Вы не зарегистрированы

Авторизация



Формирование нравственных ценностей школьников (из опыта работы).

Фото пользователя Татьяна Евгеньевна Воробьёва
Submitted by Татьяна Евгеньевна Воробьёва on пн, 18/06/2018 - 21:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Воробьёва Татьяна Евгеньевна
Место работы, должность: 

ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Петровска"

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p>Материал отражает проблему духовно-нравственного развития и воспитания личностных качеств ребёнка. Рассмотрена организация воспитательной работы в классе по реализации практических задач нравственного направления программы воспитательной работы - различные методы и приёмы диагностики, практические занятия (этические часы общения, технология проектирования, приёмы самовоспитания, работа с родителями).</p>

Формирование нравственных ценностей школьников (из опыта работы)

 

Воробьёва Татьяна Евгеньевна,

воспитатель ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г.Петровска»

 

Нравственный аспект образования

В настоящее время стало очевидным, что приоритетным направлением в процессе образования и воспитания стал нравственный аспект.

Моральное формирование ребенка начинается задолго до школы. Но только в школе он встречается с такой четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно.

Именно школа сегодня в силу необходимости является одним из главных центров духовно - нравственного развития и воспитания детей.

 «Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную и др.) деятельность».

Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.

Духовно – нравственное развитие личности

Духовно – нравственное развитие личности – это формирование способности человека оценивать и использовать применять на практике моральные нормы.

 Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. Помогать ему надо, прежде всего, в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, и тогда ребенок будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. Л. Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра.

Несомненно, сейчас важное место отводится воспитанию таких личностных качеств ребёнка как честь, совесть, чувство собственного достоинства и доброжелательности, порядочность, доброта и справедливость.

В молодые годы человек обретает – или не обретает – эти качества. В зрелые годы он эти качества развивает или не развивает, губит. В старость на них опирается, а если их нет, страдает, не имея нравственной опоры.

Но уже и в детстве, до наступления юности, ребёнок понимает, что хорошо, а что плохо, стремится быть добрым, справедливым, честным, т.е. осознаёт первые заповеди нравственного поведения.

Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».

Василий Александрович говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Согласно Сухомлинскому, с раннего возраста следует формировать стремление к сопереживанию, потребность в самоуважении, способность творить добро, преданность высоким идеалам, чуткость совести и благородство сердца.

Для этого еще в младшем возрасте, пока душа ребенка податлива к эмоциональному воздействию, надо торопиться раскрыть ему азбуку общечеловеческой морали - начальную школу нравственности, состоящую, по Сухомлинскому, из пяти видов норм, нарастающих по степени активности в утверждении добра:

Ты живешь среди людей. Не забывай, что твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людей.

Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца.

Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости.

Направление Нравственное

Одно из направлений школьной программы воспитания (5-9 классы) «Растём вместе» - нравственное.

 

Цель: способствовать  осмыслению общечеловеческих   ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".

 Задачи:

Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.

Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.

Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.

Организовать деятельность ребёнка

 

Итак, одна из практических задач духовно - нравственного воспитания школы – правильно организовать деятельность ребёнка.

Мои воспитанники – подростки. Современные исследования показывают, что подростки часто страдают от чувства одиночества, дефицита понимания со стороны взрослых и даже сверстников.

Нередко наблюдаются проявления замкнутости, отгороженности от других, ощущение своей несостоятельности или, наоборот, неоправданная уверенность в своей исключительности, и, как следствие, вызывающее поведение, пренебрежение к окружающим.

Этические занятия на нравственные темы способствуют выработке адекватной самооценки, позитивного отношения к окружающему миру. Ведь в процессе занятий подросток постоянно общается со сверстниками, оказывается в атмосфере утверждения нравственных ценностей, задумывается над своим «я», начинает ощущать заинтересованность других в собственной личности.

Этические занятия выполняют, таким образом, и компенсаторную функцию, восстанавливая доброе отношение и к себе и к людям.

Свою задачу как воспитателя вижу в том, чтобы создать атмосферу взаимопонимания, доверия и уважения между детьми, учителями и родителями, стараться, чтобы каждый ребёнок в классе чувствовал себя комфортно:

        «Я знаю, что ты хочешь стать хорошим.

          Я знаю, что ты можешь стать хорошим.

          Я помогу тебе стать хорошим».

В детском коллективе постепенно накапливается опыт нравственных взаимоотношений. У школьников формируется привычка оценивать собственные поступки с позиции доброжелательности и уважения к другому человеку.

Дети начинают осознавать нравственную основу отношений к человеку, обществу, Родине, труду, природе, к самому себе.

Также и у воспитателя развивается стремление к нравственному самоконтролю. Его отношения с детьми приобретают искренний, доверительный характер, что помогает находить нестандартные пути влияния на учеников. Педагог стремится к созданию у детей душевного комфорта, что позволяет эффективнее воздействовать на них. Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду.

Поэтому, ставя целью воспитания у детей доброго сердца, сама стараюсь быть устремлённой к человеку, дорожить им, чувствовать и понимать душевное состояние другого.

Выдающиеся воспитатели прошлого Я.Корчак,  А.С.Макаренко и другие утверждают, что важнейшей предпосылкой воспитательной работы является культура речевого общения, отточенное искусство человеческих контактов самого педагога.

Изучение,  планирование и диагностирование

Принимая детей с 5-го класса, изучаю каждого ребёнка, чтобы затем планировать воспитательную работу с ним. Для выявления индивидуальных возможностей и способностей детей использую различные методы и приёмы диагностики.

Остановлюсь кратко на некоторых из них: наблюдение, социометрические исследования, тестирование.

Наиболее достоверным диагностическим методом, считаю наблюдение за тем, как ребёнок ведёт себя в повседневной жизни, как он общается в коллективе, с другими детьми, как относится к учащимся других классов, к старшим членам школьного общества.    

Бывая в семьях своих воспитанников, знакомлюсь с тем, какие взаимоотношения между членами семьи, как живётся ребёнку в семье, есть ли у него постоянное место для занятий, есть ли у него друзья, чем занимается в свободное время, какую помощь оказывает своим близким и др. Изучая семью, знакомлюсь, в какой атмосфере развивается ребёнок, выясняю, каков уровень знаний, формирование понятий и степень развития у детей этических норм поведения, планирую свою работу, что именно развивать у ребёнка для его индивидуального роста.

Для выявления взаимоотношений в классе, индивидуальных способностей детей провожу социометрическое исследование.

Детям задаётся вопрос о предпочтительных партнёрах для совместных игр, для занятий, для развлечений. По ответам и определяется группа лидеров в классе и группа отверженных, выявляется отзывчивость детей, межличностные симпатии, планируется взаимопомощь при выполнении домашних заданий, делается вывод о степени сформированности коллектива.

Результаты представляются графически в виде социограммы. При этом данные этого исследования не выносятся на всеобщее обсуждение, не называются конкретные имена, которые оказались в группе «отверженных».

С помощью диагностики выявления интересов и склонностей определяю и другие индивидуальные возможности детей, такие как самостоятельность, направленность интересов, любовь к чтению, искусству, узнаю его комплекс идеалов.

 

Конечно, это в какой-то мере игра, но дети начинают сравнивать себя с другими, им хочется быть лучше, это заставляет их задуматься о самом себе.

На занятиях с психологом используются самые различные приёмы. Например, ребятам предлагается записать всё, что каждый делал в прошедшее воскресенье. Записи они затем разносят по графам: для себя, для дома, для школы, для товарищей.

В результате многие видят, что они действительно многое делают для своей пользы, мало что делая для других людей, в том числе для своих родителей. Это заставляет задуматься.

Фантастические задания

Игра «Фантастический выбор» помогает выявить личностные ценности ребят. Им предлагаются такие задания:

«Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там очень долго, может быть, всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять всё, что обозначишь пятью словами».

«Если бы ты стал на 60 минут волшебником, что бы ты сделал?»

«Приплыла к тебе Золотая рыбка, спросила: «Что тебе надобно?» Ответь ей.»

«У тебя в руках Аленький цветочек, как бы ты с ним поступил?»

«Отрывая мысленно лепестки Цветика-семицветика, реши, что ты попросишь для себя?»

По методике цветописи узнаю эмоциональное состояние детей, их отношение к классу, к школе, воспитателю, семье, самому себе. Конечно, эмоциональное состояние может меняться и довольно резко, но у некоторых детей оно может быть постоянно в течение длительного времени. Это даёт мне сигнал, что необходимо уделить внимание этому ребёнку, узнать и понять, почему у него подавленное настроение или состояние тревожности.

Индивидуальные доверительные беседы помогают разобраться в чувствах детей, их тревогах и переживаниях, понять душевное состояние ребёнка. В общении с детьми руководствуюсь первым и основным правилом, сформулированным много столетий назад:

    «Самый главный человек на свете – тот, кто стоит перед тобой».

Практические занятия

Цель практических занятий и часов общения – сформировать у школьников этическую культуру, т.е. образ жизни, ориентации растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предшествующих поколений.

Это прежде всего простые формы нравственности, предполагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому.

Этическое воспитание есть воплощение гуманистического отношения к ребёнку, отношения «человек-человек», и оно всегда щадяще, оно признаёт те результаты деятельности ребёнка, которые оказываются доступными для него на данный момент его развития.

 

Именно поэтому взрослому – педагогу или родителю - надо принимать всякое пение, всякий танец, любой рисунок, всякую поделку, любое собственное решение.

Это нетрудно сделать, если не сравнивать ребёнка с другими детьми, если, как указывал ещё К.Д.Ушинский, сравнивать ребёнка с самим собой, т.е. с тем, каким он был вчера и каким проявляет себя сегодня.

Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочно нравственной деятельности.

Часы общения по этике рассчитаны на то, чтобы для ребёнка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства, неприемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость. Систематические занятия дополняются каждодневным общением, взаимодействием детей друг с другом.

Главное назначение этической беседы - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой лично нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды.

В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.

Этика общения

Этической грамматике учимся на часах общения, стараясь охватить все её разделы:

 Этика общения.

Его задача – воспитать у школьников уважение, доброжелательность  по отношению к людям.

Как говорил К.Д.Ушинский «Добрая привычка – это нравственный капитал, который растёт беспрестанно, процентами с него человек пользуется всю жизнь».

      Часы общения:

«Мир человеческих отношений»,

«Доброта и доброжелательность»,

«Для чего нам вежливость?»,

«Вежливое общение» (речевой этикет),

«Умей видеть красивое» (его задачи – научить видеть красоту окружающего мира, воспитание уважения к народным традициям),

«Посеем семена добра»,

«Думайте и творите добро».

Час общения «Для чего нам вежливость?»

На занятии «Для чего нам вежливость?» ребята узнали много нового о правилах хорошего тона, а после изучения теоретических вопросов им были предложены практические задания.

Изучая речевой этикет, дети знакомились с тем, как нужно приветствовать друг друга, учились правильному общению в различных ситуациях, деликатности в общении друг с другом.

Таким образом, на этом практическом занятии обобщались знания ребят по этике и приобретались навыки общения.

Этикет

Дети знакомятся с правилами поведения в гостях и транспорте, в зрительном зале, узнают о том, в каких формах должны проявлять внимание младшие к старшим, мальчики к девочкам. Овладение нормами этической культуры пробуждает у школьников интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

Часы общения:

«За чинной трапезой…»,

«Мистер Этикет»,

«Звёздный час» вежливости,

«Как разговаривать по телефону»,

«Мы пришли на концерт» и др.

Час общения «За чинной трапезой»

Входя в школьную столовую, можем прочесть: «Культурное поведение в столовой – основной признак воспитанности». Ребята заинтересовались – а почему так говорят? Затем возникли вопросы о том, как правильно принимать пищу, сервировать стол, пользоваться приборами и т.д.

Так родился час общения «За чинной трапезой…», где ребята узнали о том, какая книга была самой популярной во времена Петра I («Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению»);  что умение правильно держать себя за столом, красиво есть считалось во все времена одним из критериев, по которому люди судили об общей культуре человека.

Дети взрослеют, расширяется круг их общения, но навыки культурного поведения в столовой стараемся поддерживать постоянно, чтобы они стали доброй привычкой.

Нормы этики

У школьников укрепляется эмоциональная отзывчивость на переживания другого человека, воспитывается самоуважение, чувства собственного достоинства.

       Часы общения:

«Присмотритесь друг к другу»,

«Мои права и права других людей»,

Игра-путешествие «Права детей»,

«В человеке должно быть всё прекрасно»,

«Поклонимся великим тем годам!»,

«Все мы разные».

Этика отношений в школьном коллективе

Дети с помощью воспитателя анализируют различные жизненные ситуации, проблемы, многообразие деятельности коллектива, совместные дела, собственные поступки.

         Часы общения:

«Быть честным – нелегко»,

«Человек и обстоятельства»,

«Я, ты, мы» (об отношениях в коллективе, товариществе, солидарности, взаимовыручке) и др.

         С целью сплочения классного коллектива проводим интеллектуально-познавательные игры:

«Лесная сказка»,

«Лабиринт»,

«Калейдоскоп»,

«Славны были наши деды…»

Совместная деятельность

Таким образом, привлекая ребёнка к самому себе, своим поступкам, мыслям и чувствам, способностям и желаниям, пытаюсь добиться того, чтобы он сам захотел самосовершенствоваться, быть немного лучше.

 

В своей работе тесно сотрудничаю с работниками библиотек, отделом культуры. На часы общения приглашаем школьного психолога, библиотекаря, медиков.

Использую технологию проектирования, чтобы дать детям возможность в реальном деле попробовать свои силы, самостоятельно выбрать ту деятельность, которая больше всего соответствует интересам  и способностям самого ребёнка.

Это коллективная работа над большим и важным делом, где есть хорошая возможность для тренировки «механизма переключения» своей мотивации с сугубо личных интересов на групповые, коллективные.

Конечно, работа проектных групп не исключает помощи взрослых, наоборот, проектная группа может обратиться за советом, например, к родителям, учителям, руководителям кружков, библиотекарю и т.д.

Час общения «Ангел в доме»

Например, проектная методика использовалась во время подготовки часа общения «Ангел в доме».

 В частности, одной из задач было сплочение классного коллектива через реализацию совместного проекта. Проекты были следующие:

  • с помощью родителей учащиеся готовили большой поисковый материал о ветеранах своей семьи и тружениках тыла, оформляли его в виде «Книги славы и памяти»;
  • готовили макет визитной карточки, а затем составлялся коллективный портрет класса, состоящий из увлечений учащихся;
  • творческая группа рассматривала варианты предложенного каждым учащимся герба класса, создавался итоговый вариант классного герба.

В каждом детском возрасте заложен огромный потенциал для познания и исследования, и нужно предоставить эту работу детям.

«Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей не только показатель этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа».

Поэтому одна из важнейших задач, связанных с руководством классным коллективом – пробуждение стремления к самовоспитанию, постоянная поддержка этого стремления. Это связано и с индивидуальной работой с учащимися, и с работой с родителями, и с организацией единства действий всех педагогов, преподающих в классе.

Поэтому стараюсь укреплять веру учащегося, его родителей и товарищей в то, что он способен справиться со всеми трудностями и достичь поставленной цели, оказывать ему в этом своевременную поддержку и помощь.

В классе проводим беседы о роли самоубеждения, самовнушения, о том, как важно оценить свои поступки, посмотреть на себя со стороны, подумать, как правильно поступить в каждой конкретной ситуации.

Ребятам подсказываю приёмы планирования своей работы и строгого выполнения этого плана, предупреждаю, что не всегда намеченное будет достигнуто сразу, не падать духом, не расслаблять волю, стараясь преодолеть все трудности. Учащиеся должны знать, что устранение имеющихся у них недостатков требует длительных усилий, упорства и настойчивости, что удачи и неудачи не раз ещё будут сменять друг друга.

В такой работе надо быть очень чутким к детям, оберегать их самолюбие. В беседах с родителями также предостерегаю от бестактных замечаний в адрес своих детей.

Курс «Самосовершенствование личности»

Нужно отметить, что деятельность по самостроительству личности относится к числу самых сложных. Целенаправленному и системному обучению детей основам теории совершенствования личности служит курс «Самосовершенствование личности».

Он охватывает все периоды для проявления определённых потребностей и развития функций самопознания, к ним и привязаны разделы обучающего курса по классам.

В обсуждениях и дискуссиях по конкретным жизненным ситуациям у школьника формируется отношение к принципиальным вопросам этики, эстетики, философии, политики, к принятию адекватных самостоятельных решений. Этот курс даёт подросткам знание и уверенность, что они имеют возможность сами, по своей воле, изменить своё самочувствие, эмоции, поведение, мышление, изменить себя, формировать свою личность.

 

Наиболее интересными и познавательными были занятия:   

     «Ваш досуг», «Скажи себе «Нет!» (избавление от вредных привычек), «Как работать над собой», «Ваш дневник», «Как стать обаятельной девушкой, интересным юношей», «Учитесь дружить», «Темпераменты», «Счастье», «Внимание, внимание!»  и др.

Работая над проблемой этического воспитания учащихся, хочу отметить, что эта работа осуществляется только благодаря тесному сотрудничеству и взаимодействию педагогов, психолога и медицинских работников школы.

Каждый рабочий день начинаю с посещения медицинского кабинета санаторной школы-интерната, чтобы узнать о самочувствии детей, их здоровье.

Поэтому благодаря вниманию и заботе медиков о детях мы, педагоги, можем вести свою учебную и воспитательную работу, осуществляя воплощение единых требований режима санаторной школы-интерната

Работа с родителями

В своей работе тесно взаимодействую с психологом школы. На родительских  собраниях мы знакомим родителей с психолого-педагогическими особенностями каждого возраста и даём рекомендации по воспитанию ребёнка.

     Темы родительских собраний были такими:

«Взаимопонимание родителей и детей в семье»,

«Поощрение и наказание в семье. Требовательность и милосердие»,

«Вы и ваш ребёнок»,

«Роль родителей в воспитании у детей стремления учиться (воспитание положительной мотивации),

 «Как разбудить активность ребёнка?» и др.

Активное участие

Из 19 учащихся класса 9 человек учатся на 4 и 5. Все дети учатся по своим способностям, стремятся к более высокой  оценке своего учебного труда.

По итогам проведённого тестирования уровень воспитанности учащихся – 77, 5 % .   

В 5-7 классах учащиеся являлись членами    ДОО «Факел», участвовали в  различных мероприятиях и готовили в течение года задания.

В прошедшем учебном году (8 класс) ребята также принимали участие в различных мероприятиях школы и города, занимали призовые места в творческих конкурсах, викторинах, предметных олимпиадах.

В нашем классе сложилась в целом доброжелательная обстановка, дети с уважением относятся к старшим и одноклассникам, обращаются друг к другу по именам. По результатам анкетирования – индекс  групповой  сплочённости класса – 72%  (в прошлом году он был 53, 1 %). 

Дети знают правила культурного поведения и общения, стараются их выполнять, занимаются в кружках и секциях, участвуют в школьных делах и стремятся к тому, чтобы жизнь в классном коллективе была интересной и разнообразной.

Заключение

Таким образом, учитывая особенности ребёнка, используя данные диагностики, стараюсь подходить к воспитанию так, чтобы пробудить в ребёнке лучшие стороны личности, дать им окрепнуть и на этой основе строить перспективу дальнейшего оптимального развития.

 

Использованные материалы и ресурсы:

  1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. - Петрозаводск: Карелия, 1991 .
  2. Кузнецова Л. Основы этической культуры. //Воспитание школьников. – 1998. – N3.
  3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. –М: Просвещение, 1990.
  4. https://infourok.ru/formirovanie_duhovno_-_nravstvennyh_cennostey_u_mlad...
  5. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=525169.