Вы не зарегистрированы

Авторизация



Занятие-исследование "Пищевые добавки и здоровье человека"

Submitted by Валентина Владимировна Газданова on пн, 11/06/2018 - 09:17
Данные об авторе
Автор(ы): 
Газданова Валентина Владимировна
Место работы, должность: 

Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 23 с углубленным изучением отдельных предметов"
Энгельсского муниципального района Саратовской области

Учитель биологии

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): 
Основы безопасности жизнедеятельности
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p>Методическая разработка внеурочного занятия, в ходе которого обучающимся предлагается изучить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень их опасности для здоровья.</p>

Занятие-исследование

                          "Пищевые добавки и здоровье человека"

                          в рамках проекта «Я иду в магазин за продуктами»

Тип занятия: занятие-исследование.

Цель: Изучить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень их опасности для здоровья.

Задачи:

  • Образовательные: сформировать у учащихся знания о пищевых добавках, применяемых для производства пищевых продуктов.
  • Развивающие: развитие навыков принятия самостоятельных решений, инициативы и активности, необходимых для самостоятельной жизни; развивать внутреннюю мотивацию к учению, через исследовательскую деятельность, личностно - значимое содержание новых знаний, выполнение практической работы.
  • Воспитывающие: воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью (формировать представления учащихся о необходимости следить за качеством продуктов питания, употребляемых в пищу).

Проблема, которую поможет решить данное занятие: Как пищевые добавки, входящие в состав продуктов питания влияют на здоровье?

Подготовка к  занятию: Группа (6-7 чел.) учащихся выполняет  исследования в рамках проекта  (в соответствии с темой).

Оборудование:

  • Проектор, экран, ноутбук, компьютеры, презентация Microsoft Power Point
  • На столах учащихся раздаточный материал: упаковки (этикетки) от продуктов питания, наиболее часто употребляемые учащимися; печатный материал: таблица кодов пищевых добавок и их воздействия на организм человека, алгоритм выполнения практической работы
  • Информационный буклет
  • Выставка статей о пищевых добавках (из газет, журналов, Интернета).
  • Выставка продуктов питания, не содержащих пищевые добавки (необходимых для полноценного питания человека).
  • Подарки учащимся (фрукты).

Методы обучения: Словесные (беседа, объяснение); наглядные (демонстрация презентации, таблиц, упаковок продуктов питании); практические (работа с раздаточным материалом); частично - поисковый (работа с дополнительным материалом), проблемный (постановка проблемных вопросов); исследовательские (работа по исследованию выдвинутых проблем, вопросов).

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая работа, взаимоконтроль.

Основные понятия и термины: Пищевые добавки, красители, консерванты, антиокислители, загустители, эмульгаторы, усилители вкуса.

                                                  Ход  занятия

 Организационный момент. 

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Дети здороваются с присутствующими: «Здравствуйте! Желаем всем здоровья!».

Учитель:  Такими словами, приветствуя друг друга, мы желаем здоровья. А здоровы ли вы, дорогие ребята? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас всё отлично! В народе говорят: «Здоровому всё здорово!». Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему работать и отдыхать.

     Итак, ребята, я напоминаю, что сегодня на нашей встрече мы продолжим работу в рамках проекта «Я иду в магазин за продуктами», подведём  промежуточные итоги. Вы расскажете о результатах своих исследований. Ядром нашей встречи будет практическая работа по теме «Определение степени безопасности продуктов питания»

                      Ученики выступают с проектом.    Приложение №1.

Учитель:  А сейчас переходим к практической части.

                             Практическая работа    Приложение №2, Приложение №3

Результаты работы обсуждаются в ходе фронтальной беседы.

Учитель: Переходим к заключительному этапу занятия. Учащимся предлагается, работая в группах, обосновать рекомендации по употреблению продуктов питания.

Чья группа первой составит рекомендации, поднимите руку. Вас ожидает приз! После ответа учащиеся проверяют рекомендации по слайду.

Рекомендации по употреблению продуктов питания:

  • Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.
  • Не покупайте продукты с неестественно яркой кричащей окраской.
  • Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.
  • Обходитесь без подкрашенной газировки, делайте соки сами.
  • Не перекусывайте чипсами, сухариками, замените их орехами.
  • Не употребляйте супы и каши из пакетиков, готовьте их сами.
  • Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов, таких как колбаса, сосиски, тушенка.
  • В питании всё должно быть в меру и по возможности разнообразно.

Победителям вручается приз – груши.

Подведение итогов занятия.

Учитель: Итак, мы познакомились с пищевыми добавками продуктов питания, и теперь можем ответить на вопрос: “Зависят ли здоровье человека от состава употребляемых им продуктов питания?”(Предполагаемый ответ: сегодня на уроке мы убедились, что большинство пищевых добавок оказывают негативное влияние на здоровье.)

Учитель. На память об этом уроке я угощаю вас яблоками. Победителям за составление рекомендаций по употреблению продуктов питания я вручила груши. Как вы думаете, почему я выбрала такие подарки? (Предполагаемый ответ: фрукты не содержат в своем составе пищевых добавок, они необходимы для полноценного питания.)

Надеюсь, что наши старания не напрасны. Следите за своим питанием. Желаю, чтобы вы всегда были здоровы. Всем спасибо.

                                                                                                       Приложение №2

Экологическая лаборатория

   Практическая работа: «Определение степени безопасности продуктов питания»

Цель: научиться использовать информацию на упаковках (этикетках) продуктов питания на наличие пищевых добавок и определить степень безопасности продукта

Оборудование: упаковки (этикетки) продуктов питания, подлежащих исследованию; увеличительный прибор (лупа); инструкция; таблица «Пищевые добавки».                                 

 Ход работы:

  1.Внимательно рассмотрите упаковку продукта, обратите особое внимание на следующие моменты:

-качество полиграфии

-реквизиты изготовителя

  2.Ознакомьтесь с составом продукта, обратите особое внимание на пищевые добавки, обозначенные знаком «Е». Определите по таблице степень их безопасности для человека. Некоторые производители отказываются от использования символа «Е», заменяя его фразой «Пищевые добавки, идентичные натуральным»

   Помните, что если в таблице нет указанной на продукте пищевой добавки, то степень ее безопасности для организма может быть признана как «условно безопасно».

Также «условно безопасными»  могут быть признаны и не обозначенные знаком «Е» пищевые добавки, идентичные натуральным.

   3.Обратите внимание, нет ли противопоказаний к использованию данного продукта в пищу людям с различными заболеваниями.

   4. Заполните таблицу  (у учеников на столах) Приложение №3.

 При заполнении таблицы используйте справочный материал «Пищевые добавки»   Приложение №4.                               

                                                 Содержание пищевых добавок в продукте:

Наименование продукта

Красители Е1**

Консерванты Е2**

Антиокислители Е3**

Загустители Е4**

Эмульга-торы Е5**

Усилители вкуса

Е6**

Противопоказан людям с заболеваниями

Вывод

Безопасен

Условно безопасен

Опасен для здоровья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Сделайте вывод о степени безопасности продукта питания:              

«Безопасен» - если все графы таблицы не содержат отрицательной информации

«Условно безопасен» - если продукт содержит не указанные в таблице пищевые добавки

«Опасен для здоровья» - если  получены негативные результаты по трем и более пунктам исследования.

6. Разместите этикетку продукта на информационном стенде.

                                                                                                                                                                                             Приложение №3. 

                                                                                     Содержание пищевых добавок в продукте:

 

Наименование продукта

Красители

Е1**

Консерванты

Е2**

Антиокислители

Е3**

Загустители

 Е4**

Эмульга-торы

Е5**

Усилители вкуса

Е6**

Противопоказан людям с заболеваниями

Вывод

Безопасен

Условно безопасен

Опасен для здоровья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Выполнили:   1.______________________________________

                                                 2.______________________________________

                                                                           Фамилия Имя, класс

                     

Приложение №4.

 

 

П И Щ Е В Ы Е      Д О Б А В К И

 

 

Тип

добавок

Значение

Примеры

Воздействие на организм

Е100 – красители

1. Для восстановления природного цвета, утраченного в процессе обработки и хранения.

2. Для окрашивания бесцветных продуктов.

3. Для повышения интенсивности цвета.

4. Применяется при подделке про-дуктов.

  1. Натуральные красители, сырье для них – ягоды, цветы, листья, корнеплоды. Например, b-каротин или краситель из ши-повника.
  2. Синтетические красители не содер-жат вкуса, витаминов, дают яркие цвета. Например, фуксин кислый, индигокармин, родамин С, тартразин, метиловый фиолетовый.

   Среди синтетических красителей практически нет безопасных. Большинство из них оказывают аллергенное, мутагенное, канцерогенное действие (Е131-142, Е153).

   Запрещённые: Е103, 105, 111, 121, 125, 126, 130, 152.

   Опасные: Е102, 110, 120, 123, 124, 127, 155.

Е200 –

консерван-ты

  1. Для увеличения срока год-ности, предотвращения порчи продуктов, происходящей под действием микроорганизмов.
  2. Заготовка продуктов впрок, доставка их в труднодоступные районы.
  3. Угнетают рост плесневых грибков, дрожжей, аэробных и анаэробных бактерий.
  1. В домашних условиях – соль, сахар, уксус (они меняют вкус продукта).
  2. Промышленные – сернистая, сорбиновая, бензойная кислоты, сорбит калия, бензоат натрия, соединения серы (практически не модифицируют вкус продукта).
  3. Антибиотики-консерванты (для транспортировки мяса и рыбы)

Сорбиновая кислота угнетает ферментные системы организма. Бензойная кислота плохо переносится маленькими детьми. Соединения серы токсичны. Бензоат натрия – аллерген. Антибиотики вызывают нарушения необходимого соотношения микрофлоры в кишечнике, провоцируют кишечные болезни.

Ракообразующие: Е210, 211-217, 219.

Вредные для кожи: Е230-232,238.

Вызывают расстройства кишечника: Е221, 226

Влияют на давление: Е250, 251.

Опасные: Е201, 222-224, 233, 270 (для детей).

Е300 – антиокислители

  1. Защищают жиросодержащие продукты от прогоркания.

2.   Останавливают самоокисление продуктов

1.    Природные – аскорбиновая  кислота, токоферолы в растительном масле.

2.     Синтетические – бутилоксианизол и бутилокситолуол.

Вызывают сыпь: Е311-313.

Вызывают расстройства кишечника: Е338-341.

Повышают холестерин: Е320-322.

Е400 – загустители

1. Позволяют получить продукты с нужной консистенцией, улучшают и сохраняют их структуру.

2. Используются в производстве мороженого, желе, консервов, майо-неза.

1. Натуральные – желатин, крахмал, пектин, агар, карраген.

2. Полусинтетические – целлюлоза, модифицированный крахмал.

Впитывают вещества, не зависимо от их полезности или вредности, могут нарушить всасывание минеральных веществ, являются лёгкими слабительными.

Вызывают расстройства кишечника: Е407, 450, 462, 465, 466

 

Е500 – эмульга-

торы

1. Отвечают за консистенцию пи-щевого продукта, его вязкость.

2. Используются в производстве маргарина, кулинарного жира, колбасного фарша, в кондитерских и хлебобулочных изделиях (не дают им быстро черстветь).

1. Натуральные – яичный белок, природ-ный лецитин.

2. Синтетические – фосфаты кальция и аммония, фосфорная кислота.

Использование фосфатов может привести к нарушению баланса между фосфором и кальцием, плохое усвоение кальция способствует развитию остеопороза.

Опасные: Е501-503, 510, 513, 527, 560

Е600 – усилители вкуса

1. Для усиления выраженного вкуса и аромата.

2. Придают ощущение жирности низкокалорийным йогуртам и мо-роженому.

3. Смягчают резкий вкус уксусной кислоты и остроту в майонезе.

4. Подсластители

1. Натуральные – получают из натураль-ного сырья.

2. Идентичные натуральным – искус-ственные соединения, имитирующие ароматы натуральных продуктов.

3. Искусственные – не имеют аналога в природе: глутаминовая кислота, мальтол, глютамат натрия.

4. Подсластители, содержащие калории: сорбит, ксилит; некалорийные: сахарин, сахарол, аспартам.

Глютамат натрия вызывает головную боль, тошноту, учащенное сердцебиение, сонливость, слабость, снижает  зрение, вызывает глаукому. Сахарин способен вызывать опухоль мочевого пузыря. Глутаминовая кислота превращается в амино-масляную, которая является возбудителем ЦНС.

Ракообразующие: Е626-630, 635.

Опасные: Е620, 636, 637.