Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема: Судьбы героев романа А.С.Пушкина «Дубровский»

Submitted by Гюзелия Абдулхаевна Мардеева on Tue, 04/09/2018 - 20:40
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мардеева Гюзелия Абдулхаевна
Место работы, должность: 

МАОУ "СОШ №59" г. Чебоксары, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p>Заключительный урок систематизации знаний и подготовки к сочинению. Форма урока: урок-мастерская. Цели урока: обобщить сведения о прочитанном романе, выявить факторы, оказавшие влияние на становление характеров героев в процессе духовной эволюции; подготовить к написанию сочинения-продолжения романа. Используются технологии проблемного обучения, работа в группах, проектная деятельность, импровизированная игра.</p>

Тема: Судьбы героев романа А.С.Пушкина  «Дубровский» 
Место в цикле уроков: заключительный урок систематизации знаний и подготовки к сочинению
Форма урока: урок-мастерская 

Цели урока:  обобщить сведения  о прочитанном романе, выявить факторы, оказавшие влияние на становление характеров героев в процессе духовной эволюции; подготовить к написанию сочинения-продолжения романа.
Задачи:
Развитие УУД:
1.    предметные: совершенствовать навыки характеристики героя, ввести в творческую лабораторию А.С. Пушкина, продолжить работу по осмыслению философских и этических проблем произведения, развитие системы ценностных отношений к русской литературе;
2.    познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, совершенствование навыков составления планов, формирование навыка сравнительного анализа образов героев, эстетического восприятия произведений музыки и кино и сопоставления их с художественным произведением
3.    личностные УУД: самоопределение, способность к самооценке своих действий, поступков, формирование нравственно-этических представлений в ходе творческой работы;
4.    регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, развитие навыков работы в группах, рефлексия;
5.    коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, анализ.

Оборудование: комфортно расставленные парты, позволяющие работать в группах, компьютер, проектор, (презентация, фрагмент художественного фильма «Благородный разбойник Владимир Дубровский», видеоролик «Вальс Грибоедова»).

Методические приемы: технология проблемного обучения,  работа в группах, проектная деятельность, импровизированная игра
   

 

 

 


Ход урока.                                                                                            Слайд 1.
1.Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок – на нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем гостей. Садитесь, пожалуйста, посмотрите еще раз, все ли у вас готово к уроку. Вы, наверное, уже догадались, что работать будем в группах, улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.
2. Вступительное слово учителя.
- Какое произведение мы с вами прочитали? Кто его автор? (А.С.Пушкин «Дубровский»).
- О чем мы говорили на прошлых уроках?
(О ссоре Дубровского-старшего и Троекурова, о том, почему Дубровский стал разбойником, о любви Маши и Владимира)
Каждое произведение литературы – удивительный и прекрасный мир образов, красок и звуков. В центре этого мира всегда стоит человек. Поэтому особое место в произведении  занимают персонажи – действующие лица произведения.
У нас сегодня заключительный урок по роману, вам предстоит написать по нему сочинение. И сегодня мы с вами ещё раз обратимся к героям, проследим за их судьбами и попробуем представить, как складывалась их жизнь в дальнейшем.

3.Формулирование темы и целей урока.
Викторина «Узнай героя»
- А сейчас мы с вами проведём викторину «Узнай героя». Так мы с вами вспомним героев романа, о которых пойдёт речь на этом уроке.

1    Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства. (В. Дубровский.) Слайд 2.
2    Не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга или мастеровой не казался ей мужчиною. (Маша Троекурова.) Слайд 3.
3    Его  богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям.  (Кирила Петрович Троекуров) Слайд 4.
4    Старинный сад с его стрижеными липами и правильными аллеями ему не понравился; он любил английские сады и так называемую природу. (Князь Верейский) Слайд 5.

- Ребята, о ком сегодня на уроке пойдёт речь? (О Владимире Дубровском,  Маше Троекуровой, К.П.Троекурове и князе Верейском)
Как можно сформулировать тему нашего урока? (Используйте один из синонимов в названии темы: жизнь (жизненный путь), судьба, доля, участь). Подсказка: это слово использовали в другом значении на предыдущих уроках.
 (Судьба́ — 1.Стечение  обстоятельств, не зависящих от воли человека; предопределенность.
2. Доля, участь.)    
- Итак, сегодня в центре нашего внимания – судьбы героев романа. 
- Запишите дату и тему урока в тетради: Судьбы героев романа А.С.Пушкина «Дубровский» Слайд 6.
- Нам предстоит большая и интересная работа. Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем делать? (Дети формулируют цели урока: проследив за развитием характеров героев, обобщить знания о романе, представить жизнь героев в дальнейшем и подготовиться к сочинению – продолжению романа)   Слайд 7.
- Обратите, пожалуйста, внимание на эпиграфы к уроку. К ним мы вернемся по ходу урока.
(Слева на доске)

4. Мотивация творческой деятельности каждого участника, обращение к ассоциативному и образному мышлению.
•    Создание ассоциативных рядов слов, характеризующих образы героев романа.
                                                                                                                                     Слайд 8
-Ребята, на группы мы разделились по героям. И сейчас – первое задание группам. На столе у вас лежат карточки с шаблонами для составления кластеров. Заполните их словами, называющими качества героев. Затем обсудите в группе, дополните, и один из группы представит нам работу группы. 
1    группа. Троекуров (своеволие, упрямство, грубость, жестокость...).
2    группа. Дубровский (чувство собственного достоинства, великодушие, честность, искренность, умение любить, благородство, смелость...).
3    группа. Верейский (аристократизм, холодность, эгоизм, коварство, предательство...).
 4          группа. Маша (романтичность, нерешительность, искренность, стойкость, честность...).
•    Чтение вслух в группе, дополнение записей. Выступление 1 ученика от группы.
Дополнения др. групп.

6.    Работа в группах по материалам д/з                                                             Слайд 9

Представление мини-проектов о жизни героев романа.
- Дома вы должны были составить линии жизни героев. Каждая группа представляет план рассказа о герое и рисунок.
(Не более 2 минут на каждого героя)
«Жизнь Кирила Петровича Троекурова» (1 группа). Выступает Афанасьева Юля
«Жизнь Владимира Дубровского» (2 группа) (Студнева Карина)
 «Жизнь князя Верейского» (3 группа) (Яковлева Аня)
«Жизнь Марии Кириловны Троекуровой» (4 группа) (Сетойкин Федя)

Взаимооценка работы групп.
-Ребята, чья работа вам понравилась больше всего и почему?

6.Физминутка.                                                                                                                Слайд 10
- Ребята, а сейчас проведем небольшую физминутку. Карина и Саша нам покажут движения.

- Это был вальс А.С.Грибоедова, другого талантливого русского писателя, дипломата, музыканта, судьба которого сложилась, как и у Пушкина, трагически (он погиб в 34 года). И даже звали его как Пушкина – Александр Сергеевич. Именно в этом году, в Год литературы в России,  15 января отмечали его 220-летие. С его творчеством подробнее мы будем знакомиться в 9 классе. 


7.    Просмотр фрагмента художественного фильма «Благородный разбойник Владимир Дубровский» и анализ.                                                                                         Слайд 11
Обсуждение фрагмента фильма.

- Продолжим разговор о романе.
Роман несколько раз экранизирован (в 1936-м, 1989 и даже в 2014году). Мы с вами посмотрели фрагмент фильма режиссёра Вячеслава Никифорова (1989). В роли Владимира Дубровского — Михаил Ефремов.
(Экранизация 2014 года переносит события романа в современную Россию. Режиссер Александр Вартанов, в роли Владимира Дубровского — известный вам всем Данила Козловский).

- Какой эпизод мы посмотрели?  (Попытка Дубровского освободить Машу)
Проблемный вопрос:
-Почему после венчания Маша отказалась от помощи Владимира? Правильно ли она поступила?
(Маша ждала Дубровского до последнего момента. Но «невозвратимые слова» произнесены священником, она обвенчана. Она дала обет перед Богом. Маша проявляет твердость, верность данному слову. Она готова была стать женой разбойника, но преступить клятву она не может).

- Что помешало счастью Владимира и Маши? Почему их судьбы сложились трагически?
(Чувства героев, их желания, лучшие качества личности сталкиваются с несправедливыми законами общества и обстоятельствами, которые, к сожалению, герои исправить не могут)

Проблемный вопрос    Слайд 12
— Какую роль в романе «Дубровский» играют воля и судьба? (Воля как человеческое качество — это способность делать выбор и совершать действия – на слайде)
В начале романа Дубровский – беззаботный молодой человек, но при первом же испытании (болезнь отца) проявляет волю, принимает решение, продиктованное чувством долга. Однако, помимо его воли, Кистеневка отходит Троекурову (хотя опять же чувство долга не позволило ему принять и простить Троекурова; он не мог допустить, чтобы честь отца осталась поруганной), Маша становится женой князя Верейского. Некоторые обстоятельства Дубровский не в силах изменить.    

- А какую роль в жизни играют воля и судьба? От воли человека все зависит или от судьбы? 
(Конечно, бывают в жизни разные ситуации, но все же от нас самих тоже многое зависит. И мы должны работать над собой, начать с себя, если хотим изменить мир. Вы находитесь в самом начале жизненного пути, и от вас самих, от ваших усилий зависит, какой будет ваша жизнь).
 - Вернемся к эпиграфам. Какой из них вы бы выбрали в контексте урока? Почему?

5.    Импровизированная игра «Диалог с героем романа».                                   Слайд 13
- Ребята, а сейчас мы немного поиграем. Каждая группа должна была выбрать ученика, который будет исполнять роль Троекурова, Маши, Дубровского или Верейского. Герои, представьтесь, пожалуйста (выходят вперед).
Наши актеры должны полностью вжиться в эти образы, а остальные участники групп задают несколько вопросов  героям, которых встретили через несколько лет после описываемых в романе событий. 
(Группы готовят вопросы в течение минуты)

Примерные вопросы

1    группа. Диалог с Троекуровым

1.    Правда ли, что вы выдали свою дочь за Верейского только ради денег?
2.    Скучали ли вы по Маше после того, как она уехала в Арбатское?
3.    Навещали ли вы Машу?
4.    Если бы у вас была возможность вернуть все назад, как бы вы поступили с Машей?
5.    Сожалеете ли о случившемся?
6.    Что вы сделаете, если вдруг встретитесь с Владимиром Дубровским?

2    группа. Диалог с Дубровским
    

1.    Чем вы занимаетесь за границей?
2.    Хотели бы вы встретиться с Машей?
3.    Хотели бы вы вернуться обратно и все исправить?
4.    Есть ли у вас семья?
5.    Знаете ли вы что- либо о жизни Маши?
6.    Надеетесь ли когда-либо отомстить Верейскому за то, что он выстрелил, хотя вы ему не угрожали?
         
3    группа. Диалог с Машей
    
1.    Как вы относитесь к тому, что вас отдали замуж за Верейского?
2.    Какие события, случившиеся после свадьбы, вызвали вашу радость или огорчение?
3.    Изменился ли характер вашего мужа с момента первого знакомства?
4.    Вспоминаете ли вы Владимира Дубровского, сожалеете ли о том, что отказались бежать с ним?
5.    Не хотелось ли вам все изменить?

4    группа. Диалог с Верейским
1.    Вы когда-нибудь сожалели о том, что не прислушались к Маше?
2.    Если бы вы нашли такую же красивую, молодую и богатую девушку, вы бы променяли Машу на нее?
3.    Вы знали, что Маша не была счастлива?
4.    Вам не было совестно, когда вы показали письмо Маши Троекурову и ускорили свадьбу?
5.    Замечаете ли вы, когда ваша жена грустит?

Социализация.
    
Группы озвучивают диалоги в классе, формулируют ответы на вопросы:

- Изменились ли герои после событий, описанных в романе? (И да, и нет)
- Какие новые черты появились в характере Верейского, Троекурова, Маши, Дубровского? 

Итог урока. 
  - Итак, роман не окончен. Почему? Остается только догадываться. Дома вам предстоит самим на некоторое время стать писателями, побывать в роли Пушкина и придумать свою версию продолжения романа. Вы знаете, что Пушкин оставил в черновиках свои замыслы. Вы можете на них опираться, но для нас будет интереснее, если вы создадите свой вариант. Сначала я планировала совместное составление плана сочинения, но потом отказалась от этого, чтобы вы проявили свое творчество.
 10.   Домашнее задание. Написать сочинение — продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский».                                                                                               Слайд 14
11. Рефлексия. Оценки за урок.                                                                   Слайд 15.
                   
Сегодня я узнал(а)…. 
Было интересно… 
Я выполнял(а)… 
Я понял(а), что… 
Теперь я могу… 
Я почувствовал(а), что… 
Я приобрёл(а)… 
Я научился/научилась… 
У меня получилось… 
Меня удивило… 
Урок дал мне для жизни… 
Мне захотелось… 

 
- Руководителям групп я ставлю…., а работу остальных членов групп оценят руководители в оценочных листах. Спасибо всем за работу!

 

 


»  Tags for document: