Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа элективного курса «История в лицах. XX век»

Submitted by Елена Анатольевна Бугаева on чт, 15/03/2018 - 16:55
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бугаевa Еленa Анатольевнa
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ № 3 ст. Фастовецкой Тихорецкого района Краснодарского края, учитель истории и обществознания 

Регион: 
Краснодарский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
учебная программа
Краткое описание ресурса: 
<p>Программа элективного курса &laquo;История в лицах. XX век&raquo; состав&shy;лена на основе реко&shy;мендаций Министерства образования РФ по профильному и предпрофильному обучению. Учитель разработала элективный курс для предпрофильной подготовки с учетом возрастных особенностей детей, уровня их подготовленности по ис&shy;тории.&nbsp;Курс рассчитан на 17 часов. Несмотря на ограниченное количество ча&shy;сов, автор постаралась включить в программу самые необходимые и значи&shy;мые темы курса по теме, ввела необходимую терминологию, составила рекомендо&shy;ванный список литературы в помощь учителю.&nbsp;&nbsp;Данная программа может быть ре&shy;комендована для изучения в качестве элективного курса в предпрофильной подготовке учащихся 9 классов общеобразовательной школы.</p>

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 станицы Фастовецкой имени Героя Советского Союза К.Т.Першина

Программа курса по выбору

для учащихся 9 класса

 «ИСТОРИЯ  В  ЛИЦАХ.  ХХ  ВЕК»

Автор -  Бугаева Елена Анатольевна,  учитель истории высшей квалификационной категории МБОУ СОШ№3  ст. Фастовецкой Тихорецкого района

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

В современной России проводятся реформы, преобразования, происходит становление  гражданского общества,  правового государства. На первый план выходят  такие вопросы, как человек в обществе и его ответственность за судьбу страны. Говорят и пишут об общечеловеческих ценностях, разрыве связи времён и преемственности поколений, недопустимом и опасном нигилизме к прошлому. Первостепенное значение в этой связи приобрели проблемы гуманизации образования и нравственного воспитания наших детей.

Историки, политики, начиная с мыслителей древности, ведут непрекращающиеся споры о роли личности в истории. Одни её абсолютизируют. Другие – полностью подчиняют объективным законам общественного развития.

Цель данного курса – попытаться найти истину в решении  проблемы  «роль личности в истории» на примере политических деятелей ХХ века. Историю делают личности, как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе речь пойдет и о тех и о других.

Задача этого курса -  показать историю страны через изучение личностей, которые принесли свой вклад в исторический процесс, выстраивая в хронологической последовательности ряд выдающихся российских и советских политических деятелей. Через персоналии эпохи, их жизнь и деятельность,  можно лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. В основном это необычайно яркие, талантливые и одарённые люди. Это - неоднозначные фигуры.  У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение  в жизнь своих целей, верили в идеалы, боролись за их претворение в жизнь.

Элективный курс, в  отличие  от базового, рассматривает  деятельность личности подробно, исторический процесс раскрывается намного глубже, как бы «изнутри».

Данная программа рассчитана на 17 часов. И должна быть реализована в три этапа. Первый этап предполагает ознакомление с курсом, цикл лекций по курсу. Второй этап носит практический характер, его главной целью является научить ребят составлять синхронистические таблицы «Современники»; типологические таблицы «Полководцы», «Реформаторы», «Учёные», «Писатели и поэты»; научить отбирать интересный материал для хрестоматий по определённой тематике, представленной в учебной программе. Третий этап предполагает индивидуальную работу с учеником или группой ребят по каждому конкретному объекту изучения, и по видам отчетных работ учащихся.

В процессе деятельности учащиеся самостоятельно выбирают объект изучения (кого из исторических деятелей он будет изучать); вид отчётной работы из предложенного перечня и литературу, по которой учащийся будет готовить отчётную работу

 

Требования к данному элективному курсу и пути развёртывания учебного материала и идей курса заключаются в следующем:

  • Научить ребят осмысливать и сравнивать прочитанное из разных источников;
  • Обучить правилам ведения учебной дискуссии;
  • Научить разбираться в типологии лидерства, помочь ответить на вопрос «Какими качествами должен обладать лидер?»;
  • Использовать художественное и документальное кино для активизации познавательных интересов девятиклассников;
  • научить составлять синхронистические таблицы;
  • научить составлять типологические таблицы;
  • научить отбирать интересный материал для хрестоматий по определённой тематике.

Знания и умения, полученные ребятами на занятиях этого элективного курса, позволят им работать с разными видами документов и таблиц, по-новому посмотреть на роль личности в истории государства, сформировать собственное мнение  по объекту изучения, подготовить публичное выступление на итоговую конференцию.

Для достижения вышеизложенных целей и требований  к курсу предлагаются  следующие формы и режимы занятий:

  

  • Научить ребят осмысливать и сравнивать прочитанное из разных источников поможет лабораторное занятие по работе с документами актового  и  повествовательно-описательного характера, по теме «Политические репрессии в судьбе человека».
  • Обучить правилам ведения учебной дискуссии поможет ролевая игра «Круглый стол» на тему «Элита Красной армии на голгофе».
  • Научить разбираться в типологии лидерства, помочь ответить на вопрос «Какими качествами должен обладать лидер?» можно благодаря лекции с элементами беседы на тему «Лидер – кто он?».
  • Научить составлять синхронистические таблицы можно в ходе лекций и практических занятий.
  • Научить составлять типологические таблицы «Полководцы», «Реформаторы», «Учёные», «Писатели и поэты» на практических занятиях, после прослушивания лекций по этим темам.
  • Научить отбирать интересный материал для хрестоматий по определённой тематике можно при работе с текстами различного характера по деятельности того или иного исторического деятеля можно на практических и лабораторных занятиях.

 

 

 

Занятия по программе способствуют развитию необходимых в жизни компетенций:

  1.  Ценностно-смысловая компетенция: любовь к Родине, понимание ее истории, формирование патриотизма.  
  2. Коммуникативная компетенция: умение точно формулировать свою мысль, вести диалог, ведет к развитие речи.
  3. Социально-трудовая компетенция: участие в круглых столах, диспутах, работа в группах,  развивает умение аргументировать и отстоять  свою точку зрения.

При преподавании данного курса   применяются следующие технологии:

        информационная  технология, при изучении нового материала, на этапе закрепления и контроля знаний и умений учащихся.

        Проективная технология – обучающий метод, который позволяет индивидуализировать  учебный процесс.

 Личностно-ориентированная технология – индивидуальная работа, дифференцированный подход.

 

 

Итоги реализации данной программы элективного курса будут представлены на итоговой конференции-выставке «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ. ХХ ВЕК». За участие в конференции учащиеся награждаются дипломами 1-ой, 2-ой и 3-ей степени.

В результате работы  учащиеся должны составить самостоятельно одну типологическую и одну синхронистическую таблицу; учащиеся с низкой познавательной активностью должны подобрать материал для хрестоматии по выбранному ими объекту изучения; учащиеся со средним уровнем познавательной активности должны сделать анализ биографии какого-то исторического деятеля ХХ века; а учащиеся с высоким уровнем познавательной активности могут подготовить реферат или написать сценарий для слайд-фильма по выбранному объекту изучения.

СОДЕРЖАНИЕ  ЭЛЕКТИВНОГО   КУРСА

«ИСТОРИЯ  В  ЛИЦАХ.  ХХ  ВЕК»

  1. Введение. Роль личности в истории ХХ века.

Лекция.

Историки, политики, начиная с мыслителей древности, ведут непрекращающиеся споры о роли личности в истории. Одни её абсолютизируют. Другие – полностью подчиняют объективным законам общественного развития.

Выдающиеся деятели России одни более, другие менее, оказали влияние на ход истории. И лучше это удавалось тем, кто знал и учитывал законы развития и улавливал потребности и возможности общества. Чьи устремления больше соответствовали вызову времени. И наоборот, попытки вмешательства в эволюционный процесс, даже продиктованные благими целями, но без учёта этих возможностей и потребностей, заканчивались неисчислимыми страданиями людей, регрессом, деградацией общества, государства. Однако историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями.

В предлагаемом курсе мы будем говорить о людях, пытавшихся сделать Россию, СССР могущественной  в военном,  экономическом и культурном плане.

В качестве домашнего задания ребятам будет предложено написать эссе «Какими качествами должен обладать лидер?».

Тема 1.

Руководители государства: Николай II, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущёв, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин. В.В.Путин, Д.А.Медведев. (4 часа)

Лекция должна содержать краткую характеристику жизни и деятельности руководителей государства.

Практическое занятие должно дать учащемуся навыки составления типологической таблицы, в которой обязательно должны быть отражены: годы правления, форма правления, основные направления деятельности, основные исторические события, результат деятельности.

Руководитель

Годы

правления

Форма правления

Основные направления

деятельности

Основные

исторические

события

Результат

правления

 

 

 

 

 

 

В качестве домашнего задания может быть предложено: продолжить составление типологической таблицы.

Тема 2.

Знаменитые реформаторы ХХ века: П.А. Столыпин, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, А.Н. Косыгин, М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин. (3часа)

Лекция должна осветить реформаторскую деятельность выше перечисленных реформаторов.

Практическое занятие должно дать учащемуся навыки составления типологической таблицы «Основные реформы ХХ века», в которой обязательно должны быть отражены: реформаторы, годы проведения реформ, реформы, основные положения реформ, результат и значение реформы для государства.

Реформатор

Годы реформ

Название реформы

Основные положения реформы

Результат и значение реформы для государства

 

 

 

 

 

В качестве домашнего задания может быть предложено: продолжить составление типологической таблицы.

 

Тема 3.

Выдающиеся личности в истории России ХХ века(7 часов)

Наркомы внутренних дел: Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов, Л.П. Берия.

Лекция должна содержать основные моменты деятельности этих людей на посту наркома внутренних дел и ответить на вопрос: как повлияла их деятельность на ход исторического процесса в СССР?

Лабораторная работа должна быть посвящена работе с документами, относящимися к деятельности данных наркомов внутренних дел СССР. Работа должна носить сопоставительный характер.

В качестве домашнего задания можно предложить сделать письменный сопоставительный анализ трёх документов по вопросам.

Репрессированные в годы культа личности Сталина: Н.И.Бухарин, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, А.А. Кузнецов, Я.Э. Рудзутак, А.И. Рыков, Л.Д. Троцкий.

Лекция познакомит ребят с судьбами репрессированных в годы культа личности Сталина, с особенностями их взглядов на политику государства, раскроет причины их реабилитации.

Лабораторная работа должна быть посвящена работе с документами, относящимися к деятельности Н.И.Бухарина, Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева, А.А. Кузнецова, Я.Э. Рудзутака, А.И. Рыкова, Л.Д. Троцкого. Цель этой работы заключается в том, чтобы помочь ребятам отобрать самые интересные и содержательные документы для учебной хрестоматии по теме «Репрессированные в годы культа личности Сталина».

Элита Красной Армии на голгофе. М.Н. Тухачевский, И.Э. Якир, В.К. Блюхер, А.И. Егоров.

Круглый стол. Данная ролевая игра поможет обучить правилам ведения учебной дискуссии на примере деятельности М.Н. Тухачевского, И.Э. Якира, В.К. Блюхера, А.И. Егорова. Расправы с военными занимают особое место в истории политических репрессий в СССР. Уничтожение значительной части армейской элиты было едва ли не первой кампанией, организованной не по «классовому», а по профессиональному признаку. Документы должны содержать уникальные сведения о деятельности этих военачальников.

 

Полководцы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Лекция  посвящена раскрытию полководческого таланта Маршала СССР Г.К. Жукова, Маршала СССР А.М. Василевского, Маршала СССР И.С. Конева, Маршала СССР К.К. Рокоссовского, Маршала СССР Р.Я. Малиновского.

В качестве домашнего задания ребятам будет предложено составить типологическую таблицу «Полководцы Великой Отечественной войны»

«Кузнецы Победы»

Лекция будет посвящена раскрытию конструкторского гения С.В.Илюшина, А.А.Туполева, М.И.Кошкина, А.С.Яковлева, С.А.Лавочкина, вкладу конструкторов в победу над фашистской Германией.

Учёные ХХ века на службе Отечеству: Н.И. Вавилов, А.Д. Сахаров, С.П. Королёв.

Лекция расскажет о деятельности учёных, о пользе их открытий для нашего государства и о роли государства в судьбе этих выдающихся учёных. Результатом работы должна стать типологическая таблица «Учёные ХХ века на службе Отечеству».

Учёный

Годы жизни

Глава государства

Научное открытие или изобретение

Результат и значение открытия или изобретения для государства

 

 

 

 

 

 

Писатели и поэты ХХ века

Лекция расскажет о творчестве поэтов и ученых, начиная с «Серебряного веком» и заканчивая современностью.

 

Итоговое повторение и закрепление материала

Составление синхронистической таблицы «Современники».

Литература для учителя:

Стандарт основного общего образования по истории. Журнал «ПИиОвш», 2004, №6.

Стандарт основного общего образования по обществознанию. Журнал «ПИиОвш», 2004, №7.

Ворожейкина Н.И. Преподавание истории в основной школе: проблемы и пути решения. Журнал «ПИиОвш», 2004, №4.

Юдовская А.Я. Возможно ли личностное отношение ученика к истории. Журнал «ПИиОвш», 2004, №3.

Озерский В.В. Правители России. От Рюрика до Путина. История в портретах. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Возвращённые имена: Сборник публицистических статей в 2-х книгах. – М.: Изд-во Агенства печати Новости, 1989.

Казарезов В.В. самые знаменитые реформаторы России. – М.: вече, 2002.

Исторические портреты/ В.А. Артёмов, Н.А. Васецкий, В.Л. генис и др.; Под общ. ред. Г.Н. Севостьянова. – М.: Просвещение, 1993.

Полководцы Великой Отечественной. Книга для учащихся ст. классов/ Сост. А.М. Кучеров. – М.: Просвещение, 1988.

Лесков В.А. Заговор маршала Тухачевского. – М.: Вече, 2005.

Черушев Н.С. Элита Красной Армии на голгофе. - М.: Вече, 2005.

Орлов А.С. Тайная битва сверхдержав. - М.: Вече, 2005.

Делягин М.Г. Россия после Путина. Неизбежна ли в России «оранжево-зелёная» революция? - М.: Вече, 2005.

Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005.

Осмыслить культ Сталина. Под ред. Кобо Х. – М.: Прогресс, 1989.

Журналы «Родина».

Потехина И.П. Смерть Сталина. Изменения в политической системе. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 год, 2 диск.

 

Литература для учащихся

Озерский В.В. Правители России. От Рюрика до Путина. История в портретах. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Возвращённые имена: Сборник публицистических статей в 2-х книгах. – М.: Изд-во Агенства печати Новости, 1989.

Казарезов В.В. самые знаменитые реформаторы России. – М.: вече, 2002.

Исторические портреты/ В.А. Артёмов, Н.А. Васецкий, В.Л. генис и др.; Под общ. ред. Г.Н. Севостьянова. – М.: Просвещение, 1993.

Полководцы Великой Отечественной. Книга для учащихся ст. классов/ Сост. А.М. Кучеров. – М.: Просвещение, 1988.

Лесков В.А. Заговор маршала Тухачевского. – М.: Вече, 2005.

Черушев Н.С. Элита Красной Армии на голгофе. - М.: Вече, 2005.

Делягин М.Г. Россия после Путина. Неизбежна ли в России «оранжево-зелёная» революция? - М.: Вече, 2005.

Осмыслить культ Сталина. Под ред. Кобо Х. – М.: Прогресс, 1989.

Журналы «Родина».