Вы не зарегистрированы

Авторизация



Формирование читательских компетенций у детей в рамках внеурочной деятельности

Фото пользователя Лилия Станиславовна Дудыгина
Submitted by Лилия Станиславовна Дудыгина on пн, 12/03/2018 - 10:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дудыгина Лилия Станиславовна
Место работы, должность: 

 педагог- библиотекарь ГБОУ Республики Марий Эл " Национальная президентская общеобразовательная школа –интернат основного общего образования"

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Уровень образования: 
школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Родной язык
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

развитие читательских  и коммуникативных  компетенций у детей внутри разновозрастного коллектива. 

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
6
Используемая методическая литература: 

1. Матвеева Т.В. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности// Гуманизация образовательного пространства: опыт, проблемы, перспективы: VIII Глушков-ские чтения: Сборник материалов. – Йошкар-Ола – Оршанка, 2009 – 273 с

2. Меньшенина Л.А. Формирование универсальных действий через обучение стратегиям чтения. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-2470.

3. Романенко Е. А. Смысловое чтение в контексте новых ФГОС. Электронный ресурс. Режим доступа: https://infourok.ru/smislovoe-chtenie-v-kontekste-novih-fgos-780748.html.

5. Фёдорова Н.А. Технология смыслового чтения в контексте ФГОС ООО на примере разных учебных предметов. Электронный ресурс. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2015/01/13

6. Люсенкова Н.А.Формирование коммуникативных компетенций у детей в рамках внеурочной деятельности: Методическая разработка. - Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2017. – 20 с

Используемое оборудование: 

музыкальный центр, колонки, компьютер.

Используемые ЦОР: 

Электронный ресурс. Режим доступа: metod-kopilka. Ru

 Электронный ресурс. Режим доступа: infourok/ru.

Краткое описание: 
<p>В методической разработке представлен материал по организации внеурочной деятельности обучающихся&nbsp; общеобразовательной основной школы на примере литературного квеста&nbsp;&nbsp; &laquo;Маленький принц&raquo;.</p> <p>Нестандартная форма проведения и занимательное содержание способствует развитию читательского интереса, повышению уровня читательской компетенции,коммуникативных навыков, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует духовно-нравственные представления у детей, развивает кругозор, логическое мышление, эрудицию, интеллект.</p> <p>Методические материалы адресованы педагогам &ndash; библиотекарям, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования учреждений дополнительного образования.</p> <p>&nbsp;</p>

Основная часть

Паспорт литературногоквеста«Маленький принц»

Образовательная область мероприятия: «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Продолжительность мероприятия: 50 минут.

Целевая аудитория: дети 12– 14 лет; количественный состав детей может варьироваться (различное количество групп).

Возможные формы проведения: развлекательное мероприятие (можно проводить по станциям), командное мероприятие.

Оборудование: ноутбук, музыкальный центр, флеш - карта с музыкальными композициями,бейджики, ручки, бумага, клей- карандаш.

Цель: развитие читательских  и коммуникативных  компетенций у детей внутри разновозрастного коллектива.

Задачи:

- активизировать внимание, сообразительность, способствовать развитию познавательной активности через материал сказки; воображения.

- сформировать умения работать в команде, воспитать чувства взаимопомощи и сотрудничества, чувства «здорового» соперничества.

Предварительная работа: в детских группах необходимо провести внеклассное чтение произведения, просмотрмуль фильма –сказки « Маленький принц», организация  выставки работ по героям  сказки «Маленький принц». Из лучших работ оформить общую выставку для создания праздничной атмосферы мероприятия.

Дети заранее придумают название, девиз и эмблему команды. Организаторам необходимо подобрать музыкальное сопровождение, записать композиции. Также подготовить раздаточный материал,  украсить зал.

План мероприятия

Вступительное слово

Представление команд

Ход мероприятия

Подведение итогов

Награждение

Сценарный план мероприятия «Маленький принц»

 (звучит музыкальная композиция « Кто тебя выдумал звездная страна..»)

Ведущий:

Для чего нужны нам сказки?

 Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

 Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

 Начинают говорить.

В сказке все бывает честно:

 И начало, и конец.

Смелый принц ведет принцессу

Непременно под венец.

Белоснежка и русалка,

Старый карлик, добрый гном –

Покидать нам сказку жалко,

Как уютный милый дом.

Прочитайте сказки детям!

Научите их любить.

Может быть, на этом свете,

 Станет легче людям жить.

С самого раннего возраста каждый из вас соприкоснулся с миром сказки. Когда вы были совсем маленькими, вам их рассказывали  и читали мамы или бабушки. Потом вы пошли в школу и сами научились их читать.

 Читая сказки, вы проникаете в чудесный таинственный мир, где свершаются самые невероятные события. Страна сказок - самая удивительная и чудесная страна из всех. Сказка «Маленький принц» помогает вам мечтать, фантазировать, познавать добро и зло, дружбу и любовь, становиться мудрее.

У нас есть команды, которые будут соревноваться между собой; и есть жюри – строгое, но справедливое, которое будет оценивать, как команды справляются с заданием. За плохую дисциплину жюри может снимать очки со счета команды.

Представление жюри

Представление команд

- Итак, давайте познакомимся (представление команд, если детей не очень много, то можно провести игру на знакомство). Ну вот, сейчас, когда мы познакомились, можно начинать наше литературное состязание

 

 

1 Кто есть кто

 

Ведущий. Маленький принц, удрученный взаимоотношениями с возлюбленной розой, однажды принял решение «путешествовать с перелетными птицами». Он посетил разные планеты. Каких героев он там встретил? Об этих героях и пойдет речь в заданиях, которые вам предстоит сейчас выполнить.

В ходе конкурса ведущий последовательно, в три этапа, сообщает сведения о том или ином персонаже произведения. Задача команд – как можно быстрее угадать, какого героя имеет в виду ведущий. Если учащиеся смогут назвать этого героя сразу же, едва поступила первоначальная информация, команда получает три балла. В случае, когда персонаж угадывается со второй либо с третьей попытки, на командный счет поступают соответственно два балла или только один балл.

Задание команде №1.

Этот герой:

А) «за всю свою жизнь не понюхал цветка», «ни разу не поглядел на звезду»;

Б) «никогда никого не любил»;

В) хочет забыть, что ему совестно (пьяница).

Этот герой:

А) рассуждал почти как пьяница»;

Б) не хотел разговаривать с Маленьким принцем, ссылаясь на чрезвычайную занятость;

В) утверждал, что звезды принадлежат ему, «потому что до него никто не догадался ими завладеть». (Деловой человек)

.Этот герой:

А) чрезвычайно нелеп, но, в отличие от короля, пьяницы, дельца, «не смешон», потому что «думает не только о себе»;

Б) честно выполнял условия договора, несмотря на то, что из-за этого не имел возможности выспаться и отдохнуть;

В) «каждую минуту гасил фонарь и опять его зажигал».(Фонарщик).

 

Этот герой:

А) посоветовал Маленькому принцу посетить планету Земля, потому что у нее «неплохая репутация»;

Б) утверждал, что ему «некогда разгуливать», и поэтому никогда не выходил за пределы своего кабинета;

3) знал, «где находятся моря, реки, города, горы и пустыни» только по рассказам путешественников. (Географ).

Задание команде №2.

Эта героиня:

А) обладала, по утверждению Маленького принца, очень «трудным характером»;

Б) «не боялась даже тигров», но «очень боялась сквозняков»;

В) «родилась вместе с солнцем», и «была так прекрасна, что дух захватывало». (Роза)

Эта героиня:

А) по размеру «не толще пальца», но могущества у нее «больше, чем в пальце короля»;

Б) несмотря на то что не имеет лап, может унести всякого «дальше, чем любой корабль»;

В) по собственному признанию, «возвращает земле всякого, кого коснется». (Змея).

Этот герой:

А) мечтал полюбить шелест колосьев на ветру, хотя не употреблял в пищу хлеб;

Б) просил, чтобы его приручили;

В) вел очень скучный образ жизни: охотился за курами, а люди охотились за ним. (Лис).

 

Этот герой:

А) запрещал зевать в своем присутствии;

Б) не терпел непослушания;

В) имел в своем гардеробе «великолепную горностаевую мантию», которая «покрывала всю планету». (Король).

2 Первая встреча, последняя встреча

Ведущий. Во время пребывания на Земле Маленький принц познакомился с некоторыми ее обитателями, обрел друзей. В продолжениисостязания в центре вашего  внимания будут всего две встречи героя.

Конкурсанты получают карточки, содержащие отрывки из произведения. В каждом фрагменте допущены 3 фактические ошибки.

Задача игроков – найти их и исправить. На ознакомление с текстами можно выделить две-три минуты. За каждую найденную ошибку присуждается один балл.

задание команде №1.

«Итак, попав на Землю, Маленький принц не увидел ни души и очень удивился. <…>Но тут в песке шевельнулось колечко цвета лунного луча.

- Добрый вечер, - сказал на всякий случай Маленький принц.

- Добрый вечер, - ответила змея.

- На какую это планету я попал?

- На Землю, - сказала змея. – В Африку.

- Вот как. А разве на Земле нет людей?

- Это пустыня. В пустынях никто не живёт.

<…>

- А где же люди? – вновь заговорил наконец Маленький принц. В пустыне всё-таки одиноко.

- Среди людей очень весело, - заметила змея.

<…>

- Мне жаль тебя, - заметила змея. – Ты так слаб на этой Земле, мягкой, как пух. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею тебе помочь. Я могу…

- Я прекрасно понял, - сказал Маленький принц, - но почему ты всё время говоришь загадками?

- Я люблю загадывать загадки, - сказала змея».

Ошибки:1).среди людей очень весело,2) мягкой,как пух, 3)я люблю загадывать загадки

Правильный ответ:1) «Среди людей тоже одиноко»; 2) «жесткой, как гранит»; 3) «Я решаю все загадки».)

Задание команде №2.

«Долго шел Маленький принц через пески, скалы и снега… Перед ним был сад, полный роз. <…> И Маленький принц увидел, что все они похожи на его цветок.

- Кто вы? – спросил он, пораженный.

- Мы – розы, - отвечали розы.

- Вот как… - промолвил Маленький принц.

И почувствовал себя очень-очень счастливым. Его красавица говорила ему, что подобный ей нет во всей Вселенной. И вот перед ним

пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду!

«Как бы она обрадовалась, если бы увидела их! – подумал Маленький принц. – Она бы ужасно раскашлялась и сделала вид, что умирает…»

А потом он подумал: «Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза.<…> …какой же я после этого принц…»

Он лег на траву и засмеялся».

Ошибки: 1) счастливым; 2) обрадовалась; 3) засмеялся.

Правильный ответ:1) несчастным; 2) рассердилась; 3) заплакал.)

3 Мысль изреченная

Ведущий. В сказке содержится немало мудрых суждений, принадлежащих как автору-повествователю, так и различным героям.

Согласно условиям конкурса, командам предлагается «пакет заданий», которые записаны на карточках, либо выводятся на экран. «Цена» правильного ответа – 0,5 балла.

Задание команде №1.

Вставьте «ключевое»

  1. «Если идти все время (как?), далеко не уйдешь». (Прямо).
  2. «Дети должны быть (какими?) по отношению к взрослым». (Снисходительными.)
  3. «Власть прежде всего должна быть (какой?)» (Разумной)
  4. «Светильники надо беречь: (что?) может их погасить». (Порыв ветра).

Продолжите фразы:

  1. «Все взрослые когда-то были детьми, только…» («…мало кто из них об этом помнит».)
  2. «Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто…» («…смотреть на них и дышать их ароматом».)
  3. «С каждого надо спрашивать то, что…» («…он может дать».)
  4. «Знаешь, когда станет очень грустно, хорошо…» («…поглядеть, как заходит солнце».)

 

Задание команде №2.

Вставьте ключевое слово в высказывания:

  1. «А все дороги ведут (куда?)» («К людям».)
  2. «Зорко одно лишь (что?). Самого главного глазами не увидишь». (Сердце).
  3. «И у людей не хватает (чего?). Они только повторяют то, что им скажешь». (Воображения).
  4. «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме (чего?)». (Похвал).

 

 

Продолжите фразы:

  1. «Короли смотрят на мир упрощенно…» («…для них все люди – поданные»).
  2. «Тщеславным людям кажется, что …» («…все ими восхищаются».)
  3. «Если ты умеешь правильно судить себя, значит…» («…ты поистине мудр».)
  4. «Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверное, затем, чтобы рано или поздно…» («…каждый мог отыскать свою»).

Дополнительное задание командам (конкурс красноречия).

- Как вы понимаете смысл угаданного афоризма?

Ведущий поочередно предоставляет слово для комментария игрокам из состязающихся команд. Устные выступления оцениваются по трехбалльной шкале.

4Всякая всячина

Каждой команде в ходе настоящего конкурса адресован определенный «комплект» вопросов, задаваемых ведущим в быстром темпе. Времени на обдумывание ответов не предусматривается. Команда получает столько очков, сколько правильных ответов дано игроками.

 

Задание командам.

  1. Животное, которое Маленький принц просил нарисовать летчика (Барашек).
  2. Приспособление, которое летчик нарисовал барашку, дабы последний не мог съесть розу (Намордник).
  3. Название африканской пустыни, где летчику пришлось сделать вынужденную посадку и где он встретил Маленького принца (Сахара).
  4. Место пребывания барашка на рисунке (Ящик).
  5. «Поразительный народ», по утверждению Маленького принца (Взрослые).
  6. То, чему, по мнению Маленького принца, подобен человек, который «за всю жизнь ни разу не понюхал цветка» и «ни разу не поглядел на звезду» (Гриб).
  7. Любимый цветок Маленького принца (Роза).
  8. Животное, обитающее на планете короля, которое последний предлагает «время от времени приговаривать к смертной казни», а потом миловать (Крыса).
  9. Должности, которые король предлагал Маленькому принцу (Министр юстиции, посол).
  10. Насекомое, помешавшее деловому человеку осуществить расчеты (Майский жук).
  11. Лекарственный препарат, продаваемый торговцем (Пилюли от жажды).
  12. Состояния организма, которых никогда не испытывал Маленький принц (Голод и жажда).
  13. Что маленький принц предложил поискать летчику в бескрайней пустыне, чтобы утолить жажду? (Колодец).
  14. Те, которым нужно всегда всё объяснять, потому что они «никогда ничего не понимают сами». (Взрослые)
  15. Единственное, что умел рисовать рассказчик. (Удавы снаружи и изнутри)
  16. Размер планеты, с которой прилетел Маленький принц. («Величиной с дом»)
  17. То, что взрослые «очень любят». (Цифры)
  18. Занятие, которому любил предаваться Маленький принц. (Смотреть на закат)
  19. Самая «таинственная и неизведанная страна на свете». («Страна слез»)
  20. «Маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так и размечтается». (Звезды)
  21. То, что мешает живым существам понимать друг друга. (Слова)
  22. То, чего, по словам Лиса, нет в мире. (Совершенства)
  23. Средство, помогающее некоторым цветам придать себе храбрость. (Шипы)
  24. Качество, которое король больше всего ценит в своих поданных. (Умение беспрекословно подчиняться)

 

 

5 Мозаика.

Сложите из слов  высказывание автора, ставшее крылатым выражением, (афоризмы - это фразы, выражающие самые главные мысли писателя)

(выражения разрезаны на отдельные слова).

– Самого главного глазами не увидишь – зорко одно лишь сердце.
– Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
– Не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
– Меня мучает, что в каждом человеке, быть может, убит Моцарт.
– Когда очень хочешь сострить, иной раз поневоле приврешь.
– Настоящую дружбу нельзя проповедовать, ей учатся в действии.
– Любовь – это значит смотреть не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении.

 

6 Самый внимательный читатель

 

Расположите героев по порядку так, как их встречал Маленький принц.

Неверный вариант:
1. Лис.
2. Цветок.
3. Пьяница.
4. Старый король 
5. Географ
6. Честолюбец.
7. Деловой человек.
8. Фонарщик.

 Ответы:
1. Старый король
2. Честолюбец
3. Пьяница
4. Деловой человек
5. Фонарщик
6. Географ
7. Цветок
8. Лис

 

– Жюри подводит итоги.

Ведущий:

А  сейчас, после состязания, хочу  открыть тайну – оказывается, есть такая книжка, написанная известным венгерским писателем, взявшим себе псевдоним Антуан Сент-Этьен – “Маленький принц возвращается”, где говорится о том, как летчик, став астронавтом, на космическом корабле посещает различные вымышленные планеты и находит Маленького принца. Герой встречается с буро-коричневой женщиной, которая коллекционирует слезы и превращает их в звезды, то оказывается на планете, где растут гигантские подсолнухи, и девчонки-близнецы швыряют в путника гигантскими семечками. В другом месте огромный лимонно-желтый червь точит свою планету, то зловредные драконы обижают Летчика, а потом катаются на его корабле. В конце концов, он находит Маленькому принцу пару – девочку Луалу – и отправляет их на планету Маленького принца. Но это уже другая история… И тема другого литературного состязания

Награждение победителей, в честь победителей звучит  песня « Маленький принц».

 

 

Заключение

 

Предлагаемая методическая разработка формирует культуру общения и  прививает любовь к чтению, чтобы учащийся хотел читать и читать много. В этом случае сформируется его читательская компетентность, и в итоге он станет "человеком читающим", личностью, владеющей культурой чтения [2]. Данное внеклассное мероприятие позволяет в игровой форме обогатить и обобщить знания по сказке «Маленький принц». Работа в группах содействует сплочению детского коллектива. Учитывая особенности своего ученического состава, возможно внесение корректив в сценарий предлагаемого мероприятия.

 

 

 

 

Приложение 1

Текст песни « Маленький принц»

 

Кто тебя выдумал, звездная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому,
Прямо за пристанью бьется волна.

Ветреным вечером смолкнут крики птиц.
Звездный замечу я свет из-под ресниц.
Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне
Выйдет доверчивый маленький принц.

Самое главное – сказку не спугнуть,
Миру бескрайнему окна распахнуть.
Мчится мой парусник, мчится мой парусник,
Мчится мой парусник в сказочный путь.

Где же вы, где же вы, счастья острова?
Где побережье света и добра?
Там, где с надеждами, там, где с надеждами
Самые нежные дружат слова.

В детстве оставлены давние друзья,
Жизнь – это плаванье в дальние края.
Песни прощальные, гавани дальние,
В жизни у каждого сказка своя.

Кто тебя выдумал, звездная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому,
Прямо за пристанью бьется волна.

 

Кто тебя выдумал, звездная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому,
Прямо за пристанью бьется волна.

Ветреным вечером смолкнут крики птиц.
Звездный замечу я свет из-под ресниц.
Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне
Выйдет доверчивый маленький принц.

Самое главное – сказку не спугнуть,
Миру бескрайнему окна распахнуть.
Мчится мой парусник, мчится мой парусник,
Мчится мой парусник в сказочный путь.

Где же вы, где же вы, счастья острова?
Где побережье света и добра?
Там, где с надеждами, там, где с надеждами
Самые нежные дружат слова.

В детстве оставлены давние друзья,
Жизнь – это плаванье в дальние края.
Песни прощальные, гавани дальние,
В жизни у каждого сказка своя.

Кто тебя выдумал, звездная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому,
Прямо за пристанью бьется волна.

 

 


»  Размещено в сообществах: