Вы не зарегистрированы

Авторизация



Адаптация ребенка к новому коллективу

Submitted by Светлана Сергеевна Шипилова on Sat, 24/11/2018 - 12:08




 

Мало кому из первоклашек удается доучиться до старших классов в одном и том же коллективе. Многие дети вместе с родителями переезжают в другие районы и города, переводят ребенка из класса в класс, желая для своего сокровища лучших условий. Попытаемся представить все эти перемещения глазами ребенка. С какими трудностями приходится ему сталкиваться при переходе в новый школьный коллектив?

Адаптация в новой среде, скорее, зависит не от возраста, а от индивидуальных особенностей ребенка. Ставить вопрос, кому это дается легче, а кому труднее, не совсем уместно, поскольку любые изменения в жизни детей логичнее рассматривать как возможность приобретения нового опыта, развития психологической устойчивости и умения строить отношения.

Редко бывает, что новичка все ученики в классе принимают радушно. Как правило, к новому человеку относятся если не снисходительно, то настороженно. Новенького как будто проверяют на «слабо», устраивают розыгрыши, иногда довольно жестокие. Причина такого интереса - познавательная активность, природное свойство людей. Одноклассники - уже устоявшееся объединение, а новичок для них - и объект исследования, и повод для осознания своего единства. И самое простое, доступное средство «исследования» - проверка новичка «на вшивость». Если жестокому поведению придать значимость, устроить официальные обсуждения и разбирательства, это лишь сплотит ребят, сделает их героями в собственных глазах, в то время как достоинство новичка будет, возможно, падать.

Если родителей тревожит недоброе, порой жестокое отношение ребят к своим детям, работа с психологическими лидерами класса по отдельности может помочь сформировать их отношение к жестоким поступкам как к слабости, недалекости, низкому уровню культуры их семей. Здесь уже можно подключать как классного руководителя, так и психолога. Если же нет ярких признаков жестокого отношения, родителям важно терпеливо переждать период адаптации, не мешая ребенку приобретать опыт общения. При этом будет уместным создание самими родителями ситуаций для общения. Это могут быть детские праздники, совместные экскурсии, изготовление стенгазет и т. д.

У новичков часто возникает еще одна проблема: их сразу «берут в оборот» и под предлогом дружбы используют в своих корыстных целях, например, просят списать, поменяться чем-нибудь или выгородить перед учителем. Он же новенький, отказать не может. Позволит ли ребенок пользоваться своей дружбой или нет, зависит от его индивидуальных особенностей, а также от того, насколько родители верят в его возможности. Важно положиться на силы самого ребенка, поддержать его словом, но иногда не помешает обратиться за помощью к классному руководителю.

Итак, как же должны вести себя родители, чтобы помочь сыну или дочери гармонично влиться в новый коллектив? Часто страх взрослых провоцирует излишнюю настороженность и тревожность в поведении новичка в классе. Необходимо помнить: нельзя прожить жизнь за своего ребенка. И радости, и трудности каждый должен пройти самостоятельно. Задача родителей - терпеливо наблюдать, а если вмешиваться, то очень осторожно, лишь в случае крайней необходимости. «Случай крайней необходимости» - прямая угроза жизни и здоровью (физическое насилие, длительное психологическое давление). Если кто-то «обзывается» или системно оказывает давление, надежнее поделиться с ребенком личным опытом поведения в таких ситуациях, при этом можно в свою историю внести любые «коррективы». Ребенку важно знать о готовности родителей поддержать и защитить. Если вы постоянно выражаете уверенность в возможностях своего ребенка, поддерживаете его словом, это и есть один из способов помощи. При этом очень важно владеть достаточным количеством информации. Это вполне возможно, если постоянно общаться с друзьями, одноклассниками, их родителями и классным руководителем. В случаях, когда родителям просто не хватает сил, терпения, времени, мнение классного руководителя, психолога и, естественно, самого ребенка помогут принять решение, оставить ли ребенка в этом классе или перевести его в новый класс с более приветливым коллективом.

Методики изучения школьной адаптации и дезадаптации

Наблюдение – наиболее распространённый и незаменимый метод в работе с первоклассниками, хотя он может применяться в изучении развития детей любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда исследователя интересуют все особенности поведения ребёнка, но чаще применяется выборочное, когда фиксируются только некоторые из них. Использование метода наблюдения должно отвечать ряду требований. Это чётко поставленная цель, разработка схемы наблюдения (что видеть, как это фиксировать), систематичность наблюдения (в эпизодических наблюдениях можно выявить только случайные моменты, зависящие от сиюминутного состояния ребёнка и не показывающие закономерностей его развития), объективность наблюдения (описывается сам факт, а не его толкование наблюдателем).
Сложность в организации наблюдения в период адаптации к школьному обучению состоит в том, что приходится наблюдать одновременно за поведением 20 и более учащихся.
В процессе первичного наблюдения, проводимого на двух – четырёх уроках и переменах между ними (иногда и после уроков), регистрируются все исключительные случаи, т.е. такое поведение ребёнка, которое так или иначе выделяет его из общей массы детей. Приведём примеры.
1. Все дети сидят тихо и внимательно слушают учителя, а кто-то начинает ёрзать, суетиться, вертеться, разговаривать, встаёт из-за парты.
2. Все дети активно включаются в работу, а кто-то скучает, смотрит в окно, рисует на парте, занимается другими посторонними делами.
3. На перемене кто-то скучает в стороне, кто-то всё время дерётся, конфликтует с другими детьми и т.п.
Фиксируются резко выраженные эмоциональные реакции, характерные ответы и ошибки, темп работы, активность на уроках, отношение к успехам неудачам и т.д.
Путём наблюдения выделяются дети моторно-расторможенные, возбудимые, раздражительные, малоподвижные, дети эмоционально неустойчивые и с преобладанием определённого типа эмоций, социально смелые, легко вступающие в контакт, робкие, застенчивые и т.д.
При более длительном наблюдении рекомендуется проводить анализ выполнения детьми учебных заданий: просмотр тетрадей, прослушивание ответов на уроках, а также учитывать динамику успеваемости по всем школьным предметам. Результаты наблюдений за учеником оцениваются учителем или психологом по семи шкалам в соответствии со следующими показателями.


1-я шкала – учебная активность.
5 – активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает правильно.
4 – на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются.
3 – редко поднимает руку, но отвечает верно.
2 – часто отвлекается, не слышит вопроса, активность кратковременная.
1 – пассивен на уроке, даёт отрицательные ответы.
0 – учебная активность отсутствует полностью.

2-я шкала – усвоение программных материалов.
5 – правильное и безошибочное выполнение учебных заданий.
4 – единичные ошибки.
3 – нестабильная успеваемость, перепады правильных и неправильных ответов.
2 – плохое усвоение материалов по одному из предметов.
1 – частые ошибки, неаккуратность в выполнении заданий, много исправлений, зачёркиваний.
0 – плохое усвоение программных материалов, грубые ошибки и их большое количество.

3-я шкала – поведение на уроке.
5 – добросовестное выполнение всех требований учителя, дисциплинированность.
4 – выполняет требования учителя, но иногда отвлекается от уроков.
3 – часто разговаривает с товарищами, не собран.
2 – скован на уроке, напряжён, отвечает мало.
1 – выполняет требования частично, вертится, разговаривает.
0 – преобладают игровые интересы, на уроке занимается посторонними делами.

4-я шкала – поведение на перемене.
5 – высокая игровая активность, охотно участвует в игровых делах.
4 – малая степень активности, предпочитает занятия в классе с кем-либо одним из ребят.
3 – активность ребёнка ограничивается занятиями типа: делает уроки, моет доску, убирает класс.
2 – не может найти себе никакого применения, переходит из одной группы детей в другую.
1 – пассивен, избегает других.
0 – часто нарушает нормы поведения.

5-я шкала – взаимоотношения с одноклассниками.
5 – общителен, легко контактирует с детьми.
4 – мало инициативен, но легко вступает в контакт, если к нему обращаются.
3 – сфера общения ограничена, общается только с некоторыми.
2 – предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.
1 – замкнут, изолирован от других.
0 – проявляет негативизм по отношению к другим детям.

6-я шкала – отношение к учителю.
5 – проявляет дружелюбие по отношению к учителю, часто с ним общается.
4 – дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять его требования.
3 – старательно выполняет требования учителя, но за помощью часто обращается к одноклассникам.
2 – выполняет требования учителя формально, стараясь быть незамеченным.
1 – избегает контакта с учителем, при общении с ним теряется, плачет.
0 – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при любых замечаниях.

7-я шкала – эмоции.
5 – хорошее настроение, часто улыбается.
4 – спокойное эмоциональное состояние.
3 – эпизодически проявляется снижение настроения (цикличность).
2 – отрицательные эмоции преобладают.
1 – депрессивное настроение.
0 – агрессия.

Результаты наблюдения с помощью данных оценочных шкал сводятся в таблицу.
Карта школьной адаптации

Фамилия, имя

Учебная активность

Усвоение
программного материала

Поведение на уроке

Поведение
на перемене

Взаимоотношения с одноклассниками

Отношение к учителю

Эмоции

Общий балл

Выводы




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 

В списке отмечаются дети, имеющие самые низкие показатели по каждой из шкал. При этом уровень адаптации детей, суммарно набравших 28–35 баллов, можно отнести к высокому, 21–27 баллов – к среднему, менее 20 – к низкому.




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 

Адаптация ребёнка к новому коллективу

Место проведения: филиал№1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с. Иловай-Дмитриевское




 

Ответственный:  Емельянова Ксения, председатель актива




 




 

Цель:

  • помочь ребенку принять позицию школьника;
  • помочь осознать появление нового сообщества – класса; ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии;
  • обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.




 

Целевая группа:  обучающиеся 6 -7 лет




 

Описание проекта (опасности):

Все периоды адаптации имеют общие и специфические признаки и зависят от следующих условий: продолжительность адаптивного этапа, возраст человека, цель адаптации и др. Чаще всего процесс собственной адаптации индивидом не осознается и проходит стихийно. Это приводит к увеличению продолжительности периода адаптации, к формированию комплексов, к возникновению психического дискомфорта, состояния фрустрации и стресса, нервного истощения. Освоив необходимые приемы, человек способен сознательно управлять собственно процессом адаптации.




 

Результат:

Сформированность у первоклассников психологических свойств и умений, необходимых для успешного развития, обучения и общения на соответствующем этапе обучения.