Вы не зарегистрированы

Авторизация



Индивидуальный маршрут психологического сопровождения ребенка с эмоциональным нарушением и его семьи

Фото пользователя Ирина Евгеньевна Шпилевая
Submitted by Ирина Евгеньевна Шпилевая on Fri, 02/02/2018 - 07:22
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шпилевая Ирина Евгеньевна
Место работы, должность: 

Педагог-психолог Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1 «Ласточка» г. Елизово

 

 

Регион: 
Камчатская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p class="rtejustify">Автором представлен проект индивидуального психологического сопровождения ребенка&nbsp; и его семьи, имеющего агрессивное эмоциональное нарушение, в условиях дошкольной образовательной организации, с алгоритмом составления маршрута сопровождения.</p>

Алгоритм работы:

1. Определение характера эмоционального нарушения у воспитанника (исходя из запроса).

2. Психологическая диагностика субъектов образовательного процесса (воспитанник, родители, педагог),  интерпретация полученных данных (предварительное психологическое заключение для ПМПк).

3. Определение целей и задач психологического сопровождения воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи.

4. Определение сроков психологического сопровождения воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи.

5. Определение содержания и форм психологического сопровождения воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи.

6. Определение результатов психологического сопровождения воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи.

 

1.  Запрос родителя (мамы): ребенок проявляет агрессию по отношению к окружающим, особенно взрослым, закатывает истерики, делает все вопреки требованиям взрослых.

=> характер эмоционального нарушения у ребенка: агрессивные эмоциональные нарушения.

2. Психологическая диагностика субъектов образовательного процесса:

 Диагностический инструментарий, используемый в работе с субъектами образовательного процесса (воспитанник, родители, педагог) при эмоциональном нарушении у ребенка:

  • для родителей

- Беседа (Цель: сбор анамнеза и информации о характере взаимодействия ребенка с членами семьи)

- Методика анализа семейного воспитания (АСВ  - Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис (Цель: определение, особенностей воспитания ребенка в семье)

- Опросник «Взаимодействие родителя  с ребёнком» (ВРР) (Цель: оценка уровня взаимодействия родителя с ребенком, особенности эмоциональных и личностных отношений)

  • для педагогов

- Методика «Оценка эффективности стиля педагогического  общения педагога с детьми» Ю. Вьюнкова (Цель: оценить эффективность стиля педагогического общения педагога с детьми)

- Опросник «Модель взаимодействия воспитателя  с детьми» В. Г. Моралов (Цель: выявление  типа ориентированности воспитателя на учебно-дисциплинарную или личностно-ориентированную модели взаимодействия  с детьми)        

  • для ребёнка

-    Наблюдение

- Проективная методика «Кактус» (Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии и тревоги, ее направленности и интенсивности)

- «Тест руки» Э. Вагнера (Цель: диагностика вероятности агрессивных проявлений у ребенка).

Предварительное психологическое заключение

для ПМПк

 

1.      Ф.И. (шифр)  8БЕ                  возраст: 6,1 года

2.      Причина исследования: по запросу мамы; с целью исследования агрессивных проявлений по отношению к окружающим людям.

3.      Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы): Шпилевая И.Е, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка».

4.      Сроки проведения исследования:  с 23.01.18 по 24.01.18

5. Используемые методы: методика «Кактус» М.А. Панфиловой (выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности); «Тест руки» Э. Вагнера (диагностика вероятности агрессивных проявлений у ребенка).

Согласно результатам обследования по методике «Кактус» М. А. Панфиловой, было выявлено, что у ребенка несколько завышена самооценка, он старается выделиться среди сверстников и занять лидирующие позиции в деятельности (рисунок расположен по центру, ближе к верхней части листа, рисунок достаточно крупного размера), мальчик достаточно уверен в себе (линия рисунка четкая и почти непрерывная, хоть сам кактус довольно кривой), также можно отметить состояние напряжения у ребенка (нажим на карандаш сильный и твердый, однако горшок в котором стоит кактус прорисован гораздо слабее), т.к. кактус нарисован в горшке, мы можем предположить, что ребенок стремится к защите, обретению домашнего тепла и уюта в семье, но сила нажима на карандаш при прорисовывании горшка говорит о том, что ребенок испытывает усталость и упадок сил в домашней обстановке, возможно, ему не хватает тепла, заботы и внимания со стороны близких, по густым, длинным и направленным вверх колючкам кактуса, можно сделать вывод о том, что ребенок испытывает агрессию по отношению к людям старшим по возрасту и статусу – родителям, воспитателям – некоторое количество иголок направлено в стороны, но уже не такие длинные и густые, это говорит о том, что агрессия по отношению к сверстникам менее выражена, по форме кактус похож на покосившуюся фигуру многогранника, необычность формы кактуса свидетельствует о некоторой демонстративности, желании проявить себя, стремлении к лидерским позициям, кактус украшен цветными каплями воды, что указывает на нарциссические склонности. Сам рисунок словно склонен влево, что может свидетельствовать о преобладании негативных эмоциональных состояний. Кактус окрашен болотно-зеленым цветом (так как болотно-зеленый цвет получается от смешения зеленого и серого, мы делаем вывод, выбор зеленого цвета свидетельствует о том, что ребенок испытывает потребность быть первыми, потребность в похвале, для него значимо уважительное к нему отношение со стороны взрослых и сверстников, серый - цвет пассивного неприятия, ребенок хочет освободиться от внешних влияний, возможно это связано с авторитарностью родителей и давление на ребенка), при этом колючки на нем черные (цвет колючек говорит о том, что ребенок привык во всем противоречить близким), а капли воды синие, желтые и красные (можно предположить, что ребенок испытывает потребность в спокойствии, желании пошалить, быть энергичным, и слушаться старших, возможно давление со стороны старших вызывает негативизм ребенка, а как следствие агрессию и конфликтное поведение), горшок окрашен фиолетовым цветом (выбор фиолетового цвета свидетельствует о потребности ребенка в опеке, похвале, он  может не соблюдать дистанцию в отношениях со взрослыми, в случае слишком строгих, жестких требований может капризничать, закатить истерику) – цвета интерпретированы по Люшеру. По словам ребенка, кактус является домашним и любит, чтоб за ним ухаживали, поливали его и грели на солнышке, кактус не любит оставаться один (это может указывать на недостаток тепла и внимания со стороны родных); до кактуса можно дотронуться, когда ему хорошо, он полит и стоит в тепле,  потому, что он умеет втягивать свои колючки (это говорит о том, что ребенок менее напряжен и агрессивен, когда окружен заботой); кактус растет один в своем горшке, но иногда его ставят в место, где много других растений, с которыми кактус любит вместе греться на солнышке (возможно ребенок ассоциирует с этим местом детский сад, а с растениями сверстников), среди этих растений есть тоже кактусы; когда кактус вырастет, у него опадут колючки и вместо них вырастут разноцветные цветочки, как капельки, которые я нарисовал, они нужны кактусу, чтобы радоваться, когда грустно (надежда на будущую состоятельность, возможные планы на будущее).

Результаты проведенного психолого-педагогического обследования ребенка по методике «Тест руки» Э. Вагнера, показали, что у ребенка установки на социальное сотрудничество и зависимость преобладают над агрессивными, доминантными тенденциями. Однако, снижение числа ответов по категориям «Эмоциональность» и «Коммуникация», говорит о необходимости обратить внимание на сферу социальных контактов ребенка, позволяет предположить наличие сложностей в этой области, отгороженности от окружающих.

ВЫВОД: у ребенка отмечено агрессивное нарушение, возможно в ответ на аторитарность и давление со стороны взрослых, ребенок проявляет негативизм, демонстративность, ребенок напряжен и испытывает потребность в заботе и внимании со стороны близких, а также у ребенка отмечены возможные проблемы социализации.

По результатам диагностики организуется психолого-педагогический консилиум, в рамках которого происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения воспитанника с агрессивными нарушениями в процессе обучения.

 

3. Определение целей и задач психологического сопровождения воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи.

Цель: психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка по снижению агрессивных тенденций в поведении, посредством обучения навыкам адаптивного поведения и нормализации детско-родительских отношений.

Задачи психологического сопровождения:

  • развитие умения у воспитанника с эмоциональным нарушением распознавать собственные эмоции и чувства и эмоциональное состояние другого человека;
  • формирование навыков адекватного эмоционального  реагирования на совершенное действие или поступок у воспитанника с эмоциональным нарушением;
  •  учить принимать позицию другого человека;
  • обучение воспитанника с эмоциональным нарушением навыкам сотрудничества с окружающими, развитие коммуникативной компетенции;
  • способствовать развитию произвольной саморегуляции;
  • нормализация детско-родительских взаимоотношений;
  • обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком;
  • информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребенка и о способах конструктивного взаимодействия с ним;
  • обучение педагогов умению направлять энергию агрессивного ребенка в «мирное русло» (выявление интересов ребенка, включение ребенка в индивидуальную и подгрупповую работу);

 

4. Определение сроков психологического сопровождения воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи.

Маршрут рассчитан на 4 месяца: февраль 2018г. – май 2018г.

5. Определение содержания и форм психологического сопровождения воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи.

Содержание работы

воспитанник

родители

педагоги

Коррекционные занятия с воспитанником:

- проводятся 1 раз в неделю

- индивидуально

- продолжительность до 25 мин.

- технологии работы: тестопластика, песочная терапия, арт-терапия, музкоррекция.

Консультация:

- «Детская агрессия - причины и действия»

 

Индивидуальное консультирование педагогов по поводу проблем поведения и межличностного взаимодействия с конкретным воспитанником

 

Структура занятия:

- ритуал приветствия – 2 мин.

- разминка – 3 мин.

- коррекционно-развивающий этап - 15 мин.

- релаксация – 5 минут

Семинар-практикум:

- «Роль эмоций в гармоничном развитии ребёнка»

Буклет:

- Игры и упражнения на снятие агрессии

- Правила работы с агрессивными детьми

 

Тренинг:

- «Стили воспитания в семье»

 -«Тренинг осознанного родительства»

Рекомендации по организации индивидуальной и подгрупповой работы с ребенком

 

Буклет:  Причины возникновения детской агрессивности

 

 

Индивидуальные рекомендации в письменном виде

 

Стендовая информация: «Позитивные и негативные способы выражения гнева» (рекомендации доктора Р. Кэмпбелла)

 

6. Предполагаемые результаты психологического сопровождения воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи

- у ребенка снизится уровень агрессивности по отношению к окружающим, снизится уровень нервного напряжения;

- ребенок научится распознавать собственные эмоции и чувства и эмоциональное состояние другого человека;

- ребенок научится принимать позицию другого человека;

- у ребенка сформируются навыки сотрудничества с окружающими и навыки коммуникативной компетенции;

- ребенок освоит навыки адекватного, конструктивного поведения;

- между ребенком и родителями наладятся взаимоотношения;

- родители изменят авторитарный стиль воспитания в семье в сторону более демократичного;

- воспитатели овладеют способами конструктивного взаимодействия с ребенком, освоят игры и упражнения на снижение агрессивности дошкольников.

Определение способов оценивания успехов воспитанника: в конце мая проводиться итоговая психологическая диагностика агрессивности воспитанника.