Вы не зарегистрированы

Авторизация



Высокое небо донского писателя Петра Лебеденко

Submitted by Елена Анатольевна Гончарова on чт, 01/03/2018 - 00:25

 

  Тема проекта

Высокое небо донского писателя Петра Лебеденко

Вид проекта - творческий

Цели:

- познакомиться с произведениями донского писателя Петра Лебеденко;

- создать условия для формирования нравственных ценностей, для погружения в этнокультуру Донского края,

- обосновать мотивы изучения литературных произведений писателя с целью нравственного воспитания личности;

 - развивать в учащихся навыки поисково-исследовательской работы.

Задачи:

-найти и изучить  сведения о жизненном пути Петра Лебеденко;

-проанализировать материал  об истоках  прихода писателя в литературу;

-отобрать литературный материал  для подготовки и проведения внеклассного мероприятия к годовщине Великой Победы;

- обобщить сведения о жизненном и творческом пути Петра Лебеденко;

 

  Краткая аннотация проекта

Донской край подарил отечественной литературе множество талантливых и самобытных писателей и поэтов.  Антон Павлович Чехов,  Даниил Мордовцев, Константин Тренев, Николай Погодин, Александр Серафимович, Владимир Ставский, Александр Фадеев, Анатолий Сафронов, Николай Доризо, Александр Солженицын, Михаил Шолохов, Владимир Карпенко, Анатолий Калинин, Виталий Закруткин, Пётр.Лебеденко. Их  вдохновляли восхитительная природа, национальные традиции, бурная история и многонациональная культура этого края. Кто-то был на Дону проездом, для кого-то он стал частью биографии. Для одних – это благословенное райское место, для других – мрачные воспоминания о затяжной гражданской войне. Тихий Дон и бескрайние донские степи, убаюкивающий шум прибоя Азовского моря, знойные южные ночи и неумолчный звон цикад во все времена открывали новые горизонты удивительного и неповторимого облика Донского края. 

Школьная программа предполагает реализацию регионального компонента путём изучения произведений таких донских писателей, как  М.Шолохов, А.Гарнакерьян, Н.Доризо, В.Закруткин. Однако многообразие произведений других донских авторов, широкая цветовая палитра образов, сюжетов их произведений обязывает в аспекте следования традициям, приобщения к культуре уникального материала Донского региона приобщать учащихся к погружению в творчество писателей-соотечественников. Имена одних всемирно известны, другие же, к сожалению, незаслужанно забыты. Это и Борис Васильевич Изюмский, автор книг об истории России, и единственный на Дону баснописец Иван Николаевич Лесной, и драматург Анатолий Владимирович Сафронов, и донской писатель, отважный и талантливый летчик-фронтовик Петр Васильевич Лебеденко.

Не меняя вектор изучения литературы Донского края, предлагаем расширить границы изучения путём погружения в писательскую мастерскую П.Лебеденко, незаслуженно забытого художника слова, а вместе с тем уникального и самобытного писателя. Формирование нравственной плоскости молодого поколения посредством знакомства с пройденным Петром Васильевичем путём - задача не из лёгких. Но важность данного проекта нельзя недооценить.  

 Сроки проведения проекта-2016-2017учебный год/2017-2018 учебный год

Участники проекта: учащиеся МБОУ СОШ № 15 в  сотрудничестве с центральной библиотекой им. Н.К.Крупской г.Азова.

Планируемые результаты обучения:

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

*личностные

  1. осмысление собственной гражданской позиции;
  2. осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия казачества;
  3. усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей общества;
  4. способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
  5. сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  6. сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции ;
  7. сформированность нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  8. сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста;
  9. сформированность эстетического сознания через освоение художественного наследия мастеров слова.

*метапредметные

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
  3. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
  4. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
  5. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  6. умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  7. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

*предметные

  1. совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма);
  2. использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
  3. обогащение активного и потенциального словарного запаса;
  4. осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества;
  5. понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  6. осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений донской литературы;
  7. воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
  8. создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного;
  9. овладевать процедурами смыслового и эстетического анализа текста.
  10. развитие коммуникативных умений:  умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;   умение вести дискуссию;   умение отстаивать свою точку зрения;   умение находить компромисс;   навыки интервьюирования, устного опроса и т. д

 

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

 Как судьба нашего земляка, талантливого лётчика и писателя, отразилась в его произведениях?

Проблемные вопросы

Почему жизненный путь Петра Лебеденко, отражённый в его творчестве, побуждает осмыслить поставленные перед человеком нравственные цели?

Учебные вопросы

  1. Насколько творчество П.Лебеденко востребовано в современном обществе?
  2. Какие проблемы, поднятые войной, отразились в произведениях писателя-фронтовика?
  3. Являются ли близкие писателя трансляторами жизненного и творческого пути? Какой важный материал могут дать встречи с ними?
  4. Какие формы популяризации творчества Петра Лебеденко можно использовать сейчас?
  5. Смогут ли произведения донского автора  обрести былую популярность?

 

 

                        План проведения проекта

Подготовительный этап:

1. Выбор темы. Постановка задач.

2. Обсуждение основополагающих и учебных вопросов с учащимися.

3. Формирование групп для работы над проектом: определить участников проекта согласно дифференцированному подходу, выбрать микротемы,  распределить обязанности, наметить сроки.

   Определение задач для групп учащихся:

   а) Изучить имеющиеся литературные источники по данной теме. Провести поиск информации и материала через централизованную библиотечную систему;

   б) Провести поиск  родственников П.Лебеденко, определить форму встречи с ними; обработать и проанализировать полученные результаты.

  в) Наметить алгоритм сотрудничества со средствами массовой информации;

  г)  Подготовить тематическое мероприятие « От земли к небу» ( в рамках празднования годовщины Великой Победы с участием групп школьников): отобрать библиографический и литературный материал для мероприятия, оформить информацию в соответствующем информационно-мультимедийном формате;

  д) Принимать участие в проекте « Живая классика» средствами прочтения фрагментов произведений Петра Лебеденко;

 е) Подготовить и провести внеклассное мероприятие  « Открытые страницы     « Сказок Тихого Дона»;

 ж) Подготовить и провести урок литературы « Героические и патриотические мотивы казачьего фольклора в « Сказках Тихого Дона» Петра Лебеденко.

 4. Обсуждение плана работы в каждой из созданных групп.

 5.Разработка системы отслеживания и инструментария над этапами работы учащихся.

6. Использование средств массовой информации как способа сотрудничества с социумом.

Основной этап:

1. Самостоятельная работа в группах. Распределение обязанностей.

2. Подбор учащимися материалов для выступлений по теме и для создания презентаций. Просмотр и обсуждение этих материалов с учителем.

3.  Синтез проектного материала для визуализации темы проекта. Рефлексия. Выступление на мероприятии в честь 9 Мая; размещение собранных материалов в виде заметок, творческих отчётов в СМИ

Заключительный этап:

1. Защита работ на уроке-конференции.

2. Оценивание работ учащихся и подведение итогов.

 

 

 

 

   

Для изучения творчества Петра Васильевича Лебеденко в школьной программе предлагаю введение уроков регионального компонента. Наиболее удачным представляется следующее планирование:

  1. класс:

№ п/п

Региональный компонент.

Творчество П.В.Лебеденко.  Сборник сказок «Сказки Тихого Дона» - героическая летопись казачества. История создания «Сказок», образы, нравственная проблематика.

 

 

№ п/п

 Героические и патриотические мотивы казачьего фольклора в   «Сказках Тихого Дона»  П. Лебеденко  ( по сказке « О Песне Легкокрылой и казаке Макаре Бесслёзном»)

 

 

 

п/п

Творческая читательская мастерская:             « Какие поступки героев сказки П.В.Лебеденко близки мне и почему»?

 

 

 

               6 класс:

 №

п/п

Региональный компонент.

Творчество П.В.Лебеденко. П.Лебеденко-писатель –фронтовик. Героизм на войне ( по произведению « Шхуна « Мальва»)

 

 

 №

п/п

Творческая читательская мастерская:  «Подвигом какого героя произведения  «Шхуна   « Мальва» можно доказать справедливость слов      « Жизнь по самой сути бессмертна, значит, она сметёт фашизм»?

 

 

 

 

             11 класс:

  

                Донские писатели о войне

 

 

 

№ п/п

Региональный компонент.

Творчество писателя - фронтовика П.В.Лебеденко.  Судьбы военных лётчиков.

 

 

№ п/п

Лётчики-люди суровой судьбы в романе П.Лебеденко  «Навстречу ветрам».

Герои-лётчики в романе П.Лебеденко

« Четвёртый разворот».

Судьба человека в тяжёлых жизненных испытаниях в романе П. Лебеденко « Холодный туман ». ( По выбору учителя и учащихся)

 

 

 

 

№ п/п

 

Творческая работа

« Мой читательский аргумент по проблеме героизма в годы войны» ( по произведениям П.Лебеденко)