Вы не зарегистрированы

Авторизация



Критериальное оценивание как формирующий подход к оценке планируемых результатов.

Submitted by Светлана Бесхмельнова on Tue, 27/03/2018 - 15:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бесхмельнова С.Г.
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Математика
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
образовательная технология
Краткое описание ресурса: 
<p><span style="color:#333333">Основной смысл критериального самооценивания, как и многих других техник формирующего оценивания, заключа&shy;ется в том, что в процессе познавательной деятельности уча&shy;щихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности (который оно, безусловно, тоже анализирует), но и процесс работы, приводящей к этому результату.</span></p>

 

Введение ФГОС ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария.

В системе оценивания используются:

- преимущественно внутренняя оценка, выставляемая пе­дагогом, школой;

- субъективные или экспертные (наблюдения, самооцен­ка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки;

-оценивание достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования иосознанности каждым обуча­ющимся особенностей собственного процесса обучения;

-разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целя­ми обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации;

- интегральная оценка, в том числе портфолио, выстав­ки, презентации, и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения;

самоанализ и самооценка обучающихся.

Существенно расширяется перечень видов и форм учебных работ, которые могут свидетельствовать о результатах учебной деятельности и подлежат оценке.

В их число входят:

— работы учащихся (домашние задания, мини-проекты и презентации, разнообразные тексты, отчёты о наблюдениях и экспериментах, дневники, собранные массивы данных, под­борки информационных материалов, а также разнообразные инициативные творческие работы);

—индивидуальная и совместная деятельностьучащихся в ходе выполнения работ;

статистические данные, основанные на ясно выражен­ных показателях и/или дескрипторах и получаемые в ходе це­ленаправленных наблюдений или мини-исследований;

— результаты тестирования (результаты устных и пись­менных проверочных работ).

Заявленные в Стандарте и представленные выше новые для нашей школьной практики принципы и форматы оценивания полностью отвечают стратегии и формам реализации форми­рующего подхода к оценке учебных достижений.

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Цель данного оценивания — улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно не привязано к какой-то конкретной балльной шкале, может быть анонимным. Оно должно стать «дорожной картой», которая помогает продвигаться в направлении поставленных учебных целей. Учитель действует так:

— переводит учебные цели в измеряемые результаты;

— определяет необходимый уровень достижений;

— отбирает учебное содержание и техники оценивания;

— проводит обучение;

— организует оценивание и устанавливает, достигнуты ли измеряемые учебные результаты.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

• четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

• сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Формирующее оценивание для учащихся:

• может помогать учиться на ошибках;

• может помогать понять, что важно;

• может помогать понять, что у них получается;

• может помогать обнаруживать, что они не знают;

• может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.

Принципы формирующего оценивания:

1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.

2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.

3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.

4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.

5. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов

Критериальное самооценивание

Основной смысл критериального самооценивания, как и многих других техник формирующего оценивания, заключа­ется в том, что в процессе познавательной деятельности уча­щихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности (который оно, безусловно, тоже анализирует), но и процесс работы, приводящей к этому результату.

Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, они являются неотъемлемой частью зада­ния, изложены письменно и доступны для всех. В процессе работы дети всегда могут оценить уровень её выполнения и выбрать пути совершенствования. Особенно перспективно для развития учащихся использовать данную методику при оценивании работ, которые выполняются на протяжении про­должительного периода, при условии, что учащиеся в процессе деятельности имеют возможность проконсультироваться с пе­дагогом и узнать, соответствует ли работа ожидаемому резуль­тату и что можно сделать для её улучшения.

Варианты использования

Критериальное оценивание является основой практически всех оценочных методик. Инструменты критериального оцени­вания можно считать во многом универсальными, они могут вводиться в практику учителей, работающих на разных школь­ных ступенях, и не ограничены рамками тех или иных пред­метов. Инструменты самооценивания можно выделить в каче­стве отдельного блока. В этот перечень входит широкий набор методик: от простейших сигнальных, таких, как светофор или цветовые дорожки, до достаточно точных и разнообразных оценочных рубрик, в том числе для сложной и тонкой само­диагностики.

Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.

Цветовые дорожки позволяют ученику, пользуясь цветны­ми карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, уче­ники делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой. Красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно, жёлтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался, зелёный — благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь. Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

Светофор,другой вариант той же методики, даёт возмож­ность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же трёх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложен­ная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важ­ных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока. Рассмот­рим пример работы с этими инструментами самооценивания в процессе урока. Подобные уроки могут служить образцом комплексного и системного использования согласованных оце­ночных методик

Критериальное взаимооценивание

Мо­жет использоваться для оценки того или иного учебного дей­ствия со стороны учителя, самого ученика или его товари­щей.

Место в структуре урока

На первом этапе урока необходимо обсудить с учениками суть задания: оценить те или иные работы товарищей. Это мо­гут быть письменные работы (сочинения, эссе), любого рода презентации (доклад, защита проекта). Оцениваться могут как индивидуальные, так и групповые работы. Весьма распростра­нённой ситуацией взаимооценивания является оценка группо­вого выступления.

Второй важный этап — обсуждение и фиксация критериев, по которым будет проходить оценивание. Целесообразно раз­работать наборы критериев для оценки разного рода учебных и творческих работ и выработать у учеников привычку поль-зоваться определёнными критериальными рамками, соответ­ствующими тому материалу, который будет оцениваться, и от­ражающими специфику этого материала. Надо учесть, что про­стого перечня критериев, как правило, бывает недостаточно. Для того чтобы критерии стали опорой объективной оценки, необходимо определить, что будет показателем или индикато­ром достижения результата по выделенным критериям.

Третьим этапом урока станет представление работ. Во время презентации работ учащиеся могут объединиться в несколько небольших групп, которые проведут оценивание и в ходе об­суждения придут к общему решению относительно того, какой оценки заслуживают представленные работы.

Другой формой работы может стать парное взаимооценива­ние, когда ученики обмениваются работами и оценивают ра­боты друг друга.

Возможна и такая организация урока, когда класс обсужда­ет представленные работы в ходе общей дискуссии.

Взаимооценивание может опираться на ранжированную шкалу, на основании которой определяется количественная балльная оценка.

Возможно также качественное оценивание, которое позво­ляет дать развёрнутое описание и характеризовать работу, со­отнеся её с каждым из оценочных критериев, не измеряя ка­чество их достижения в баллах.

Учитель также может дать оценку работы, аргументировав своё мнение и сопроводив его рекомендациями по доработке. Собственную оценку учителю желательно давать после того, как выступят учащиеся, чтобы предоставить им пространство для инициативы и не оказывать на них давления.

Чаще всего взаимооценивание проводится при оценке ко­мандной работы, например группового выступления, инсцени­ровки, презентации проекта. В качестве экспертов-оценщиков могут выступать и все ученики класса, и отдельные группы детей. При этом ученики или группы, представившие свои ра­боты, могут параллельно проводить самооценивание. Взаимо­оценивание опирается на те же самые критерии, по которым ученики могут оценить собственные работы. При оценке груп­пового выступления, например при инсценировке литератур­ного произведения, могут использоваться уже знакомые учени­кам инструменты (линеечки) или новые балльные шкалы и оценочные листы.

Критерии оценивания заранее устанавливаются учениками и учителем. Показатели их до­стижения также определяются очень чётко, так как оценивание предполагает, что выступления учеников будут оцениваться в баллах. Сложив баллы, полученные по каждому критерию, ученики получают суммарную балльную оценку и могут более точно оценить свои выступления и сравнить работы разных групп.

Карта понятий

Основная цель применения данной методики- определить, насколько ученик хорошо видят общую картину курса или отдельной темы. Рассматривая карту от вершины к основанию, учитель сможет:

- понять, как ученик воспринимает отдельные темы курса;

- проверить уровень понимания учебного материала учеником и возникшее у него ложное толкование понятий;

-оценить сложность установленных школьником структурных взаимосвязей;

Рейтинговое оценивание

Рейтинг отражает участие школьников в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях, проводимых как в школе, так и за её пределами.

За каждое достижение определенного уровня ученику начисляются баллы в рейтинговой таблице.

Рейтинговая оценка способствует: повышению учебной мотивации и ответственности, росту социальной активности, ориентации на успех, формированию более адекватной самооценки. 
Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. 
Сейчас мы проходим достаточно трудный путь реализации требований ФГОС нового поколения. Школе требуется создать такую систему оценивания, которая бы точно и объективно позволяла бы отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика — как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давала бы действительно целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения.

Техники формирующего оценивания

Индекс карточки для обобщения или для  вопросов

Учитель периодически раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах:

1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их.

2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы

Сигналы рукой

Учитель просит учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов, процесса и т.д.). Предварительно следует договориться с учащимися об использовании этих сигналов:

  ƒ Я понимаю __________ и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)

  ƒ Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)

  ƒ Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)

Посмотрев на сигналы, учитель опрашивает учащихся каждой группы.

По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

Светофор

У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы:

К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):

– Что вы поняли?

К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:

– Что вам не понятно?

По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

Одноминутное эссе

Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме.

Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы:

  ƒ Что самое главное ты узнал сегодня?

  ƒ Какие вопросы остались для тебя непонятными?

В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному:

  ƒ Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися.

  ƒ В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке.

Речевые образцы

(подсказки)

Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ. Например: Основной идеей (принципом или процессом) является _________________, потому что__________ и т.д.

Проверка ошибочности понимания

Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе. Затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.

Индивидуальные 

беседы с учащимися

Учитель проводит индивидуальные беседы с учащимися для проверки уровня их понимания.

Трехминутная пауза

Учитель предоставляет учащимся трехминутную паузу, которая дает уча-

щимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим

материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.

  ƒ Я изменил свое отношение к……….     ƒ Я узнал больше о ………….

  ƒ Я удивился тому, что……                      ƒ Я почувствовал …

  ƒ Я относился к …………

Измерение 

температуры

Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях (при работе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать.

Мини­тест

Мини-тесты призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала.

Это тесты, предполагающие выбор:

  • из множества предложенных ответов;
  • из правильного/ неправильного ответа;
  • или предполагающие краткий ответ.

Элективный 

(выборочный) тест

Учитель раздает каждому учащемуся карточки с буквами «A, B, C, D», просит учеников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Учитель обязательно должен предложить ученикам подумать 20 секунд и только после этого представить ответ.

Учитель обсуждает с учащимися разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор. Ответы позволяют учителю определить уровень и качество понимания учащимися изученной темы и принять решение:

продолжить объяснение данной темы или двигаться далее.

Формативный тест

Учитель произвольно делит учеников на малые группы (по 4-5 учащихся в группе). Каждый учащийся получает лист с вопросами теста и лист для ответов. Учащимся предоставляется время на обсуждение вопросов теста в малых группах. После обсуждения учащиеся заполняют лист ответов самостоятельно. Баллы каждого учащегося подсчитываются отдельно.

необходимо предупредить учащихся, что они могут быть не согласны с членами группы, и отметить тот ответ, который они считают правильным. Консенсус (т.е. единое мнение) в группе при обсуждении ответа на тот или иной вопрос не требуется.

Дневники / журналы

по самооценке

Дневники/ журналы по самооценке создаются для того, чтобы учитель и учащийся могли дать оценку приобретенным в течение урока знаниям, умениям и навыкам, компетентностям, а также тому, каким способом приобретены эти знания, умения и навыки, и их объем. Дневники помогают учителю получить представление об уровне прогресса учащегося и предпринять соответствующие шаги для улучшения образовательного процесса.

Формативный опрос

Это форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или за каким-либо видом деятельности на уроке. Учитель задает дополнительные уточняющие вопросы: «Почему? Каким образом? Как?…».

– Как, чем _________ похожи или отличаются от   ______?

– Каковы характеристики (части)  _____________________ ?

– Каким образом мы можем показать, проиллюстрировать   _____ ?

– Какова основная идея, концепция, мораль в   __________ ?

– Каким образом__________соотносится с   _____________ ?

– Какие идеи, детали вы можете добавить к  ____________ ?

– Приведите пример по (к)  __________________________ ?

– Что неверно в   ___________________________________ ?

– Какое заключение вы можете сделать  ______________?

– На какой вопрос мы пытаемся ответить  ______________ ?

– Какую проблему мы пытаемся решить ?

– Что вы предполагаете сделать  ______________ ?

– Что могло произойти, если бы  _____________?

– Какие критерии вы использовали бы для оценки   ____?

–Какие доказательства или подтверждения вы можете привести  в поддержку   ____________ ?

– Как можно подтвердить или опровергнуть   ________?

– Как это можно рассматривать с точки зрения   _____ ?

– Какие альтернативы нужно иметь в виду   _________?

– Какие подходы или методы можно использовать в   ____?

Упражнение на проверку усвоения нового материала

Учитель создает таблицу из четырех окошек (квадратов) с надписями:

«Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и «Оценить». После объяснения нового материала он просит учащихся выбрать определенный квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос.

Например: (1) если учащиеся выбрали квадрат «Обобщить», то учитель может дать следующее задание: «Перечислите основные идеи из нового материала».

(2) если учащиеся выбрали квадрат «Объяснить», то учитель может задать следующий вопрос:  «Как вы понимаете изученный термин (понятие)?»

Внутренний и внешний круг

Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и  задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.

Обобщение в одном

предложении

Попросите учащихся обобщить изученную тему в одном предложении, которое отвечало бы на вопросы  «кто? что? где? когда? почему? и как?».

Обобщение в одном

слове

Учитель дает учащимся задание: "Выберите (подберите) слово, которое наиболее точно обобщает тему».

Письменные комментарии (письменная обратная связь)

Обязательный элемент оценивания – предоставление обратной связи.

Проверяя письменные работы учащихся, учитель делает свои комментарии в соответствии с критериями оценки и уровнем достижения результата. Комментарии должны быть ясными и нести обучающий характер.  Проверяя письменную работу, можно выделять правильные (интересные) части одним цветом, а требующие доработки – другим.  Комментарии к письменным работам могут включать напоминания (что следует добавить), подсказки или примеры

Словесная оценка

(устная обратная связь)

Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил.

Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.

Самооценивание

Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы.

Две звезды и желание

(взаимооценивание)

Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «пожелание».

 Начиная со второго класса можно применять такой инструмент самооценки, как «Свидетельство». Оно позволят самому ученику увидеть динамику роста своих знаний по данной теме. Например: свидетельство во 2 классе на уроках математики.  Оценка контрольной и самостоятельной работы производится по следующей системе. 

Зелёный – знаю и могу решить.

Жёлтый - допускаю 1 – 2 ошибки вычислительных в задачах и математических выражениях.

Коричневый – допускаю 3-5 вычислительных ошибок в нахождении значения выражений.

Синий – допускаю ошибки в выборе действия в задаче.

Красный – не могу решить задачу (найти значение математического выражения).

 

 

 

  1.  
  •  
  •  
  •  

январь и т.д.

  1.  

Решение задач на уменьшение и увеличение на несколько ед-ц

 

 

 

 

 

  1.  

Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз

 

 

 

 

 

  1.  

Решение задач на разностное сравнение

 

 

 

 

 

  1.  

Решение задач на кратное сравнение и т.д.

 

 

 

 

 

  1.  

Сложение чисел в пределах 100

 

 

 

 

 

  1.  

Вычитание чисел в пределах 100

 

 

 

 

 

  1.  

Сложение в пределах 1000

 

 

 

 

 

  1.  

Вычитание в пределах 1000

 

 

 

 

 

  1.  

Умножение табличное

 

 

 

 

 

  1.  

Деление табличное

 

 

 

 

 

  1.  

Умножение внетабличное

 

 

 

 

 

  1.  

Деление внетабличное

 

 

 

 

 

           

            Дети могут анализировать с помощью учителя  результаты контрольных работ по русскому языку. Используется цветная диаграмма достижений орфографической зоркости.

Кол-во ошибок                                                                

 

Аналогичная работа проводится и на уроках литературного чтения, дети могут самостоятельно отслеживать темп чтения, заносить данные в диаграмму  и самостоятельно делать выводы об изменении в результатах.

Свидетельства, диаграммы и графики хранятся в портфолио, чтобы проследить прогресс обучающегося.

Важна не только самооценка, но и критериальное взаимооценивание. Использую на уроках парное взаимооценивание, когда обучающиеся обмениваются работами и оценивают работы друг друга, или класс обсуждает работы в ходе общей дискуссии. Учитель оценивает работу последним. Использую и взаимооценивание после группового выступления, инсценировки, презентации проекта.  Оценивание может происходить с помощью линеечек, оценочных листов. Критерии устанавливаются учениками и учителем.

Критерии для инсценировки:

  • правильность;
  • артистичность;
  • точность характеров;
  • элементы костюмов;
  • музыкальное сопровождение.

 

Для групповой презентации

 

  • интересная, содержательная;
  • понятная;
  • участвуют все;
  • ответили на все вопросы;
  • я узнал(а) что-то новое;
  • выступающие говорили правильно, чётко, ясно, выразительно.
  • Что бы вы хотели исправить, добавить?

Такие методики оценивания я применяю на уроках в начальных классах. Они позволяют построить обучение на основе сотрудничества учителя и обучающихся, повышают активную роль детей в процессе обучения.

Критерии, разработанные для оценивания промежуточных работ (формирующее оценивание), должны описывать и оценивать только то, что заявлено в цели.

Примерные процедуры совместной (учитель – учащиеся) разработки критериев

  1. Объявите учащимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.
  2. Попросите каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.
  3. Запишите на доске критерии, предложенные учащимися.
  4. Убедитесь, что все учащиеся поняли предложенные критерии.
  5. Расположите критерии по степени важности.
  6. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.

   7. Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения задания).

В дальнейшем работы учащихся необходимо оценивать только в соответствии с  разработанными критериями.

Практическая значимость критериального оценивания

  • Оценивается только работа учащегося.
  • Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее.
  • Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;
  • Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Критериальное оценивание позволяет:

Учителям:

  • Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;
  • Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
  • Улучшить качество преподавания;
  • Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
  • Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
  • Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Учащимся:

  • Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
  • Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;
  • Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
  • Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Родителям:

  • Получать доказательства уровня обученности ребенка;
  • Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
  • Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

Список используемой литературы и интернет-ресурсов:

  1. Шакиров Р.Ф. Оценка учебных достижений учащихся. Методическое руководство. – Бишкек, 2012
  2. Краснобородова А.А. Критериальное оценивание в школе. Учебное пособие. – Пермь, 2010
  3. Вертьянова А.А. Технология критериального оценивания образовательных достижений учащихся. Учебно-методическое пособие. – Пермь, 2014
  4. http://www.ibo.org
  5. http://xs.msedu.ru/ms45/win/ivc/index.htm
  6. http://omczo.org/publ/393-1-0-2830

 


»  Tags for document: