Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методическая разработка игровой программы по эколого-биологическому воспитанию «Зеленая аптека»

Submitted by Вера Ивановна Головина on Tue, 04/12/2018 - 13:43
Данные об авторе
Автор(ы): 
Головина В.И.
Место работы, должность: 

МБУ ДО ДЮЦ

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Естествознание
Предмет(ы): 
Природоведение
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; <em>Актуальность</em> обращения к этой теме определяется тем, что и сегодня <strong>лекарственные</strong><strong> <strong>растения</strong></strong> находят всё более широкое применение при лечении различных заболеваний, заменяя дорогостоящие лекарства. Ведь в них содержатся такие вещества, синтезировать которые человек ещё не может. Поэтому иногда лекарственные растения оказываются эффективней современных препаратов. Тема актуальна и&nbsp; тем, что большинство населения имеют недостаточно знаний о лекарственных растениях, правильном сборе и хранении.</p>

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

игровой программы

по эколого-биологическому воспитанию

 «Зеленая аптека»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель: Головина Вера Ивановна,

педагог - организатор,

первая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

г.о.г.Кулебаки, 2017

 

 

Игровая программа «Зеленая аптека»

Место проведения: актовый зал  МБУ ДО  ДЮЦ

Время проведения: летний период

Продолжительность программы: 60 минут

 

Пояснительная записка

       Природа полна необыкновенных чудес. Если с ней дружить, она раскроет нам свои секреты и тайны. В наше время компьютерной техники и фантастических достижений медицины есть быстродействующие таблетки, микстуры, но, с одной стороны они помогают организму бороться с болезнями, а с другой - разрушают его, оказывая побочные явления.

       Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

         Человек всегда стремился укреплять свое здоровье. Когда человек здоров, у него хорошее настроение, высокая работоспособность. Здоровый человек полон сил, молодости и радости жизни.

       Если хочешь прожить долгую, здоровую жизнь, надо принимать меры к сохранению своего здоровья заблаговременно. Не дожидаясь, когда заболеешь. Наши предки всегда жили в ладу с природой. Природа была для них Матерью, которая кормила, одевала, лечила. От многих болезней умели они лечиться травами, бережно собирая их и храня.

       Природа — настоящая кладовая здоровья. В ней спрятаны ценные вещества, которые помогают организму справиться со многими недугами. Одним из ярчайших представителей природы являются лекарственные растения. История человечества накопила огромный опыт использования лекарственных растений в быту для поддержания здоровья и лечения от болезней.

          В современной научной медицине большое значение имеют лекарственные растения. Несмотря на успехи химии в синтезе лекарств и на достижения в лечении антибиотиками, около 70% препаратов изготавливаются из растений. Для лечения некоторых тяжелых болезней –

сердечных и сердечно - сосудистых, печени, почек и других – преимущественно прописывают растительные препараты.

        Растительное сырье используют в виде порошков и отваров, настоек и экстрактов. Большое количество лекарственных растений, входящих в рецепты врачей, используют в домашнем обиходе: например, шалфей для полоскания горла, липовый чай при простуде, ромашку при коликах, валериану при испуге, бессоннице, нервном возбуждении. Однако наиболее широко растения применяются в народной медицине.

     Актуальность обращения к этой теме определяется тем, что и сегодня лекарственные растения находят всё более широкое применение при лечении различных заболеваний, заменяя дорогостоящие лекарства. Ведь в них содержатся такие вещества, синтезировать которые человек ещё не может. Поэтому иногда лекарственные растения оказываются эффективней современных препаратов. Тема актуальна и  тем, что большинство населения имеют недостаточно знаний о лекарственных растениях, правильном сборе и хранении.

 

Цель:

  • расширение представлений о лекарственных растениях нашего края и их значении в жизни человека

Задачи:

  • сформировать представления о неразрывной связи человека с природой, о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека;
  • формировать знания о лекарственных растениях, правилах пользования;
  • научить детей правилам сбора и хранения лекарственных растений;
  • развивать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, находить совместные конструктивные решения;
  • развивать уверенность в себе в коллективе сверстников, мышление, любознательность, наблюдательность;
  • формировать эстетическое восприятие окружающего, экологически грамотное поведение в природе;
  • научить пользоваться некоторыми растениями в целях оказания первой медицинской помощи;
  • обучить правилам сбора и сушки лекарственных растений;
  • создать вместе с детьми «аптечку».

 

Методы проводимого мероприятия:

  • наглядный (демонстрация схем, таблиц, картин, диаграммы, использование технических средств);
  • словесный (рассказ - вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение объяснение, беседа);
  • практический (практические задания);
  • различные сочетания словесного, наглядного и практического методов (информационный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский).

 

Форма проведения мероприятия: игровая программа.

Оборудование и оформление зала: компьютер, колонки, усилитель, микрофон, проектор, экран и мультимедийный проектор, плакат с названием мероприятия, раздаточный материал (карточки), ручки, листочки, бумага, карандаши, ластики, ножницы, картон, декоративные цветы.

 

Участники игровой программы: обучающиеся среднего звена (5-8 класс)

Сценарий  написан для педагогов, работающих в области экологии и биологии,  а также всех заинтересованных в данной теме лиц - классных руководителей, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования.

Ход мероприятия (слайд № 1)

Ведущий: “Зеленая аптека” многие столетия была главным поставщиком лекарств. Сегодня мы поговорим об этих растениях. Я приглашаю вас принять участие в игре «Зелёная аптека». Но для этого нам нужно выбрать игроков.

Представляю наши команды: команда – «ФАРМАЦЕВТЫ» и команда – «ТРАВНИКИ»

Для того чтобы начать наше мероприятие мне хотелось представить наше многоуважаемое жюри. (представление жюри) Наше жюри будет оценивать участников по пятибалльной системе.

Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. Итак, начнём!

(слайд № 2)

Ведущий: Лес - не только для забавы,

Он - богатство всей страны.

Все деревья в нем и травы

Нам на пользу взращены.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом одни лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Я могу вас научить.

(слайд № 3)

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой

 

Конкурс 1. «Загадочный цветок» (слайд № 4)

 

Ведущий: (слайд № 5) По 2 человека от каждой команды получают конверт с разрезанным на части цветком. Нужно собрать цветок. Кто быстрее? За правильно собранный цветок и быстроту команда получает 5 баллов.

Болельщикам предлагается подумать (по щелчку) - об этом растении сочинили такую загадку: “ Название какого цветка состоит из частицы, предлога и названия сторожевого помещения?”

По окончании выполнения задания – проверка.

 

Незабудка

(слайд № 6) В народной медицине отвары и настои этого растения рекомендовали при легочных заболеваниях, кашле, кожных сыпях.

(Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.)

 

Конкурс 2. «Что сначала, что потом?»

(слайд № 7)

Ведущий: (слайд № 8) По 2 человека от каждой команды получают конверт с карточками. В течение двух минут вам необходимо разложить карточки в правильной последовательности. За временем будет следить один из членов жюри. За задание можно заработать 3 балла.

(слайд № 9)

Проверка задания (по щелчку) Правильная последовательность картинок: 1,2,3,4.(Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки.)

 Мать – и - мачеха

(слайд № 10)

В народной медицине мать-и-мачеху применяют при кашле, болезнях печени, ангине, простудных заболеваниях (насморке), туберкулезе легких.

Одуванчик

(слайд № 11).

Листья и корни одуванчика употребляют при болезнях печени, желчного пузыря, желтухе, гастрите, запорах. Отвар корней одуванчика тонизирует организм, улучшает обмен веществ при кожных болезнях. Одуванчик обыкновенный обладает жаропонижающим, потогонным, противоглистным свойствами. Настойка из листьев одуванчика снимает интоксикацию, вызванную укусами змей.

Конкурс 3. «Шиворот - навыворот» (слайд № 12)

Ведущий: (слайд № 13) По 2 человека от каждой команды получают конверт. В этом конверте вы получите загадку и буквы. Вам необходимо из букв составить ответ на загадку. Посмотрим, какая команда выполнит быстрее! За правильно составленное слово команда получает максимально 3 балла.

(слайд № 14)ЛАИАМН – Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

По окончании задания (по щелчку) – проверка.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки.

 

Малина

(слайд № 15)

Приготавливают коррегирующий сироп, улучшающий вкус детских лекарств. Ягоды в виде настоя применяются как потогонное и мягчительное средство, входят в состав потогонных сборов.

 

 

Земляника

( слайд № 16)

Чай из высушенных листьев земляники при болезнях селезенки, гастрите, бронхиальной астме, неврастении и бессоннице, для улучшения аппетита и пищеварения. Настои листьев и вкусных плодов эффективны при авитаминозах, атеросклерозе, маточных кровотечениях, оказывают мочегонное и противовоспалительное действие.

 

Конкурс 4. «Лабиринт из лекарственных

растений » (слайд № 17)

 

Ведущий: (слайд № 18) На стол каждой команде выдается по карточке с лабиринтом. Каждый участник проходит один этап лабиринта и передает карточку следующему игроку.

Нужно как можно быстрее его пройти. Необходимо номер загадки проставить рядом с соответствующим цветком. За правильно пройденный лабиринт и быстроту команда получает 3 балла.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки.

 

Р омашка

(слайд № 19)

Настоем ромашки промывают раны, делают примочки, полощут рот и горло при ангинах, ларингитах.

 

 

 

Василёк

(слайд № 20)

Лекарственные препараты из василька синего применяют при заболевании почек, мочевого пузыря.

Конкурс 5. «Загадки» (слайд № 21)

Ведущий: (по щелчку) Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

(слайд № 22)
1. Очень полезны те ягоды, детки,

И для желудка, уж вы мне поверьте,

Да и для глаз не мешают они,

В меню космонавтов они включены. (по щелчку) (Черника)

(слайд № 23)

2. Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (по щелчку) (Календула.)
(слайд № 24)
3. «Кошачья травка» —
Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку. (по щелчку) (Валерьяна)
(слайд № 25)
4. Путник часто ранит ногу
Вот и лекарь у дороги. (по щелчку) (Подорожник.)

(слайд № 26)

5. Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных,
Запах крепок и душист,
А её зелёный лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отвечай! (по щелчку) (Душица)

(слайд № 27)

6. Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица.
Что это за диво?
Это же ….. (по щелчку) (Крапива)

 

Жюри оцениват конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

 

Душица

(слайд № 28)

Траву назначают для повышения аппетита, улучшения пищеварения, при бронхитах, для полоскания горла при лечении ангин, хронических тонзиллитов.

 

 

 

П одорожник

(слайд № 29)

Настой листьев подорожника  рекомендуют при болезнях органов дыхания, а также желудочно-кишечных болезнях (гастрите, язвенной болезни, дизентерии).

 

 

 

 

Конкурс 6. «Стоп – кадр» (слайд № 30)

Ведущий: (по щелчку) Узнайте лекарственное растение по его фотографии. Команды будут отвечать по очереди. За каждое правильно названное растение команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

  1. Липа. (слайд № 31)
  2. Клен. (слайд № 32)
  3. Дуб. (слайд № 33)
  4. Ольха. (слайд № 34)
  5. Сосна. (слайд № 35)
  6. Береза. (слайд № 36)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки.

 

Сосна

(слайд № 37)

Настой сосновой хвои применяют как отхаркивающее и желчегонное средство, используют для снятия болей при заболеваниях суставов.

 

Берёза

(слайд № 38)

Настой из листьев березы пьют при отеках, болезнях почек, малокровии, как мочегонное и потогонное средство.

 

 

 

 

 

Конкурс 7. «Ребусы» (слайд № 39)

Ведущий: (по щелчку) Разгадайте ребусы.

Команды будут отвечать по очереди.

За каждое правильно названное растение команда получает 5 баллов.

Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

(слайд № 40)

(по щелчку) КАЛАНХОЕ

 

(слайд № 41)

(по щелчку) ЗОЛОТОЙ УС

 

(слайд № 42)

(по щелчку) САНСЕВЬЕРА

 

(слайд № 43)

(по щелчку) АЛОЕ

 

(слайд № 44)

Ведущий: В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине.

Сегодня мы вспомнили давно известные нам растения.

Хочется надеяться, что полученные в ходе игры знания о лекарственных свойствах растений вы сможете успешно применять в различных жизненных ситуациях.

(слайд № 45)

Спасибо за внимание!

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные