№ п/п
|
Тема
|
Кол-во
встреч
|
Направление коррекционной работы
|
Работа с родителями
|
-
|
Подготовительный этап
|
1
|
Определение уровня актуального развития обучающихся с целью составления образовательных маршрутов с учетом индивидуальных особенностей детей, ориентируясь на зону ближайшего развития и оказания консультативно-информационной помощи родителям.
|
1.1.
|
Комплексная первичная диагностика
|
1
|
Индивидуальная диагностика
|
Беседа с родителем по схеме, сбор анамнеза. Знакомство с результатами исследования в ходе индивидуальной консультации.
|
-
|
Основной этап
|
21
|
Обеспечение и регуляция общего энергетического фона, формирование собственно-пространственных представлений снятие психомоторного напряжения; повышение сенсорной чувствительности;
обучение основам саморегуляции, формирование предпосылок к учебной деятельности, развитие эмоционального интеллекта.
|
2.2.
|
Введение в программу
|
2
|
Постановка целей, формирование мотивации к совместной деятельности, создание доброжелательной игровой атмосферы.
|
2.2.1
|
Знакомство
Игры и упражнения на формирование мотивации к учебной, совместной деятельности
|
Знакомство родителя с целями и задачами курса.
«Рекомендации для родителей первоклассников»
Буклеты
|
2.3.
|
Я и мои помощники
|
4
|
Развитие сенсорной чувствительности и осознание телесной активности в процессе межличностного взаимодействия.
|
2.3.1.
|
Органы чувств
|
1
|
Знакомство с понятием «органы чувств», игры и упражнения на осознание их роли в познании окружающего мира.
|
На протяжении всех занятий родители работают в паре со своим ребенком, обучаясь и отрабатывая с ребенком каждое предложенное упражнение, закрепляя предложенные упражнения в ежедневных занятиях дома.
Самодиагностика
Консультации «Речь ребенка»
«Мышление ребенка»
|
2.3.2.
|
Ориентирование в схеме тела
|
1
|
Игры и упражнения на ознакомление со строением и основными частями тела с использованием собственно тактильного контакта.
|
2.3.3
|
Контакт с телом
|
1
|
Игры и упражнения на развитие сенсорной чувствительности, на дифференциацию ощущений.
|
2.3.4
|
Развитие невербальной коммуникации
|
1
|
Игры и упражнения на осознание телесной активности в процессе межличностного взаимодействия. Установление различных способов контакта.
|
2.4
|
Азбука эмоций
|
13
|
Развитие навыков общения посредством использования образов, моделирования эмоций; умения понимать эмоциональные реакции окружающих, правильно на них реагировать; осознавать свои эмоции, управлять своими чувствами, организовывать свое поведение.
|
2.4.1
|
Что такое чувства
|
1
|
Знакомство с чувствами.
|
Проконтролировать выполнение домашнего задания
|
2.4.2
|
Радость
|
1
|
Изучение эмоции радости и удовольствия. Распознавание эмоции по внешним сигналам: мимике, пантомимике, интонации. Обучение элементам техники выразительных движений. Формирование «портрета эмоции» художественными средствами. Актуализация социально-приемлемых поводов испытать радость и удовольствие.
|
Создавать ситуации для ребенка, позволяющие испытать радость и удовольствие в социально-приемлемых ситуациях (совместная деятельность, игры и др.)
Консультация «Ваши взаимоотношения с ребенком»
|
2.4.3
|
Радость (продолжение)
|
1
|
2.4.4
|
Грусть
|
1
|
Изучение эмоции грусти. Распознавание эмоции по внешним сигналам: мимике, пантомимике, интонации. Обучение элементам техники выразительных движений. Формирование «портрета эмоции» художественными средствами. Беседа на тему «сочувствие». Знакомство со способами повышения настроения.
|
Создавать ситуации, позволяющие ребенку переключаться с негативных переживаний на позитивные.
Консультация «Что делать, если у Вас беспокойный ребенок»
|
2.4.5
|
Грусть (продолжение)
|
1
|
2.4.6
|
Обида
|
1
|
Изучение эмоции обиды. Распознавание эмоции по внешним сигналам: мимике, пантомимике, интонации. Обучение элементам техники выразительных движений. Формирование «портрета эмоции» художественными средствами. Формирование умения справляться с излишним чувством обиды. Тренировать умение распознавать эмоции по внешним признакам: по жестам, выражению лица и др.
|
Оказывать поддержку и помощь ребенку в ситуациях, вызывающих чувство обиды
Консультация «Определение комфортности и затруднений ребенка в школе»
|
2.4.7
|
Обида (продолжение)
|
1
|
2.4.8
|
Злость, гнев
|
1
|
Изучение эмоции злости. Распознавание эмоции по внешним сигналам: по мимике, пантомимике, интонации. Обучение элементам техники выразительных движений. Формирование «портрета эмоции» художественными средствами. Обучение выражению злости в социально-приемлемой форме. Обучение способам взаимодействия с человеком, охваченным злостью. Коррекция агрессивного поведения.
|
Создавать ситуации, стимулирующие у ребенка желание проявлять агрессию в социально-приемлемой форме.
Анкетирование «Выявление агрессивного поведения ребенка»
Консультация «Что делать, если у Вас конфликтный ребенок?»
|
2.4.9
|
Злость, гнев (продолжение)
|
1
|
2.4.10
|
Страх
|
1
|
Изучение эмоции страха. Распознавание эмоции по внешним сигналам: мимике, пантомимике, интонации. Обучение элементам техники выразительных движений. Формирование «портрета эмоции» художественными средствами. Формирование умения справляться с излишним страхом. Коррекция тревожности.
|
Создавать ситуации для интеграции игрового опыта в регулировании эмоционального состояния ребенка.
Консультация, рекомендации
«Школьные страхи родителей»
Что делать, если у Вас застенчивый ребенок»
|
2.4.11
|
Страх (продолжение)
|
1
|
2.4.12
|
Такие разные чувства
|
1
|
Работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния; рисование лепка, пластическое изображение эмоций, работа с эмоциями через сенсорные каналы; разыгрывание, этюдов, отражающих различные эмоциональные состояния; ролевые и театрализованные игры.
|
Автоматизации навыков, освоенных ребёнком на занятиях, и включение их в повседневную жизнь ребенка.
Рекомендации
в рамках дальнейшего обучения и воспитания.
Консультация «Определение комфортности ребенка в школе»
|
2.4.13
|
Такие разные чувства (продолжение)
|
1
|
Закрепление правил и умений снятия напряжения в конфликтных ситуациях.
|
2.5.
|
Какой Я?
|
2
|
Знакомство с нравственными понятиями. Формирование культуры человеческих отношений.
|
2.5.1.
|
Доброта
|
1
|
Знакомство с помощью сказки и игр с представлениями о доброте и о том, что подлинная доброта – в добрых делах.
|
Обсудить дома вместе с детьми как они понимают фразу: «Чтобы изменить ситуацию, я должен измениться сам»
Составить список положительных качеств каждого члена семьи.
Автоматизации навыков, освоенных детьми на занятиях, и включение их в повседневную жизнь ребенка.
|
2.5.2.
|
Внимательность
|
1
|
Игры, сказка на формирование у детей представления о внимательности к потребностям ближнего, о том, что подлинная доброта и внимательность – в заботливом отношении друг к другу.
|
-
|
Завершающий этап
|
1
|
Контрольная диагностика уровня актуального развития ребёнка, позволяющая оценить эффективность работы по программе.
|
3.1.
|
Итоговая диагностика
|
1
|
Индивидуальная диагностика
Обобщение и закрепление полученных знаний.
|
Самодиагностика «Самооценка Вашего ребенка»
Заполнение анкеты обратной связи
«Как вести себя с гиперактивным ребенком»
|