Вы не зарегистрированы

Авторизация



Китай, территория, границы, политико – экономико - географическое положение. Население и хозяйство»

Submitted by Татьяна Николаевна Введенская on пн, 18/12/2017 - 19:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Введенская Т.Н
Место работы, должность: 

учитель географии, МАОУ СОШ №12 г.Щелково, Московской области

Регион: 
Московская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
География
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p><strong>Китай, территория, границы,&nbsp;&nbsp;</strong><strong>политико &ndash; экономико - географическое положение.&nbsp;</strong><strong>Население и хозяйство</strong></p>

Конспект урока № 2

Экономическая и социальная география мира (10 касс)

 

Тема урока: «Китай, территория, границы,

политико – экономико - географическое положение.

Население и хозяйство»

 

Цели урока: формирование интеллектуальной культуры личности обучающихся, воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, уважения к другим народам, толерантности на основе осмысления знаний о географическом положении, природно-ресурсном потенциале и социально-экономическом устройстве Китайской Народной Республики.

 

Планируемые образовательные результаты: по окончанию изучения данной темы обучающиеся смогут:

- называть и показывать на карте географическое положение КНР;

- давать краткую характеристику экономико-географическому положению КНР, характеристику природно-ресурсного потенциала экономики КНР;

- перечислять основные особенности населения КНР;

- смогут высказывать свое мнение, формулировать вопросы и называть 3-4 утверждения, доказывающие уровень развития страны.

 

Программные требования:

Личностные

Предметные

Метапредметные

 

- осуществляет групповое взаимодействие;

- дает оценку и взаимооценку.

- создает письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства страны на основе нескольких источников информации;

- описывает на карте положение и взаимоположение географических объектов;

- объясняет особенности компонентов природы отдельных регионов страны.

 

- оценивает особенности взаимодействия природы и общества в пределах территории страны;

- оценивает положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов страны;

-  выдвигает гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, происходящих в -географической оболочке.

- сопровождает выступление презентацией;

 

Программное содержание: соотнесение КНР с основными типами стран. Столица и крупные города. Комплексная географическая характеристика страны: географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры.

Мировоззренческая идея: взаимосвязь природно-ресурсного потенциала, социально-экономического развития КНР со всем миром и обществом в целом в контексте глобальных проблем человечества.

Основные понятия: ПЭГП, ресурсы, население, хозяйство: отрасли международной специализации, роль КНР в регионе и мире.

Географические объекты и крупные промышленные центры: горы  ТайшаньХуаншаньУишань и  Тянь-Шань, пейзажные зоны  ЦзючжайгоуХуанлун  и  Улинъюань, , национальный парк «Три параллельные реки», карстовые отложения в Южном Китае, национальный парк Саньциншань, Данься.

 

План изучения нового материала:  1) общая географическая характеристика КНР;

                                                                2) историческое развитие КНР;

                                                                3) население КНР;

                                                                4) промышленность и сельское хозяйство КНР.

                                                                5)самое-самое в Китае

Технология: развитие логического и критического мышления.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока: нетрадиционный, экскурсия по Китаю.

Мизансцена урока: обучающиеся делятся на 5 групп «специалистов-экскурсоводов» в соответствии с указанным выше планом изучения нового материала.

Оборудование урока: учебник , медиа проектор, ноутбук, интернет, физическая карта АТР и КНР, политическая карта АТР, атласы по физической географии материков и океанов 10 класс.

 

Технологическая карта урока.

Результат

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Стадия «ВЫЗОВ» 10 мин.

 

- проявляет интерес к изучаемой теме

- формулирует цель предстоящей деятельности;

- планирует предстоящую деятельность

- владеет способами сотрудничества

 

- Что мы знаем о КНР?

- На нашем уроке мы с вами отправимся в путешествие по КНР с помощью презентационных слайдов и текстовой информации, демонстрирующей нам Китай в разных аспектах.

Работа с заполнением таблицы

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Какие страны входят в регион АТР?

Как Китай смог использовать свое географическое положение?

Величина площади государства КНР?

Для каких стран ЭГП явилось толчком в их экономическом развитии?

Какова численность населения КНР?

Каковы взаимосвязи урбанизации и экономического развития Китая ?

Основные отрасли промышленной и сельскохозяйственной международной специализации КНР?

Каковы секреты развития экономики Китая?

Ресурсные потенциалы КНР?

Cмогут ли китайцы избежать экологическую катастрофу

 

Фронтально  на листах А4

 (приложение 1, 2, 3)

 

Работа письменно в тетрадях

 

Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» 20 мин.

 

- создает письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации.

- выделяет основные смысловые единицы текста

- осознаёт своё знание и незнание

Просмотр видеосюжетов из телепрограммы «Открытие Китая», ТВ «1 Канал», автор Е.Колесов, 2016 год.

Приём «ИНСЕРТ»

«v» – уже знал     «-» -  думал иначе

«+» - новое           «?» - не понял, есть вопросы

Беседа по сюжетам телепрограммы.

- Что мы уже знали о КНР? В чём наши знания и информация в тексте совпали?

- Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы можем ответить?

- Какие наши знания оказались ошибочными?

- Что осталось непонятным, требует уточнения, объяснения, конкретизации?

Работа в группах по  направлениям :1) общая географическая характеристика КНР;

                                                                2) историческое развитие КНР;

                                                                3) население КНР;

                                                                4) промышленность и сельское хозяйство КНР.

                                                             5)самое-самое в Китае

 

 

 

Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» 10 мин.

 

- графически оформляет  результаты работы с текстом

 - называет какие страны входят в регион АТР

- сопровождает выступление презентацией;

- показывает местоположение КНР

- называет площадь и численность населения КНР

- объясняет какое население преобладает в КНР

- даёт определение понятиям

- рассказывает об этническом составе населения КНР

- рассказывает об основных видах хозяйственной деятельности жителей КНР

- обосновывает собственное отношение к экономическим и социальным успехам КНР .

Практическая работа: заполнение кластера

- Что мы теперь знаем о КНР?

- Каково географическое положение КНР?

- Какова численность населения КНР?

- Каков этнический  состав населения?

- Какое население преобладает городское или сельское?

- Что такое урбанизация?

- Какие особенности культуры народов населяющих КНР?

- Каков ресурсный потенциал КНР?

- Каковы основные направления  экономического развития КНР?

- Определите  тип  экономики КНР? Индустриальный, аграрный, постиндустриальный?

- Для чего нам необходимо знать развитие стран в различных регионах мира?

- Какая существует взаимосвязь между развитием экономики и такой глобальной проблемой человечества как экологическая?

 

Роль КНР в современном мировом хозяйстве

Ресурсный потенциал страны..

Трудовые ресурсы.

Экономическая история.

Место КНР в МГРТ.

Самостоятельно:

высказывают свои точки зрения, аргументируют, отстаивают

 

представители групп знакомят класс с результатами своей работы, высказывают свои позиции по сюжетам фильма.

 

Участники всех групп готовят вопросы и высказывают свои мысли и дополнительные сведения по возникшим  проблемам

Заполняют приложения

1 и 3.

 

 

Подведение итогов урока: содержательная оценка и взаимооценка

 

 

Домашнее задание: Обзор текущей информации о Китае в СМИ по темам: экономика, культура, социальная сфера, финансы, Российско – Китайские отношения и сотрудничество.

 

 

 

Приложение 1.

Раздаточный материал для обучающихся

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Какие страны входят в регион АТР

Каков этнический состав населения КНР?

Какая площадь государства КНР?

Кто является коренными жителями КНР?

Какова численность населения КНР?

Особенности демографической политики КНР

Какое население преобладает в КНР? (сельское или городское).

Основные направления урбанизации в КНР в различные исторические периоды

Какие основные виды деятельности жителей КНР?

Причины экологических проблем в КНР. Влияние этих проблем на Россию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Основные сведения о Китае

Кита́й  — Кита́йская Наро́дная Респу́блика  - государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,35 млрд, большинство населения — этнические китайцы, самоназвание — хань); занимает третье место в мире по территории, уступая России и Канаде. Постоянный член Совета безопасности ООН,  одна из ведущих космических держав мира, обладает крупнейшей в мире армией по численности  военнослужащих, ядерным оружием.

Со времени провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 году правящей партией является Коммунистическая партия Китая (КПК).

КНР унитарная страна, хотя в административно-территориальном отношении  подразделяется на 23 провинции (включая Тайвань), пять автономных районов и четыре города центрального подчинения – Шанхай, Пекин, Тяньцзинь и Чунцин.  

Столица Китая - Пекин (Беджин, Бейлинг).  Денежной единицей страны является юань.

История Китая.

История Китая особенна множеством и разнообразием письменных источников, которые, в сочетании с археологическими данными, позволяют реконструировать политическую жизнь и социальные процессы, начиная с глубокой древности.

История Китая - это история постоянных войн с соседними ключевыми племенами. Страна долгое время была практически закрыта для европейцев. но в 19 веке превратилась в полуколонию Великобритании.  в 1912 году в стране произошла революция , и Китай провозглашается республикой. Но это не изменила полуколониального положения .

После Второй Мировой войны и разгрома Японии , в стране произошла новая революция, и в 1949 году объявляется о создании КНР. Сторонники свергнутого революцией режима обосновались на острове Тайвань и образовали еще одно Китайское государство - Республику Китай.

Географическое положение и природные ресурсы Китая.

Выгодное географическое положение Китая определяется прежде всего выходом к морю. Из 22 провинций 7 находятся на побережье Тихого океана, а еще около 10 имеют связь с побережьем благодаря речным путям по Янцзы.

Китай - одно из богатейших государств мира, практически полностью обеспеченное собственными минеральными ресурсами.  По запасам каменного коксующегося  угля занимает одно из первых мест в мире; по запасам железной руды - 3 место в мире; мировое значение имеют месторождения марганца, молибдена и вольфрама.

Богатые водные ресурсы Китая неравномерно распространены по территории  Китая : все реки расположены в восточной части страны. Созданы крупные гидротехнические сооружения : плотины, водохранилища, каналы.

Лесные ресурсы сосредоточены на  северо - востоке и юго-востоке страны. Однако большая часть территории Китая  безлесная, не считая горных лесов.

Агроклиматические ресурсы весьма неоднородны в разных районах Китая. В восточной части агроклиматические ресурсы очень хорошие: равнинный характер рельефа, плодородные почвы, благоприятный климат. На западе страны - картина противоположная - это пустыни и высокогорья, суровые условия, малопригодные для сельского хозяйства.

По рекреационным ресурсам - это исключительно привлекательная для туристов страна с древнейшей историей и культурой по праву входит в число мировых лидеров по количеству объектов всемирного наследия: древнейшая стоянка первобытного человека в Чжоукоудяне; гробницы императоров династии Минь; храм Неба; Летний дворец и императорский "запретный" город в Пекине. Памятники природы: гора Тайшань и пещеры Могао, дворец Поталав Лхасе. Всего на территории Китая находится 30 объектов всемирного наследия.

Население Китая.

Китай  - самая большая по численности населения страна. Однако ответ на вопрос , уступила ли она  место Индии, может дать только очередная перепись населения . Но пока точно можно сказать, что Китай - одна из самых многозаселенных стран мира.

В 20 веке естественный прирост увеличился в более чем в 2 раза, и Китай вступил в фазу демографического взрыва. С целью ограничения рождаемости в 70-х годах 20 века начинается проведение жесткой демографической политики, направленной на ограничение рождаемости: одна семья – один ребенок

Китайцы составляют 94% населения страны. в Китае представлено почти 80 этнических групп (уйгуры, киргизы, монголы, тибетцы и др.). Китайский этнос формируют более 60 народностей, отличающихся по культуре, частично по языку, по укладу жизни. Большая часть некитайских народов заселяет западную часть страны.

Религиозный состав населения Китая: из Индии в Китай пришел буддизм. Помимо него в Китае присутствуют еще две этнические религии : конфуцианство и даосизм.

Размещение населения неравномерно. Средняя плотность населения  - 130 чел./км2. На приморских равнинах сконцентрирована основная часть населения - 90%. Плотность населения достигает здесь 600 чел./км2.

Промышленное развитие Китая вызвало увеличение численности городского населения. За последние 20 лет 20 века уровень урбанизации в стране вырос почти вдвое и достиг 40%. Формально Китай – средне урбанизированная страна, рекордсмен по числу городских жителей, и по числу городов – миллионеров, которых в Китае около 40.   Пекин не является крупнейшим городом по числу жителей и уступает Шанхаю, который входит в десятку крупнейших городов планеты

Является второй экономикой мира (по некоторым данным – первой), мировой лидер по производству большинства видов промышленной продукции, в том числе по производству автомобилей и потребительскому спросу на них. Крупнейший мировой экспортёр. Располагает половиной мировых валютных запасов.

 

 

 

 

Приложение 3.

Схема анализа учебного материала

КНР

 

Ресурсы:  природные,  климатические, рекреационные

 

пришлое

 

коренное

Учебное задание

  1. Отметьте на схеме разделы, которые Вас:

*- удивили;

**- стали источниками вопросов;

*** - побудили стремление более глубокого ознакомления со страной.

 

  1. Дополните приведенную типовую схему анализа учебного материала, используя новые понятия и информацию, полученные на уроке.