Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Мнемотехника как средство развития памяти и речи ребенка с ОВЗ»

Фото пользователя Светлана Юрьевна Карпова
Submitted by Светлана Юрьевна Карпова on Tue, 03/04/2018 - 15:43

«Мнемотехника   как средство развития памяти и речи  ребенка с ОВЗ»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего мастера класса «Мнемотехника   как средство развития памяти и речи  ребенка с ОВЗ»

Порой на лестнице стою, стараюсь догадаться: собралась подниматься я,       

а может, вниз спускаться? У дверцы холодильника не в силах я понять:    поставила я что-то внутрь или хотела взять?   

Это шуточное стихотворение о склерозе одной старушки заставляет нас задуматься над тем, как сохранить и развить нашу природную память. Для начала, я предлагаю вам пройти тест на определение уровня памяти  . Нужно в течении одной минуты запомнить как можно больше слов из приведенного списка. И  воспроизвести его по памяти.

Кто запомнил больше 12 слов обладает прекрасной природной памятью.

Память, это главный инструмент нашего разума, и для того, чтобы она хорошо функционировала, ее нужно постоянно тренировать. Существует множество методов по ее развитию и укреплению, и сегодня я хочу вас познакомить с одним из них- мнемотехника.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

И в жизни мы часто встречаемся с этой технологией. Приведем несколько мнемонических фраз, помогающие нам быстро запомнить информацию. Например расположение цветов в радуге позволяет запомнить фраза :

«Каждый охотник должен знать, где сидит фазан»

Или название падежей: Иван родил девчонку, велел тащить пеленку.

Мнемотехника может использоваться в разных образовательных областях.

В своей работе на базе МБОУСОШ с. Даниловка, я столкнулась с реальными трудностями которые возникают у школьников
для успешного освоения программы обучения.  У них практически не сформированы   умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему из-за скудного словарного запаса, неумения согласовывать слова в предложении, нарушения звукопроизношения. Так же у детей отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:

– ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;

– нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;

– отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Без специального педагогического воздействия дети с общим недоразвитием   Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.

При развитии памяти и речи детей с ОНР , вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.    Я определилась с выбором педагогической технологии и включила в свою практическую деятельность«МНЕМОТЕХНОЛОГИЮ», основанную на системе мнемотехники.

«Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит» так писал Ушинский К. Д.,

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет  я использую в работе по развитию речи детей приёмы мнемотехники.

 Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н – схемой составления рассказа.

Я остановлюсь на термине Мнемотаблица, которая представляет схему, в которую заложена определенная информация

 Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста различные навыки и умения, в детских садах широко используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями, что заметно облегчает детям запоминание последовательности выполняемых действий. Логопеды используют мнемотехнику с неговорящими детьми для обозначения звуков, слогов. Методика Иванцовой – Новиковой Т.Н..

Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов. Таким образом, проводится работа над словом.

Например: Даётся слово - “ елка”, его символическое обозначение:

Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово. Предлагают упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям.

Для формирования активной речи Новикова-Иванцова Т.Н. предлагает идти наглядно от звука к слову, и от слова к фразе, решая при этом лексико-грамматические  задачи:  А идет к банке, бутылке, улитке.

Втрой этап мнемотехники-это мнемодороңки. Когда вербальный ребёнок  будет называть сочетания слов по своим символам, переходим к запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Например: У зайки новый дом.

С помощью  мнемодорожек  можно работать уже над четверостишьем,   несложной загадкой:

Без окон, без дверей, полна горница людей. Огурец

Следующий этап работы с мнемотаблицей – эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Этот процесс часто вызывает недовольство ребенка, так как заставляет его сосредоточиться на материале, запоминать слова без их, осмысления. После внедрения техники мнемотаблицы, в процессе работы я заметила, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока кодируют его в таблице, так как при шифровке текста происходит детальный разбор и привязка к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов.  Но постепенно память  детей укрепляется,  их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для  детей делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.

  Мнемотаблицы могут быть представленными как реальными предметами, так   и графическими или частично графическими изображениями персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно нарисовать то, что считаем нужным. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Например: лиса состоит из геометрических фигур (треугольника и круга).

Использовать приёмы мнемотехники в своей работе следует начинать как можно раньше. Для детей  с умственной отсталостью   необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая. Для детей приближенных к норме  интеллектуального развития схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость изображения.

Детям  с нарушенным интеллектом дают готовые обозначения с обязательным пояснением - расшифровкой. А с детьми  с ОНР с нормой интеллекта можно играть в игры - упражнения на самостоятельную шифровку слов.

Занятие состоит из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы, например: домик — ), волк —  , медведь — 

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

В ходе занятия детям следует помогать вопросами: “А что ты знаешь об этом?” или “Кто еще знает об этом что-нибудь интересное?” В занятия включаются различные подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорок, народные приметы и т.д. Основной частью занятия является составление описательных рассказов. В этом могут помочь мнемотаблицы (из книги “Учимся по сказке” Т.В. Большевой) и схемы-модели (из книги “Веселые встречи” Л.Е. Белоусовой), способствующие лучшему запоминанию изучаемого материала. Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц. Если Т.В. Большева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов, то Л.Е. Белоусова предлагает детям самим зарисовать символы в предложенную ею схему-модель. Схему-модель Л.Е. Белоусовой можно использовать со старшей группы. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

Этапы работы со схемой-моделью:

1. Введение элементов символов (формы, величины, действия). 

2. Использование опорных схем  на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).

3. Введение отрицаний.

4. Сочетание символов, чтение цепочки их.

5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)

6. Творческое создание детьми опорных схем.

Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций. Следовательно, использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей, по нашему мнению, является наиболее актуальным поскольку:

– наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;

– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Литература

  1. Белоусова Л. Веселые встречи. — СПб.: “Детство-Пресс”, 2003.
  2. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб.: “Детство-Пресс”, 2001.
  3. Житникова Л. Учите детей запоминать. — М.: “Просвещение”, 1985.
  4. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников // “Дошкольная педагогика”. — 2006 (июль—август).
  5. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // “Воспитание и обучение”. — 2004 — №6.
  6. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
  7. Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”, 2009.
  8. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // “Дошкольное воспитание, — 1990— №10.