Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



статья

Фото пользователя Ольга Юрьевна Соловьева
Submitted by Ольга Юрьевна Соловьева on Tue, 01/09/2009 - 15:19

Соловьева О. Ю., к.п.н.,

зав. лабораторией

развивающих технологий

ГОУ ЯО ИРО

Г. К. Селевко – педагог, педагогика и школа

(ученик, учитель, ученый)

 

Человек – это Тайна,

в которой раскрывается Время

 Л.Н. Толстой

Мысль, чаще других трогающая наши сердца, – это мысль о том, сколько надо времени, чтобы познать человека? А если человек живет не по логике и вне логики всех теорий жизни...

В одной книге я прочитала, что для того, чтобы узнать человека на уровне всех сознаний Времени, необходимо – 10 000 лет в геометрической прогрессии «звука» мысли, по варианту изучения сознания – 3 000 лет, по варианту подсознания – 1000 лет, по варианту Разума – 100 лет, по варианту «Начал» – 1 год, по варианту «Вселенных» – 1 час, а еще, что человек имеет:

– 5 основных «пространств»;

– 7 измерений;

– 8 бесконечностей;

– 400 знаков работы подсознания, где все бесконечности переходят в результат свойств материи...

Академик С. И. Вавилов в своих трудах заметил, что «…история науки не может ограничиваться развитием идей – в равной мере она должна касаться людей с их особенностями, заботами, талантами, зави­симостью от социальных условий страны и эпохи». Подтверждением истинности его мысли является жизнь и деятельность Германа Константиновича Селевко.

Академик Международной академии педагогического образования, академик Международной академии психологического образования, академик Перовской академии, кандидат педагогических наук, профессор, декан факультета Ярославского педагогического института, заведующий кафедрой педагогики и психологии ИРО, заведующий кафедрой развивающих технологий, руководитель Центра саморазвития личности МАНПО, «Отличник народного образования», лауреат премии Губернатора Ярославской области, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации и т.д. – все это один человек Герман Константинович Селевко.

Крупнейший российский ученый Г. К. Селевко открыл и успеш­но развивал принципиально новое научное направление в области пе­дагогики профессионального образования. Теории и практике подго­товки отечественного учителя и проблемам воспитания молодежи он посвятил 50 лет жизни, создав собственную научную школу – школу саморазвития личности, завоевавшую высокий авторитет у ученых и учителей нашей стра­ны, ближнего и дальнего зарубежья.

Естественно, что у многих возникает ряд вопросов, каковы истоки фор­мирования яркой, неординарной личности? Какие события, и какие люди оказали определяющее влияние на становление его как учителя, ученого и просто человека Германа Константиновича Селевко?

Герман Константинович Селевко родился 15 февраля 1932 года в г. Ярославле в учительской семье. Основы тех личностных качеств, кото­рые стали со временем определяющими в его характере, – понимание чужой боли, заботливость, стремление помочь и умение сделать это ненавязчиво – всему этому учила его мама Екатерина Сергеевна Пересветова.

Яркие впечатления о детстве у Германа Константиновича были неразрывно связаны с воспоминаниями о Родине - дорогому по российским масштабам уголку родной земли с красивыми, величественными пейзажами реки Волги, многочисленными куполами ярославских церквей, дорогой в школу с непомерно большой холщовой ученической сумкой, в прямом смысле этого слова оказавшейся дорогой в страну большой науки.

Многое за заветным долгожданным порогом было непростым и удивительным в его школьной жизни. Трудно сказать, как сложилась бы жизнь, если бы не мама (до 1937 г. – преподаватель Педагогического института им.К.Д.Ушинского, после 1938 г. преподаватель техникума а  перед пенсией – учитель школы). В одном из воспоминаний Герман Константинович сказал: «…Мама…, пронзи­тельно красивая, с необыкновенным и непостижимым взглядом на жизнь. В ее внешней строгости и спокойной неторопливости угадывались значитель­ность, внутренняя свобода, рожденная уверенностью в собственной профессиональной позиции. Она умела соединять в своей работе сопереживание с рассудитель­ностью, быть требовательной, но непридирчивой, чуткой и вниматель­ной, умела давать свободу, будить мысль…». Умение улав­ливать ту грань, когда теряется связь между сыном, учеником и педагогом, сис­тема индивидуальных заданий, бережное отношение к уникальности, таланту и другие личностные и профессиональные качества своей любимой учительницы-мамы приобрели в идеях и деятельнос­ти Германа Константиновича особую личностную и социальную ценность.

Дети войны… они хлебнули лиха сполна. Тот, кто не понаслышке знаком с жизнью в этот сложный период, представ­ляет, что это такое кусок хлеба… Тяжелые послевоенные годы привели Германа Константиновича в химико-механический техникум, и трудовую биографию он начал на заводе в качестве электрика, чем очень гордился.

Педагогический талант Г. К. Селевко проявился в техникуме: он всегда был помощником преподавателей, помогал учиться отстающим, и, наверное, с этого времени жизнь студента Селевко Г. К. была ориентирована на поиск своего места в ней. Мог ли тогда предполагать студент химико-механического техникума, что станет автором, соавтором и редактором более чем двухсот пятидесяти научных трудов – статей, монографий, учебников, учебных пособий и даже «Энциклопедии образовательных технологий», автором трудов, по которым будут учиться школьники и которые будут изучать педагоги всей России, ближнего и дальнего зарубежья?

Затем он был призван в ряды Советской Армии и направлен на обучение в военное в танковое училище, а потом летное военное училище. В 1954 году курсант Качинского военного училища Герман Константинович Селевко уволен в запас в связи с его реорганизацией.

В этом же году поступил в Ярославский государственный педагогический инс­титут. На вступительные экзамены абитуриент пришел в военной форме, с офицерской выправкой и серьезной подготовкой, чем сразу привлек внимание преподавательского состава института и абитуриентов. «Вступительные экзамены в институт были несложными, и я эти испытания выдержал без труда. Кстати, в моей жизни они, пожалуй, были самыми простыми…» – так говорил Герман Константинович. Учебу в институте успешно сочетал с работой учителя вечерней школы, где расцвел его педагогический (методический) талант и появились первые печатные работы («О преобразовании однофазного тока в трехфазный» (статья) – ЯГПИ, 1957, «День открытых дверей» (статья) – в сб. «Общеобразова­тельная школа взрослых». – 1960).

В 1959 году окончил педагогический институт по специальности «Учитель физики и основ производства». После окончания института его как передового учителя пригласили инспектором городского Отдела народного образования, где Герман Константинович возглавил процесс перехода средних школ на 11-летнее обучение. Интенсивная работа не мешала активной общественной жизни, он уже тогда отличался колоссальной рабо­тоспособностью.  Все, за что брался, Герман Константинович делал  хорошо и основательно.

По воспоминаниям жены Альбины Николаевной Селевко, с которой прожил всю жизнь (кстати, заслуженный учитель Российской Федерации), коллег и друзей, Герман Константинович систематически анализировал все передовые статьи СМИ и мог часами проводить «политинформацию». Он очень любил мир большой литературы (особенно творчество великих русских писателей Л. Н. Толстого, М. Горького, Ф. М. Достоевского). «Произведения А. Куприна, – однажды заметил Герман Константинович, – это своеобразная энциклопедия нравственно безупречных человеческих желаний и чувств». Хорошо знал и цитировал поэзию Александра Пушкина (поэму «Руслан и Людмила» читал наизусть всем своим внукам), Сергея Есенина, Владимира Маяковского, Александра Блока, Валерия Брюсова, Игоря Северянина, Осипа Мандельштама, Иосифа Бродского, Юрия Визбора и др.

Все творчество Германа Константиновича, как неотъемлемая часть жизни, на мой взгляд, всегда отражало его личностные качества: честность, ответственность, умение принимать решения, способность наблюдать, суммировать, отбирать и оценивать факты, здравые суждения, способность к синтезу и обобщению, творческое воображение, оригинальное мышление, легкость в установлении и поддержании контактов, способность предвосхищать и оценивать человеческие реакции, умение вести письменное и устное общение, способность убеждать и создавать мотивы для действий, самоконтроль во всех ситуациях, гибкость и адаптивность к условиям, нужная уверенность, мужество, инициатива и самообладание в действии, способность осознания границ собственной компетентности, способность признавать ошибки и извлекать уроки из неудач, способность переносить рабочие и бытовые нагрузки, склонность к иронии и самоиронии с опорой на народную мудрость, традиции и фольклор. Он считал, что чтение  и работа должны не развлекать, а напротив, заставлять нас думать, не утешать нас, а помогать жить.

В 1962 году Г. К. Селевко поступил в аспирантуру НИИ вечерних школ АПН РСФСР, которую закончил досрочно, и в 1964 году успешно защитил кандидатскую диссертацию «Влияние общего образования на развитие и совершенствование производственных знаний и умений учащихся вечерних школ». Сама работа и процесс ее защиты показали, что диссертант не принадлежал к кабинетным ученым, а проведенное исследование логически исходило из нужд и потребностей школы. О прикладном значении своей диссертации, Г. К. Селевко говорил так: «В моем исследовании подробно был проанализирован массовый педагогический опыт, что позволило мне написать хорошие научно-методические рекомендации учителю». В числе таких рекомендаций в его диссертационном исследовании – формирование педагогической направленности мышления и профессионально-педагогической культуры учителя и др.

В том же году Герман Константинович приступил к преподавательской работе. Его активная гражданская позиция, бескомпромиссность, служение людям не всегда по заслугам оцени­вались, несмотря на то, что ежегодно выходили его новые научные работы. Особенно гордился Герман Константинович своими первыми методическими работами: «Электрические цепи и их схемы в курсах физики и электротехники средней школы», «Основы молекулярно-кинетической теории в средней школе», «Вопросы оптики в факультативных курсах», полупрограммированным пособием «Сборник задач для повторения курса физики» (1971 г.), «Лабораторным практикумом по общей физике» (1976 г.). По существу, эти работы обнаружили его яркое научно-педагогическое мышление. На тот момент времени трудно было не заметить их актуальности, они были прорывными в области теории и методики физики. «Они были распространены во всех средних школах области, а работа над ними научила меня главному – умению самостоя­тельно принимать творческие решения», – говорил о своих работах Г. К. Селевко. Это высказывание оставалось аксиомой на протяжении всей его жизни и правилом для всех его учеников.

Многое из того, что не подвергалось специальному изучению и исследованию в то время, под его руководством разрабатывалось сотрудниками и студентами кафедры теории и методики физики Ярославского педагогического института. К числу таких проблем относилось совершенствование методической подготовки будущего учителя. На кафедре методики появилось технологическое обеспечение всего школьного курса физики, которое до сих пор остается незаменимым «подспорьем» – инструментом методической подготовки современного учителя. Деятельность Германа Константиновича была по заслугам оцене­на, и в 1967 году ему присвоено ученое звание доцент кафедры теории и методики физики.

Безусловно, педагогический процесс, его глубина и интенсивность, методики, с помощью которых проводил занятия Герман Константинович, атмосфера, которую привносил в организацию занятий, словом, все, чем занимался потом учитель будущих учителей, в той или иной степени им совершенствовались. Спустя семь лет в 1974 году за высокие достижения в научной работе, учебно-воспитательной и общественной деятельности Г. К. Селевко наградили ведомственной наградой Министерства просвещения СССР – знаком «Отличник народного просвещения».

 

Методологический аспект в мировоззренческом кон­тексте в тот период развития педагогики базировался на понимании сущности личности как объекта общественных отношений. В психологическом и педагогическом аспекте личность рассматривалась как итог деятельнос­ти системы. Позиция Г. К. Селевко уже тогда заключалась в отказе от понимания личности как чего-то бесформенного, бесструктурного, как результата механичес­кого образования простой суммы составляющих частей. По его мнению, с позиций педагогики, психологии и физиологии методология должна включа­ть в себя всесторонний учет причинно-следственных связей. Исходя из понимания того, что проблема учителя является ключе­вой проблемой педагогики, в своих работах, выступлениях Г. К. Селевко неоднократно отмечал необходимость определения направления научного поиска для обоснования системы исходных понятий и закономерностей, которые легли бы в основу построения теории педагогичес­кого образования. Тем самым он примкнул к когорте тех ученых, которые считали, что необходимо искать и находить новые подходы к исследованию проблемы учителя.

В 1985 году Г. К. Селевко приглашают в Ярославский областной институт повышения квалификации для создания кафедры педагогики. За 10 лет работы в должности заведующего кафедрой он внес много нового в деятельность учреждения. Административная работа, на которую назначили Германа Константиновича, не только не мешала наработке научных идей, а напротив, позволяла преодолеть извечный для нашей педагогики разрыв между теоретическим поиском и внедрением полученных результатов в прак­тику. Координация деятельности откры­вала огромные возможности для кооперирования усилий на определение перспективных направлений, их разработки и обеспечения достоверности резуль­татов исследования.

Именно в период административной работы Г. К. Селевко организует уникальное во многих отношениях исследование, охватившее многие педа­гогические учебные заведения Ярославской области (сош № 59 г. Ярославля, сош № 19, гимназию № 8, сош № 18 г. Рыбинска, Октябрьскую сельскую школу Рыбинского района, Пречистинскую сельскую школу Первомайского района и далее еще более 25 школ области). Эксперимент по разработке Технологии самосовершенствования личности, технологического обеспечения к ней и обработке данных принял вид невиданных ранее масштабов для педагогических исследований. Представьте себе, в базу исследовательских данных введено 10 000 анкет, в каждой анкете содержалось 20-25 вопросов, притом что ИКТ на тот период только начинали применять. Институт развития образования начал новую веху развития в этой области.

Создание профессиональных и личностных характеристик учителя, пересмотр учебно-методической документации, разработ­ка учебных планов нового поколения, построение научных основ диагностики и профотбора, разработка теоретических основ Технологии саморазвития личности и курса самосовершенствования личности (ССЛ) к ней – учебных пособий для учащихся 5-11 классов, разработка программы системы подготовки социальных педагогов и открытие факультета подготовки социальных педагогов на базе ИРО – это только лишь некоторые результаты труда ученого и его едино­мышленников (прежде всего, сотрудников кафедры педагогики института И. Г. Назаровой, Н. К. Тихомировой, Н. И. Бабуриной). Руководители многих учреждений еще тогда оценили все преимущества научной работы в школе, что в последующие годы предоп­ределило успех школ и личный успех педагогов, осуществляющих эксперимент под его научным руководством.

Факультет подготовки социальных педагогов, созданный Г.К. Селевко тогда (первый в России), идеи которого поддерживались руководством на всех уровнях, и сегодня стремится работать на опережение под руководством  его ученицы– к.п.н., Назаровой И. Г., зав. кафедрой педагогики и психологии. Разработанная Германом Константиновичем система про­фессиональной переподготовки специалистов – социальных педагогов-психологов семейного профиля была первой в России и как никогда актуальна и сегодня. Она включа­ет в себя уникальные курсы по педагогике и психологии разви­тия личности – современные педагогические технологии, социальная педагогика и социальная психология, методика и технология социальной работы и т.д. Кроме того, студенты изучают психологию семьи, педагогическую этику, социологию и другие дисциплины.

В круговерти ежедневных дел, порой разных по значению, направленности и содержанию, Г. К. Селевко всегда оставался одним из самых активных лекторов. Он разрабатывал и читал специальные курсы, руководил научно-методической работой, которая была развернута на экспериментальных площадках области, обобщал передовой опыт, организовывал профессиональную переподготовку кадров кафедры педагогики, о масштабности которой неоднократно сегодня вспоминают доценты кафедры педагогики и психологии Н. К. Тихомирова и Н. И. Бабурина. Сотрудники возглавляемой им кафедры впервые за историю Ярославского института повышения квалификации учителей становятся участниками и организаторами межрегиональных, международных конференций и семинаров. На КПК приглашаются ведущие педагоги-новаторы – В. Ф. Шаталов, В. К. Дьяченко и др., крупные ученые В. А. Сластенин, А. И. Кочетов, Н. Н. Верцинская и т.д. Институт и ведущую ЭП посещает министр образования РФ В. М.Филиппов, затем зам. министра образования РФ В. А. Болотов. Методисты и преподавательский состав ИПК получили невиданную прежде возможность повышения квалификации в стенах Академии, других лучших ИПК и методических центрах России и ближнего зарубежья. По словам Чижовой И. Н., старшего методиста кафедры дошкольного воспитания и начальной школы, педагогов области обучали ведущие представители научной школы развивающего обучения: Е. И., Матвеева Е. И. Александрова, Е.В. Чудинова, А.В. Воронцов, И.И. Аргинская, Н.Я. Дмитриева, Н.В. Нечаева  и т. д.

Его неутомимой деятельностью были выращены кадры для открытия новых кафедр и подразделений – естественно-математических дисциплин (Н.В. Калистратова, к.п.н.), гуманитарных дисциплин (И.Р. Калмыкова, к.п.н.), руководитель лаборатории социомониторинга (О.Е. Хабарова). В это же время появились первые межрегиональные экспериментальные площадки. За высокие достижения в научно-педагогической и орга­низаторской деятельности в 1989 году Герману Константиновичу было присвоено ученое звание профессора.

Все годы он проводил широчайший социально-педагогический экспери­мент по проблеме формирования личности и ее самосовершенствования. В центре  внимания Г.К. Селевко – раз­работка ряда статей по педагогике сотрудничества («Совершенствование методической подготовки студентов», (1984 г.), «Педагогика сотрудничества: методические рекомендации», «Новое педагогическое мышление», (1989 г.) и др.). Логическим завершением теоретических и экспериментальных изысканий стала монография «Современные педагогические технологии» (1989 г.), благодаря которой Герман Константинович выдвинулся как ведущий ученый в области теории и практики педагогического образования.

С 1990 года Г. К. Селевко возглавлял инновационную работу образовательных учреждений в регионе – обобщал опыт учителей области и активно участвовал в создании большинства гимназий, лицеев и социально-педагогических комплексов. За этот период выходят его новые работы: «Новое педагогическое мышление. Педагогический поиск и экспериментирование», (1990 г.), «Эксперимент по "Программе воспитательной работы в школе"», (1994 г.), «Доминанта в развитии личности», (1995 г.), «Опыт системного исследования педагогических технологий» (статья), «Технологии развивающего обучения», (1998 г.), «Современные образовательные технологии» (1998 г.), «Концепция деятельности социального педагога образовательного учреждения Ярославской области», (1999 г.). После таких серьезных работ за заслуги в области развития педагогики он был удостоен одной из са­мых почетных для педагога наград – медали К. Д. Ушинского.

 

Кстати, медалью К. Д. Ушинского награждали лишь особо отличившихся педагогических работников образовательных учреждений (организаций) и деятелей в области педагогических наук: за успешную разработку вопросов теории и истории педагогики, психологии, школьной гигиены, дидактики и других педагогических наук; за совершенствование методов обучения и воспитания подрастающего поколения, культурного и нравственного развития личности; за существенный вклад в создание образцовых учебников и разработку учебно-методической литературы, наглядных пособий и оборудования. Эта награ­да ко многому обязывала, поэтому он продолжал работать.

Приоритетным направлением деятельности по-прежнему Г.К. Селевко оставалась научная работа, несмотря на колоссальную занятость. Как сказал М. В. Груздев, д.п.н., первый заместитель директора департамента Ярославской области: «…порой не благодаря созданным условиям, а чаще вопреки всему он всегда трудился, из-под его пера регулярно выходили новые научные работы, которые предопределяли вектор развития образования на многие годы вперед…»

Г. К. Селевко последовательно разрабатывал технологический подход в образовании. В рамках этого подхода (1990-2000 гг.) им созданы оригинальные концепции: самовоспитания школьников, содержания работы классного руководителя, гуманно-личностно-ориентированного подхода к учащимся, социального педагога, работы с трудными детьми, а также инновационная образовательная технология – технология саморазвития и самосовершенствования личности учащихся, основой которой является парадигма саморазвития. Особое значение в контексте развития инновационной парадигмы развивающего обучения САМО- имели методические разработки использования на технологическом уровне идей академика А. А. Ухтомского, особенно воспитание доминанты самосовершенствования личности.

После публикаций в центральной печати и журнале «Народное образование» и при активной поддержке детища Германа Константиновича главным редактором А. Н. Кушниром и зам. главного редактора Н. И. Целищевой к идее формирования доминанты саморазвития личности присоединились сотни учебных учреждений всей России. Технология саморазвития и самосовершенствования личности (ТСРЛ) учащихся стала систематизирующей базой построения систем в образовательных учреждениях. В одной из статей зам. главного редактора Н. И. Целищева написала так: «Герман Константинович служит идее и учительству, воспринявшему её, с верностью рыцаря и с энергией стоика. Ежедневно он упорно, как крот, «роет землю» – дорабатывает технологию, обо­гащает новыми практическими заданиями-ситуациями, ездит в шко­лы, консультирует учителей, слушает их советы. С теми, кто далеко, связывается по электронной и обычной почте (пока не все сельские школы подключены к Интернету), рассылает методические пособия (а их уже 16) и электронные версии учебников для 5-11-х классов, электронные слайд-фильмы по всем классам, видеофильм – презен­тацию технологии. На дисках собраны сотни социально-психологических ситуаций-проб, которые с восторгом принимают учителя и с увлечением «решают» школьники».

Форпост практического освоения технологии в этот период – это экспериментальная база, включающая более 150 эксперименталь­ных площадок в Российской Федерации и ближнем зарубежье. Любимое и терпеливо выпестованное «дитя» – Технология саморазвития и самосовершенствования и включая технологическое обеспечение к ней  - учебные пособия для учащихся 5-11классов и целый ряд методических рекомендаций к ним: «Познай себя» (V класс), «Сделай себя сам» (VI класс), «Научи себя учиться» (VII класс), «Утверждай себя» (VIII класс), «Найди себя» (IX класс), «Управляй собой» (Х класс), «Реализуй себя» (XI класс), приняла законченный вид, а влияние научной школы на систему педагогичес­кого образования стало очевидным. За профессиональную компетентность, организаторские способности, внедрение научных разработок в педагогическую практику Г.К. Селевко награждается медалью к ордену «За заслуги перед Отечеством» второй степени.

На третьей международной научно-практической конференции в 2004году тысячи педагогов де­лились опытом.

В своих выступлениях на многочисленных заседаниях, совещаниях, конференциях и просто в беседах с коллегами (2001-2008 гг.) он говорил: «Я пережил на своем веку не одну перестройку в образовании: и начало обучения ребенка с 8, и 7 лет, и раннего (детсадовского) возраста, семилетку (десятилетку), восьмилетку и девятилетку (одиннадцатилетку), разные модели школ, включая трудовую, политехническую, с производственным обучением, с раздельным обучением, интернаты, ПТУ, спецшколы с изучением на иностранном языке, гимназии, лицеи и колледжи, различные направления – короче политехнизацию, кабинетную систему, гуманитаризацию, демократизацию, наконец, компьютеризацию и профилизацию, я прочувствовал эти перестройки как учащийся школы, учитель, преподаватель ВУЗа и могу сделать вывод, что современная концепция образования отвечает тенденциям общественного развития, однако она неадекватна уровню социально-экономического развития России и поэтому мало реальна. Для ее претворения в жизнь нужно:

·       учесть прошлый опыт педагогики,

·       раскрепостить школу,

·       отменить госстандарты,

·       открыть свободное поступление в Вузы,

·       довести оплату труда педагогов до обещанного законом уровня,

·       поднять финансирование образования до уровня развитых стран.

А на вопрос, на какой результат нацелена современная российская педагогика… на формирование личности потребителя или творческого инициатора, я отвечу так: «Ну конечно, педагогика нацелена на формирование творческой, инициативной личности, но в практике эта нацеленность превращается в декларацию. В передовом опыте, скорее всего, имеется тенденция сохранения равновесия, баланса между творческим и репродуктивным, продуктивным и потребительским, между свободой и конформизмом, индивидуализмом и коллективизмом. Сам по себе стандарт – положительное явление в образовании. Это образец, стимул, цель, к которой надо стремиться. Однако часто он используется в качестве кнута, отрицательного стимулятора. Кроме того, потребности современного общества требуют формирования творческих качеств, а стандарт представляет ограничения для творческого развития личности детей и тормоз для творчества учителей. Мне лично стандарт всегда мешал».

С 2001 года экспериментальная база получила мощ­ное развитие: под своё «научное крыло» новую воспитательно-образовательную технологию взяла Международная академия наук педагогического образования (МАНПО), учреждён­ная педагогическим сообществом под президентством академи­ка РАО Виталия Александровича Сластёнина. В структуре академии по предло­жению вице-президента д.п.н., Е. И. Артамоновой, открыт «Центр раз­вития и саморазвития личности». Он-то и помогал и до сих пор помогает координировать научно-методическую деятельность учителей-исследователей. Проводится ежегодный конкурс на статус федеральной экспериментальной площадки МАНПО. Решением президиума МАНПО 30 школ сразу в 2001 году получили дипломы, подтвердили статус федеральной экспериментальной площадки МАНПО, а 60 школам присвоен статус кандидатов федеральной экспериментальной площадки МАНПО.

Учителей привлекала не только актуальная идея, но и целостное руководство по её реализации, завершённая программа действий, обоснованная научной и доступной те­орией, снабжённая методическим аппаратом, практическим тренингом.

Идеи и книги Г. К. Селевко всегда побуждали педагогичес­кие коллективы думать в этом направлении, а в особенности совместные «мозговые атаки» – конференции и «длительный штурм» – текущая работа – консультации школам, так их называл Герман Константинович, позже привели многие школы и педагогов к отрадным результатам. Поскольку технология положила начало принципиально новому качеству воспитания школьников в рамках государственных проектов, школы – экспериментальные площадки МАНПО и кандидаты на ЭП МАНПО получили и получают «заветный миллион» на развитие, а передовые педагоги сто тысяч. На сегодня из 47 экспериментальных площадок МАНПО 19 стали победителями, среди них в нашем регионе: гимназия № 8 (директор С.В. Смирнова) и гимназия № 18 (директор Н.В. Горева), дважды победитель школа № 19 г. Рыбинска (директор А.В. Журавлев. ), Пречистинская сош ( директор С.А. Курсо ). 

В 2004 году приказом ректора Ж.А. Шиловой Селевко Г. К. назначают заведующим лабораторией развивающих технологий. Теперь он полностью отдал себя науке.

Целый цикл работ Г. К. Селевко периода 2004–2008 посвящено анали­зу образовательных технологий, доработке Технологии саморазвития личности и определению эффективности содержания курса ССЛ. Под его руководством с 2005 года разрабатывалось новое научное направление – самоопределение личности в профильной школе. В своей совокупности эти работы составили тот научный фонд, который позволил автору и многим другим ученым приступить к ре­шению ряда проблем образовательных учреждений, учителя и обучающихся. Среди работ этого периода особое место занимают:

·       Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.

·       Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 2. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.

·       Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – Серия «Энциклопедия образовательных технологий».

·       Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – Серия «Энциклопедия образовательных технологий».

·       Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – Серия «Энциклопедия образовательных технологий».

·       Альтернативные педагогические технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – Серия «Энциклопедия образовательных технологий».

·       Технологии развивающего образования. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – Серия «Энциклопедия образовательных технологий».

·       Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – Серия «Энциклопедия образовательных технологий».

·       Социально-воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – Серия «Энциклопедия образовательных технологий».

·       Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – Серия «Энциклопедия образовательных технологий».

·       Технологии воспитания и обучения детей с проблемами. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – Серия «Энциклопедия образовательных технологий».

·       Педагогические технологии авторских школ. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – Серия «Энциклопедия образовательных технологий».

·       Технологии внутришкольного управления. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – Серия «Энциклопедия образовательных технологий».

В 2006 году Герман Константинович Селевко за заслуги в сфере образования   становится лауреатом премии Губернатора  Ярославской области  и в этом же году за заслуги в педагогической и научной работе, за значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных кадров ему присваивают почетное звание Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

 

 После получения награды, которой Герман Константинович очень ждал, мы спросили: «А что дальше?» И услышали очень обстоятельный ответ: «Дальше…, дело педагогической техники, мастерства, профессионального осмысления и освоения способов и форм воспитания  самовоспитания и саморазвития…».

О его научном вкладе в педагогику в целом, в теорию и практику образования сегодня   говорят многие ученые.

В своих выступлениях член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, президент Международной академии педагогических наук В. А. Сластенин неоднократно отмечал: «Я не знаю человека, который бы более конструктивно и продуктив­но работал в области образования. Это яркое и неординарное явление в теории и практике педагогического образования. Работа в этом направлении сегодня определяет направление научных исследований в педагогике».

Новикова Г. П., профессор, д.псх.н., д.п.н., академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, академик МАНПО, проректор Института развития образования г. Москвы, ведущий научный сотрудник НИИ ДО и СВ РАО: «Г. К. Селевко проделана огромная работа по созданию одиннадцатитомника – цикла книг по современным образовательным технологиям. Он один из тех ученых, которые умеют предвидеть целостную картину образовательного процесса и применения педагогических технологий».

Артамонова Е. И., д.п.н., профессор, вице-президент МАНПО: «Неутомимый труженик и организатор, он сплотил вок­руг себя мощный коллектив педагогов-единомышленников, собирая его буквально по крупицам».

Новиков В. В., заслуженный деятель науки России, д.псх.н., д.экон.н., профессор, президент МАПН: «Он был моим «заслуженным собеседником…». Так называется один из главных законов педагогики и психологии, завещанных нам Алексеем Алексеевичем Ухтомским. Готовить из детей не двойников, подобных себе, а заслуженных собеседников, думающих самостоятельно, обогащающих старших новыми знаниями, умениями и навыками, которые были ранее недоступны. Следовательно, надо отбирать такие педагогические приемы и технологии, которые соединяли и обогащали бы разные поколения собеседников во всех областях науки и практики. Что и сделал Герман Константинович.

Именно таким заслуженным собеседником представляется мне сегодня мой друг и соратник – профессор Герман Константинович Селевко».

Штейнберг В. Э., д.п.н., к.тех.н., профессор, заслуженный изобретатель РБ, академик Академии педагогических и социальных наук, лауреат премии РАО: «Совершенно неожиданно нас познакомил и даже подружил выдающийся ученый академик Алексей Алексеевич Ухтомский. Точнее, главная разработка А. А. Ухтомского, принцип Доминанты – принцип функционирования личности. «Что же советует А.А. Ухтомский?» - однажды на одной из конференций я спросил у Германа Константиновича. «Во-первых, иметь много доминант (вспомним эффект от новых поездок и встреч). Во-вторых, пытаться осознать свои доминанты – быть не их жертвой, а командиром (на подобном механизме осознания доминант основан эффект психологических бесед по методу Зигмунда Фрейда). В-третьих, подпитывать свои доминанты, связанные с творческим процессом. Творческий поиск – всегда изменение, как внешнего мира, так и личности. Так, например, любили на ходу обдумывать свои проблемы Жан Жак Руссо, В. Гёте, П.И. Чайковский, В.И. Ленин и др., так делаю и я и вам советую». Его ответ -  есть ответ на многие вопросы педагогики, определяющие вектор ее дальнейшего развития.

Так что же все-таки главное в Германе Константиновиче – ученике, учителе и ученом?

По-видимому, достигая цели, Герман Константинович открывал абсолют в себе -  уважительное,  вежливое, бережное отношение к людям. Его внимание окрыляло и вдохновляло на преодоление самых невероятных научных или житейских препятствий. Он обладал удивительным свойством все­лять уверенность, умел направить на проектирование про­граммы индивидуального становления, развития и саморазвития. Каждая встреча, каждый вопрос к нему имели совершенно определенное решение, и оно могло быть мгновенным или отсроченным, но всегда взве­шенным и реальным. Герман Константинович утверждал и обосновывал разные концепции в практике повседневности и они реализовывались через личностно ориентированные технологии взаимодействия и никак не по-другому, потому что личностей окружают только личности.

Центр саморазвития личности МАНПО и сегодня работает, поддерживая авторитет центра научных исследований в области развивающих технологий с которым сотрудничают более 1500 школ РФ, ближнего и дальнего зарубежья. Разработана новая Технология оптимального самоопределения школьников, его ученики – слушатели общественной аспирантуры продолжают работать над диссертационными исследованиями. И это все есть Вы – Герман Константинович Селевко.

 

Не доверяйся призрачной судьбе,

Уверься в том, что свято предан долгу,

И легкой славы не ищи себе,

Она обычно не бывает долгой.

Пройдет она – и малого следа

Не сыщешь от нее на белом свете.

То, что досталось в жизни без труда,

Увы, в наследство не оставишь детям.

Живи, терпеньем запасаясь впрок,

Пустой мечтой не меряй расстоянье.

Трудись, не покладая рук, – и в срок,

Придет к тебе и слава, и признанье.

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн