Вы не зарегистрированы

Авторизация



Наполним сердце добротой

Фото пользователя Светлана Юрьевна Карпова
Submitted by Светлана Юрьевна Карпова on пн, 19/03/2018 - 12:53

На данный момент вопрос духовно-нравственного воспитания  дошкольников является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Патриотическое воспитание  стоит одной из приоритетных задач данного направления. Как нам известно, патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества. 

  Духовно-нравственное воспитание через   патриотизм позволяет  формировать в дошкольнике с раннего возраста  ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

 

С помощью патриотического воспитания, как духовно-нравственного направления, возможно укоренить в сознании детей общечеловеческих ценностей, определяющих духовную жизнь нации: семья, родной язык, родина, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом.  Осознание ценности этих понятий дошкольником является гарантом становления полноценной личности,  самодостаточной, способной к познанию   переживаниям, преобразованию окружающего мира.  

Таким образом, учитывая принципы духовно-нравственного воспитания, стандарты в сфере образования в 2014 году педагогами детского сада № 2 с. Лопатино были разработаны задачи, методы и приемы по реализации данного направления.   

На подготовительном этапе нашей работы было проведено анкетирование родителей, которое выявляло приоритеты социальных запросов родителей к результатам воспитания и образования детей в  ДОУ. Выяснилось, что на первом месте, по значимости для родителей стоит предшкольная подготовка, на втром- физическое развитие, на третьем-умственное развитие, на четвертом развитие творческих способностей, пятом- развитие социально-коммуникативных навыков и только шестое место среди приоритетов занимает духовно-нравственное и патриотическое воспитание.

Данная расстановка приоритетов показала, что в семьях практически не пропагандируется ни патриотическое ни духовно-нравственное направление. Это обстоятельство не раз доказывалось наблюдениями за поведением дошкольников, где часто прослеживалась я- ориентированное развитие личности, отсутствие идеалов и общечеловеческих ценностей.

Данное обстоятельство, лишний раз доказывает об острой необходимости  разработки программы духовно-нравственного воспитания на основе патриотического чувства дошкольника. Педагогами доу№2  были взяты темы по самообразованию, которые раскрывают  сущность духовно-нравственного воспитания через средства художественной литературы, воспитание любви к близким в семье и родному селу у детей дошкольного возраста.

    Опираясь на теоретические аспекты, педагоги разработали план мероприятий по осуществлению данного направления во всех возрастных группах которые,    учитывали основные принципы работы: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход. Для реализации программы  предполагается использовать следующие методы : наглядный, словесный, практический. 

Наглядный метод  используется во время: 
 

  • чтения педагогом рассказов;
  • экскурсий в картинную галерею;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр;
  • экскурсий по  селу, целевых прогулок;
  • моделирования сказок.


Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе 
 

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  • разбора житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
  • чтения литературных произведений родителями.


Практический метод используется, когда необходимо 
 

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  • приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок,  салат)
  • оформить коллекцию семян для занятия;
  • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
  • провести экскурсии различной направленности;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.


Формы работы с детьми:
 

  • Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
  • Проведение совместных праздников.
  • Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
  • Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр).
  • Детская благотворительность.
  • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • Творческие вечера.
  • Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Все истоки нравственности, морально-этические ценности находятся в семье. Порой они не соответствуют тем требованиям, которые необходимы для воспитания полноценной , гармоничной и духовно-нравственно обогащенной личности ребенка. Поэтому мы   вовлекаем родителей в воспитательный процесс образовательного учреждения, проводим обучающие тренинги, творческие встречи. Данные формы работы позволяют нам , педагогам, ненавязчиво предложить родителям переосмыслить их  духовно-нравственные приоритеты. Формируют потребность демонстрировать перед своим ребенком такие качества как честность, справедливость, добросовестность, трудолюбие, чувство долга терпимость и преданность своему народу, стране и другие важные нравственные качества.  Так на протяжении двух лет на базе группы «Малинка» реализуется проект «Моя малая Родина.», где воспитатели и родители работают в тесном заинтересованном  союзе. На базе группы организуются творческие встречи на духовно-нравственные темы, экскурсии, встречи с интересными людьми, конкурсы, спортивные мероприятия.

Невозможно воспитать патриота, гражданина России вне возрождения духовно-нравственного воспитания на основе религии и культурного наследия нашего народа. Мы предлагаем  просмотреть интересные презентации, прослушать рассказы художественной литературы о   великих людях земли Русской. Тем самым создаем условия для преемственности между поколениями.

В прошлом учебном году, ДОУ посетил настоятель Никольского храма Николай Наумчук. Он побеседовал с детьми на духовные темы, подарил подарки и пригласил посетить церковь.

Прошлый  учебный год  прошел под лозунгом 70 летия великой победы. Педагогами было проделано много работы по ознакомлению детей с важнейшими событиями великой отечественной войны. Совместно с родителями был собран материал об участниках войны, тружениках тыла, детях войны. Систематизированный материал был оформлен в стенды. На базе подготовительной к школе группы был реализован проект «Поклонимся великим тем годам» направленный на воспитание у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважение к его свершениям и достойным страницам истории.  Педагоги совместно с родителями постарались донести до дошкольников важность памяти о тех неизвестных подвигах, героями которых стали близкие люди дошкольников. Хочется отметить то, что дети гордились своими родственниками, которые помогли одержать победу в то тяжелое время.

Таким образом,  развивая духовную культуру, патриотизм,  приобщая родителей и детей к доступной для  понимания информации о главных святынях и духовных ценностях России, подвигах героев земли русской мы   воспитываем любовь к родине, даем первоначальные понятия о семейных ценностях, уважении к другим народам. 

Главный результат, на который  нацелена работа педагогов, заключается в усвоении детьми вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении их к добру и неприятии зла.