Вы не зарегистрированы

Авторизация



рабочая программа по химии - 10 класс

Фото пользователя Татьяна Павловна Бурова
Submitted by Татьяна Павловна Бурова on Fri, 08/02/2019 - 13:55
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бурова Татьяна Павловна
Место работы, должность: 

МБОУ "Школа № 1" г. Семенова, учитель хими

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Химия
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
учебная программа
Краткое описание ресурса: 
<p>Рабочая программа учебного курса&nbsp; химии&nbsp; для&nbsp; 10&nbsp; класса&nbsp; составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по химии&nbsp; и программы курса химии&nbsp; для учащихся&nbsp; 10&nbsp; классов общеобразовательных учреждений автора О.С.Габриеляна. Программа рассчитана на&nbsp; <u>34</u>&nbsp; часа, в том числе на контрольные работы <u>3</u> часа&nbsp; и практические работы&nbsp; <u>2</u>&nbsp; часа. Программа базового курса химии 10-11 классов отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.&nbsp;</p>
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 10 класс (34 часа, 1 час в неделю) Авторы: О.С. Габриелян Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по химии и программы курса химии для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений автора О.С.Габриеляна (2007 года) в соответствии с учебным планом МБОУ «Школа №1». Программа рассчитана на 34 часа, в том числе на контрольные работы 3 часа и практические работы 2 часа. Программа базового курса химии 10-11 классов отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы. Методологической основой построения учебного содержания курса химии базового уровня для средней школы явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии. Такого курса, который близок и понятен тысячам российских учителей и доступен и интересен сотням тысяч российских старшеклассников. Первая идея курса - это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: вначале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11 классе, - общая химия. Такое структурирование обусловлено тем, что курс основной школы заканчивается небольшим (10-12 ч) знакомством с органическими соединениями, поэтому необходимо заставить «работать» небольшие сведения по органической химии 9 класса на курс органической химии в 10 классе. Если же изучать органическую химию через год, в 11 классе, это будет невозможно у старшеклассников не останется по органической химии основной школы даже воспоминаний. Вторая идея курса - это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным и ущербным, а люди, не получившие таких знаний, могут неосознанно стать опасными для этого мира, так как химически неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами. Третья идея курса - это интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения. Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в ее классическом понимании - зависимости свойств веществ от их химического строения, т. е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. Электронное и пространственное строение органических соединений при том количестве часов, которое отпущено на изучение органической химии, рассматривать не представляется возможным. В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки - с их получения. Химические свойства веществ рассматриваются сугубо прагматически - на предмет их практического применения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т. е. идеи генетической связи между классами органических соединений. Цель: освоение знаний о позитивной роли органической химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде. Задачи: • изучить важнейшие понятия органической химии; • рассмотреть классификацию и строение органических соединений; • изучить теорию химического строения органических соединений с некоторыми элементами электронной теории и стереохимии; • познакомиться с классификацией реакций в органической химии и дать представления о некоторых механизмах их протекания. В ходе изучения материала планируется проведение лабораторных опытов и практических работ. На проведение каждой практической работы отводится по одному академическому часу. Все работы учащихся оцениваются по пятибалльной оценочной шкале. На проведение лабораторных опытов отводится от 5 до 20 минут от урока. При этом, лабораторные опыты протяженностью менее 20 минут оцениваются выборочно на усмотрение учителя. В авторскую программу О.С. Габриеляна внесены следующие изменения: • на изучение темы «Теория строения органических соединений» отводится 1 час (в авторской программе – 2 часа) • на изучение темы «Углеводороды и их природные источники» отводится 10 часов (в авторской программе – 8 часов) • на изучение темы «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники»» отводится 9 часов (в авторской программе – 10 часов) • на изучение темы «Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе» отводится 5 часов (в авторской программе – 6 часов), освободившийся 1 час используется на проведение итоговой контрольной работы Рабочая программа ориентирована на использование учебника О.С.Габриелян «Химия.10кл.» базовый уровень, Москва.: Дрофа, 2008. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА В результате изучения химии ученик 10-ого класса должен: Учащиеся должны знать/понимать: • важнейшие химические понятия: вещество, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет. Функциональная группа, изомерия, гомология: • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон, • основные теории химии: химической связи, строения органических соединении. • важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы, Учащиеся должны уметь: • называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре, • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, • характеризовать: общие химические свойства органических соединении; строение и химические свойства изученных органических соединений, • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ, • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве:  определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий:  экологически грамотного поведения в окружающей среде;  оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;  безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;  приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;  критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. Содержание курса химии 10 КЛАСС (ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ) (1 ч в неделю на протяжении учебного года, всего 34ч) Введение в органическую химию (1 ч) Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения. Тема 1. Теория строения органических соединений (1 ч) Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений. Тема 2. Углеводороды и их природные источники (10 ч) Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа. А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств. А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина. А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств. Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов. Лабораторные опыты. 1. Определение элементарного состава органических соединений. 2. Изготовление моделей молекул углеводородов. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки». Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (9 ч) Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов. С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. К а м е н н ы й у г о л ь. Ф е н о л. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств. А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств. К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. У г л е в о д ы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств. Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид. Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал. Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала. Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (5 ч) А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств. А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. Генетическая связь между классами органических соединений. Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии. Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол этилен этиленгликоль этиленгликолят меди (II); этанол этаналь этановая кислота. Лабораторные опыты. 14. Свойства белков. 15. Ознакомление с образцами пластмасс и каучуков. Практическая работа №1. Идентификация органических соединений. Тема 5. Биологически активные органические соединения (4ч) Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве. В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов. Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета. Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика. Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка. Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры (3ч) И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение. С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон. Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химически реактивам. Лабораторные опыты. 11. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков. Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон. Тема 7. Итоговая контрольная работа (1ч) Учебно – тематический план № п/п Тема Кол- во часов Уроки Практи-ческие работы Лабора торные работы Контроль ные работы 1 Введение в органическую химию. 1 1 2 Теория строения органических соединений. 1 1 3 Углеводороды и их природные источники. 10 9 5 1 4 Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники 9 8 8 1 5 Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе. 5 4 1 1 6 Биологически активные вещества. 4 4 7 Искусственные и синтетические полимеры. 3 2 1 1 8 Итоговая контрольная работа. 1 1 Всего: 34 29 2 15 3 Перечень лабораторных опытов № Тема 1 Определение элементарного состава органических соединений. 2 Изготовление моделей молекул углеводородов. 3 Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4 Получение и свойства ацетилена. 5 Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки». 6 Свойства этилового спирта. 7 Свойства глицерина. 8 Свойства формальдегида. 9 Свойства уксусной кислоты. 10 Свойства жиров. 11 Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12 Свойства глюкозы. 13 Свойства крахмала. 14 Свойства белков. 15 Ознакомление с образцами пластмасс и каучуков. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Учебное пособие (название учебника, автор, издательство, год издания, кем утвержден) Химия – 10 класс. Базовый уровень. О.С. Габриелян, М.: «Дрофа», 2008. Допущено Министерством образования РФ. Дополнительные учебные пособия (рабочие тетради по предмету, справочники и т.д.) 1. М.В. Салыгина, А.В. Козина. Тесты по химии, СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2007. Интернет-ресурсы: 1. Alhimik www.alhimik.ru 2. Конспекты по химии для школьников www.chemistry.r2.ru, www.khimia.h1.ru 3. Химия для всех www.informika.ru 4. Химия для Вас www.chem4you.boom.ru 5. Химия. Образовательный сайт для школьников www.hemi.wallst.ru 6. Уроки химии Кирилла и Мефодия КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов: • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям); • осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию); • полнота (соответствие объему программы и информации учебника). При оценке учитывают число и характер ошибок (существенные или несущественные). Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и пр., или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т.п.). Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона). Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента. Оценка устного ответа Отметка «5» ставится, если ученик: 1. Дает ответ полный и правильный на основании изученных теорий; 2. Излагает материал в определенной логической последовательности, литературным языком; 3. Дает самостоятельный ответ. Отметка «4» ставится, если ученик: 1. Дает полный и правильный ответ на основании изученных теорий; 2. Излагает материал в определенной логической последовательности, при этом допускает две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Отметка «3» ставится, если ученик: 1. Дает ответ полный, но при этом допускает существенную ошибку или ответ неполный, несвязный. Отметка «2» ставится, если ученик: 1. При ответе обнаруживает непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допускает существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя. Отметка «1» ставится, если ученик: 1. Не дает ответа вообще. Оценка экспериментальных умений Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»: 1. Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; 2. Эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; 3. Проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно расходуются реактивы). Отметка «4»: 1. Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием. Отметка «3»: 1. Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя. Отметка «2»: 1. Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя. Отметка «1»: 1. Работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения. Оценка умений решать экспериментальные задачи Отметка «5»: 1. План решения составлен правильно; 2. Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; 3. Дано полное объяснение и сделаны выводы. Отметка «4»: 1. План решения составлен правильно; 2. Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах. Отметка «3»: 1. План решения составлен правильно; 2. Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах. Отметка «2»: 1. Допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах. Отметка «1»: 1. Задача не решена. Оценка умений решать расчетные задачи Отметка «5»: 1. В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом. Отметка «4»: 1. В логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена не рациональным способом или допущено не более двух существенных ошибок. Отметка «3»: 1. В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах. Отметка «2»: 1. Имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении. Отметка «1»: 1. Отсутствие ответа на задание. Оценка письменных контрольных работ Отметка «5»: 1. Ответ правильный и полный, возможна несущественная ошибка. Отметка «4»: Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»: 1. Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные ошибки. Отметка «2»: 1. Работа выполнена менее чем на половину или содержит несколько существенных ошибок. Отметка «1»: 1. Работа не выполнена. При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Отметки за итоговую контрольную работу корректируют предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год. Оценка практических (лабораторных) работ, опытов Оценка «5» ставится, если ученик: 1. Правильно определил цель опыта. 2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. 3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью. 4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, вычисления и сделал выводы. 5. Проявил организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но: 1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений. 2. Или было допущено два-три недочета. 3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета. 4. Или эксперимент проведен не полностью. 5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. Оценка «3» ставится, если ученик: 1. Правильно определил цель опыта, работу выполнил правильно не менее, чем на половину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным принципиально важным задачам работы. 2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работа по началу опыта провел с помощью учителя, или в ходе проведения опыты и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формировании выводов. 3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, таблицах и т.д.) не принципиальных для данной работы, не повлиявших на результат выполнения. 4. Допустил грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ при работе с материалами и оборудоваеим), которая исправляется по требованию учителя. Оценка «2» ставится, если ученик: 1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно. 3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3». 4. Допущены две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ при работе с веществами и иоборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. Оценка «1» ставится, если ученик: 1. Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполнил работу; показал отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда. Примечание: 1. В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами. 2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке. Оценка тестовых работ Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов: • нет ошибок — оценка «5»; • одна ошибка - оценка «4»; • две ошибки — оценка «З»; • три ошибки — оценка «2». Для теста из 30 вопросов: • 25-З0 правильных ответов — оценка «5»; • 19-24 правильных ответов — оценка «4»; • 13-18 правильных ответов — оценка «З»; • меньше 12 правильных ответов — оценка «2». Оценка реферата Реферат оценивается по следующим критериям: • соблюдение требований к его оформлению; • необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации; • умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате; • способность обучающегося понять суть задаваемых учителем вопросов и сформулировать точные ответы на них. Оценка защиты презентации Критерии оценивания: • соблюдение требований к оформлению презентации; • актуальность темы и полнота ее раскрытия; • умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в презентации; • способность обучающегося понять суть задаваемых учителем вопросов и сформулировать точные ответы на них. Приложение 10 класс Оборудование и реактивы для лабораторных опытов и практических работ по химии класс темы лабораторных опытов и практических работ необходимый минимум (в расчете 1 комплект на 2 чел.) 10 Лабораторные опыты № 1 Определение элементного состава органических соединений Оборудование: пробирки, спиртовки Вещества: парафин, медная проволока, оксид меди (II), медный купорос. № 2 Изготовление моделей молекул углеводородов Набор для изготовления шаростержневых моделей. № 3 Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах Оборудование: пробирки. Вещества: раствор перманганата калия (бромная вода), бензин, машинное масло др. доступные нефтепродукты. № 4 Получение и свойства ацетилена Оборудование: приборы для получения газа (пробки с газоотводными трубками). Вещества: карбид кальция, раствор перманганата калия (бромная вода) № 5 Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки» Коллекция «Нефть и продукты ее переработки» № 6 Свойства этилового спирта. Оборудование: пробирки. Вещества: этиловый спирт, изоамиловый спирт, глицерин, раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия, серная кислота, раствор дихромата калия, фенолфталеин. № 7 Свойства глицерина Оборудование: пробирки, спиртовки Вещества: глицерин, раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия, серная кислота, фенолфталеин. № 8 Свойства формальдегида Оборудование: пробирки, спиртовки, часовое стекло, пробки с газоотводной трубкой. Вещества: формалин, аммиачный раствор оксида серебра, бензальдегид, ацетат натрия, концентрированная соляная кислота. № 9 Свойства уксусной кислоты Оборудовании: пробирки, воздушный холодильник. Вещества: уксусная кислота, цинк, этиловый спирт, изоамиловый спирт, серная кислота. № 10 Свойства жиров Оборудование: пробирки, спиртовки, чашки для выпаривания. Вещества: раствор перманганата калия, кристаллический гидроксид натрия, хлорид натрия. № 11 Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка Оборудование: пробирки, спиртовки. Вещества: индикаторы. № 12 Свойства глюкозы Оборудование: пробирки, спиртовки. Веществ: глюкоза, аммиачный раствор оксида серебра, раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия. № 13 Свойства крахмала Оборудование: пробирки, спиртовки. Вещества: крахмал, спиртовый раствор иода. № 14 Свойства белков Оборудование: пробирки, спиртовки. Вещества: медный купорос, ацетат свинца, азотная кислота. № 15 Ознакомление с образцами пластмасс и каучуков. Коллекции «Каучук», «Пластмассы» Практические работы № 1 Идентификация органических соединений Оборудование: пробирки, спиртовки. Вещества: растворы гидроксида натрия, серной кислоты, карбоната натрия, перманганата калия, сульфата меди, аммиачный раствор оксида серебра, бромная вода, бензойная кислота, аналин, глюкоза, формалин, этиловый спирт, глицерин. № 2 Распознавание пластмасс и волокон. Оборудование: тигельный щипцы, спиртовки. Вещества: набор пластмасс и волокон (фенопласт, целлулоид, капрон, полиэтилен, поливинилхлорид, полистирол, полиметилметакрилат, вискоза, нитрон, шерсть, лавсан, хлопчатобумажное волокно, ацетатное волокно, хлорин), индикаторы. Список используемой литературы: 1.О.С Габриелян. «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений». М.: Дрофа, 2007. 2.О.С.Габриелян А.В.Яшукова Химия. 10 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. М.:Дрофа, 2008. 3.О.С.Габриелян и др. Настольная книга учителя 10 кл; -М.Дрофа, 2004г