Официальный сайт fresher 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



VIII Муниципальная Ярмарка методических идей среди педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений

VIII Муниципальная Ярмарка методических идей среди педагогических работников муниципальных                                            дошкольных образовательных учреждений БМР

Воспитатель: высшей квалификационной категории Плотникова Л.Н.

«Моделирование, как метод обучения дошкольников математике»

          Одним из наиболее перспективных методов математического развития дошкольников является моделирование.  Моделирование для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления, научить простому счету, облегчить ребенку познание. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения.

          В своей работе я опиралась на метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, он заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. 

         Использование моделирования в развитии математических представлений дошкольников дает ощутимые положительные результаты, а именно:
- позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
- улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;
- повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;
В своей работе я использую четырех ступенчатую последовательность применения метода моделирования. 
Первый этап предполагает знакомство со смыслом арифметических действий. 
Второй - обучение описанию этих действий на языке математических знаков и символов. 
Третий - обучение простейшим приемам арифметических вычислений. 
Четвертый этап - обучение способам решения задач. 
    Чтобы овладеть моделированием как методом научного познания, необходимо создавать модели  вместе с детьми и следить, чтобы дети принимали в изготовлении моделей непосредственное и активное участие. Продумывая разнообразные модели вместе с детьми, я придерживалась следующих требований:
Модель должна отображать обобщенный образ и подходить к группе объектов. 
Раскрывать существенное в объекте. 
Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна. 
Моделирование как новый вид работы дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитие их мышления. 
Созданные нами модели многофункциональны. На основе моделей создаем разнообразные дидактические игры. При помощи картинок-моделей организовываем различные виды ориентированной деятельности детей. Модели использую на занятиях, в совместной с воспитателем и самостоятельной детской деятельности. 
К созданию моделей подключаю родителей, которым даю задания по изготовлению несложных моделей (родители дома вместе с ребенком создают модель). 
Таким образом, осуществляется взаимосвязь трех сторон: педагог,  родитель,  ребенок. 
 Хочу познакомить с моделями, которые я использую в работе с детьми. 

Наглядная плоскостная модель "От секунды до года"
Цель применения:
- дать детям представления о временных отношениях, их взаимосвязи (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год);
- закрепить представления детей об отношении целого и части, научить обозначать в пространстве отношения во времени; совершенствовать счет. 
Описание работы с моделью
Знакомлю детей с моделью постепенно. Сначала знакомлю с самими терминами:  секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, что по временным меркам больше, а что меньше, что во что входит. 
Далее даю более четкие, узкие представления. Например, секунда - это почти самая маленькая временная единица, но если их 60, то они будут составлять большую временную единицу - минуту, и таким образом провожу работу до тех пор, пока дети не усвоят все термины, все взаимосвязи временных отношений, начиная от секунды и заканчивая годом. 


Наглядная плоскостная модель "Домик, где знаки и числа живут"
Цель применения:
- закрепить умения детей составлять числа из двух меньших; складывать и вычитать числа;
- дать детям представления о неизменности числа, величины при условии различий в суммировании;
- учить или закреплять умение сравнивать числа (больше, меньше, равно) .
Структура модели: модель представляет собой 4-этажный домик, на каждом этаже расположено разное количество окошек, где будут жить знаки и цифры, но так как домик волшебный, то поселяться в домик знаки и цифры могут только с помощью детей. Окна в домике располагаются следующим образом:
Описание работы с моделью:
- Первый и второй этажи будут использоваться для решения задачи, которая состоит в том, чтобы дать детям представления о неизменности числа, величины при условии различий в суммировании. Например: 4 = 1 + 1 + 1 + 1; 4 = 2 + 2.
- Третий этаж будет использоваться, чтобы научить детей (или закрепить умение) составлять числа из двух меньших, а также вычитать числа. Например, 3 + 5 = 8 или 7 - 4 = 3 и т. п. 
- Последний, четвертый, этаж будет использоваться, чтобы научить детей (или закрепить умение) сравнивать числа между собой, с помощью знаков "меньше", "больше" или "равно".
Модель можно использовать в любых видах деятельности: на занятиях, в свободной деятельности детей, при индивидуальной работе с детьми и т. д. 

Наглядная плоскостная модель "Солнечная система"
Для детей старшей и подготовительной группы. 
Цели применения:
- дать (или закрепить) представления детей о геометрических телах и фигурах (сравнивая круг, шар с другими геометрическими телами и фигурами);
- научить детей определять и отражать в речи основания группировки, классификации, связи и зависимости полученной группы (солнечная система);
- научить (или закрепить) умение детей определять последовательность ряда предметов по размеру;
- развивать понимание пространственных отношений, определять местонахождение одних объектов относительно других;
- совершенствовать порядковый и количественный счет;
- закрепить умение пользоваться условной меркой для измерения расстояний;
- закрепить умение решать арифметические задачи. 
Структура модели: 
Модель представляет собой наглядную плоскостную схему, на которой изображена солнечная система. В дополнение к схеме имеется специальная карточка, которая предназначается для взрослого, где запечатлена информация о солнечной системе (небольшой рассказ о солнечной системе, размеры планет). К модели прилагается комплекс смоделированных планет, при этом необходимо соблюдать пропорциональность их размеров друг к другу. 
Описание работы с моделью: 
Для решения задачи, необходимо объяснить детям, что все планеты солнечной системы и само солнце, конечно, — это одна целая группа (семья). "У нашей звезды Солнце есть своя семья. В нее входит 9 планет, которые вращаются вокруг Солнца, то есть все эти 10 космических тел объединены в одну группу. Задания для детей:
1. разложить планеты в ряд, по мере увеличения размера планет или, наоборот, от самой большой планеты к самой маленькой. 
2. определить местонахождение одной планеты относительно другой, ориентируясь по схеме: планета Земля находится левее планеты Юпитер и т. п. 
3. Можно использовать условную мерку, например любую веревочку, линейку и т. д для измерения расстояний между планетами и звездой, между планетами и т. д. 
4. Планеты можно пересчитывать как в прямом, так и в обратном порядке, можно составлять разного вида задачи и решать их, в солнечной системе крупных планет только 3, включая звезду, сколько тогда маленьких и т. п. 
Наглядная плоскостная модель "Счетный торт"
Цель применения:
- учить детей решать арифметические задачи и развивать познавательные способности ребенка;
- учить выделять математические отношения между величинами, ориентироваться в них. 
Структура модели, модель включает в себя:
1. Пять наборов "сладких счетных частей", каждый из которых разделен на части (как на равные, так и на разные части). Каждый счетный торт в виде круга, имеет свой цвет. 
2. Овалы, вырезанные из белого картона, которые обозначают "целое" и "часть". В игровой ситуации они будут называться тарелочками, куда дети будут раскладывать куски счетного материала. 
Описание работы с моделью: 
В арифметической задаче математические отношения можно рассматривать как "целое" и "часть".
Сначала необходимо дать детям представления о понятии "целое" и "часть".
Положите перед детьми на тарелочку обозначающую "целое", счетный торт (все его части, скажите, что торт целый мама испекла и что мы его кладем строго на тарелочку, которая обозначает "целое". Теперь мы разрежем торт на две части, каждую из них назовем "часть". Объясните, что теперь, когда целое (целый торт) разделили на части (на 2 кусочка) то целого теперь нет, a есть только 2 части. Которые не могут оставаться на чужой тарелочке и их необходимо переложить на свои места - тарелочки, обозначающие "часть". Одну часть на одну тарелку, другую часть на другую тарелку. Затем соедините 2 куска опять вместе и покажите, что опять получилось целое. Таким образом, мы продемонстрировали, что соединение частей дает целое, а вычитание части из целого дает часть. 

Наглядная объемная модель "Песочные часы"
Цель применения:

научить детей измерять время при помощи модели песочных часов; активно включаться в процесс экспериментирования. 
Структура модели: 
модель объемная, трехмерная. 
Чтобы можно было измерять время, необходимо открыть крышечку донца одной из бутылок и насыпать туда песка ровно столько, сколько его необходимо, чтобы за 1 минуту песок из одного отсека часов перешел в другой. Сделать это нужно путем экспериментирования. 
Описание работы с моделью: 
       С помощью модели песочных часов можно сначала провожу познавательное ознакомительное занятие. Показываю детям картинки с изображением разных песочных часов, потом демонстрирую модель, рассказываю о происхождения песочных часов, зачем они нужны, как ими пользоваться, как они работают. Затем вместе с детьми проводим эксперименты: например, эксперимент, доказывающий точность часов. 
      Таким образом, моделирование является важным учебным средством и действием, с помощью которого можно осуществлять различные учебные и развивающие цели и задачи, 
       Все формы использования моделирования дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей. 
 

 

Прикрепленный файл Size
Моделирование Плотникова Ярмарка.docx 20.45 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн