Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Особенности изготовления глиняных свистулек».

Submitted by Надежда Андреева on пн, 21/01/2019 - 00:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Андреева Надежда Викторовна
Место работы, должность: 

МБОУ"Янгорчинская средняя общеобразовательная школа" Вурнарского района Чувашия, Учитель изобразительного искусства

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
все уровни образования
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Цель урока: 

- ознакомиться историей  возникновения глиняной игрушки в различных регионах России, их символическое значение;

 - изучить особенности формы и росписи глиняных свистулек;

   - освоить технологию изготовления глиняных свистулек;

   - слепить  на основе изученного материала, свою свистульку.   

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
5
Используемые учебники и учебные пособия: 


1. «Послушная глина» Основы художественного ремесла Федотов Геннадий Яковлевич
«АСТ – ПРЕСС» Москва 95.
2. Процесс изготовления свистульки "Наука и жизнь" № 10, 1975 г., с. 72-75.
3. «История декоративно – прикладного искусства» Анри Де Морен Искусство 1982
4. «Технология декоративно – прикладного искусства» Михаил Ермаков Нижний Тагил 2012

Краткое описание: 
<p>Лепки из глины &ndash; одна из своеобразных и, в чём &ndash; то, загадочных областей народного творчества. Любое произведение народного искусства &ndash; это отражение его внутреннего уклада, самобытности, традиций. Глиняные свистульки в виде фигурок людей, зверей, птиц очень добрые, яркие, нарядные, красочные. Все игрушки имеют название, определяющее принадлежность их к населённому пункту, в котором зародился промысел, или названы по фамилии автора (Дымковская, Филимоновские, и т.д. игрушка). Почему помимо простых фигурок появились свистульки? Почему они так ярко расписывались, и какой смысл могли нести за собой?&nbsp;</p>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Особенности изготовления

глиняных свистулек».

 

 

 

 

Андреева Надежда Викторовна

Учительница ИЗО

 МБОУ «Янгорчинская СОШ»

Вурнарского района ЧР

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019год

Содержание

 

 

Введение                                                                                                           стр. 3

                                                                                      

Глава 1. Глиняная игрушка в народном искусстве                                         стр. 4

           1.1История развития глиняной игрушки.                                                         стр. 5

           1.2 Символическое значение глиняной свистульки                                        стр.6

           1.3 Изучение символики цвета, элементов росписи и формы глиняной         свистульки.

 

Глава 2. Технология изготовления глиняной свистульки                                        стр.7

          2.1 Этапы изготовления глиняной свистульки                                                   стр.8

 

Глава 3 Исследование отличительных особенностей глиняных свистулек             стр.9

              различных областей России

           3.1 Сравнительная характеристика формы и элементов росписи           

                  глиняной   свистульки

           3.2 Сводная таблица цветовой гаммы глиняной свистульки

           3.3 Анализ результатов исследования                                                               стр.10                                                      

 

Выводы

 

                Список использованной литературы                                                            стр.11

 

                Приложения                                                                                                    стр.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В детстве, когда мы были детьми, мечтали научиться делать свистульки. Глины очень много и вся детвора лепила что-то, из светло-серой глины, скорее всего из береговой, называемой мастерами чекес таме – «ласточкиной» глиной,  но вот только не свистульки. И вот, научившись лепить свистульки, решила передать эти знания ученикам! Свистульки получились разные.

Есть такая русская поговорка: «В каждой избушке своя игрушка». То же самое можно сказать про глиняную свистульку - у любого народа есть такой музыкальный инструмент.

Лепки из глины – одна из своеобразных и, в чём – то, загадочных областей народного творчества. Любое произведение народного искусства – это отражение его внутреннего уклада, самобытности, традиций. Глиняные свистульки в виде фигурок людей, зверей, птиц очень добрые, яркие, нарядные, красочные. Все игрушки имеют название, определяющее принадлежность их к населённому пункту, в котором зародился промысел, или названы по фамилии автора (Дымковская, Филимоновские, и т.д. игрушка). Почему помимо простых фигурок появились свистульки? Почему они так ярко расписывались, и какой смысл могли нести за собой? Чем отличаются свистульки различных областей России?

В связи с этими вопросами встала проблема появления глиняной свистульки, её символического значения и отличия в разных областях  России.

Изучая литературу, иллюстрации по глиняной игрушке более внимательно, можно заметить, что свистульки в виде фигурок одних и тех же животных, но изготовленных в разных областях (Дымковская, Абашевская), несколько отличаются друг от друга.

Приступая к этому исследованию, выдвинулась следующая гипотеза: глиняные свистульки несут своё символическое значение и имеют свои характерные особенности формы и росписи в каждом регионе.

Цель: изготовить свистульку 

Задачи:    - ознакомиться историей  возникновения глиняной игрушки в различных регионах России,           их символическое значение;

 - изучить особенности формы и росписи глиняных свистулек;

   - освоить технологию изготовления глиняных свистулек;

   - слепить  на основе изученного материала, свою свистульку.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Глиняная игрушка

в народном творчестве

  1. История развития глиняной свистульки.

      История глиняной свистульки началась более пяти тысяч лет назад.  Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) - свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

        В XVIII-XIX вв.производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.

Народные мастера лепили свистульки в виде коней, всадников, оленей, собачек, птиц и фантастических животных. Если свистулька имеет сложную форму и к тому же крупная, свисток можно выполнить отдельно, а затем соединить с остальной частью игрушки.    Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.

       Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой.

         Свистульки настолько популярны, что в Европе до сих пор проходят свистулечные фестивали. В Италии и Испании это - целая традиция. В России такие фестивали, к сожалению исчезли в конце 19 века.

        Глиняные свистульки в наше время - это большая редкость, реликвия из глубины веков.

         Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

 

         С точки зрения полезности свистулек для ребенка, то помимо того, что они дарят веселое настроение, они «имеют целью до некоторой степени развить напряжение легких, способствует ритмизации дыхания » - писал врач-педиатр и педагог Е.А. Покровский в своей работе «Физическое воспитание детей у разных народов» в 1895 году.

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Символическое значение глиняной свистульки

 

СВИСТУЛЬКА – фигурное (обычно в виде птицы) обрядовое звуковое приспособление из обожжённой глины.

В древности они имели сакральное значение, заключали в себе четыре элемента Творения. Гончар смешивал две стихии – Землю и Воду, чтобы получить материал для изготовления свистульки. Затем уже готовое изделие он обжигал Огнем, а чтобы извлечь из него мелодичный звук, нужна еще одна стихия – Воздух. Первоначально свистульки были предметом культа и средством коммуникации, издавая один или несколько звуков. Начиная с языческих времен их использовали как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя.

В пинежском заговоре говорится, что игрушка переманивает на себя хворь. Той же цели служили различные свистульки. Свистульки часто изображали то или иное животное, кроме того, изображение животных являлось традиционной темой русской народной игрушки. В тульской области зафиксированы поверья, что посвистев в глиняную свистульку и сказав "Пусть порча перейдет на того, кто ее послал" человек выздоравливает, а тот, кто ее наслал, заболеет. В зависимости от недуга использовалась та или иная свистулька. В обычное время они стояли напротив окна, "не пропуская" болезнь и зло к ребенку.

 

 Древний обряд, связанный с игрушечной свистулькой и посвященный изгнанию злых сил и привлечению добрых, зафиксирован в начале XIX века в Вятке. Назывался этот праздник "Свистунья" или "Свистопляска". Ранней весной дети и взрослые в течение нескольких дней свистели в зооморфные глиняные свистульки, плясали и веселились.

Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву. В последнее время они стали использоваться в народных ансамблях как своеобразные музыкальные инструменты, но многие люди и сейчас верят что, что свист отпугивает злые силы.

           Язычество не ушло в небытие, а опосредованное сохранилось в народных промыслах, в том числе и в игрушке. Игрушка была своеобразной моделью мира, в которой были заложены основные представления о природе и человеке крестьянина. Дети, помогавшие своим родителям лепить и красить игрушки, принимали систему ценностей от предков.

         . При применении традиционных и любых других игрушек следует учитывать воздействие образа того или иного персонажа на психику ребенка, особенно это касается современных игрушек часто имеющих агрессивное содержание.

               Кроме того, следует обращать внимание на уровень и вибрационные характеристики звука различных свистулек, который подбирался отнюдь не случайно. Воздействие звука традиционной свистульки на психику носит скорее терапевтический характер, чем развлекательный.

              . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Изусение символики цвета, элементов росписи и формы

 глиняной свистульки

 

Изучая описание традиций изготовления глиняной свистульки по различным источникам, мы выяснили, что орнамент в росписи глиняной свистульки и её цветовое решение тоже было символично. Через цвет и орнамент мастер пытается выразить своё отношение к миру, уважение и почитание сил природы.

 

Символика цвета

Название цвета

Символика цвета

1

Красный

Жизнь, кровное дерево

2

Жёлтый

Солнце, свет

3

Синий

Вода, небеса

4

Белый

Чистота, свет, излучаемый изнутри

5

Зелёный

Молодость, ростки

6

Чёрный

Земля

7

Голубой

Благость, спокойствие

8

золотой

Цвет солнца

 

Символика элементов росписи

 

Элементы росписи

Символика элементов росписи 

1

Зелёные, жёлтые пятна

Рост жизненных сил

2

Большие жёлтые, красные круги

Символ солнца, зари

3

Круг

Символ солнца

4

Кольцо

Вечность и цикличность жизни, природы

5

Зерно, колос

Символ жизни, рождения нового

6

Элементы растений, веточки

Символ единства природы и человека

 

 Символическое значение каждого образа

 

Название образа

Символическое значение

1

Женская фигурка

 

Олицетворяет великую богиню “Природу”. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д. Этот образ – продолжение рода всего живого

2

Конь

 

Считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила.

3

Птицы

 

знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений.

4

Олень

 Изображал удачный брак, тепло и плодородие 

5

Баран

Знак богатства, жизненного успеха

6

Козёл

Знак плодородия, хлебный дух поля

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Технология изготовления глиняной

свистульки

 

2.1 Выделение этапов изготовления глиняной свистульки

      Единой технологии изготовления свистульки из глины не существует – сколько мастеров, столько и технологий.

      И сейчас малыши начинают с того, что подробно изучают старую игрушку, повторяют ее форму и роспись. Постигая мастерство предков малыши и сами фантазируют, создавая новые образы, выискивая новые формы игрушки. Игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.

      Чтобы изготовить хорошо звучащую свистульку, необходима сноровка.

      Подробно изучив отдельно технологию изготовления глиняных свистулек различными мастерами России по технологическому описанию, мастер – классам нашего руководителя, видео – урокам, мы выделили следующие этапы изготовления глиняной свистульки:

 

 

Названия этапов

Краткое описание этапов

1

Подготовка глины

Хорошо проминаем глину, чтобы в ней не остались пузырьки воздуха

2

Лепка туловища

.Лепим тело свистульке

3

Формирование отверстия

 свистульки

Со стороны мундштука палочкой-«пичужкой» протыкают отверстие и делают внизу клиновидный вырез

4

Оформление деталей

Используют различные штампики, с помощью которых можно легко и просто делать узоры на глиняной заготовке.

5

Сушка

Сушат в обычной газовой или электрической печи, но не стоит резко повышать температуру – сушка должна быть длительной

6

 Обжиг

В муфельных и русских печах, а также в кострах при температуре не ниже 900*С в течении 3-4 часов

7

 Роспись

Наряду с масляными красками применяют нитрокраски и акриловые

8

Глазурование

Используют обычное толчёное стекло + жидкий крахмальный клейстер или слабый раствор силикатнго или канцелярского клея

 

        

 

 Бывает и так, что звука не получается. Тогда надо, пока глина не затвердела, разрезать свистульку струной или крепкой ниткой вдоль на две равные части и устранить недостатки.

          Наиболее распространенные ошибки начинающих - это неверное направление входного канала, притупленный язычок, размазанная или рваная кромка на выходе из канала.            Важно получить в сечении четкую кромку, острый язычок и входной канал, на него направленный. Если нет засора (кусочков глины в канале и в выходном отверстии) и все сделано правильно, то звук будет четкий и звонкий.

Опыт обычно приходит с практикой.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Исследование отличительных особенностей глиняных свистулек   различных областей России

 

           3.1 Сравнительная характеристика формы и элементов росписи глиняной свистульки

 

 

Дымковская свистулька

 

 

 

Форма: Монолитный силуэт, фигуры отличаются мягкой плавностью, округлостью. Разнообразие налепленных деталей

Элементы росписи: Кружочки, точки, прямые и волнистые полоски.

 

 

 

 

Филимоновская свистулька

 

 

Фориа:  Все свистульки. Небольшая голова, почти одинаковой толщины с шеей. Голова плавно перетекает в длинную шею, и придаёт фигурке горделивую осанку, мягкость силуэта и устремлённость ввысь.

Элементы росписи: Цветные полоски, точки на цветном или белом фоне.

 

 

 

http://www.dou-489.ru/igrushki-mira/img-igrushki/svisty-12.jpg

 

 

 

 

Каргапольская свистулька

                               

Форма: Фигурка монолитна, выполнена из одного куска глины, налепленных деталей немного. Игрушки призамисты, кажутся неуклюжими.и тяжеловатыми. В отличии от дымковской, чуждо городское влияние. В отличии от Филимоновской – весёлые плосковатые.

Элеиенты росписи:  Круги, кольца, перекрещивающиеся линии.

http://www.dou-489.ru/igrushki-mira/img-igrushki/svisty-10.jpg 

 

                          2.Соловушка. Водяная свистулька из фарфора                                                                                                                                                                                                                                       

1 Абашевская свистулька           Россия, Владимирская обл., Ковров                        

3.Селецкая свистулька с переливами

 http://www.dou-489.ru/igrushki-mira/img-igrushki/svisty-02.jpg         http://www.dou-489.ru/igrushki-mira/img-igrushki/svisty-11.jpg

3.2 Сводная таблица цветовой гаммы глиняной свистульки

Цвет

Дымковская

филимоновская

   Каргапольская

Жбановская

Чернышвская

Белый

+

+

+

 

+

чёрный

+

 

+

+ (фон)

+

Красный

+

+

+

+

+

малиновый

+

 

 

 

 

Жёлтый

+

+

+

+

+

Зелёный

+

+

+

+

 

Голубой

+

 

редко

 

 

Синий

+

 

 

 

редко

Золотой

+

 

 

+

 

 

3.3 Анализ результатов исследования

В ходе проведения сравнения глиняных свистулек различных облстей России были получены следующие результаты

  • Выявлены и подробно рассмотрены все технологические этапы изготовления глиняной свистульки
  • Объяснено символическое значение образов свистульки (форма, элементы  росписи, цвет имеет для народа свой смысл)
  • Любая игрушка яркая, оригинальная, колоритная
  • Для изготовления свистульки выбирались образы животных и птиц, каждый из которых нёс своё символическое значение
  • По форме  и характеру росписи заметно отличаются друг от друга Дымковская, Филимоновская, Каргапольская игрушки
  • Для росписи использовались натуральные природные оттенки, естественные тона
  • Во всех свистульках всех областей обязательно присутствует красный цвет.. Наиболее часто использовались жёлтый, зелёный и белый цвета.
  • По результатам исследования изготовления образцы глиняных  свистулек с соблюдением всех технологических этапов

Выводы

  1. Свистульки мастеров различных областей России – это образы животных, схожих  в своей символичности. Символика цвета и орнамента тоже похожи, что объясняется общими традициями народов России
  2. Глиняные игрушки имеют свои отличительные особенности, характерные для той или иной области России в форме, орнаменте или цветовом решении, зная которые можно определить принадлежность свистульки к тому или иному региону России. Различие свистулек объясняется творческой оригинальностью мастера, зародившего промысел, традиции лепки и росписи которого тщательно хранились и передавались из поколения в поколение
  3. Технология изготовления глиняной свистульки любого мастера не имеет принципиальных отличий, любая свистулька проходит все перечисленные нами технологические этапы
  4. Глиняная свистулька как продукт  народного творчества самобытна и оригинальна
  5. Выполняя свистульку, мастер закладывает в неё свой особый смысл и символику

Мало научиться мастерить свистульку, важно развивать и передавать свой опыт остальным.            А в вашем доме есть глиняные свистульки? Если есть, то вы – обладатели частички русского ирия - рая, и пусть в вашем доме всегда светит солнце согласия и лад. Находите в работе с глиной отдушину. Советуем вам приобщиться к этому удивительному ремеслу.

 

 

Использованная

литература

 

  1.  «Послушная глина» Основы художественного ремесла Федотов Геннадий Яковлевич

                                                                                          «АСТ – ПРЕСС» Москва 95.

  1. Процесс изготовления свистульки  "Наука и жизнь" № 10, 1975 г., с. 72-75.
  2. «История декоративно – прикладного искусства» Анри Де Морен Искусство 1982
  3. «Технология декоративно – прикладного искусства» Михаил Ермаков Нижний Тагил 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения