Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мастер класс по творческому рассказыванию по картине

Submitted by Надежда Васильевна Сагалиева on Wed, 04/04/2018 - 20:41

МАСТЕР – КЛАСС 

 

 

Сегодня я познакомлю вас с методикой обучения творческому рассказыванию по картине в разных возрастных группах.

  При построении методики использовались методы обучения рассказыванию по картине И.Н. Мурашковской и А.Н. Нестеренко для детей начальной школы.

  Методика построена в рамках нашей авторской программы. Впервые в мире и в России методы ТРИЗ и РТВ адаптированы к дошкольникам нашим ульяновским ученым  Сидорчук Т.А..  Исследования проводились на базе  НМЦ  детского сада № 242 и Ульяновского социально-педагогического колледжа. В данном случае ТРИЗ ( Теория решения изобретательских задач) – является технологией обучения, а РТВ ( Развитие творческого воображения)  будет одним из методов ТРИЗ.  Занятия по ознакомлению с картиной с использованием данного метода проводится  2 раза в течение месяца ( при первом знакомстве с картиной и как итоговое занятие).  С подгруппой детей в свободное время проводятся игры по картине с использованием 1-2 волшебников, в зависимости от возраста и заинтересованности детей. Но каждая игра заканчивается мини-рассказом по картине каждым ребенком.

  Для того, чтобы было понятно содержание данного метода я проведу с вами занятие, но одно моментно со всеми возрастными группами, а усложнение Вы увидите сами.

 

Ход занятия.

1 часть.

  • Дети, сегодня мой знакомый художник  принес мне картину (вывешиваю картину).   Она мне очень нравится. Давайте ее рассмотрим. Меня рассматривать эту картину научили волшебники. Хотите, чтобы я вас тоже научила?
  • Волшебник «Дели»    подарил Вам подзорные трубы, в которые виден только один  объект (предмет). Возьмите подзорные трубы и наведите их на картинку, назовите, кто что видит. Даша, ты что видишь?… А я буду вывешивать схемы на доске.   (Вывешиваю на доске схемы-заготовки).
  • Курица, которая пьет воду.
  • Девочка сыплет зерно ( или кашу, задаю вопрос детям «Кто как считает: девочка кормит курочек зерном или кашей?»).
  • Цыплята. Мальчик присел и смотрит. Лес. Елка, береза. Небо. Земля.

Младшие дети называют  4-5 объектов, а старшие 10-15 объектов, включая детали.

  • Молодцы, дети, много объектов увидели, еще и детали одежды, обуви, движения, цвет. Какой волшебник нам помогал в этом? Правильно, Дели.

2 часть.

А) А сейчас к нам пришел волшебник «Объединяй». Как вы думаете, чему он нас научит? Объединять.

Б) Но волшебник молчаливый.  Ему надо рассказать, как и почему связаны между собой предметы на картине.  А я буду соединять их в схеме.

3 часть.

  • А теперь поиграем с волшебником «Оживляй». ( Поиграем в живую картинку ).
  • Каждый из вас  превратиться в какой-то объект на картине и объяснит свое местонахождение относительно других объектов.

Воспитатель помогает принять позу, встать младшим детям, а старшие объясняют «справа, слева, между, перед» и т.д.

  • А теперь все замерли как на картине. Какая получилась чудесная копия картины!

 

 

 

4 часть.

  • А) А теперь с вами поиграет волшебник «Слушай». Представьте себе, что вы вошли в картину. Закройте глаза  и прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами? Что вы слышите?
  • Я слышу как гремит гром.
  • Как перешептывается трава.
  • Шумит ель.
  • Б) Потихоньку поводите рукой по картине. Что вы почувствовали?
  • Забор шершавый, колючий, потому что он старый. Цыпленок мягкий, легкий. Ель колючая…. Как вы думаете , а сейчас какой волшебник с вами гулял по картине?
  • «Потрогай».
  • В) А теперь с вами поиграет волшебник «Понюхай».
  • Дети, я чувствую запах приближающейся грозы. Как пахнет цыпленок? Мох в лесу? И т.д. Пройдите дальше в лес, поле, чем пахнет в поле? В лесу?
  • Г) Давайте поиграем с волшебником «Попробуй на вкус». Но сначала подумайте, что съедобное, а что нет.
  • Я попробовала веточку ели. Она горьковатая на вкус. А ягоды в лесу, орехи, листочек?

 

5 часть.

      На нашу картину пришел посмотреть волшебник «Прошлого и будущего».

  • Сейчас на картине все остановилось, объекты не двигаются. А представьте, что было с цыпленком в прошлом? (Было яйцо). А что будет в будущем? (Будет курицей).

Младшие дети: - Что было с курицей в прошлом? Она была цыпленком, а еще раньше яйцом.

  • А что будет в будущем? ( Ляжет спать на насест. Будет спать. И т.д.)

Старшие дети: - Девочка Настя. Представьте, что она делала до появления на картине? Что с ней было утром? Она спала, проснулась, умылась, поела кашу, набрала в миску каши для цыплят и пошла их кормить.

  • А что будет потом, после того как она покормит кур? ( Будет играть в мяч, пойдет в школу и т.д.

 

6 часть.

  • Дети, хотите, я научу вас загадывать загадки по этой картине? Давайте о цыпленке загадаем загадку.
  • По цвету цыпленок желтый. Как что? – как солнце, как одуванчик …
  • По форме цыпленок как что? – как яйцо, как лимон…
  • По размеру маленький как что? – как мячик, как клубок…
  • На ощупь мягкий как что? – как котенок, как шарф, как вата…

Для старших заменяем слово «как» на сочетание  « но не».

А теперь отгадайте мою загадку:

  • Человек, но не взрослый,
  • Живет в доме, но не мышка,
  • Ходит, но не часы,
  • Говорит, но не радио,
  • Пьет молоко, но не котенок,
  • Дышит, но не жабрами,
  • Носит платье, но не мама. Кто это?   (Девочка).

 

 

 

Часть 7.

  • Давайте пригласим волшебника «Превращай».   И превратимся в кого-нибудь или во что-нибудь. Это может быть целый объект или его часть. (Зачитать рассказ ребенка о травке). Младшие дети превращаются в курицу. Расскажите о себе с помощью волшебников, а так же о вашем настроении и состоянии. А старшие дети рассказывают от лица  облака на небе.
  • А теперь я вам даю минутку, чтобы придумать рассказ итоговый описательный     о картине или фантастический рассказ по этой картине.

Заслушиваем рассказы детей.

Рефлексия.

-Понравилось вам занятие?   Что вам понравилось больше всего? Какие волшебники вам помогали?   А можно играть с волшебниками на улице или в группе без картины?

 

ИТОГ: Вопросы к детям, к каждому.

 

Вопросы к студентам:

  • Чем отличается традиционное занятие от этого? (Репродуктивность).
  • Что больше всего запомнилось?
  • Сколько шагов в занятии вы заметили?
  • Какие волшебники, на ваш взгляд, наиболее интересны детям?
  • Какие волшебники наиболее продуктивно развивают  (способствуют) развитию речи?
  • Посмотрите еще раз на имена волшебников. Именно так и будут называться игры по картине, которые проводятся с подгруппой детей в свободном режиме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования Саратовской области

Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер - класс  на тему  « Обучение рассказыванию по картине как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста».

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 г.