосрочная на 72 часа, срок реализации 1 год. Форма обучения очная. Занятия проходят по 2 часа, один раз в неделю, они состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
1.2 Цель программы – развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству по изготовлению цветов из бисера, сформировать у учащихся знания, умения, навыки по изготовлению бисерных цветов, сущности понятий «дизайнер», «дизайн», принципов художественной композиции.
Задачи.
Обучающие
1.Приобщение учащихся к традициям народного искусства, культуре родного края.
2 Создание условий для формирования творческой активности учащихся.
3. Формирование навыков и приёмов работы с материалами по изготовлению цветов из бисера.
4 Развитие творческой самостоятельности и активности в работе.
5 Формирование технологической и художественной культуры.
Воспитательные
1.Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.
2. Уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
3.Формирование у обучающегося социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие. Инструктаж по т/безопасности. Инструменты, материалы для бисероплетения.
2
2
2.
Раздел «Цветы из бисера».
70
18
52
2.1
Техника плетения «петли».
2
1
1
2.2
Обкрученные петли
2
1
1
2.3
Перекрещенные петли
2
1
1
2.4
Непрерывные петли
2
1
1
2.5
Плетение на основе. Округлая основа
2
1
1
2.6
Заострённая основа
2
1
1
2.7
Горизонтальная основа
4
1
3
2.8
Основные приёмы оформления серединок цветов (тычинок)
2
1
1
2.9
Технология сборки цветов.
2
1
1
3
Проект в технике «цветы из бисера»
2
-
2
3.1
Технология изготовления цветов из бисера в технике – «петля»
12
2
10
3.2
Технология изготовления цветов из бисера – «плетение на основе»
14
2
12
3..3
Создание композиции
4
1
3
3.4
Плетение броши в технике – «петля»
8
2
6
3.5
Брошь в технике – «плетение на основе.
8
2
6
3.6
Завершение разработки проекта в технике «цветы из бисера» Презентация и защита проекта.
2
-
2
Итого:
72
20
52
Содержание программы.
Тема 1. Вводное занятие (2 часа).
Теория
Цели, задачи и содержание программы обучения. Историческая справка. Классификация инструментов, материалов для работы с бисером. Инструктаж по технике безопасности. Понятие композиции. Требования к композиции. Основной закон композиции. Линии и симметрия в композиции.
2. Раздел « Цветы из бисера» 70 (часов)
Тема 2.1 Техника плетения – « петли» (2 часа)
Теория
Организация рабочего места для бисероплетения.
Классификация основных приёмов бисероплетения по базовой технике – «петля». Технология выполнения скрученной петли, петли-восьмёрка. Контроль качества. Безопасность труда.
Практическая работа. Освоение приёмов выполнения скрученных петель и петель-восьмёрка.
Тема 2.2. Обкрученные петли (2 часа)
Теория
Технология выполнения обкрученных петель. Контроль качества. Безопасность труда.
Практическая работа. Освоение приёмов выполнения обкрученных петель.
Тема 2.3. Перекрещенные петли (2 часа)
Теория
Технология выполнения перекрещенных петель. Контроль качества. Безопасность труда.
Практическая работа. Освоение приёмов выполнения перекрещенных петель.
Тема 2.4. Непрерывные петли (2 часа)
Теория
Классификация непрерывных петель. Технология выполнения непрерывных петель. Контроль качества. Безопасность труда.
Практическая работа. Освоение приёмов выполнения непрерывных петель.
Тема 2.5 Плетение на основе. (2 часа)
Теория
Технология плетения на основе. Классификация способов плетения. Приём плетения – «округлая основа». Безопасность труда.
Практическая работа. Освоение базовой техники – «плетение на основе», приём – «округлая основа».
Тема 2.6 Заострённая основа (2 часа)
Теория
Технология плетения на основе. Приём плетения – «заострённая основа». Безопасность труда.
Практическая работа. Освоение базовой техники – «плетение на основе», приём – «заострённая основа»
Тема 2.8 Основные приёмы оформления серединок цветов, тычинок (2 часа)
Теория
Выбор цвета бисера для тычинок. Варианты оформления серединок цветов. Организация рабочего места. Безопасность труда.
Практическая работа. Освоение приёмов изготовления различных вариантов тычинок для цветов.
Тема 2.9 Технология сборки цветов (2 часа).
Теория
Последовательность сборки цветов, укрепление, удлинение, покрытие стебля. Организация рабочего места. Контроль качества. Безопасность труда.
Практическая работа. Выполнение технологии сборки цветов из бисера.
Тема 3 Проект в технике «цветы из бисера» (2 часа)
Теория
Разработка композиции проекта в технике «цветы из бисера». Подбор материала, инструментов для выполнения проекта.
Практическая работа. Составление композиции в виде эскизов. Подбор материалов.
Тема 3.1Технология изготовления цветов из бисера в технике - «петля»
(12 часов)
Теория
Последовательность заготовки деталей для цветов в технике – «петля». Сборка цветов. Контроль качества. Безопасность труда.
Практическая работа. Приёмы изготовления деталей для цветов. Сборка цветов
Тема 3.2 Технология изготовления цветов из бисера - «плетение на основе»
(14 часов)
Теория
Последовательность заготовки деталей для цветов в технике – «плетение на основе». Сборка цветов. Контроль качества. Безопасность труда.
Практическая работа. Приёмы изготовления деталей для цветов. Сборка цветов.
Тема 3.3 Создание композиции(4часа)
Теория
Композиционная целостность. Линии и симметрия в композиции. Особенности композиции в технике бисероплетения.
Практическая работа. Создание композиции цветов из бисера. Оформление готового изделия.
Тема 3.4 Плетение броши в технике – «петля» (8 часов)
Теория
Бижутерия и её роль в костюме. Правила ношения бижутерии. Материалы необходимые для изготовления броши. Технология плетения броши «Клевер» в технике непрерывных одинарных петель.
В процессе реализации программы предусматриваются формы учебных занятий: типовое занятие, собеседование, консультации, самостоятельные практические работы, проектная деятельность.
Формы аттестации: зачеты, творческие работы, конкурсы, олимпиада, ярмарки, открытые занятия, мастер-класс, итоговая школьная выставка.
2.4. Оценочные материалы
Рекомендуются следующие виды контроля:
Вводный – перед началом работы, способствует закреплению знаний, умений, навыков по пройденной теме.
Текущий – в ходе учебного занятия, способствует закреплению знаний по данной теме.
Рубежный – проводится после изучения каждого блока.
Итоговый - выполняемый после изучения всей программы.
Контроль может выполняться в форме защиты проекта, участие в выставках, конкурсах, ярмарках.
2.5. Методические материалы
№ п/п
Название раздела, темы
Материально-техническое оснащение, дидактико- методический материал