Вы не зарегистрированы

Авторизация



Критический анализ события

Submitted by Татьяна Николаевна Введенская on пн, 18/12/2017 - 20:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Введенская Т.Н
Место работы, должность: 

учитель географии МАОУ СОШ №12 г. Щелково Московская область

Регион: 
Московская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Все предметы
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
образовательная технология
Краткое описание ресурса: 
<p><strong>Критический анализ события учащимися</strong></p>

Развитие у учащихся навыков критического анализа событий, в частности - географических событий, в современном процессе обучения является важным элементом становления культурной личности. В условиях массированного потока информации важными являются навыки критического осмысления получаемой информации и умения ее практического использования в конкретных жизненных ситуациях.

 

ОПОЛЗНИ

Оползни бывают в горах, по берегам речных долин, в обрывах морского берега, по склонам оврагов и в искусственных выемках. Оползни происходят в тех местах, где пласты горных пород имеют наклонное положение, и чаще всего там, где пласты рыхлых и водопроницаемых пород налегают на глинистые водоупорные слои. Если на поверхности глинистых пластов бегут подземные воды, то с течением времени они настолько размягчают глину, что вышележащие породы уже не в состоянии удержаться на ней и начинают медленно сползать по склону, зачастую приводя к катастрофическим последствиям.

Приведем пример таких событий.

Оползень в селе Федоровка (Текст из методического пособия).

Около ста лет назад случилось большое несчастье с селом Федоровкой, что на берегу Волги. Ночью вдруг раздался страшный гул, затрещали и заколебались дома. Жители выбежали на улицу и увидели, что село, точно живое, ползет к Волге. Земля колебалась: в одних местах дома поднимались, в других опускались.

Три дня продолжались заметные колебания земли. Все кругом изменилось: там, где были болота и озера, выросли холмы, а на возвышенных местах образовались провалы и трещины, многие из них наполнились водой.

В селе Федоровне было повреждено до 70 домов: одни совершенно разрушились, другие развалились на несколько частей; в садах же все было уничтожено.

Село придвинулось к Волге на несколько десятков метров.

 

Оползень в Саратове. (текст из Интернета)

Одна из окраин города Саратова, Затон, была расположена на Соколовой горе. За несколько дней до печального события земля стала вдруг бугриться и растрескиваться. В домах полы подымались, печи давали трещины, стекла в оконных рамах лопались с треском и звоном. Жители обеспокоились и стали быстро выбираться из домов. И хорошо, что успели вовремя.

20 сентября 1884 г. в 11 часов утра земля в Затоне вдруг быстро поползла по склону горы и увлекла за собой дома, постройки, все, что на ней было. И все это со страшным шумом рухнуло в Волгу. Во всем Саратове от этого обвала затряслась почва, закачались лампы, остановились часы. На месте Затона было полное разрушение. Часть домов исчезла с сорвавшейся глыбой земли в реке, часть осталась на склоне, но в каком виде! У некоторых построек половины не было, другая висела над пропастью. Большие фабричные и заводские корпуса точно переломились надвое и наклонились в стороны.

Обвал Соколовой горы в 1884 г. был так велик, что заставил Волгу отбежать здесь от правого нагорного берега, который она размывала. Волга ушла влево к расположенной против Саратова, на луговой стороне, слободе Покровской. Так-то Саратов очутился не на широкой и глубокой Волге, а на рукаве ее, который образован намытой косой.

 

По результатам анализа статей:

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать?

Бывают

в горах, по берегам рек, морей, на склонах оврагов, в карьерах

Сопровождаются гулом,

В каких районах Щелковского района могут возникнуть оползни

Возникают там, где пласты пород имеют наклонное положение

Могут длиться несколько дней или происходить динамично

Как предотвратить возникновение оползней

Имеют большие разрушительные последствия

Создают новые формы рельефа («где были озера и болота вырастают холмы, где возвышенности – провалы и трещины)

Существует ли в настоящее время село Федоровка на Волге

На возникновение оползней оказывают существенное влияние грунтовые воды

По информации Интернета в селе Федоровка – несколько рыболовных турбаз

Какой трудовой деятельностью заняты жители села Федоровка в настоящее время

Не в полной мере раскрыты социальные последствия оползня, в частности – нет фактических данных о пострадавших

О возможностях оползней в больших городах на таких крупных реках как Волга.

Был ли автор статьи на месте события

 

Выводы.

Тексты адресованы различным аудиториям. Первый текст адресован учителям и учащимся. Второй текст носит информационно-познавательный характер и предназначен для широкой аудитории.

Авторы обоих текстов недостаточно красноречивы. В первом тексе мало фактов. Во втором отсутствует эмоциональное описание последствий катастрофически событий, которые несомненно имели место для жителей большого города.

Оба текста написаны достаточно профессионально. Не содержат противоречий и разночтений. Однако применение художественных приемов авторами обоих текстов недостаточно. что не способствует эмоциональному восприятию, сопереживанию и запоминанию.