Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методические рекомендации по организации и проведению социальных проектов и программ в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций (ОО).

Submitted by Вера Ивановна Головина on Tue, 04/12/2018 - 15:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Головина В.И.
Место работы, должность: 

МБУ ДО ДЮЦ

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Социальный работник
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p><strong><em>Целью данных методических рекомендаций</em></strong> является расширение и углубления связей, определения новых форм взаимодействия педагогов ОО и УДОД, учреждений социума.</p>

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по

организации и проведению социальных проектов и программ в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций (ОО).

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель: Головина Вера Ивановна,

педагог - организатор,

первая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

г.о.г.Кулебаки, 2019г.

 

           

           Методические рекомендации подготовлены для  ОО, реализующие социальные проекты и программы.

          Методические рекомендации предназначены для оказания методической помощи педагогам дополнительного образования, социальным педагогом, педагогом - организаторам, педагогом дополнительного образования, классным руководителям в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций.

         Целью данных методических рекомендаций является расширение и углубления связей, определения новых форм взаимодействия педагогов ОО и УДОД, учреждений социума.

В рамках методических рекомендаций решаются следующие задачи:

  • развитие муниципальной системы образования на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций;
  • повышение уровня качества, доступности, открытости образовательной информации;
  • включенность участников образовательного процесса в сетевые мероприятия;
  • создание моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа;
  • повышение информационной культуры, инновационной компетентности педагогических работников;
  • расширение возможностей использования ресурсов информационного пространства.

        Нормативно-правовой основой по организации и проведению социальных проектов и программ в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций являются следующие документы:

Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс, Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» N 273- ФЗ, типовые положения об образовательных организация различных типов и видов, Концепция развития сети образовательных учреждений, подведомственных Рособразованию, утверждённая приказом Рособразования от 25 мая 2007 г. N 921, Концепция развития образования РФ до 2020 г.

          В системе образования г.о.г. Кулебаки реализуется множество различных проектов,  в том числе социальных. Многие из них могут стать ориентирами в системе образования. Однако следует отметить, что успешное продвижение этих проектов в образовательном сообществе зависит напрямую от эффективных механизмов распространения и развития инноваций. С учетом того, что опыт, приобретённый той или иной организацией, достаточно сложно скопировать в другой организации, что возможен перенос только отдельных идей, технологий, смоделированных решений, возникает задача обустройства образовательного пространства с целью более широкого распространения инновационного опыта. Наиболее эффективным способом решения данной проблемы является организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений г.о.г. Кулебаки.      Сетевое взаимодействие организаций округа  предполагает объединение всех образовательных организаций, в рамках которой  осуществляется  взаимодействие с сетевыми педагогическими сообществами, организациями, отдельными участниками сети  (педагогами, родителями, обучающимися, представителями общественности и т.д.). Сеть в данной ситуации является открытой системой и создаётся в рамках окружной инновационной инфраструктуры. Создание сетевой организации означает интеграцию уникального опыта, возможностей и знаний участников, объединяющихся вокруг некоторого проекта, который не может быть выполнен каждым из партнеров в отдельности. Образование сети различными участниками обеспечивает взаимную компенсацию их недостатков и усиление преимуществ. На современном этапе сетевая организация совместной деятельности рассматривается в качестве наиболее актуальной, оптимальной и эффективной формой достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной.

             Актуальность  сетевого  взаимодействия заключается в том, что происходит не просто сотрудничество, обмен различными материалами  и  инновационными  разработками, а  идет процесс работы  образовательных  организаций  над совместными сетевыми  проектами, разработка и реализация совместных программ.

Для реализации сетевого взаимодействия  необходимо:

  • обеспечение всех желающих доступом к имеющимся ресурсам в любое время;
  • поддержка усилия тех, кто хочет поделиться своими знаниями и умениями;
  •  выявление  тех, кто хочет научиться;
  • предоставление всем желающим возможность публиковать, представлять на обсуждение общественности свои результаты работы.

        Сетевое сообщество образуется из различных образовательных организаций,  и объединяются на добровольной основе, у которых единые цели и задачи. Сообщество выстроено не по иерархическому принципу, а по принципу саморегулирования. При взаимодействии между учреждениями образуются устойчивые горизонтальные связи. Уникальность сетевого взаимодействия образовательных организаций при реализации инновационных проектов заключается в том, что каждый участник предлагает свои ресурсы, идеи, не дублируя других, а дополняя, обучая друг друга, внося свой неповторимый вклад в общий, конечный продукт деятельности «сообщество образовательных организаций».  Можно выделить несколько положительных моментов при организации сетевого взаимодействия:

1.Использование сетевого взаимодействия для инновационного развития ОО позволяет преодолеть ограниченность взаимодействия личными связями, отдельными проблемными вопросами педагогической практики и приводит к появлению новых форм взаимодействия, созданию проектных групп и ресурсного центра (головного учреждения) образовательной сети.

2. Возможности сетевого взаимодействия позволяют развивать технологии

проектирования.

3.Совместное проектирование на основе сетевого взаимодействия расширяет масштаб инновационной деятельности педагогов. Новая позиция педагога как соразработчика позволяет ему увидеть значимость инновационной деятельности, что оказывает влияние на вовлеченность в инновационную деятельность большего количества педагогов и руководителей.

4.При сетевом взаимодействии выстраивается новая форма совместной организации повышения квалификации, которая строится вокруг предмета коллективных разработок.

5.Создание сети образовательных учреждений при реализации социальных инновационных проектов предполагает и создание эффективных коммуни-каций в сети, единой информационной системы для инновационного развития образовательных организаций.

6.Управление сетевым взаимодействием требует создания ресурсного центра, который организует сопровождение и поддержку сетевого взаимодействия.

7.Использование сетевого взаимодействия позволяет преодолеть локальность инновационных процессов, расширить масштаб внедрения инновации, повысить инновационный потенциал разработок, выйти на более высокий уровень, в том числе и федеральный.

Организация и проведение социальных проектов и программ в рамках сетевого взаимодействия ОО основывается на

педагогических принципах:

  • открытость образования к внешним запросам;
  • применение проектных методов;
  • конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике;
  • адресность инструментов ресурсной поддержки;
  • комплексный характер принимаемых решений.

          Эти принципы позволяют реализовать модель сетевого взаимодействия образовательных  организаций в организации и проведении социальных проектов и программ,  использование современных информационно-телекоммуникационных технологий, средств телекоммуникаций  с использованием сети Интернет.

         МБУ  ДО ДЮЦ  имеет  достаточно опыта для проведения социальных проектов и программ в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций (МБУ КДК г. Кулебаки,  ФОК «ТЕМП»,  УСЗН и другие). Механизм сетевого взаимодействия образовательной организации  с ДЮЦ можно рассмотреть на примере реализации социального проекта «Мудрость и время» с УСЗН г. о. г. Кулебаки, который направлен на проведение совместных  мероприятий  и передачи опыта старшего поколения молодежи, а также уважительного отношения к пожилым людям, в стремлении быть похожими на них, формирование патриотического сознания у подрастающего поколения (см. приложение).

        В целях координации работы с образовательной  организацией создается координационный совет. Координационный совет является методическим и организационным органом, который создан с целью осуществления целенаправленных и согласованных действий, на основе сотрудничества и сотворчества. Деятельность совета направлена на планирование и проведение совместной работы по разработке, апробации и внедрению инноваций.

        Основными целями и задачами деятельности координационного совета являются:

  • создание условий для осуществления успешной инновационной деятельности педагогов образовательных учреждений г.о.г. Кулебаки;
  • повышение качества образования и уровня коммуникативных компетенций

  обучающихся через реализацию социально значимых проектов;

  • повышение профессиональной и творческой активности педагогов;
  • стимулирование деятельности профессиональных групп педагогов (методических объединений в образовательных организациях; инициативных, творческих групп  для взаимодействия между ОО);
  • отработка технологий и методик обучения, методов, способов, форм разработки и реализации социально – значимых проектов;
  • разработка условий, рекомендаций для успешного использования моделей

воспитания гражданской идентичности личности, учебно-методических  комплексов.

        Руководство координационным советом осуществляет научный руководитель. Он выполняет организационные функции:

  • непосредственно руководит всей текущей работой, несет ответственность за состояние результатов деятельности совета и полное выполнение всех запланированных видов работ в соответствии с техническим заданием;
  • формирует план работы совета, представляет его на утверждение, организует работу по его выполнению;
  • осуществляет подготовку заседаний совета, мероприятий, проводимых
  • инновационной площадкой, ведет отчетную документацию;
  • обеспечивает членов координационного совета оперативной информацией, организует обмен инновационными материалами;
  • поддерживает инициативы, инновационную и экспериментальную

деятельность педагогического коллектива, руководит авторскими работами и организует их внедрение в практику.

         В состав совета входят по одному представителю от каждого образовательного  учреждения, реализующие организацию и проведение социального проекта. Взаимодействие является необходимым для определения общих концептуальных подходов к разработке проблемы, выработки совместных планов и принципов работы, координации усилий, обмена опытом. Одной из форм сетевого взаимодействия является совместное планирование и анализ деятельности. В процессе совместного планирования и  целеполагания  происходит определение общих ориентиров работы, а также выбор собственного направления деятельности в рамках основной темы.

 

 

Формы и методы организации сетевого взаимодействия

при проведении социальных проектов и программ

           Организация сетевого взаимодействия позволяет проводить обучающие и взаимообучающие семинары. Данная форма работы используется для повышения осведомленности педагогов и всех заинтересованных лиц в научных и теоретических аспектах темы проекта, позволяет узнать новые технологии работы.

         Взаимообмену знаниями и опытом служат так же мастер-классы. В отличие от  обучающего семинара эта форма взаимодействия носит практико-ориентированный характер, предполагая освоение конкретных форм и методов работы. Как правило, организатором мастер-класса является образовательное учреждение, имеющее определенные достижения в том или ином направлении реализации проекта. При этом участники мастер-класса выполняют еще одну важную функцию – осуществляют экспертизу имеющегося опыта, обогащая его и адаптируя имеющиеся программы и

проекты на базе собственного образовательного учреждения. Отдельно можно отметить такую форму взаимодействия, как участие в семинарах и мастер-классах, проводимых другими ОО. Это создает возможности для трансляции «внешней» экспертизы уже имеющегося опыта.

          Важным и убедительным результатом инновационной деятельности образовательных организаций является подготовка публикаций, методических пособий и рекомендаций. Такая форма взаимодействия образовательных учреждений и педагогов – не только эффективное средство шлифовки, глубокого осмысления, созданных в ходе инновационной деятельности продуктов, но и важный стимул профессионального роста участников проекта.

 

Заключение

         Необходимость  осуществления сетевого взаимодействия диктуют сама жизнь, ее социальные, экономические, информационные стороны. Теоретическое обоснование механизмов сетевого взаимодействия при реализации социальных проектов, распространение результатов инновационной  деятельности в практике, позволяют обобщить и представить технологию сетевого взаимодействия для инновационного развития, включающую совместное планирование инновационной деятельности в рамках ОО; совместное проектирование образовательной сети, единое методическое сопровождение в образовательной  сети; совместное методическое проектирование образовательных учреждений; коллективные разработки в процессе обучения и повышения квалификации, в проектировании образовательной сети; создание сетевых проектов и программ, единой информационной среды; конструирование и расширение системы горизонтальных связей, в том числе с внешними партнерами образовательной сети.

         Модель сетевой организации помогает использовать профессиональные возможности и интеллектуальный потенциал  педагогов из разных учреждений для взаимного обучения, обмена опытом, различных исследований, развивать компетенции, связанные с формированием способности постоянного самообразования, осуществлять распространение лучшего педагогического и управленческого опыта, повышать готовность педагогов к участию в инновационных процессах. Результаты такого взаимодействия будут иметь большое значение для формирования открытой сети инновационно - активных ОО города, обеспечивающей массовое распространение в системе общего образования  лучших практик и трансферт инновационных результатов, полученных образовательными учреждениями, внедряющими инновационные образовательные программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

1.Бугрова Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров. Дисс. на соискание уч.степени к.п.н.- Омск, 2009.

2.Доклад «Сетевое взаимодействие инновационных образовательных учреждений» [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://wiki.saripkro.ru/index.php 

3.Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. Адамского А.И. – М.: Эврика, 2006.

4.Тарасов С.В. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса: понятие и содержание // Научно-методическое обеспечение образовательного процесса. СПб., 1998.

5.Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями. – М.: Изд-во Института социологии, 1999. – 38 с.