Образовательная область: познание (ФЭМП)
Возраст: старший
Тема: Маленькие и большие
Задачи:
- Учить детей разбивать множества на классы по разным признакам;
- Учиться определять натуральное количественное число в соответствии с множеством;
- Развивать умение сравнивать множества, выражать результаты сравнения словесно;
- Закреплять знания геометрических фигур;
- Развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи.
Материал: набор игрушек (медведи, белки, зайцы) двух размеров по количеству детей и одна маленькая игрушка для воспитателя, 3 пуфа, карточки с числами, мяч, елки, веревки, палочки от мороженого, коктейля.
Ход:
Вводная часть.
- «Игра с мячом по кругу» на закрепление порядкого и обратного счета.
- Ребята, как вы думаете, куда сегодня привел нас мяч? (в лес) Почему вы так решили?
- Скажите, кого мы с вами можем встретить в лесу? Кто, кроме животных, может повстречаться в лесу?(птицы, насекомые, грибники…)
- Интересно, а как узнать, кто сидит под нашими елками? (посмотреть, послушать)
- Давайте заглянем под елку и посмотрим, кто же там сидит. Достаньте каждый по одному животному.
Основная часть.
- Ребята, посмотрите под елкой лежат еще и карточки с числами, именно их и пытаются поделить животные. Давайте им поможем. Подумайте, что могут означать цифры на карточках. (на карточках цифры соответствующие количеству животных и цифры общего количества животных. Для усложнения задачи, детям можно предложить числа, соответствующие количеству игрушек по цвету, величине или другим признакам ). Почему вы так решили?
- Сравнение множеств: кого больше, кого меньше.
- Звери помирились и решили жить вместе.
- из чего можно построить дом в лесу?
этапы
|
Деятельность воспитателя
|
Деятельность ребенка
|
Постановка проблемы
|
. Звери построили на поляне дом. Поселите своих животных в него.
- Что случилось?
|
Дети размещают игрушки на пуфе. Из-за ограниченности места игрушки падают.
|
После игр на поляне, малыш хочет отдохнуть – поспать, а другие животные хотят играть и в доме.
- Как помочь малышу?
|
|
Актуализация знаний
|
Почему не все звери поместились в дом? Как же быть?
|
Приходят к выводу, о необходимости дополнительных домов.
|
– Животные будут шуметь, малыш не сможет уснуть? Когда вы хотите отдохнуть, что вы делаете, куда идете?
|
Приходят к выводу, что нужно выделить отдельную комнату, а лучше поделить дома на отдельные комнаты по количеству зверей в доме.
|
Выдвижение гипотез
|
- Как нам поселить животных в новых домах, так чтоб им было удобно? Кто с кем будет жить? Почему?
. - Ребята, у кого какие будут предложения? (по видам, по размерам).
|
|
– При помощи каких материалов мы сможем разделить дом на комната?
|
|
Проверка решений
|
Если дети предложили и осуществили только одно решение: воспитатель при помощи маленькой игрушки-животного, которой не комфортно: задавили или хочет к маме – подталкивает детей к решению задачи другим способом.
|
Дети помещают игрушки в дома по предложенным параметрам.
|
|
Разделение домика на комнаты разными подручными материалами.
|
Введение в систему знаний
|
- По какому признаку вы расселили игрушки? Что у них общего?
|
Приходят к выводу о возможности нескольких решений данной ситуации.
|
- Какой материал вы использовали? Сколько комнат у вас в доме? Почему?
|
Приходят к выводу о возможности нескольких решений данной ситуации.
|
( в таблице представлены две проблемные сититуации. Первая: расселение всех животных по домам. Вторая: деление домов на комнаты. Ситуации решаются последовательного, между ними проводится динамическая пауза, представленая ниже)
Пауза
- Игра «Цветные кочки».
На полу по кругу раскладываются цветные геометрические фигуры. Под музыку дети с игрушками в руках движутся по круги по геометрическим фигурам. С окончанием музыки дети останавливаются и называют фигуру на которой стоят. Игра проводится 2-3 раза.
Заключительная часть.
- Звери за день наигрались, устали, пусть отдыхают, а мы с вами возвращаемся обратно.
- Что ввам запомнилось больше всего? Что вызвало затруднение? Со всеми трудностями мы справились? Как?
|