Вы не зарегистрированы

Авторизация



Аннотация программы "Любимые страницы"

Название образовательной организации: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга

 

Название продукта: Образовательная программа курса внеурочной деятельности курса «Любимые страницы» (руководитель авторского коллектива – Шелагина Светлана Владимировна, учитель начальных классов, Заслуженный учитель России)

 

РАЗДЕЛ: программы внеурочной деятельности

 

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ:

«Любимые страницы» – это курс, целью которого является воспитание и преобразование детских чувств, сознательное и целенаправлен­ное обогащение ребенка впечатлениями, а также пополнение его нравственного опыта и формирование человеческих качеств при помо­щи мировой детской литературы и посредством игры.

Яркий, богатый мир детства формирует столь же богатую душу, а следовательно, и человека. Значит, обогащать мир ребенка, соз­нательно насыщать его яркими впечатлениями, используя для этого лучшие образцы мировой литературы для детей, –  вот главная задача курса «Любимые страницы».

Программа «Любимые страницы» является модифицированной, так как в ней собран и переработан материал из многих программ по внеклассному чтению для младших школьников.

Уровень освоения программы «Любимые страницы» – общекультурный, предполагающий расширение кругозора, приобретение опыта общения и т.д.

Направленность программы – социально-педагогическая. Внеклассное чтение вводит детей в мир большой литературы, знакомит с широким кругом доступных книг, приучает свободно ориентироваться в них и, объединяя отдельные стороны читательской деятельности в единый комплекс культуры чтения, формирует у каждого ребенка индивидуальный опыт самостоятельного чтения.

Программа «Любимые страницы» (как инновационный продукт) включает:

  • развернутую пояснительную записку (цель, задачи, отличительные особенности программы, формы и режим занятий (по годам), основные методы проведения занятий, ожидаемые результаты и др.);
  • учебно-тематический план (1-4 класс);
  • содержание (по классам, разделам, темам);
  • характеристику методического обеспечения и диагностических процедур;
  • список литературы для учителя и списки литературы для чления обучающихся (1-4 класс).

Особый интерес для педагогов (учителей начальных классов, методистов, заместителей директора по начальной школе, библиотекарей, педагогов дополнительного образования) могут представлять Приложения, которые включают: примеры нетиповых заданий, методические разработки «Роль детской книги в становлении развивающейся личности младшего школьника», «Возможности развития читательских интересов», «Уровни восприятия произведения», «Игровые приемы работы на занятиях», «Приемы проверки заданий учащимися, проверка содержания произведения какого-либо автора, «Виды домашних заданий», Методика проведения занятия «Любимые страницы» , «Диагностические карты по годам обучения» и др.

 

ССЫЛКА НА ПРОДУКТ: http://school56.org/school/obrazovatelnaya-programma

ОПИСАНИЕ ПРОДУКТА:

 

 

Актуальность программы: детское чтение – важнейший компонент национального образования. Литература помогает школьнику осознать личность человека, что определяется словами «я сам», «ты сам» – все то, кем ощущает себя человек, за что он отвечает от рождения до смерти. Дети в силу своего возраста не могут ответственно относиться к формированию своих взглядов по отношению к будущей нравственной жизни. Печатное слово было и остается главным учителем и воспитателем детей.

 

            Цель программы: создать условия для обогащения и расширения отношений с окружающим миром, развития интеллектуальных и духовных способностей младшего школьника в процессе изучения произведений мировой детской литературы, помочь ему обрести свой собственный взгляд на мир, дав возможность получать признание и оценку своим действиям, приобретать новые впечатления, через освоение программы «Любимые страницы».

Задачи курса:

Обучающие:

  • формирование навыка чтения, способов и приемов работы над текстом и книгой;
  • в доступной и увлекательной форме при помощи стихов, сказок, логических игр способствовать обогащению словаря, развитию речи учащихся;
  • через знакомство с детской литературой, научить ориентироваться в «море» детской литературы;
  • помочь закрепить и расширить предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки;
  • использовать полученные знания, умения и навыки как базу для изучения курса «Мировая художественная  литература» в средней школе;

Развивающие:

  • развивать у детей наблюдательность, глазомер и другие качества, которые пригодятся им в жизни;
  • развивать умственные способности школьников, логическое мышление, тренировать память;
  • развивать читательский кругозор.

Воспитательные:

  • воспитывать через игру сознательную дисциплину, справедливость, умение контролировать свои поступки;
  • пробудить и сформировать интерес к чтению детских книг;
  • воспитание и совершенствование нравственного опыта младшего школьника;

 

Отличительные особенности данной программы:

Дополнительные внеклассные занятия и мероприятия создают благоприятный период в нравственном, гуманистическом становлении личности ребенка. При составлении программы учитывались возраст, умственные и физические способности детей. Дифференцированный подход к учащимся позволит найти для каждого ребенка интересный и развивающий его круг задач. Программа составлена по принципам образовательной программы и связана с общеразвивающими учебными школьными программами.

           

Необходимость выделения нового курса «Любимые страницы» в программу внеурочной деятельности (или дополнительного образования) для младших школьников обусловлена рядом причин:

  • гуманизация образования, являющаяся ориентиром современной школы, предполагает пересмотр ряда общепедагогических и методических принципов старой школы при сохранении всего лучшего, что было накоплено отечественной и зарубежной педагогической практикой и наукой;
  • интегрированный характер данного курса позволяет использовать те знания и умения, которые  ребёнок приобретает на других уроках и имеет возможность применять их при выполнении творческих заданий, как на кружковых занятиях, так и дома.

 

Формы и режим занятий, особенности содержания:

 

1 год обучения предусматривает занятия 2 часа в неделю и 72 часа в год; либо занятия 3 часа в неделю и 108 часа в год; либо занятия 4 часа в неделю и 144 часа в год.

Используются следующие формы занятий и виды деятельности:

•   занятие-игра; занятие-викторина;

•   занятие-чтение книг;

•   занятие-выставка;

•   занятие-инсценирование;

•   занятие-соревнование;

•   викторины; конкурсы;

•   групповые выступления;

•   фронтальная беседа;

•   индивидуальные ответы.

Основные методы работы на занятиях:

  • ведущим методом является метод чтения-рассматривания книг по теме занятия;
  • беседа, предшествующая чтению вслух, позволяющая восстановить в памяти детей или сформировать у них реальные представления, составляющие основу ведущих художественных образов произведения, которое предстоит слушать;
  • выразительное чтение учителем художественного произведения вслух;
  • коллективное воссоздание прослушанного, размышления о прослушанном;
  • словесные методы работы: устное изложение, беседы, объяснения материала (темы), ана­лиз текста, работа с терминами, аудиозаписи и т.д.
  • наглядные методы: показ иллюстраций, демонстрация видеофрагментов
  • практическое выполнение заданий: сочини, вставь пропущенные слова, продолжи, инсценируй, сделай поделку, изобрази и др.

 

2 год обучения рассчитан на 2 часа в неделю и 72 часа в год.

В содержании программы выделяются 2 раздела:

  1. Круг чтения (фольклор).
  2. Работа с книгой (умения и навыки, которые формируются на учебном материале).

Основой тематического планирования является реализация последовательности: знакомство с новым материалом, освоение, обобщение, повторение.

Используется тетрадь на печатной основе к курсу «Любимые страницы» для 2 класса, созданная учителем ГБОУ «Академическая гимназия №56» Новиковой О.С. которая В тетради представлена система творческих заданий, направленных на развитие навыков связной устной речи, фантазии, воображения, расширение и уточнение словаря. 

 

3 год обучения рассчитан на 2 часа в неделю и 72 часа в год.

Содержание программы можно условно разделить на 5 блоков:

  1. «Поэзия и фантазия».
  2. «По дорогам сказки».
  3. «Волшебники приходят к детям».
  4. «Наедине с природой».
  5. «И в шутку, и всерьез».

Сведения о малых жанрах русского фольклора, полученные учащимися во 2 год обучения, станут базой для изучения зарубежного фольклора. Понятие сказки литературной (авторской) и народной также основано на ранее полученных знаниях.

Преемственность курса позволит навыки, полученные во 2 год обучения, использовать при овладении программой в 3 год обучения при анализе литературных произведений, сравнении текстов по различным характеристикам.

Логика освоения учебного материала построена на постепенном углублении и расширении знаний об авторах, особенностях их произведений, специфике тем и особенностях литературных приёмов и методов. Взаимосвязь отдельных тем обеспечивается системой обобщающих уроков, итоговых заданий.

 

4 год обучения также рассчитан на 2 часа в неделю и 72 часа в год.

Основой тематического планирования 4 года обучения является реализация  последовательности: знакомство с автором, знакомство с произведением; анализ и осмысление,  обобщение. Важным компонентом является система творческих заданий, направленных на формирование нравственных принципов и норм у обучающихся.

Активно используются такие средства обучения, как дидактическая игра и самостоятельная работа с текстом.

Реализация предусматривает развитие навыков самооценки, коммуникативных навыков, самостоятельности, критического мышления. 

Логика освоения учебного материала построена на углублении и расширении знаний об авторе, темах и вопросах, которые его волнуют; сопоставление героев изученных произведений. Взаимосвязь отдельных тем обеспечивается системой обобщающих уроков, итоговых заданий по теме.

 

Ожидаемые результаты

К концу 1 года обучения на основе прослушанных произведений, чтения и рассматривания книг под руководством педагога, ребенок должен освоить:

  1. Умение знакомиться с книгой с опорой на три основных показателя: иллюстрацию, заглавие, фамилию автора.
  2. Узнавание сюжета по иллюстрациям.
  3. Различение книг по иллюстрациям.
  4. Участие в пересказе произведения педагогом: по ходу рассказывания ответы на вопросы, которые предполагают название персонажей, воспроизведение отдельных реплик, песенок, диалогов, отдельных эпизодов.
  5. Последовательное воспроизведение сюжета по вопросам педагога, по картинному плану.
  6. Разучивание под руководством педагога стихотворений: на основе хоровой декламации, по серии иллюстраций.
  7. Разгадывание загадок на основе сравнения с реальными предметами и явлениями, по рифме, по смыслу.
  8. Постановка живых картин и инсценировка эпизодов под руководством педагога.
  9. Осмысление заглавия произведения: почему дано такое название.
  10. Название персонажей с использованием характеристик, данных автором в произведении.
  11. Оценивание поступка героя с помощью педагога и с опорой на текст и личный опыт.

По окончании 2 года обучения углубляются знания умения и навыки, усвоенные ребенком в 1 год обучения, и приобретаются новые:

  1. Расширен круг чтения (фольклор).
  2. Умение работать с книгой (умения и навыки, которые формируются на учебном материале).
  3. Развитые навыки связной устной речи.
  4. Хорошая фантазия, воображение.
  5. Расширение и уточнение словаря. 

 

Пройдя 3 год обучения дети осваивают:

  1. Расширение знаний о малых жанрах русского фольклора
  2. Знания зарубежного фольклора.
  3. Владение понятиями сказки литературной (авторской) и народной.
  4. Анализ литературных произведений
  5. Сравнение текстов по различным характеристикам.
  6. Углубление и расширение знаний об авторах, особенностях их произведений.
  7.  Знание литературных приёмов и методов.

 

Освоение содержания курса 4 года обучения ориентированы на осуществление следующих образовательных достижений детей:

  1. Понимание, что каждый человек – это целый мир (знания о мире, о природе, добре и зле, о социальном и нравственном неравенстве).
  2. Расширенные представления о мире, нравственные представления, обогатившие духовный опыт ребенка, способствующие процессу самопознания.
  3. Развитые способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.
  4. Сформирована потребность в постоянном чтении книг.
  5. Развит интерес к литературному творчеству, через понимание места и значения произведения в творчестве писателя, в литературе в целом.

 

Форма подведения итогов реализации программы, оценка эффективности:

  • Метод учета (ежедневное наблюдение за читательской деятельностью учащихся, разностороннее изучение педагогом каждого ребенка с точки зрения динамики овладения им требованиями программы).
  • Ведение  журналов.
  • Заполнение диагностических карт (в начале и в конце учебного года).
  • Определение уровня интереса к чтению.
  • Уровень совместной деятельности (создание авторской книги, изделий).
  • Участие в инсценировании и проведении творческих дел, опросов, викторин, игр.
  • Анализ продуктов деятельности.
  • Учет достижений учащихся.
  • Участие в творческих проектах и личный вклад в их успешность.

 

 

 

 


»  Размещено в сообществах: