Вы не зарегистрированы

Авторизация



Экономическое образование

Submitted by Галина Ивановна голубцова on Tue, 20/03/2018 - 02:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Голубцова Г.И.
Место работы, должность: 

МАОУ СОШ 33

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Предмет(ы): 
Экономика
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p>&nbsp; Модернизация образования - это политическая и общенациональная &nbsp;задача. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.</p>

                                                                  «Экономика и политика – это две

                                                                  стороны одного живого и текущего

                                                                  существования».

                                                                                                        О. Шпенглер

 

            Главная задача российской образ политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация образования - это политическая и общенациональная  задача. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие его личности и познавательных способностей. Одним из основных направлений развития школы является создание модели экономического образования учащихся, которая необходима для воспитания членов общества способных правильно понимать происходящее, социально-экономические процессы и активно участвовать в деятельности общества.

                   Экономика – одна из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и вообще всех образованных людей. Объясняется это тем, что изучение экономики – это реализация человеком объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности                       (в производстве, распределении, обмене, потреблении) законов хозяйствования во все времена – от Аристотеля до наших дней. Возрастание интереса к этой науке сегодня объясняется глобальными переменами, которые происходят во всем мире, и в России в частности.

            Главная задача экономического образования – научить учащихся делать экономический выбор.

            Конец XX века Россия встретила с не особенно радующими результатами. 39 – е место в мире по уровню производительности экономики    (в расчете на душу населения), 33 – е место по уровню конкурентоспособности на мировом рынке, 26 – е место по уровню производительности труда в промышленности. Такое положение объясняется рядом причин, некоторые из них влияют на нашу страну уже много веков. Но на одну причину хотелось бы обратить особое внимание.

            В XX в. Россия достигла высокого уровня образованности (по числу лауреатов Нобелевской премии в различных областях науки и культуры мы пока удерживаем 6 –е  место в мире). На этом фоне резко бросается в глаза низкий уровень экономического образования в стране, особенно по сравнению с развитыми странами мира. Эксперты утверждают, что по степени распространённости и престижности в обществе экономического образования Россия не поднялась выше 42-го места в мире.

            Между тем россиянам и сегодня приходится решать куда более сложные экономические проблемы, чем гражданам стабильно развивающихся стран, и недостаток экономического образования становится всё более ощутимым.

            Можно ли быть неграмотным? Можно. Но только это очень неудобно, унизительно, а порой и рискованно: вдруг в непрочитанной информации содержится предупреждение о серьёзной опасности?

    Можно попробовать прожить и не зная ничего о законах и механизмах экономики. Вот только жизнь будет все время поворачиваться к такому человеку острыми углами, и он будет о них больно, порой в кровь расшибаться.

Дело в том, что нет в человеческом обществе ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одного уголка, где бы можно было почувствовать себя абсолютно независимым от мира экономики, махнуть рукой на её законы. Недаром учёные, рассуждая о свободном от экономики человеке, сравнивают его с независимым литературным героем Робинзоном Крузо, оказавшемся на необитаемом острове.

     Все люди вынуждены, подчас бессознательно, подлаживаться под требования экономики, чтобы жить в довольстве и в радости, а не скитаться в поисках милости и временного крова над головой. Человек попадает в сферу действия экономики, как только появляется на свет: именно экономические причины определяют, например, в каких условиях происходит само рождение, есть ли у врачей средства и лекарства, чтобы помочь младенцу и матери, если в этом возникает нужда, и.т.д. Но в детстве все наши экономические проблемы решают родители.

           А, окончив школу, каждый уже сам оказывается перед необходимостью выстроить свою жизнь с учётом экономических условий той страны, где ему выпало жить. Именно они определяют выбор профессии, жизни и даже её продолжительность. Конечно, все прокладывают свой путь во взрослую жизнь  по – разному: одни становятся предпринимателями, другие – наёмными работниками, третьи – профессиональными экономистами, а четвертые выбирают свободную профессию, например, художника или артиста. Но кем бы человек ни стал, он обречён всю жизнь решать экономические проблемы, думая о том, как заработать на жизнь и как разумнее использовать полученные доходы. И потому основные сведения об устройстве экономической системы общества необходимы каждому человеку.

            Понимание экономики – существенная часть гражданского воспитания. Средства массовой информации извещают людей о проблемах, связанные с налогами, безработицей, инфляцией и т.д.  Люди воздействуют на экономическую политику центрального и местного правительства путём участия в референдумах о местных налогах, собраниях. Школа должна обеспечить хорошее экономическое образование, чтобы сформировать у учащихся критическое мышление и навыки, необходимые им как гражданам для принятия разумных решений  и влияние на формирование экономической политики в стране.

            Экономическое образование необходимо учащимся не только для будущей взрослой жизни, но и для решения их повседневных проблем, пока они учатся в школе. Все учащиеся – покупатели и потребители. Огромная доля производства одежды, музыки, игр, продуктов рассчитана на удовлетворение потребностей подростков, поэтому как потребители, учащиеся должны уметь принимать разумные решения, поэтому главной задачей экономического образования является научить учащихся делать экономический выбор. Отдельные лица и люди постоянно вынуждены  делать этот выбор, поскольку постоянно существуют противоречия между потребностями и ограничёнными ресурсами. Например, потратить деньги на покупку вещей, на досуг или сэкономить на использование энергии, чтобы снизить стоимость оплаты дома и т.д. Помочь гражданам научиться сделать правильный выбор с учётом приоритета проблем и ограничёнными ресурсами – фундаментальная задача экономического образования.

            Второй аспект – научить детей понимать базовые экономические понятия. Среди них наиболее важные: экономические потребности, ограничения и выбор, производственные ресурсы, специализация, разделение труда, экономические системы, рынок, спрос, предложения, сбережения, вклады.

            Важно осознание учащихся главных принципов экономики: экономическая свобода, экономическая справедливость, справедливое распределение общественного богатства, устойчивость цен.

 

Как вести преподавание экономики в школе.

 

            Экономические понятия, принципы, проблемы должны включаться во все школьные курсы. В классе, например, можно попросить детей составить список вещей, которые им хотелось бы иметь. Затем дети обсуждают, почему они хотят иметь так много вещей и что мешает приобрести их, т.е.  раскрывается фундаментальное положение экономики о противоречии между неограниченными потребностями людей и ограниченными ресурсами. Учащиеся начинают понимать, как важно уметь делать разумный выбор и правильно использовать ресурсы.

            В младших и средних классах можно проводить беседы на экономические темы. Это позволяет детям усваивать основные экономические идеи.

            В старших классах многие предметы (технология, обществознание, математика, география) позволяют изучать проблемы экономики. Для старшеклассников важны активные методы, опора на их опыт, вовлечение в дискуссии, ролевые игры. Можно предложить такие виды деятельности в классе:

            - попросить учащихся написать, сколько денег в неделю они тратят и что покупают; составить таблицу и обсудить; как молодёжь влияет на местную экономику в качестве потребителей.

             - разработать тест и провести оценку товаров, купленных в магазинах.

            - провести анкетирование, кто хотел бы работать, учась в школе, почему, где?

            - провести сравнение цен на товары, купленные учащимися, обсудить, почему цены различны и чем объясняется разница.

                   - провести интервью с людьми, работающими в банках, в центрах занятости населения.

            - организовать экскурсии учащихся в местный банк, на предприятие, в центр занятости населения, чтобы подробно изучить их деятельность.

            Большую помощь в изучении экономики могут оказать видеозаписи и компьютерные игры, требующие выбора принятия решения расчёта.

   Преподавание экономики в школе требует выполнение следующих целей:

             - формирование базового уровня экономической грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся в условиях происходящих изменений в жизни российского общества, а также для профессиональной ориентации выпускников.

             - формирование культуры экономического мышления, выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, умение выносить суждение по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций.

            - выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений, как в личной, так и в общественной жизни.

             - развитие способностей к саморазвитию, самообразованию, воспитанию инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений.

           

Изучение экономики в старших классах на профильном уровне направленно на достижение следующих целей: развитие личности в период юности её экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации интереса к изучению экономических дисциплин и предпринимательской деятельности, формирование опыта применения полученных знаний и умение для решения типичных экономических задач. Содержание среднего (полного) общего образования на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимые современному гражданину России.

Поскольку экономика - новый предмет в учебном плане школы, естественны трудности, связанные с отсутствием качественных учебно-методических материалов, доступных школьникам современных учебных программ, в которых был бы чётко сформулирован набор экономических концепций, которые следует вводить в общеобразовательной школе, а также глубина их изучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподавание экономики на профильном уровне в общеобразовательной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Голубцова Галина Ивановна

Учитель высшей категории 

МАОУ СОШ 33

г. Тамбова

 

 

Литература и интернет ресурсы:

  1. «Мировая экономика» Учебное пособие А.Б. Стрыгин
  2. «Международная экономика» П. Шимко, А. Михайлушин
  3. «Экономика и бизнес» на портале www.Nauka-online.ru
  4. Книги по экономике, торговле, маркетингу на экономических порталах – ссылки с подробным материалом (www.till.ru)
  5. Библиотека экономической и управленческой литературы (www.lup.ru)