Вы не зарегистрированы

Авторизация



программа внеурочной деятельности

Фото пользователя СВЕТЛАНА ВАСИЛЬВНА ЧИКУНОВА
Submitted by СВЕТЛАНА ВАСИЛЬВНА ЧИКУНОВА on Wed, 23/01/2019 - 21:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Чикунова Светлана Васильевна
Место работы, должность: 

МКОУ Курловская СОШ, Гусь-Хрустальныйр.  Владимирская обл
Учитель начальных  классов

Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p>Программа&nbsp; &quot;Русская народная&nbsp; игрушка&quot;&nbsp; для&nbsp; детей&nbsp; младшего школьного возраста.</p> <p>В ходе&nbsp; изучения&nbsp; прогшраммы дети&nbsp; смогут&nbsp; научиться&nbsp; делать&nbsp; интересные&nbsp; поделки&nbsp; из&nbsp; природного&nbsp; материала,&nbsp; лосутков&nbsp; ткани.&nbsp; пластилина,&nbsp; глины.&nbsp; бумаги.</p> <p>Приобщатся&nbsp; к&nbsp; народному&nbsp; творчеству.Узнают&nbsp; о&nbsp; развитии&nbsp; народных&nbsp; промыслов&nbsp; в&nbsp; России.</p>

МКОУ Курловская СОШ№1. Гусь-Хрустальный р-он, Владимирская обл

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа внеурочной деятельности

 «Русская  народная игрушка»

 

 

 

 

Автор  составитель:

 

 учитель начальных  классов

 Чикунова С.В.

Возраст детей 6-10 лет

Срок  реализации 3  года

 

 

 

 

                                                           г.Курлово

 

Пояснительная записка.

В системе современного образования усиливается роль нравственного, патриотического и эстетического воспитания школьников.

Очевидно, если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин отечественной культуры. В ней заложены гуманные идеи единства человека и природы: мудрой цикличности жизни человека как части мира; устойчивые ориентиры для формирования лучших черт национального характера: трудолюбия, милосердия, верности слову, мужества, любви к родной земле. Для этого мы должны создать благоприятные условия для развития личности ребенка в учебно-воспитательном процессе через внедрение элементов традиций и культуры русского народа. В этом нам поможет программа внеурочной деятельности «Русская  народная  игрушка»

Цель программы: приобщить младших школьников к историко-культурным 

                    традициям родного края через активизацию их творческого 

                    потенциала.

Задачи:

  • Расширить и углубить знания младших школьников о культуре,

            истории русского народа;

  • Формировать эмоционально-положительное отношение к 

            этнокультурному наследию;

  • Развивать умения отражать этнокультурные традиции в разных видах

           детского творчества.

Программа внеурочной деятельности «Русская  народная  игрушка» предназначена для младших школьников

Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю.

В течение этого времени дети на фольклорном и этнографическом материале знакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающего человека и свое место в этом мире, изучают традиционный народный  календарь, праздники, обычаи и обряды, связанные с земледельческим циклом, знакомятся с многообразием культурных традиций России, с культурой родного края.

Реализация программы «Русская  народная  игрушка» предусматривает построение в виде теоретической и практической деятельности и воплощается в доступных для младших школьников формах:

  •  Беседа;
  • Фольклорный праздник;
  • Экскурсия в краеведческий музей;
  • Выставка – ярмарка.
  • Викторина.
  • Мастерская.

 

Это очень яркий и выразительный мир и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным его участником. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности., Рисовать, мастерить, участвовать в фольклорных  праздниках– все эти возможности представляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка. Привлекает и языковой аспект: произведения фольклора дают образцы красивой, образной и поэтической речи.

          Это образовательная программа, в которой каждый из участников открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности.

При составлении программы учитывались следующие принципы:

  • Принцип сознательности.
  • Принцип систематичности и последовательности.
  • Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип активности.
  • Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.
  • Принцип оздоровительной направленности.
  • Принцип формирования ответственности.

В результате реализации программы «Русская  народная  игрушка» учащиеся должны знать:

  • Традиции и обряды русских народных праздников
  • Календарно-бытовую культуру
  • Малые жанры русского фольклора
  • Русские народные игры
  • Русские народные песни
  • Народные промыслы России

Введение программы «Русская  народная  игрушка» позволит возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои предков, патриотические настроения, обычаи и традиции своего народа.

Материально-техническое обеспечение.

 

Демонстрационный и раздаточный материал.

  • Коллекции «Бумага и картон», «Лен», «Хлопок», «Шерсть».
  • Раздаточные материалы

Технические средства

  • Компьютер.
  • Проектор.
  • Магнитная доска.
  •  Пластилин, цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, ткань, нитки, иголки у каждого ребёнка.
  • Природный  материал:  солома,  берёста,  сухая  трава,  шишки  ,  жёлуди..

 

 

 

 

 Результаты освоения курса

Личностные результаты:

- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

-  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

 Метапредметные результаты:

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

- Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.

- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

- Приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  усвоение правил техники безопасности;

-  Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.      

 

 

Содержание  программы

1 год, 33 часа

 

 

Виды  деятельности

Кол-во  часов

1

Беседа

2

Экскурсия

  2 ч

3

Игровые  программы

4

Мастерские

16ч

 

Календарно-тематическое планирование 1  год

 

Кол-во часов

Тема

Форма занятия

  1.  

1

Вводное занятие. Знакомство с понятием народная культура.

Беседа с использованием ИКТ

  1.  

1

Природа родного края

Экскурсия в музей

  1.  

1

Собираем  урожай.

Поделки  из  овощей  и  фруктов

Беседа с игровыми моментами

  1.  

1

Поделки  из  природного материала

Соломенное  чучелко

Беседа с использованием ИКТ

  1.  

1

«Осенины»

Игровая программа

  1.  

1

Бирюльки

Беседа с использованием ИКТ

  1.  

1

Свистульки

Беседа с использованием ИКТ

  1.  

 

Конь-огонь

Мастерская

  1.  

 

У  медведя  во  бору

Мастерская

  1.  

 

Поскакушки-огневушки

Мастерская

  1.  

 

Поделки  из   волокна  и  пряжи

Мастерская

  1.  

 

Тряпичные  мячики

Мастерская

  1.  

 

Поделки  из  солёного теста

Мастерская

  1.  

1

Елка – символ Рождества. Игры у елки

Игровая программа

  1.  

1

Изготовления елочных игрушек

Мастерская

  1.  

1

Изготовления елочных игрушек

Мастерская

  1.  

1

Колядование. Разучивание колядок, обрядовых песен.

Игровая программа

  1.  

1

Изготовление костюмов (масок) для колядования

Мастерская

  1.  

1

Изготовление костюмов (масок) для колядования

Мастерская

  1.  

1

Знакомство с предметами быта.

Экскурсия в музей

  1.  

1

Русские народные игрушки.

Беседа с использованием ИКТ

  1.  

1

Матрешка. Рисование матрешки, изготовление из бумаги (аппликация, бумажные конусы)

Мастерская

  1.  

1

Матрешка – игрушечный символ России.

Игровая программа

  1.  

1

Весенние праздники.

Беседа с использованием ИКТ

  1.  

1

Масленица. Проводы зимы и встреча весны.

Игровая программа

  1.  

1

Встреча птиц. Изготовление птиц. Лепка, рисование.

Мастерская

  1.  

1

Встреча птиц. Изготовление птиц. Лепка, рисование.

Мастерская

  1.  

1

Разучивание песен, стихов, пословиц и т.д. Обычаи и обряды встречи птиц.

 

Игровая программа

  1.  

1

Пасха. Обряды и обычаи праздника. Игры.

Игровая программа

  1.  

1

Значение росписи яиц. Роспись яиц.

Мастерская

  1.  

1

Природный символ России. Березка.

Беседа с использованием ИКТ

  1.  

1

Русские промыслы. Изделия из березы.

Беседа с использованием ИКТ

  1.  

1

Итоговое занятие Выставка-ярмарка

 

 

 

2 год, 34 часа

 

 

Виды  деятельности

Кол-во  часов

1

Беседа

2

Экскурсия

  2 ч

3

Игровые  программы

4

Мастерские

19ч

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

Кол-во часов

Тема

Форма занятия

  1.  

1

Вводное занятие. Знакомство с понятием народная культура.

Беседа с использованием ИКТ

  1.  

1

Природа  и  быт  родного края

Экскурсия в музей

  1.  

1

Собираем  урожай.

Поделки  из  овощей  и  фруктов

Беседа с игровыми моментами

  1.  

1

Поделки  из  природного материала

Игрушки из  шишек

Беседа с использованием ИКТ

  1.  

1

«Осенины»

Игровая программа

  1.  

1

Обереги

Беседа с использованием ИКТ

  1.  

1

Обереги-  зерновушки

Мастерская

  1.  

 

Обереги Кувадки

Мастерская

  1.  

 

Обереги  Пеленашки

Мастерская

  1.  

 

Весёлый  лоскуток

Беседа  с  исп  ИКТ

  1.  

 

Поделки  из   волокна  и  пряжи

Мастерская

  1.  

 

Плетёный  поясок  (  шнур  из  1  пряди  волокон)

Мастерская

  1.  

 

Плетёный  поясок  (  шнур  из  3 прядей  волокон)

Мастерская

14

1

Рождественская  звезда

Мастерская

          15

1

Рождественская  история

Беседа  с  исп  ИКТ

16

1

Рождественский  вертеп

Мастерская

17

1

«Приходи  к  нам  Рождество»

Игровая программа

     18

 

Плетение  на Руси

Экскурсия  в  краеведческий музей

19

 

Плетение  из  бумаги Изделие  Туесок

Мастерская

20

 

Плетение из бумаги   Изделие  Коврик

Мастерская

21

 

Плетение  из  бумажных  трубочек

Беседа  с  использованием  ИКТ

    22

 

Плетение  из  бумажных  трубочек

Мастерская

23

 

Плетение  из  бумажных  трубочек

Мастерская

24

 

Плетение  из  бумажных  трубочек

Мастерская

25

 

Плетение  из  бумажных  трубочек

 

26

 

Богородская  резьба

Беседа  с  использованием  ИКТ

27

 

Богородская  игрушка  «Мужик  и  медведь»

Мастерская

28

 

Богородская  игрушка  «Медведь  и  мёд»

Мастерская

29

 

«Весёлый  ручеёк»

Беседа  с  использованием  ИкТ

30

 

Лодочка  из  коры  дерева

Мастерская

31

 

Кораблики  из  бумаги

Мастерская

32

 

«Семь  футов  под  килем»

Выставка  кораблей

 

Мастерская

33

 

«Та  сторона,  где  ветер» . Воздушные  змеи

Беседа  с  использованием  ИКТ

34

 

Воздушный  змей

Мастерская

 

 

 

 

 

 

3  год, 34 часа

 

Виды  деятельности

Кол-во  часов

1

Беседа

2

Экскурсия

  2 ч

3

Игровые  программы

4

Мастерские

19ч

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

дата

Кол-во часов

Тема

Форма занятия

1

сент

1

Вводное занятие. Культурное  наследие  Владимирского  края.

Беседа с использованием ИКТ

2

 

1

Природа  и  быт  родного края

Экскурсия в музей

3

 

1

Собираем  урожай.

Поделки  из  овощей  и  фруктов

Готовим  выставку «Зеркало  природы»

4

 

1

Поделки  из  природного материала

«Соломенная  куколка»

Беседа с использованием ИКТ

Куклы  из  соломы  или  травы

5

окт

1

Поделки  из  природного материала

«Соломенная  куколка»

Беседа с использованием ИКТ

Куклы  из  соломы  или  травы

6

 

1

Обереги

 « Тайна  малахитовой  шкатулки»

Украшения  из  камня

Беседа  с  исп.  ИКТ

Знакомство  с  украшениями  из  камня

7

 

 

Обереги

 « Тайна  малахитовой  шкатулки»

Магическая  сила  камней

 

Выбираем  камень  по  душе.

 

8

ноябрь

7

Обереги

 « Тайна  малахитовой  шкатулки»

Украшения  из  камня

Плетение  украшений

9

 

14

Обереги

 « Тайна  малахитовой  шкатулки»

Украшения  из  камня

Плетение украшений

10

 

21

«Весёлый  лоскуток»

История  ткацкого производства во  Владимирской  обл

Выбираем  ткани  на  прихватку

11

 

28

«Весёлый  лоскуток»

Шьём  прихватку

12

декабрь

5

«От  лаптя  до  сапожка»

История обуви на  Руси.

Сообщение: «Владимирский  сапожок»

13

 

12

«Ох  лапти,  вы,  лапти  мои!»

Плетём  лапоток

14

 

19

«Рождественский  переполох»

Беседа  о  традиция  встречи  нового года  и  рождества  в  России

Изготовление  ёлочных  украшений

15

 

26

«Рождественский  переполох»

Изготовление  ёлочных  украшений

16

январь

10

«Деревянное  зодчество»

История  деревянного зодчества  на  Руси

Домики  из  деревянной  соломки

17

 

17

«От  избы  до терема»

Домики  из  деревянной  соломки

18

 

24

«Гостинец  с  ярмарки»

Исконно –русские  кондитерские  изделия.  История  их  производства.

Роспись  пряника

19

 

31

«Кулинарные  затеи»

Фигурки  из  теста

20

февр

7

«От  светца  до  лампочки»

Беседа  об электрофикации страны.

Изделие: подсвечник

21

 

14

«Волшебный  абажур»

Как  устроен  электрический  фонарь.

Сборка  эл. цепи.

Изделие: Абажур  для фонаря.

22

 

21

«От  узелка  к  узлу»

Плетение  из  льняных  нитей  способом  макраме

23

 

28

«От  узелка  к  узлу»

Плетение  из  льняных  нитей  способом  макраме

Плетение  украшений-оберегов

24

март

7

«Весенний  сувенир»

Изготовление подарка к  8  марта

25

 

14

«От  зерна  до  колоса»

Посев  семян  на  рассаду

26

 

21

«От  зерна  до  колоса»

Уход за  первыми  посевами. Пикировка.

Пересадка  комнатных  растений.

27

апр

4

«Как  человек летать учился?»

Из  истории воздухоплавания

Украсим  воздушный  шар.

28

 

11

«Покорителям  космоса - слава!»

Создание  ракеты-носителя

29

 

18

«  Как  на  книжкины  именины..»

Из  истории книгопечатания  на  Руси

«Книжка-малышка- почти что лубок!»-делаем  книжку  сами

30

 

25

«В  переплётной  мастерской»

Создаём   твёрдый  переплёт.

31

май

16

«От  зерна  до  колоса»

Пересадка    растений  в  грунт.

32

 

23

 «Сам  себе  мастер»

Презентация  работ выполненных  своими  руками.

33

 

 

Мастер-классы

«Если  только  захочу,  я  любого  научу!»

Работа  в  центрах  по  интересам.

34

 

 

«И  это  всё  игрушки!»

Защита  индивидуальных  проектов

 

 

 

 

 

Интернет-рессурсы:

  1. НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ-

В коллекции: история, традиции, иллюстрации, игры, дидактические карточки, стихи,  песни мр3, ноты,  сценарии,   картинки, раскраски, поделки, методическая копилка

http://www.metodkabinet.eu/Temkollekzii/NarodnyePromysly.html

2.Куклы из растительных материалов  - http://www.rukukla.ru/article/coloma/kukly_iz_ractitelnyh_materialov.htm

3.Лепим "Дымку"-- http://www.rukukla.ru/article/gigr/lepka/lepim_dymku.htm

4.Чистый  звук глиняной  свистульки- http://www.nkj.ru/archive/articles/5992/  

5.Тряпичные  куклы- http://www.rukukla.ru/article/trya/

6.Народные  промыслы  и  ремёсла-  http://bibliotekar.ru/krasota/index.htm

7.Динамическая  ирушка  Ванька-Встанька.  Русская  матрёшка..  разработки  уроков- http://festival.1september.ru/articles/527314/

8.Чудо-писанки -  http://festival.1september.ru/articles/211875/

9.“Сокровища русского народа - народные игрушки и фольклор”- http://www.ucheba.com/ur_rus/k_metodkopilka/igrushka.htm

10.О народных промыслах России "Добрым людям на загляденье"- http://festival.1september.ru/articles/410122/  

11.Коллекция  клипартов  о  народных  промыслах- http://www.ivanivanich.ru/catalog.php

12.Интерактивные  прописи,  загадки,  раскраски  о  народных  промыслах.- http://www.metodkabinet.eu/igryGenius/NP_propisi.html

Литература:

  1. Г.Науменко «Чудесный короб», издательство «Детская литература»,Москва,1998 г.
  2. «Праздник — ожидаемое чудо», издательство «Вако», Москва, 2006 г.
  3. «Мы и наша культура», пособие для учителя, издательство «Экзамен», 2010 год
  4. «Мир вокруг и внутри нас», пособие для учителя, издательство «Экзамен», 2010 г.
  5. Р.М.Романова «В краю кедровом», издательство «Планета», Москва, 1995 г.
  6. Материалы из методической газеты «Начальная школа», издательский дом

      «Первое сентября», Москва,

  1. Материалы из методической газеты «Педсовет».
  2. «Калейдоскоп праздников», издательство «Экзамен», Москва, 2011 г.
  3. И.Агапова,  М.Давыдова. «Лучшие  поделки  из  природных  материалов»ИКТЦ «Лада»,  2009г
  4. А.А. Басаргина. К.Л. Лисова «Народоведение», книга  для  учителя Москва «Владос» 2005г
  5. И.Я. Богуславская  «Русская  глиняная  игрушка».  Л. Искусство  1975г
  6. Салтыков А.Б ... Рогов А.П. Черная роза. Книга о русском народном искусстве М., Современник , 1978 г.