Официальный сайт jetune 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



IХ Межрегиональные Мартыновские чтения. Онлайн-конференция «Проектная и исследовательская деятельность в работе учителя» . Участник Жаренов Александр Владимирович

Выберите действие:

                                                                                                      

СЕКЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Проектная и исследовательская деятельность в работе учителя»

 

Словарные проекты как средство формирования и развития культуроведческой компетенции обучающихся

 

Автор: Жаренов Александр Владимирович

Должность: учитель русского языка и литературы

Место работы: филиал ГКОУ МО ВСОШ № 18 (г. Мурманск)

 

   В настоящее время в современном российском образовании, в том числе и филологическом образовании, происходит множество изменений и современная школа и современный учитель не могут не реагировать на эти изменения. Так, например, в Концепции модернизации российского образования до 2020 г говорится, что Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию  на практические навыки и фундаментальные умения, применение проектных методов. В ФЗ «Об образовании» (ст. 66) говорится о необходимости воспитания всесторонне развитого человека, творческого, самостоятельного, с активной жизненной позицией, способного к сотрудничеству и социальному самоопределению. А в Федеральном государственном стандарте среднего общего образования заявлено о внедрении компетентностного подхода: «умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности (коммуникативная компетенция), готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности (информационная компетенция)». Таким образом, вкратце обратившись к некоторым нормативно-правовым документам, мы видим, что модернизация образования направлена на достижения новых предметных результатов.  Новые знания не даются в готовом виде. Обучающиеся «открывают» их сами.

   В современных условиях филологическое образование среди множества проблем решает проблему совершенствования речевой деятельности обучающихся и повышения их речевой культуры. Такая речевая культура является не только основой общей культуры, но и средством формирования социально успешной личности. Такая личность должна  свободно ориентироваться в культурологическом пространстве, должна быть способна к эффективному речевому взаимодействию. В связи с этим развитие лингвистической и культурологической компетентностей – одна из важнейших задач обучения русскому языку. Решать эту задачу помогает организация проектной деятельности. Такой вид работы способствует развитию познавательных навыков, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения увидеть, сформулировать и решить проблему. Целью обучения становится развитие у обучающихся самостоятельной активности, направленной на освоение нового опыта. В результате применения проектной деятельности формируются компетенции в сфере самостоятельной познания, умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, навыки работы в команде.

   Реализовать многие из вышеперечисленных целей и задач может обращение к словарям и создание словарей на уроках русского языка/литературы и во внеурочной деятельности по этим предметам. Об умении работать со словарем заявлено и в последней редакции федерального государственного стандарта основного общего образования:  «Предметные результаты изучения предметной области «Русский язык и литература» должны  отражать умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний  о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных  запросов» [3]. Из данного положения видно, что культура работы со словарями – это не только результат изучения предмета «Русский язык», но и результат метапредметного обучения.

   Какие можно выделить эффективные приемы реализации тематики составления словарей? Это:

   1. Составление электронного и/или печатного словарика урока, изученной темы, раздела;

   2. Составление словаря «трудных» в орфографическом плане слов с приемами запоминания их орфографического облика;

   3. Создание словарного сайта к изучаемому на уроке литературному произведению;

   4. Создание семейных словарей;

   5. Создание словаря своего края.

   Остановимся более подробно на последнем пункте – создание региональных словарей.  Изучая местный языковой материал, наблюдая и анализируя речь земляков, учащиеся смогут постичь богатство, образность, самобытность, поэтичность, красоту народного слова, научиться уместно им пользоваться. Кроме того, знание особенностей местной речевой среды поможет осознанному овладению литературными нормами, будет способствовать повышению грамотности устной и письменной речи школьников.    

   Все эти мысли очень актуальны сейчас, так как наблюдаются отторжения культурных традиций, потеря исторической памяти. Мы живём в уникальном крае, где сошлись языки и говоры народов русских, шведов, финнов, саамов, карелов и в том числе и говор Поморья, в котором нашло отражение северно-великорусское наречие.

   В ходе работы со словарем И.С. Меркурьева «Живая речь Кольских поморов» обучающиеся могут составить  иллюстративно-тематический словник на темы:

   - «Одежда поморов»

   - «Лексика природы» (явления природы, растительный и животный мир, морская лексика)

   - «Предметы домашнего обихода»

  - «Морские судна и всё, что с ними связано»

   Пример одного из таких словарей «Словарь поморского говора. Лексика природы» можно посмотреть по ссылке: https://www.dropbox.com/s/7mda8cg35qng8r7/Slovarik_pomorskogo_govora.pdf?dl=0 (файл также прикреплен в конце данной странице). Словарь составлен в программе MS Word (снабжен гиперссылками) и представляет собой выборку слов из словаря И.С. Меркурьева по теме «Лексика природы».

   Другим примером регионального словаря может стать словарь, составленный моими обучающимися, - это словарь «Морская лексика поморов». Данный словарь можно посмотреть по ссылке: https://www.dropbox.com/s/5k8l2kb0g8513r4/Slovar_morskaja_leksika.PDF?dl=0#pageContainer4 (файл также прикреплен в конце данной странице). Этот словарь содержит тематические группы слов, связанные с морской лексикой поморов:

   -  названия ветров (например, моряна – ветер с моря)

  - наименования рыбацкой одежды (например, рокан – непромокаемый рыбацкий костюм)

   - наименование рыболовных снастей (завеска – рыболовная снасть из ставных сетей с ловушкой);

  - названия морских обитателей: растений, птиц и животных (например, тура – бурые морские водоросли)

  - явления природы (маниха – неполный морской прилив или отлив)

   - морские судна (например, ёла - лёгкое на ходу одномачтовое парусное судно).

   Выборка слов для словаря соответствующих лексико-тематических групп осуществлялась из словаря И.С. Меркурьева «Живая речь Кольских поморов», И.И. Моисеева «Поморьска говоря», А.К. Матвеева «Словарь говоров русского севера». Словарная статья данного словаря содержит слово, его толкование, ряд словарных статей снабжены примером функционирования данного слова в речи (примеры взяты из художественной литературы). Также ряд словарных статей содержит иллюстрации.

   Таким образом, проектная деятельность по созданию такого словаря способствует уяснению обучающимися функционирования слов не только в речи конкретных носителей языка (поморов), но роли использования поморской лексики в текстах художественной литературы.

   В целом же данный вид работы (создание словарей) позволяет  обучающимся совершенствовать свою коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности, способствует осознанию целостной картины мира на основе интегрированных знаний, повышается эффективность обучения школьников словарной работе посредством самостоятельно ими спланированной и интересующей их деятельности.  У обучающихся формируется  потребность к самообразованию и самосовершенствованию.

   Источники

   1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2016 № 273 [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ 

   2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html

   3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nimro.ru/uploads/expert/product/files/izmenenia-fgos-ooo.pdf

 

Прикрепленный файл Size
Жаренов_статья.doc 52 KB
Slovar_morskaja_leksika.PDF 1.54 MB
Slovarik_pomorskogo_govora.pdf 1.04 MB

»  Tags for document:

Фото пользователя Екатерина Владимировна Толстова

На: IХ Межрегиональные Мартыновские чтения. Онлайн-конференция «


Александр Владимирович, Ваш материал меня очень заинтересовал! Спасибо большое! Пользу работы со словарями трудно переоценить. Предлдоженные Вами словарные проекты просто замечательные! 

С уважением, Екатерина Толстова




Фото пользователя Александр Владимирович Жаренов

На: IХ Межрегиональные Мартыновские чтения. Онлайн-конференция «


Екатерина Владимировна, большое спасибо за оценку нашей большой работы!



Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн