Методическая разработка психологического занятия по программе "Учись учиться"
Submitted by Наталья Александровна Мерзлякова on пн, 23/04/2018 - 09:01
Методическая разработка психологического занятия
по программе «Учись учиться»
Пояснительная записка
С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают не стабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Таким образом, одним из главных направлений работы педагога-психолога в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности как в период адаптации в первом классе, так и на всем протяжении обучения в младших классах. Причем учебная деятельность понимается не только как проявление интеллектуально-познавательной активности детей, а как «...явление целостной и полнокровной жизни детей в школьный период развития.» (В. В. Давыдов).
Рабочая программа развивающих занятий «Учись учиться» разработана на основе образовательной программы « Учись учиться» по авторскому учебно-методическому комплексу « Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения», автором-составителем которого является Языканова Е.В.- учитель начальных классов, педагог-психолог высшей квалификационной категории. Данная программа рассчитана на 32 занятия. Предназначена для учащихся 1 классов.
Цель программы: Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков учащихся.
Задачи программы:
1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
2. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
Актуальность данной темы велика, так как данная программа направлена на снятие эмоционального дискомфорта у первоклассников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций в процессе учебной, изобразительной и игровой деятельности. Таким образом, система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Цель: развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации
Задачи занятия:
Развитие вербально- логического мышления.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
Развитие пространственного воображения, зрительно-моторной координации.
Ход занятия:
1. Психогимнастика
Цель: развитие внимания, памяти, преодоление двигательного автоматизма, улучшение мозговой деятельности
Игра «Запретное движение».
Дети стоят лицом к водящему. Под музыку выполняют различные движения, которые показывает водящий. Затем выбирают движение, которое нельзя повторять. Кто ошибся, выходит.
2.Разминка
Цель: создание положительного эмоционального фона, включение в работу. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
Дети стоят в кругу. Ведущий кидает мяч каждому ребёнку и задаёт слово, на которое нужно назвать противоположное значение – слово.
3.Выполнение упражнений и заданий в тетради (Приложение 1)
4.Динамическая пауза
Игра« Веселый счет»
Цель: развитие двигательной сферы, развитие умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
I этап
- назови «соседей» цифры…
- «да» - «нет». Производится действие с числами, дается ответ, верен он или нет (2+1= 5 «да» – хлопок, «нет» – тишина)
II этап
Счет до 10-20 в прямом и обратном порядке, сопровождающийся движениями (мотаем веревочку, рисуем геометрические фигуры)
5. Логически-поисковое задание
Цель: развитие пространственного мышления, внимания, восприятия.
Упражнение «Маршрут» (Приложение 2)
Инструкция: Нарисуй путь мальчику, используя стрелки-подсказки.
6.Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).
Цель: Повышение остроты зрения, так и снятие зрительного утомления и достижение состояния зрительного комфорта.
7.Рефлексия
Обсуждение достигнутых результатов.
«Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Чему мы научились?»
8.Самооценка
Оценка выполненных заданий.
«Ребята, оцените, пожалуйста, свою работу на сегодняшнем занятии. В конце заданий в рабочей тетради следует закрасить прямоугольники. Если вы считаете, что выполнили задание правильно, то закрашиваете прямоугольник зелёным цветом. Если сомневаетесь в правильности решения- красным.
Нарисуйте смайлик, соответствующий вашему настроению к концу занятия».