Мызникова Алевтина Викторовна МОУ учитель английского языка,
« Средняя общеобразовательная школа№15 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Расковой М. М.» г. Энгельса Саратовской области
«Кто же такой одаренный ребенок?
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очередными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Для одаренных детей характерны следующие особенности:
- яркое воображение;
- способность к нестандартному восприятию;
- интуиция;
- любознательность;
- оригинальность;
- конкретность мышления.
Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Понятие «талант» произошло от греческого слова «talanton», и означает выдающиеся способности в какой-либо области. Мы видим, что способность и одаренность являются некими ступенями к таланту и характеризуют нестандартного ребенка, не такого, как все.
Разная формула способностей определяет талантливость ребенка.
Талант – это возможность реализации системы способностей. Во многом эта реализация зависит от условий, в которых находится развивающаяся личность. И очень часто бывает так, что талант угасает, не имея возможности развиться и засиять.»
Что такое одарённость?
«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.»
В. А. Сухомлинский
Одарённые люди востребованы современным обществом. Задачей современной школы является не только увидеть талантливого ученика, но и развить способности всех учеников. Развитие способностей важно не только для отдельно взятого человека, но и для всего общества в целом. «Так как качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье.
Существует миф, что талантам, т.е. одаренным детям, помогать не надо, не всегда соответствует действительности: кто-то из талантливых детей пробьется сам, а кто-то и не пробьется, зачахнет, погаснет. Есть категория одаренных детей, которые умением самостоятельно учиться не обладают, и преодолевать возникающие при этом учебные и личностные преграды не умеют. Поэтому-то принцип интенсивного и экстенсивного обучения (побольше учебного материала и потруднее), который используют в учебном процессе некоторые педагоги, может подойти не каждому одаренному ребенку.»
Много лет работая в школе, прихожу к выводу, что одарённых детей не так уж и много, но я точно знаю, что у каждого человека есть какие-либо выдающиеся способности и таланты, но не все их развивают. В нашей школе для детей созданы приемлемые условия для развития талантов: работают различные кружки, секции. Ведь любой талант мало раскрыть, его нужно развивать и совершенствовать. Конечно, большую роль в развитии талантов играют родители и педагоги - неотъемлемые путеводители в жизни ребенка. Дети с удовольствием участвуют во всех мероприятиях с одобрения родителей. Дети очень любят участвовать в олимпиадах различного уровня, конкурсе английской песни, конкурсе проектов, проводить уроки в «День дублёра», в концертах ко Дню Учителя и 8 Марта.
В нашей школе работает МАН (Малая Академия Наук), в конце каждого учебного года ребята выступают со своими проектами на школьной конференции. Систематическая работа с одарёнными учениками приносит результаты:
Софья Лобановастановилась неоднократно призёром в муниципальном заочном фонетическом творческом конкурсе видеороликов на английском языке «Мир увлечений»;
в 2016-2017 учебном году получила диплом 2 степени в международной научно-практической конференции «От школьного проекта - к профессиональной карьере», выступая с проектом « IloveRussia» в ЛИЕНе г. Саратова.
Четина Мария заняла 3 место в заочном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «NATUROPA-2017», подготовив проект об озере Байкал.
Мои ученики систематически участвуют в олимпиадах школьного и муниципального уровня, олимпиадах «Олимпус» и конкурсах «Мультитест» по предмету, которые проводит Институт Развития Школьного Образования г. Калининграда. Неоднократно победители получали дипломы и книги.
На уроках одарённые дети задания выполняют быстрее всех, и поэтому такие ученики могут считаться «помощниками учителя» (кстати, все хотят ими быть), они могут снять затруднения в выполнении заданий. Так как «сильные ученики» (так я их называю) делают задания без единой ошибки, им предоставляется право проверить работу другого ученика, используя свою тетрадь как образец. Предварительно как правильно оценить работу я объясняю, и поэтому разногласий у детей нет. Но опять же повторюсь, что таких детей единицы (1-2 человека) в группе, и то не в каждой группе есть такие дети.
Работа одарёнными детьми доставляет сплошное удовольствие. Это счастье, когда тебя понимают с полуслова.
|