Вы не зарегистрированы

Авторизация



Исследовательская работа "Моя малая Родина.Традиции и современность"

Submitted by Светлана Сергеевна Шипилова on Sat, 24/11/2018 - 11:52



 

Филиал №1 муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Первомайская средняя общеобразовательная школа »

в с. Иловай-Дмитриевское Первомайского района Тамбовской области



 



 



 



 

Моя малая Родина. 

Традиции и современность.



 

Исследовательская работа



 



 



 



 

Шипилова Светлана Сергеевна,

 ст.вожатая



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 

СОДЕРЖАНИЕ   

  1. Введение……………………………………………………………....2
  2. Основная часть
  1. Методика проведения исследования………………………....5
  2. Историческая справка………………………………………6-7
  3. Немного о курсе «Основы православной культуры»……………………………………………………...8
  4. Духовно-нравственное воспитание обучающихся, традиции и обычаи………………………………………………………..9
  5. Создание системы духовного просвещения обучающихся и их родителей……………………………………………...10-11
  6. Воскресная школа храма св. вмч. Димитрия Солунского…...........................................................................12
  1. Заключение……………………………………………………………13
  1. Выводы и предложения……………………………………...14
  2. Библиографический список………………………………....15
  1. Приложения……………………………………………………….......16



 



 



 



 



 



 



 



 

  1. Введение

Храм с большими куполами,

Дом у речки Иловай,

 А за домом луг с цветами-

Сердцу это милый край.

 Моя Родина-Россия!

Отчий дом в селе стоит,

Здесь спокойно и красиво

Иловай- река журчит.

Мне милей мой теплый домик,

Шум, журчание реки,

Не моя , а Божья воля

Жить средь этой красоты.

А в дому горит лампадка

Словно Божья благодать,

 На душе тепло и сладко.

Этот край не променять,

Не найти на свете

Края краше и родней,

Знают взрослые и дети

Что на Родине милей.



 

Автор

 Васильева Мария обучающаяся филиала № 1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с.Иловай-Дмитриевское, воспитанница  воскресной школы храма св.вмч. Димитрия Солунского



 



 



 

Мы живем в трудное, но и  благое время – время духовного возрождения нашего Отечества, и оно требует от нас особо бережного отношения к подрастающему поколению, прежде всего в образовательной области. В историческом контексте православная культурная традиция- суть отражения идеалов жизни русского народа, сформировавшихся под влиянием христианства и нашедших свое отражение практически во всех сторонах жизни Российского государства. Духовные ценности Святой Руси, раскрывающиеся в возвышенной православной этике, показывают такие черты характера, как трудолюбие, совестливость, милосердие, любовь, взаимопомощь, жертвенность, святость. Именно эти характеристики – основа национального характера. Главное в нашей школе –это ребенок . В основу своей жизнедеятельности и перспективного развития школа полагает  традиционные для российской педагогики сочетание  воспитания и обучения- при приоритете нравственного воспитания.

Актуальность формирование оценки важности данного вопроса в современной действительности.

  Проблема исследования обусловлена  как общими негативными тенденциями происходящими в обществе, так и состоянием сельского микросоциума в связи с неблагоприятным социальным фоном воспитания детей.

Объект: изучение традиций школы

Предмет:  влияние современных традиций на духовно-нравственное воспитание обучающиеся

Задачи:1.  Передача современным потомкам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности

2.       Развитие чувства взаимодействия  с окружающим миром людей и природы в соответствии  с нормами  христианской морали

Практическая значимость : данная исследовательская работа позволит получить  информацию о развитии  национальной культуры , воспитании бережного отношения  к историческому и культурному наследию России; формировании духовно-нравственных качеств личности. Также поможет привить  духовные,  моральные и  этические ценности, которые необходимы для нравственного становления личности. А возрождению духовности способствует любовь  к своей «малой Родине», которая начинается с истории и традиций.

Ожидаемые результаты проекта: формирование единого духовно-нравственного и образовательного пространства, обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде

  Практическая значимость: данная исследовательская работа позволит шагать в ногу со временем.

Методы исследования: теоретический - анализ литературы по теме исследования; аналитический – анализ информации интернет-ресурсов; практический – анкетирование, опрос, наблюдение.



 



 



 



 



 



 



 

  1. Основная часть.

1.Методика проведения исследования.

В работе использовались методы наблюдения за обучающимися во время проведения занятий, встреч, внеклассных мероприятий. Проводился анализ достигнутых результатов обучающихся в ходе участия в различных конкурсах православной тематики (см. приложение)



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 

2.Историческая справка.

Село Иловай – Дмитриевское считается одним из ранних на территории Первомайского района. В первом описании населенных пунктов, сделанным Козловским воеводой И. Биркиным в 1636 году, его называли деревня Оловай на реке Оловае. Современное название села появилось позднее. К названию реки прибавилось название церковного прихода. Много утрачено и безвозвратно потеряно. Многое уже не удастся восстановить. Почти не осталось людей, в памяти которых остались отрывочные воспоминания о тех временах. Но кое – что можно восстановить. Самые ранние школы в Козловском уезде – Иловай-Дмитриевская и Хобот Богоявленская. Датой их основания считают 1843 год.  В 1868 году была построена ещё одна школа, вероятнее всего это земская начальная школа  в Крутеньках( сейчас это улице Северная). В обеих школах 1871-1872 учебном году обучалось 46 человек. На содержание этих школ с ревизской души взималось по 14 копеек. Священник Иван Александрович учил детей Закону Божьему.                 В земской двухклассной школе в 1895 году на 185 учащихся в пяти отделениях был один учитель и две помощницы учителя. В отчёте за 1895 год говорится, что  «…лет пятнадцать назад в селе  Иловай-Дмитриевское не было школы земской и учение происходило в церковной караульне под предводительством духовенства, где учили по старому аз-буки-веде» …Интересные сведения сохранились об учащихся церковно-приходской школы. Эта школа была создана в 1900 году при храме. Её заведующим был священник Николай Иванович Знаменский. Также в школе была ещё одна учительница. Школа находилась в специальном здании возле церкви. В обучении детей главное внимание учителя уделяли   сознательному, выразительному, беглому чтению.

В данный момент школа представляет собой  красивое двухэтажное здание, в котором обучаются учащиеся с 1 по 11 класса. В школе создана определенная  материально –техническая база: спортзал, спортивная площадка, столовая, кабинет информатики, мастерская, учебные кабинеты.



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 

3.Немного о курсе «Основы православной культуры»

 Необходимость  реализации  данного курса обусловлена рядом проблем, связанных с процессом обучения и воспитания:

  • Углубление кризиса семьи, снижающего его  воспитательный потенциал
  • Нарастание форм девиантного поведения  в окружающей среде (наркомании,  алкоголизма, половой распущенности, правонарушений)
  • Ослабление патриотических чувств в молодежной среде, нежеланием  служить в армии, с уважением  относиться к историческому прошлому родной страны

Цель курса:

 Обеспечение  условий  для воспитания  детей как одной из главных задач современного общества путем   построения  системы воспитательной  работы  на исторически сложившихся  православных традициях и ценностях.

Задачи:

Воспитание  школьников  как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.

С 2000 года  по просьбе родителей , желанию учащихся  в школе ведется курс « Основы православной культуры».Дети  изучают  основы  духовной музыки, декоративное  прикладное творчество. Более 70%учащихся прошли курс обучения  в воскресной  школе. В настоящее время  все обучающиеся (100%) являются  одновременно и воспитанниками воскресной школы при храме святого великомученика Димитрия Солунского.

4.Духовно-нравственное воспитание обучающихся, традиции и обычаи.

В школе  создана  и осуществляется  система  воспитательной работы. Дети занимаются  в кружках прикладного  народного творчества. Учащеися  среднего  и начального звена  изучают  основы духовной музыки. Ведется активная работа  по материалам  истории  села Иловай-Дмитриевское.  Учащиеся  школы  ежегодно  бывают на Питиримовских чтениях, совершают паломнические  поездки с целью  знакомства со святынями России и Тамбрвской земли, активно участвуют в жизни прихода, организуют концерты в дни  церковных  праздников Светлого Воскресения Христова, Рождества  Христова и др. Через систему  воскресной школы, в которой обучается 100% учащихся образовательной школы, дети поют на клиросе,  несут послушание в алтаре  и на подсвечниками, участвуют в крестном ходе на источник святого пророка Илии. Учащиеся школы ведут миссионерскую работу , выступают там с концертами. Творить добро, значит  помогать близким.. Коллектив обучающихся воскресной школы  охотно помогает  нуждающимся. Каждое доброе дело запоминается надолго.



 



 



 



 



 



 



 

5.Создание системы  духовного просвещения обучающихся и  их родителей.

Очень важно  для воспитания духовно богатой личности ребенка правильно построенное семейное воспитание, основой которого должны стать уважительные отношения друг к другу всех членов семьи, доверие и любовь, соблюдение семейных традиций, знание своей родословной, почитание  родителей, своих предков. А современные родители, не всегда могут  оказать  правильное воздействие на формирование  духовно-нравственных качеств личности ребенка, и школа, обладающая педагогическими знаниями и большим опытом  в области воспитания, должна оказывать родителям в этом помощь и поддержку. В связи с этим  значительное место в деятельности педагогов, заинтересованных в правильном воспитании детей, должна занимать просветительская  работа с родителями :

  1.  Библиотека  храма  св. вмч. Димитрия Солунского

Основной фонд библиотеки -1323 экземпляра.

Наличие старопечатных изданий-27 штук.

Наличие  издания в электронном виде 34

Основные разделы фонда (богослужение,  акафисты,  житийная,  духовно-назидательная,  по православному  воспитанию, детская православная литература, художественная литература, история). В библиотеке имеются периодические издания: газеты и журналы.

В библиотеке  проводится массовая работа :

  1. обзоры
  2. библиотечные уроки
  3. проведение Дня книги
  4. литературно-музыкальные композиции

выставки



 

2. Беседа с протоиереем АлександромПрониным

Ежемесячно  в школе проводятся встречи с протоиереем Александром Прониным. Беседы проводятся на православные темы, где задаются различные вопросы со стороны учеников .Ученики спрашивают советы, как поступить в определенной жизненной ситуации.

3.Кабинет для поведения занятий по основам православной культуры

  •  



 

4. Выпуск газеты

С сентября 2011 года воскресно-приходская  школа св. вмч. Димитрия Солунского выпускает православную газету «Зернышко духовное». Главной целью которой является ознакомление людей  с деятельностью воскресной школы, с  духовной жизнью села, с православной культурой  и традициями.



 

6.Воскресная школа  храма св. вмч. ДимиртияСолунского

Пошедший учебный год для нашей воскресной школы –юбилейный, 10-летие.За эти годы  в школе существенно изменилось качество образования, стал более широким спектр преподаваемых дисциплин, увеличился  преподавательский состав. 11 лет пошло со дня открытия воскресной школы. За это время поменялся  коллектив учителей, первые воспитанники стали  взрослыми людьми. Они привели в воскресную школу своих младших братьев и сестер, а сами стали  прихожанами  нашего храма и уже приводят  своих  детей для принятия  таинства причащения. Тепло, семена добра и любви, которые посеял наш батюшка в благодатной почве детских душ, дали свои всходы. Для детей  школа-центр познания духовного мира православных христиан, а для священника- возможность передать опыт , духовные традиции, воспитать новое поколение истинно верующих  людей. Батюшка и учителя  воскресной школы старались  во всем помогать  своим   воспитанникам, за  которых  были в ответе перед Богом  и людьми. Не оставались в стороне и родители. Одной из задач воскресной школы  является познание истинного счастья  на земле именно в Господе. Молитва, пост, посещение храма, приобщение к таинствам  незримо созидают детскую душу. И святое семя, посеянное в детской душе, непременно даст  добрые всходы в зрелые годы.



 



 



 



 



 



 

  1. Заключение.

Исследовательская работа по данной теме раскрыла страницы истории нашего села. Но осталось еще большое поле деятельности для дальнейшего исследования. Мы намерены продолжить работу по изучению истории восстановления храма святого великомученика Димитрия  Солунского.

По данным последних социологических исследований, 85% жителей Центрального федерального округа считают себя православными. Именно Православие является основой культуры нашего народа. Сегодня как никогда актуальна необходимость восстановления утраченных связей современного общества с традиционной культурой своего народа. Мы не должны быть равнодушны к духовно – нравственному состоянию общества. Каждый из нас должен сделать выбор . Чему служить добру или злу? Своему Отечеству и народу или же сиюминутной выгоде, тщеславию и эгоизму?

Сколько душ приобщилось к алкоголю, наркотикам, разврату, с ранних лет познало душевную горечь. Разве уже не ясно, что ничего доброго не получится без обращения к Богу, Первоисточнику всякого блага, Зиждителю всякой жизни.

«… Если опомнимся, то Бог помилует нас, а если не опомнимся, пошлет Господь на нас учителей, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления, или накажет нас. Это не пустые слова. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает.Западом наказывал и накажет нас Господь, а нам в толк не берется… Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим; и сердцем не разумеем. Господи, помилуй всех нас! Пошли свет Твой и истину Твою!»

                                                                           Святитель Феофан Затворник.

1.Выводы и предложения

-  снижение  неблагоприятных  социальных  показателей  и  остроты  духовно-нравственного  неблагополучия  среди  детей  и  подростков

-   укрепление  института  семьи,  возрождение  и  сохранение  духовно-нравственных  традиций  семейного  воспитания.

- сохранение, укрепление духовного и физического здоровья подрастающего поколения.

-  увеличение количества участников культурно-досуговых мероприятий духовно-нравственной направленности.



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 

2.Библиографический список

  1. Газета «Серп и молот», 11 декабря 1986 год.
  2. Краткое жизнеописание учителя Иловай – Дмитриевской средней общеобразовательной школы Алехина И.С.
  3. Православная культура. Сентябрь. Учебно–методическое пособие. – М.: Издательский дом « Покров», 2003.
  4. Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография. – М.: Издательский дом « Покров», 2003.
  5. Христианство и религия мира. – М.: Про-Пресс, 2000.
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Святой_Дмитрий



 



 



 



 



 

М