Официальный сайт seoturbina 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Научись говорить НЕТ"

 

Милостяк Ольга Владимировна, социальный педагог МАОУ "Средняя школа № 42"

Аннотация.

В настоящее время проблема раннего употребления детьми и подростками табака, алкоголя и иных психоактивных веществ, стоит наиболее остро. Неблагополучная обстановка в обществе, низкая  способность к социальной адаптации, недостаточная сформированность определённых жизненных навыков, постепенное разрушение прежних социальных установок и морально-нравственных приоритетов,  отрицательный пример родителей и значимых для ребёнка взрослых приводят к росту употребления ПАВ среди несовершеннолетних. К сожалению, дети уже в возрасте 7-10 лет  так или иначе сталкиваются с этими веществами: в жизни, в СМИ, в сети Интернет, получают  информацию от сверстников или старших товарищей.

Изучение мотивов — важнейшая предпосылка для разработки мер  профилактики зависимостей детей и подростков. Основными и наиболее распространенными мотивами употребления ПАВ у подростков   являются:

  • желание быть принятым в группу (конформность),

  • давление сверстников,

  • неосознанное любопытство или протестное поведение.

Иногда подростки представляют, какой  вред наносится здоровью при употреблении тех или иных веществ, но неумение правильно сказать НЕТ становится настоящей проблемой. Страх  обидеть друзей отказом,  быть отвергнутым группой, показаться «немодным», «маленьким» часто становятся причинами начавшейся зависимости.

Основная задача педагогической профилактики заключается не столько в предотвращении реального знакомства с психоактивными веществами, сколько в том, чтобы содействовать формированию у учащихся определенных навыков поведения, помогающих следовать ЗОЖ (здоровому образу жизни),  осознавать собственную ответственность за выбор здорового образа жизни и противостоять давлению сверстников.  И тут задачи профилактики полностью совпадают с задачами воспитания. Помогая учащемуся приобретать умение решать личные и социальные проблемы, педагог защищает его от власти дурманящих веществ.

Цель:  формирование умения противостоять чужому давлению в употреблении психоактивных веществ и выражение отказа оптимальными способами.

Задачи:

  • предоставить учащимся объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека;

  • способствовать формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни;

  • содействовать развитиюценностного, бережного отношения к собственному здоровью;

  • обучить навыкам сопротивления социальному давлению;

  • способствовать формированию навыков ответственного поведения.

Целевая группа: учащиеся  7-8  классов.

Количество человек в группе: от 15 до 25.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Формы работы учащихся: индивидуально - групповая.

 Необходимое техническое оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор,  экран.

Дидактический материал: карточки с описанием ситуаций.

Раздаточный материал: анкета для учащихся «Мифы и правда о ПАВ», памятки для учащихся «Как сказать НЕТ».

Реквизит для практического задания: силуэты ладоней рук из цветной бумаги, мел, магниты.

Структура и ход занятия:

Предварительная подготовка.

За несколько дней   до занятия провести анонимное анкетирование учащихся.  Цель: определить, насколько подростки осведомлены о влиянии  психоактивных веществ  (в частности табака)  на организм человека.

Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня вам предстоит вместе научиться преодолевать трудности и находить выход из некоторых сложных ситуаций. Многие из вас уже хорошо знакомы, но сегодня мы сделаем это по-новому.

  Вам нужно назвать своё имя и сказать доброе пожелание всем участникам на ту букву, с которой начинается ваше имя. Например: меня зовут Ольга и я желаю вам отличных  отметок.

Дети представляют себя и высказывают пожелания.

Создание проблемной ситуации

Педагог:  Неделю назад вы отвечали на вопросы анонимной анкеты.   Сегодня  я хочу ознакомить вас с  результатами и вместе с вами обсудить, в чем вы оказались правы, а в чем нет.

(Слайд 1  – результаты анкетирования)

Педагог: Давайте обсудим результаты.  Ваши мнения о том, какое утверждение миф или правда  немного разделились. На слайде представлены ваши ответы. А я  помогу вам установить истину.

Актуализация знаний.

Действительно, по данным многочисленных исследований, большинство подростков начинают курить «за компанию», потому, что так принято в референтной (то есть значимой для подростка)группе, не задумываясь о реальном вреде своему здоровью.

Люди, живущие в накуреных помещениях, чаще и сильнее страдают заболеваниями органов дыхания. Табачный дым задерживает ультрафиолетовые лучи, которые важны для нашего организма, ухудшает обмен веществ, способствует развитию аллергических заболеваний.В табачном дыме содержатся следующие крайне опасные для здоровья химикаты.

Цианид (цианистый калий).

<!-- -->Метанол (древесный спирт).

Ацетилен (топливо, используемое в сварочных горелках).

Нашатырный спирт.

В состав табачного дыма входят также ядовитые газы – двуокись углерода и угарный газ (окись углерода). И, конечно же, в дыме есть никотин – наркотик и активный компонент, который вызывает зависимость от табака.

На самом деле компоненты табака (смолы, никотин, дым и т.п.) не расслабляют, а просто тормозят важнейшие участки ЦНС, давая кратковременное успокоение. Но как только действие этих веществ ослабевает, организм испытывает недостаток поступивших ядовитых веществ и у человека портится настроение, он становится раздражительным, нервозным, неспособным сосредоточится.

Я не буду рассказывать про «каплю никотина и лошадь», приведу реальные цифры. По данным статистических исследований, средний возраст человека, зависимого от табака – 54 года.

На самом деле увлечение табаком и спортом пользы не принесёт. Курение нарушает кислородный обмен в организме, а недостаток кислорода напрямую вредит росту мышц. В итоге мышцы (как и весь организм) начинают испытывать кислородное голодание. В среднем, сердце курильщика бьется на 30% быстрее, что повышает артериальное давление и создает дополнительную нагрузку на сердечнососудистую систему при выполнении физических упражнений. Поскольку легкие и дыхательная система работают менее эффективно (в них фактически находится копоть), появляется отдышка и нагрузка на сердце усиливается еще больше.

Одной сигареты достаточно, чтобы участился пульс, повысилось давление, нарушилось нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в лёгких.Это правда.

Большинство курильщиков осознают вред, наносимый их организму, но зачастую зависимость, формировавшаяся годами,оказывается сильнее. Лишь небольшой процент зависимых действительно курят осознанно и не собираются бросать.

Да, это правда.

 США, например, сигарету называют знаком неудачливости. Успешные люди выбирают спортивный и здоровый образ жизни.Многие крупные корпорации и активно развивающиеся частные компании отдают предпочтение некурящим претендентам на должность. Так как человек, свободный от вредной зависимости, более перспективен и способен к саморазвитию. Таких людей сложно взять на «слабо», сложно заставить быть «как все», так как они достаточно умны, самостоятельны, и независимы от мнения отдельной (пусть и большой) группы.Курение – не безобидная привычка, которую легко можно бросить. Это серьезная зависимость, сравнимая с наркотической и опасная тем, что многие не принимают ее всерьез.Зачем начинать, если потом будешь всю жизнь бросать

Упражнение «Активатор»

Педагог: Сейчас мы будем уговаривать одного участника (выбираем все вместе) разжать кулак (слайд 2).

Учащиеся разными способами уговаривают товарища разжать кулак. При желании, участников может быть несколько.

Педагог: что вы чувствовали при таком обращении? Трудно ли было сопротивляться групповому давлению? Смогли бы вы сопротивляться чужому давлению в другой обстановке?

Сообщение темы занятия.

Педагог: тема нашего занятия: «Научись говорить НЕТ!» и мы сегодня будем учиться противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, отработаем навыки  уверенного поведения при отстаивании своей позиции (слайд3).

Беседа с элементами тренинга.

      Педагог: У каждого из нас есть свой круг общения. Это приятели в классе, друзья, живущие в одном дворе, товарищи по интересам и т. д.

- Почему почти у каждого человека существует потребность в принадлежности к какой-либо группе? (дети отвечают, исходя из личного опыта).

Педагог:  Общие увлечения, одинаковые интересы, увлечения объединяют людей, но совпадения не могут быть полными – каждый из нас – индивидуальность и чем-то отличается от остальных. Именно это может отразиться на взаимоотношениях в группе: порой группа требует от человека отказаться от своего мнения. Часто это происходит незаметно от нас. И подросток просит родителей купить дорогой телефон, который не по карману семье  или новую куртку, хотя она может совершенно не подходить, потому, что «у всех есть такие - и я хочу».

  1. Психологи называют такое явление групповым давлением (слайд 4).

2) Реакция людей на любое принуждение делится, как правило, на 2 типа: (слайд5)

- кто-то всегда готов стать как все – это конформисты;

- другие постоянно готовы к сопротивлению – это нонконформисты.

3) Чаще всего встречаются следующие виды группового давления ((слайд 6,  после каждого вида дети должны привести пример):

а) Лесть, похвала;
б) Шантаж, подкуп;
в) Уговоры, обман;
г) Угроза, запугивание.

Педагог: Часто возникают ситуации, в которых единственный возможный вариант поведения при групповом давлении – отказ! Это ситуации, в которых, отвечая «Да», ты можешь причинить вред себе или кому-то из окружающих. Приведите примеры таких ситуаций.

Дети высказываются по желанию.

Педагог: давайте поиграем. Я буду бросать некоторым из вас мяч, поймавший делает мне предложение (например: отправиться в тундру, прогулять урок, пойти в кино).

Педагог выражает отказ разными способами, не называя их.

Педагог: Что вы можете сказать об услышанных отказах? Одинаковы ли они были?

Педагог: Я расскажу вам, какими виды отказа бывают. После каждого вида спрашивать у учащихся, кому ответили именно так и реакцию на отказ.

а) Отказ – соглашение: (слайд 7)  человек согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается сказать да. Например: «ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять». Но в данном случае существует опасность, что при длительных уговорах вы согласитесь с предложением.   Важно проявить твердость.

б) Отказ – обещание (слайд, щелчок).  Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять.  Нужно дать понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино» - «С удовольствием, но завтра у меня занятия с репетитором по математике».

в) Отказ – альтернатива  (слайд, щелчок). Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: «Пойдем в кино вместо уроков?» - «Давай лучше сходим в пятницу после школы».

г) Отказ – отрицание  (слайд щелчок).  Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес».

д) Отказ – конфликт  (слайд щелчок.)  Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим на дискотеку» - «Ещё чего! Сам топай!» Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления».

Педагог: но, даже зная возможный способ отказаться от того, что причинит вред тебе или другому человеку, нам часто не хватает внутренней решимости и собеседник это чувствует, продолжая настаивать на своем.  Как поступить в этом случае?

Для начала скажите самому себе «Нет, я этого делать не буду и сейчас скажу об этом».  Теперь необходимо сказать твердое «НЕТ» вслух (слайд 8). Необходимо говорить четко и уверенно, ни в коем случае не агрессивно. Давайте сейчас потренируемся вместе.

Учащиеся практикуются сначала все вместе, затем по одному.

Педагог: отлично получается.  Хочу предложить вам различные способы и уловки как отказаться и сохранить добрые отношения с приятелями (слайд 9).

Назови причину отказа - «Я бы с удовольствием, но…» или «Меня это не устраивает, потому что…», «Меня это не интересует», «Мне это не приятно».

Смени тему – «Да, а кстати…», однако, переход не должен быть резким. Можно уронить что-нибудь, предложить чаю. Стоит помнить, что этот прием не всегда срабатывает, если вопрос предполагает только ответ ДА или НЕТ.

Откажи в виде комплимента – если не хочешь обидеть человека, но и не хочешь с ним соглашаться, построй свой отказ так, чтобы он стал комплиментом. Похвали предложение или сделай вид, что тебе очень досадно, но именно сейчас ты не можешь это сделать по независящим от тебя причинам. Например: «Прекрасная идея, но…», «Ты такой умный, чуткий друг и прекрасно понимаешь, как важно для меня сейчас…». Но комплименты должны быть искренними, нужно верить в то, что говоришь.

Уклонись от ответа или пошути – очень удобный приём, особенно если ты сомневаешься, согласиться или нет. Лучше сказать «Я подумаю…», «Посмотрим…», «Постараюсь…», «Может быть…». И конечно, хороший и необидный отказ может прозвучать в виде уместной шутки. Чтобы добиться эффекта, иронизировать нужно по-доброму. Например: «Я готовлюсь к Олимпийским играм, мне нельзя портить своё здоровье!».

Итак, формула  отказа выглядит так:

Я + ОТКАЗ + ЧЕТКОЕ И УВЕРЕННОЕ ОБОСНОВАНИЕ (слайд10).

Упражнение – тренинг «Сумей отказаться»

Педагог: Сейчас я предлагаю вам  проверить и оценить себя самим, насколько вы сможете  противостоять групповому давлению.

Учащимся  предлагается разделиться на три группы (по 2-3 человека). Каждая команда получает карточку с описанием ситуации, затем по ситуации разыграть отказ. В помощь предлагается использовать силуэты ладоней рук и цветной бумаги, с перечисление качеств человека: неуверенность (голос, интонация, жесты, мимика, движения), уверенность (голос, интонация, мимика, жесты, движения), агрессивность, спокойствие, трусость) – выбрать нужные для ответа. Остальные участники игры (не занятые в инсценировке) оценивают эффективность выбранной формы отказа по параметрам:

реальная возможность избежать пробы вещества при использовании данной формы отказа;

возможность избежать данного конфликта, агрессии;

целесообразность попытки повлиять на взгляды, поступки человека, предлагающего вещество (когда стоит пытаться убедить предлагающего пробу в опасности знакомства с ПАВ, а когда нужно думать лишь о своей безопасности).

          Оценивание, обсуждение проводится после каждой инсценированной ситуации. Во время оценивания ведущий должен незаметно направлять мысль детей на то, что найти верный отказ может только человек с уверенным поведением. Уверенными должны быть голос, интонация, жесты, мимика, движения.

Итог урока (рефлексия)

Педагог: Что нового вы сегодня  узнали?  Что понравилось? Что удивило, огорчило? Чему научились? Какие качества должен проявить человек, чтобы противостоять чужому давлению?

 Ребята, я верю, что вы обязательно добьетесь успеха в своих начинаниях. Со временем вы заметите, что теперь вам гораздо легче противостоять чужому давлению и отстаивать свои интересы без боязни быть отвергнутыми. Сможете добиться поставленных целей, станете образованными, умными, самостоятельными и независимыми людьми и обязательно сохраните для этого своё здоровье. 

Список литературы:

  1. «Первичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами с использованием средств массовой информации и интернета», Н. В. Вострокнутов, Л. О. Пережогин, Н.К. Харитонова, Москва — 2010 г.

  2. «127 полезных советов, как уберечь детей от наркотиков»- О.Л. Романова, Е.Н. Тимакина-Москва, 2001 г.

  3. «Уроки для родителей илиКак помочь ребёнку не употреблять табак и алкоголь», под. редакцией О.Л. Романовой, Москва 2000 г.

  4. Интернет ресурсы.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн