Вы не зарегистрированы

Авторизация



Правописание частицы НЕ с глаголами

Submitted by Елена Владимировна Стебловская on Sat, 03/03/2018 - 12:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Стебловская Елена Владимировна
Место работы, должность: 

Учитель начальных классов 

Регион: 
Краснодарский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p>Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.&nbsp;</p>

Тема урока:  «Правописание частицы НЕ с глаголами» 3 класс

 

Цель данного урока: научить учащихся писать частицу НЕ с глаголами.

 

Задачи урока:

Воспитательная: формировать дружеские отношения в коллективе, формировать желание соблюдать правила дорожного движения, бережного  отношения к природе, книгам.

Развивающая: продолжить работу по формированию универсальных учебных действий, создать условия для открытия нового знания, построить алгоритм правописания частицы НЕ с глаголами.  

 Регулятивных - целеполагание, самоконтроль, самооценка, планирование; Познавательных - анализ, классификация;     Коммуникативных – работа в группах, парах, учебное сотрудничество; Личностных – смыслообразование, самоопределение в учебной деятельности;Предметных - умение распознавать глаголы в тексте, умение правильно употреблять в речи глаголы, умение списывать слова, предложения, проверять написанное, умение правильно писать частицу не с глаголами.

Обучающая: обучение учащихся применять  правило правописания частицы НЕ с глаголами. Структура урока «открытие нового знания» построена на основе деятельностного метода со следующими этапами: 1.Самоопределение к деятельности. 2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.   3.Выявление места и причины затруднения.

 4.Построение проекта выхода из затруднения. 5. Реализация проекта выхода из затруднения.  6. Первичное закрепление во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторений. 9. Рефлексия учебной деятельности.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение к деятельности

 

 

- Сейчас прозвучит куплет из очень известной детской песни, послушайте и выскажите своё мнение, о чём эта песня?

 (звучит первый куплет песни «Дружба крепкая», автор Михаил Пляцковский, композитор Борис Савельев).

- Так о чём эта песня?

-Как вы думаете, дружеские отношения в классе помогают ученикам?

-Скажите, какой герой из мультфильма говорит: «Ребята, давайте  жить дружно?»

- Верно, он сегодня нам будет помогать.

-Что мы должны на уроке сделать, чтобы открыть новые знания?

 

- Какие слова из песни, указывают на то, что дружба крепкая?

- Определите, какой частью речи являются данные слова?

- Как вы думаете, почему мы обратили внимание на данную часть речи?

-Верно, сегодня мы продолжим работать с глаголом.

Пожелайте друг другу удачи.

 

 

 

 

 

 

 

О дружбе.

 

Да.

 

Кот Леопольд

 

Надо понять, что мы не знаем и найти способ открытия новых знаний.

Не сломается, не расклеить, не бросит, не спросит.

Глагол.

 

Наверное, мы узнаем о глаголе что – то новое.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

- С чего начнём наш урок?

 

-Назовите глаголы в куплете песни.

 

-Используя таблицу  «Части речи», дайте характеристику глаголам.  (слайд №1)

1. Что обозначает.

2. На какие вопросы отвечает.

3. Роль в предложении.

- Когда в жизни мы чаще всего используем глаголы.

- Назовите свои глаголы, которые могут подтвердить, что дружба крепкая, используя незаконченное предложение с частицей НЕ.

Верный друг не… .

-Проговорите данное предложение без частицы НЕ.

Верный друг … .

- Что вы заметили?

 

Частица НЕ при глаголе придаёт высказыванию отрицательный смысл

- Что вы повторили?

 

 

 

 

 

- Что узнали?

 

 

- Вы можете сказать, что уже узнали что – то  новое?

- Что  я вам должна предложить?

 

- Вам нужно записать данные глаголы, с частицей НЕ, раскрывая скобки. (слайд №2)

-Что нового в задании?

 

- Выяснив, что  нового в задании, постарайтесь его выполнить.

Учащиеся на листах выполняют задание.

Детям даётся возможность продемонстрировать, свои ответы.

- Кто не написал, в чём вы затрудняетесь?

- Кто написал, в чём вы сомневаетесь?

Повторим необходимые знания и умения.

Не сломается, не расклеить, не бросит, не спросит.

 

.

 

 

 

 

В общении, когда указываем на действие.

 

 

 

 

Верный друг не… .

 

 

Верный друг … .

Частица НЕ вносит другое значение.

 

 

Глагол используется в речи, указывает на действие. Характеристику глагола, как часть речи.

Частица НЕ вносит другое значение.

Частица НЕ при глаголе придаёт высказыванию отрицательный смысл

Нет. Мы повторили, что знаем.

 

Выполнить задание, в котором будет что – то новое.

 

 

 

Мы не знаем, как писать частицу НЕ с глаголами.

 

 

 

 

 

 

Не знаем, правильно ли записали частицу НЕ с глаголами.

Не можем доказать, что написали правильно.

Выявление места и причины затруднения

-Какое задание вы выполняли?

 

- В ходе выполнения задания, у вас возникло затруднение?

 - Почему?

Записывали глаголы с частицей НЕ.

Да.

 

Потому, что мы не знаем, как правильно писать частицу НЕ с глаголами слитно или раздельно.

Построение проекта выхода из затруднения

- Проговорите цель вашей деятельности?

 

 

 

-Проговорите тему нашего урока.

(записывается учителем тема на доске)

- Как вы думаете, что мы можем использовать, при поиске нового способа?

 

- Следующее задание предлагаю  выполнить по плану:

 1. Прочитайте текст.

 2. Найдите глаголы с частицей НЕ.

 3. Прочитайте глаголы с частицей НЕ.

 4. Прочитайте глаголы без частицы НЕ.

 5. Сравните глаголы по смыслу с частицей НЕ и без частицы НЕ.

 6. Замените частицу НЕ словом ПРЕКРАТИТЬ.

 7. Сравните глаголы по смыслу с частицей НЕ и со словом ПРЕКРАТИТЬ.

Учащиеся читают глаголы из песни с частицей НЕ  и рассуждают по плану. (используется интерактивная доска)

Дружба крепкая (не)сломается, (не)расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде (не)бросит, лишнего (не)спросит.

Вот, что значит настоящий верный друг!

Мы должны написать частицу НЕ с глаголами, должны научиться писать частицу НЕ с глаголами.

 

Правописание частицы НЕ с глаголами.

Учебник, то, что повторили, что частица НЕ при глаголе придаёт высказыванию отрицательный смысл, свой опыт.

Реализация проекта выхода из затруднения

(Предлагается на карточках стихотворение. Учащиеся его  читают. Учитель задаёт проблемные вопросы. Учащиеся отвечают и заполняют индивидуально таблицу.

-Кот Леопольд приготовил вам стихотворение Ю. Вронского:

Завести велели мне

Новые привычки.

Никогда девчонок (не)

Дёргать за косички!

Никогда с братишкой (не)

Драться за обедом!

На уроках больше (не)

Говорить с соседом!

Я согласен даже (не)

Рисовать на карте!

Я согласен даже (не)

Танцевать на парте!

Но (не)

делайте вы мне

Никаких упрёков,

Если даже я и (не)

Выучу уроков!

- Прочитайте глагол без частицы НЕ.

- Объясните смысл.

-Запишите глагол без частицы НЕ.

- Прочитайте глагол с частицей НЕ.

-Объясните смысл.

-Запишите частицу НЕ.

-Замените частицу НЕ словом прекратить.

-Прочитайте глагол со словом прекратить.

-Объясните смысл.

-Запишите слово прекратить.

- Можем ли мы заменить частицу НЕ на слово прекратить?

- Почему?

-Предлагаю  поработать в группах? (слайд №3 «Правила работы в группах»)

- Что вы видите на экране?

-Проговорите.

- Объединитесь в группы.

(учащиеся объединяются в группы произвольно).

Каждой группе предлагается лист, на котором записаны обращения  кота Леопольда.

     Дорогие ребята, книга -  наш друг! Пожалуйста, с книгой будьте вежливыми:  (не) рвите листы, (не) оставляйте под дождём, (не) выгибайте переплёты, (не) рисуйте на страницах, (не) слюнявьте палец, когда её листаете.

     Дорогие ребята, природа – наш общий дом! Пожалуйста, берегите природу: (не) жгите в лесу костры, (не) рвите цветы, (не) разрушайте птичьи гнёзда, (не) оставляйте после себя мусор, (не) ловите животных, в неволе они погибнут.

    Дорогие ребята, соблюдайте правила дорожного движения! Пожалуйста, (не) играйте на проезжей части, (не) переходите улицу на красный свет, (не) висните на подножках, (не) бросайте мяч под колёса автомобиля, (не) переходите дорогу в незнакомом месте.

- Что вы должны сделать? (Группы работают самостоятельно, отмечают на плане поэтапное выполнение задания, результаты вывешивают на доску, работы анализируются).

- Вы работали по плану, предлагаю вам составить алгоритм работы.

(Раздаются листы с алгоритмом, в котором пропущены слова, ученики вписывают недостающие слова, устно отвечая на вопросы учителя).

- Назовите наш алгоритм.

 

- Обратите ещё раз внимание на вашу самостоятельную работу. Напишите глаголы из первого куплета песни с частицей НЕ.

- Правописание частицы НЕ с глаголами надо запомнить. Это орфограмма.

-Но пока вы ещё не запомнили, чем можно пользоваться?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частица НЕ

Новое слово

Глагол

не

прекратить

дёргать

не

прекратить

драться

не

прекратить

говорить

не

прекратить

рисовать

не

прекратить

танцевать

не

прекратить

делайте

не

прекратить

выучу

 

 

 

 

 

Да.

 

Смысл тот же.

 

 

Правила работы в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раскрыть скобки в написании частицы НЕ с глаголом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Написание частицы НЕ с глаголом.

 

 

 

 

 

Алгоритмом.

Первичное закрепление во внешней речи.

-Что вы смогли составить?

 

 

-Какую цель перед собой  вы ставили в начале урока?

-Что мы должны сделать, что бы достигнуть данной цели?

-Предлагаю выполнить задание упражнения №226 на странице 125.

-Вам необходимо прочитать текст. Выписать глаголы с частицей НЕ с проговариванием во внешней речи.

-Предлагаю дружно обсудить, какие ещё просьбы могут быть у библиотечной книги к читателям, используя глаголы с частицей  НЕ, объясняя правописание.

Составили алгоритм правописания частицы НЕ с глаголами.

Научиться писать частицу НЕ с глаголами.

 

Мы должны тренироваться.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Предлагаю вам выполнить самостоятельную работу и проверить её с помощью эталона.

-Почему?

(Не) бери чужие вещи.  (Не) ломай ветки у деревьев. (Не) шути с огнём: обожжёшься. (Не) кричи в общественных местах.

Учащиеся самостоятельно выполняют предложенное задание на листах в течение 3 минут. Необходимо раскрыть скобки.

-Работа подошла к концу.

В белых конвертах лежат листы с эталоном, сделайте самопроверку.

-Кто выполнил без ошибок?

-Кто допустил ошибки?

-Что нам поможет исправить ошибки?

-Проговорим алгоритм и исправим ошибки.

Учащиеся проговаривают и объясняют причины возникновения ошибок.

-Спасибо, у вас всё получилось.

 

 

 

Чтобы достичь второй цели, писать частицу НЕ с глаголами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм.

Включение в систему знаний и повторений

- Предлагаю записать выражения из упражнения №224, на странице 124.Замените частицу НЕ словом прекратить в каждом предложении. Проверка по образцу. (слайд №3)

 

Рефлексия учебной деятельности

- Проговорите цель нашего урока.

 

-Смогли ли мы достичь данной цели?

-Докажите.

-Поднимите руки те, кто доволен своей работой на уроке.

- Для кого урок показался коротким, а для кого длинным?

-Поднимите руки, кому было всё понятно на уроке.

-А кто считает, что урок был интересным и прошёл с пользой?

Я благодарю вас за активную работу на уроке. Спасибо.

Домашнее задание: нарисовать запрещающие знаки, в которых необходимо отразить, как нельзя себя вести в природе,  на улице, в библиотеке. Каждый знак подписать, используя частицу НЕ с глаголом. (по желанию)                       

Научиться писать частицу НЕ с глаголами.

Да.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Tags for document: