Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методическая разработка внеурочного занятия для обучающихся 5 класса на тему: «Делу – время, потехе – час».

Submitted by Максим Дмитриевич Гусев on Fri, 02/03/2018 - 10:19
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гусев Максим Дмитриевич
Место работы, должность: 

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение, учитель трудового обучения

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Технология
Цель урока: 

Создание условий для обобщения и систематизации знаний по отдельным темам предмета «Трудовое обучение (профиль: столярное дело)».

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
9
Используемые учебники и учебные пособия: 
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Буратино»
Используемая методическая литература: 

Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей

Используемое оборудование: 

компьютер, интерактивная доска, презентация,  инструменты, детали флюгера, изображение Буратино, портрет  А.Н. Толстого, листы бумаги, карандаши.

Краткое описание: 
<p><strong>Курс внеурочной деятельности &laquo;Буратино&raquo; </strong>нацелен на расширение зоны ближайшего развития обучающегося с интеллектуальными нарушениями и последовательный ее перевод в зону актуального развития. Курс представляет собой систему практических занятий по трудовому обучению (профиль &laquo;Столярное дело&raquo;).</p> <p>Внеурочное занятие разработано в свете ФГОС О УО (ИН).</p> <p><strong>Форма проведения занятия: </strong>викторина, с применением ИКТ и практических заданий.</p> <p><strong>Формы работы: </strong>фронтальная, групповая, индивидуальная.</p>

ФИО автора: Гусев Максим Дмитриевич

Полное название учебного учреждения: Муниципальное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение

Редактор, среда, в которой выполнена разработка: MS WORD, POWER POINT.

Полное название разработки: Методическая разработка внеурочного занятия для обучающихся 5 класса на тему: «Делу – время, потехе – час» (по курсу внеурочной деятельности «Буратино»)

Область применения разработки: дополнительное образование (профиль – столярное дело, для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Номинация конкурса, возрастная группа: внеурочное мероприятие предметной направленности, 12-13 лет.

Методическая разработка

внеурочного занятия для обучающихся 5 класса

на тему: «Делу – время, потехе – час».

(по курсу внеурочной деятельности «Буратино»)

Курс внеурочной деятельности «Буратино» нацелен на расширение зоны ближайшего развития обучающегося с интеллектуальными нарушениями и последовательный ее перевод в зону актуального развития. Курс представляет собой систему практических занятий по трудовому обучению (профиль «Столярное дело»).

Внеурочное занятие разработано в свете ФГОС О УО (ИН).

Форма проведения занятия: викторина, с применением ИКТ и практических заданий.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тема:  «Делу – время, потехе - час»

Цель: создание условий для обобщения и систематизации знаний по отдельным темам предмета «Трудовое обучение (профиль: столярное дело)».

Задачи:

  • образовательная: выработать умения у обучающихся самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия.
  • коррекционно- развивающая: коррекция и развитие мышления через использование упражнений на умозаключения.
  • воспитательная: воспитывать интерес к предмету «Столярное дело».

Планируемые результаты:

Предметные:

знания названий инструментов, некоторых материалов;

отбор необходимых для работы инструментов;

чтение (с помощью учителя) технологической карты.

Личностные:

сформированность навыков коммуникации (со взрослым и сверстниками);

сформированность умений самостоятельности;

сформированность умений в организации собственной деятельности.

Базовые учебные действия:

Личностные:

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

Познавательные:

  • использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные:

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия

Компоненты современных образовательных технологий:

технологии сотрудничества,  развивающего обучения, ИКТ, педагогических мастерских.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация,   инструменты, детали флюгера, изображение Буратино, портрет  А.Н. Толстого, листы бумаги, карандаши.

Ход занятия:

       - Здравствуйте, ребята. Я рад вас приветствовать на нашем не совсем обычном занятии. Сегодня вы покажете свои знания и умения, смекалку и мастерство, дружбу и взаимовыручку.

       Вести занятие будет вместе со мной известный сказочный персонаж. Вы узнаете его, если вспомните название нашего кружка. (Ответ детей: Буратино).

- Совершенно верно. Это Буратино. (Учитель прикрепляет на доску изображение Буратино). Вы помните как называлась сказка о Буратино?  (Ответы детей или помощь учителя).  Кто автор сказки «Золотой ключик или  приключения Буратино»? (Ответы детей: А.Н.Толстой. Если дети не могут вспомнить название и автора, учитель напоминает их. Прикрепляет на доску портрет А.Н.Толстого).

- Скажите, ребята, каким был Буратино в сказке? (Ответы детей: проказник, веселый, легкомысленный и др.)

- Вы правы. Буратино был легкомысленным мальчишкой, он не понимал зачем нужно ходить в школу. А вы понимаете зачем нужно ходить в школу? (Ответы детей.). Верно, чтобы учиться и получать новые знания, которые потом вам пригодятся в жизни.   Буратино тоже это понял к концу сказки и пообещал папе Карло обязательно пойти в школу.  Сегодня он предлагает нам поучаствовать в викторине «Делу – время, потехе – час». Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей (помощь учителя): делу нужно уделять больше времени и сил, чем отдыху и развлечениям).

- Хорошо. Перед тем как начать викторину, напомните мне, пожалуйста, какой предмет искал Буратино в сказке? (Ответы детей: золотой ключик). Совершенно верно. Сегодня за каждый правильный ответ вы будете получать один золотой ключ. Когда все ключи будут собраны, вы узнаете какое главное задание приготовил нам Буратино.

- Итак. Мы начинаем викторину. Выберете задание, для этого нужно нажать на кнопку в форме звезды.

Дети выбирают задания в произвольном варианте или по порядку.

СПИСОК заданий:

  1. Задание: внимание на экран. Посмотрите отрывок из мультфильма «Золотой ключик или приключение Буратино».

После просмотра отрывка:

Как вы видели, папа Карло изготовил Буратино из говорящего полена. Скажите, какой инструмент использовал папа Карло? (Ответ детей: СТАМЕСКА).

- Молодцы. Первый золотой ключик отправляется в сундучок Буратино.

2. Задание: загадки.

  • Я с шурупом закружилась в танце в понедельник,
    Ну а он в доске застрял, спрятался бездельник. (ОТВЕРТКА).
  • Что угодно мы зажмем и удержим прочно,
    Только ручку покрути, сделаем все срочно. (ТИСКИ).
  • Хоть зубастая ужасно, но зато полезная,
    Что угодно отгрызет полоса железная. (ПИЛА).
  • Чтоб узнать длину и рост, тянем мы змею за хвост. (РУЛЕТКА).
  • Если сделал сруб работник,  то зовём его мы …(ПЛОТНИК).

- Молодцы. Второй ключик отправляется в сундук.

  3. Задание: «Четвертый лишний»

- Ребята, посмотрите внимательно на экран, и скажите:  какой предмет здесь будет лишним? И почему? (Ответы детей(помощь учителя при объяснении): ТОПОР, потому что  линейка, рейсмус и угольник нужны для разметки).

- Третий ключ за правильный ответ.

 4. Задание: АНАГРАММЫ.

- Обратите внимание на следующее задание. Это анаграммы, слоги в зашифрованных словах перевернуты или поменялись местами. Ваша задача отгадать слова. На столах лежат листы бумаги и карандаши на случай если вам что-то нужно будет записать.

Ответы детей: СТАМЕСКА, НОЖОВКА, ТОПОР, ЛИНЕЙКА, КАРАНДАШ.

- Молодцы. Как можно назвать эти предметы одним словом? (Ответы детей: инструменты). И вы получаете четвертый ключик в сундучок Буратино.

5. Задание: Продолжи пословицу.

Кончи дело – гуляй смело.

Делу – время, потехе  - час.

Кто не работает, то не ошибается.

Куй железо, пока горячо.

Не хлеб за брюхом ходит, а брюхо за хлебом.

- Как вы думаете, ребята, о чем говорится в этих пословицах? (Ответы детей: о труде, работе и т.д. Хорошо. Вы справились с пятым заданием и получили пятый ключ.

 6. Задание: при выполнении этого задания вам пригодятся знания об операциях в столярном деле. Итак, слова, обозначающие операции, разделены пополам, разбиты на две части. Ваша задача соединить нужные части, чтобы получилось правильное слово.

(Дети соединяют слова: сверление, пиление, строгание).

- И последний ключ за правильный ответ. Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Буратино потянулся  (сидя за столом, руки к плечам, поднимание и опускание локтей),

Раз – нагнулся. Два – нагнулся  (наклоны к левой и правой ноге),

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел  (руки в стороны, повороты направо, налево).

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать  (встают на носки, руки поднимают вверх и медленно садятся за парты. Повторить 2 раза).

- Хорошо. Чтобы узнать какое практическое задание приготовил для вас Буратино, нужно ответить на несколько вопросов:

1. Есть ли в фигуре Буратино что-то необычное? (Ответ детей: длинный нос).

2. Как вы понимаете выражение «Держать нос по ветру»? (Самостоятельные ответы детей или объяснения учителя:  бу­квальный смысл — «следить за направлением ветра», «смотреть, от­куда ветер дует». Переносный смысл: приспосабливаться к новым обстоятельствам).

3. Какое устройство помогает узнать направление ветра? Подсказка: его обычно ставят на крыше дома. (Ответы детей: ФЛЮГЕР. Учитель прикрепляет словарное слово «флюгер» на доску).

- Молодцы, ребята. ФЛЮГЕР – это устройство, с помощью которого можно определить направление и скорость ветра. Буратино предлагает нам, чтобы всегда знать направление ветра, смастерить флюгер из готовых деталей. Делимся на две команды. Подходим к верстакам. (Учитель встает за третий верстак, чтобы его действия были хорошо видны детям). Перед вами готовые детали флюгера. Наверное вы заметили, что над крыльцом школы стоит такой же флюгер, как он поворачивается, когда меняется ветер, как интересно вертятся его лопасти.

- Для работы нам понадобятся: отвертка, саморезы, клей, проволока. Перед тем как приступить к работе, вспомним инструктаж по технике безопасности при работе с отверткой и саморезами (дети самостоятельно по очереди рассказывают правила ТБ):

  • работать только исправными инструментами;
  • при заворачивании самореза, нужно держать его за шляпку, чтобы не пораниться;
  • перед тем, как завернуть саморез, сделать отверстие с помощью шила;
  • нельзя работать гнутыми саморезами;
  • нельзя забивать саморез молотком;
  • соблюдать осторожность.

Практическая работа

- Приступаем к работе. Вы работаете в команде. Не забывайте о взаимопомощи и выручке. Распределите операции между собой самостоятельно. Начинаем сборку флюгера. (Учитель показывает каждую операцию и по необходимости оказывает помощь. Дети выполняют действия по показу учителя).

- Работа окончена. Вы большие молодцы, мастера-умельцы! Посмотрите какие флюгеры получились. Давайте проверим как они работают. Хорошо. Наше занятие подошло к концу. Что больше всего вам запомнилось? (Ответы детей). Что нового вы узнали? Я и Буратино объявляем вам благодарность за вашу работу и напоминаем, что «Делу – время, а потехе…? (Ответ детей: час). До свидания, спасибо за работу.

 

 

 


»  Размещено в сообществах: