Вы не зарегистрированы

Авторизация



Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести.

Submitted by Елена Игоревна Чиняева on чт, 21/02/2019 - 21:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Чиняева Елена Игоревна
Место работы, должность: 

МКОУ "СОШ №10" г. Лиски

Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

1) выявить авторскую позицию по проблеме творчества и миссии художника в обществе; 2) определить систему нравственных ценностей, утверждаемых Булгаковым; 3) развивать творческие способности обучающихся; 4) развивать умение работать в группе; 3) развивать умение критически мыслить, вести дискуссию; 4) воспитывать чувство ответственности за свои слова и поступки.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. В 2 Ч. – М.: ВАКО, 2006.
  2. Литература. 11 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Б. Марьина и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2009.
  3. Нянковский М.А. Уроки литературы в 11-м классе. Развернутое планирование / Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2008.
  4. Петрович Н.М., Петрович В.Г. Литература в основной и профильной школе. 11 класс: Книга для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Используемая методическая литература: 
  1. Маранцман  В. Г.  Проблемный анализ романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литература в школе. – 2002. - № 5.
  2. Маранцман  В. Г.  Проблемный анализ романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литература в школе. – 2002. - № 7.
  3. Маранцман  В. Г.  Проблемный анализ романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литература в школе. – 2003. - № 1.
  4. Пастернак Б. Сочинения: В 2 т. Т. 1. Стихотворения. – Тула: Филин, 1993.
  5. Русская литература ХХ века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2;  под ред. В. П. Журавлёва. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
  6. Святое Евангелие. – М.: Советский писатель, 1990.
  7. Шедевры русской живописи. – М.: Олма-пресс, 2001.
Используемое оборудование: 

репродукция картины Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат», плакат, мультимедиа, диск с фильмом «Мастер и Маргарита» (реж. В. Бортко, 2005 г.)

Используемые ЦОР: 
http://www.ruslit.ioso.ru
Краткое описание: 
<p>Методическая разработка посвящена уроку по теме &laquo;М. А. Булгаков. &laquo;Мастер и Маргарита&raquo;. Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести&raquo;. Предложена нетрадиционная форма занятия &ndash; урок-исследование, который может послужить основой при изучении любого многопланового художественного произведения. Методы, предложенные в настоящей работе, различны: работа по группам, беседа, поисковое задание, комментированное чтение, анализ и пересказ сцен, демонстрация отрывков видеофильма. Проведение урока по данной методической разработке должно способствовать развитию исследовательских способностей школьников, умению вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения.</p>

 

Ход урока:

 

На доске записаны эпиграфы:

Рукописи не горят.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», гл. 24.

 

 ... трусость, несомненно, один из самых страшных пороков.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», гл. 26.

 

                                                                         

 

I. Мастер и литературный мир.

1. Слово учителя:

       Велик нравственный и эстетический потенциал воскрешенного романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», уникального произведения литературы XX  века с философским, фантастическим, сатирическим планами повествования, с легендарной историей и современной писателю действительностью.

      Сегодня мы с вами попытаемся если не разобраться, то хотя бы прикоснуться к великой тайне булгаковского романа – теме художника, творчества и теме совести. Обе эти темы тесно переплетены в «закатном» романе писателя.

      Тема творчества как постижения вечных истин связана в романе с образом мастера. Первые 12 глав произведения – экспозиция и обрисовка реальности, в которой выпало жить и творить герою. Столкновение с этой действительностью ведёт к катастрофе.

       Мастер появляется в конце 11 главы романа, являясь Ивану Бездомному в полусне-полугаллюцинации. В главе 13 «Явление героя» он рассказывает Иванушке свою историю.

 

2. Проверка домашнего задания.

    Устное сообщение о судьбе мастера и его романа.

 

3. Беседа.

- В чем близок герой писателю и чем отличается?

(Булгаков сознательно подчеркивает автобиографичность героя. Обстановка травли 20-х гг., полное отрешение от литературной и общественной жизни, отсутствие средств к существованию, постоянное ожидание ареста, допрос в ОГПУ 19 марта 1926 г., сыплющиеся градом статьи-доносы, преданность и самоотверженность любимой  женщины – все это сближает автора с героем. Но в отличие от своего персонажа Булгаков всю жизнь боролся за свои произведения. Его близкие вспоминали: «Его нельзя было согнуть, у него была какая-то стальная пружина внутри... Он всегда пытался найти выход.)

- Что представляет собой мир литературы, с которым так несчастливо столкнулся мастер и который так хорошо знаком Ивану Бездомному?

(Рассказ о председателе МАССОЛИТа – Берлиозе, о самой организации МАССОЛИТ: дачный поселок в Перелыгино, получение квартиры, поездка к морю, кожаное с золотом членское удостоверение писателя, ресторан с недорогой и вкусной едой; гл. 28 «Последние похождения Коровьева и Бегемота»)

- В 5-й главе перед нами все многообразие МАССОЛИТовских писателей. Булгаков здесь использует прием говорящих фамилий. О чем говорят эти фамилии?

(Бескудников – скудный бес, Богохульский – хулит Бога, Павианов – похоть, штурман Жорж – псевдоним Натальи Лукинишны Непременовой – оборотень, Глухарев – глухой, Мстислав Лаврович – мстит за лавры, Сладкий – лесть, критик Латунский – латунь, похожа на золото, но не золото).

Вывод:  Эти люди - не писатели, не инженеры человеческих душ, а бездушные картонные персонажи, пришедшие в литературу для добывания денег. Для них литература – ремесло, а не вдохновенный поиск истины.

4. Слово учителя.

        В апреле 1932 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», которое ликвидировало относительный плюрализм периода НЭПа в области художественного творчества. Вместо многочисленных литературных группировок был создан единый Союз писателей СССР, первый съезд которого состоялся в 1934 году. С этого времени многоцветье художественного творчества правящая партия пытается загнать в прокрустово ложе «социалистического реализма».

         Репрессии 1930-х годов затронули и литераторов. Репрессированы Мандельштам, Третьяков, Бабель, «крестьянские» поэты (Клюев, Клычков, Орешин, Васильев, Наседкин).

         Литература во многом утратила многовариантность исканий, стала иллюстрировать предписания партии и правительства. Если в 1920-е годы наряду с пламенными одами в честь Октября издавались и «Очерки русской смуты» А. И. Деникина, то к 1930-м опыт художников русской эмиграции (Бунина, Шмелёва, Ремизова) и серьёзные достижения религиозно-философской мысли в эмиграции (Бердяев, С. Н. Булгаков) абсолютно игнорировались.

       Над литературой был установлен четкий партийный контроль. Но для художественного творчества необходима прежде всего духовная свобода, поэтому особо остро встают такие проблемы, как «художник и власть», «художник и время». Истинные творцы становятся на путь борьбы за право выражать собственную позицию. Очень часто этот путь приводил к гибели.

       Духовной опорой в условиях тоталитаризма становится художественное наследие прошлого, обращение к классическим традициям.

                                               Душа моя, печальница

                                               О всех в кругу моем,

                                               Ты стала усыпальницей

                                               Замученных живьем.

                                               Тела их бальзамируя,

                                                Им посвящая стих,

                                                Рыдающею лирою

                                                Оплакиваю их.

                                                                                                         (Б. Пастернак)

- Мастер столкнулся с миром литературы, представив на суд ремесленников от литературы свой роман. Так о чем рыдает и тоскует душа мастера в мире бескрылого соцреализма, бездуховности, в эпоху массового психоза 30-х годов? Иными словами, о чем роман?

(Учащиеся кратко пересказывают содержание романа).

- Конечно, роман о великих событиях прошлого не мог быть напечатан лавровичами, берлиозами, латунскими. Всех этих людей объединяет одно гнетущее чувство страха — страха перед системой. Боязнь отойти от генеральной линии партии владеет их умами, определяет их поведение. Этим же страхом одержим и «пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат».

II. Пилат.

1. Слово учителя.

   С особой остротой философско-этические проблемы поставлены в ершалаимских главах романа, созданных по мотивам известного евангельского сюжета. Именно по мотивам – в этом легко убедиться, обратившись к Евангелию или Библии.

2. Беседа.

- Сумели ли вы уловить разницу между канонической религиозной историей и романом Булгакова?

(Один студент заполняет у доски таблицу): [Проверка домашнего задания]

Вопросы для сравнения

Евангелие от Матфея

    «Мастер и Маргарита»

Возраст

33

27

Происхождение

Мать – земная женщина, Отец - Бог

Мать – женщина сомнительного поведения, отец – сириец. Родителей не знает своих.

Популярность

Народ встречает его как Мессию

Никто не знает о нем

Ученики

12 апостолов

1 ученик – Левий Матвей

Процедура казни

Распят на кресте

Повешен на столбе

Судьба Иуды

Повесился на осине

Убит по решению Пилата

 

(Пока заполняется таблица, ребята работают над вопросом «Образ Иешуа» в трактовке литературоведа П. В. Палиевского (работа с учебником Русская литература 20 века. 11 кл. Под ред. В. П. Журавлева, М., 2006 г.: С. 69)

- В чем значение образа Иешуа в трактовке исследователя? Зачитайте цитату.

- Проверка правильности заполнения таблицы.

- Ещё одно, фактически главное отличие ершалаимских глав от евангельского сюжета:

главную роль у Булгакова играет не Иешуа, а Понтий Пилат. Случайно ли это?

3. Работа по группам.                                        

1 группа:

  • Выписать из 2 главы, 25 главы афоризмы Иешуа.
  • Почему Иешуа не понимает спасительных намеков Пилата?
  • Какие моменты из проповеди Иешуа стоили ему жизни?
  • Тест

2 группа: Раздат. мат-л «Репродукция картины Н. Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат». (Название картины не указано, студенты сами должны дать ей название, основываясь на тексте 2 главы романа).

  • Найдите название картины, основываясь на тексте 2 главы романа «Мастер и Маргарита».
  • Что, по вашему мнению, было раньше: картина или книга?
  • Тест

3 группа: Сопоставьте эпизоды суда Иисуса Христа по Евангелию (Ев. от Матфея, гл. 27) и аналогичные эпизоды в романе. (Работа с раздаточным материалом):

  • В чем отличие допроса по Евангелию от той же сцены в романе «Мастер и Маргарита»?
  • Найдите в романе цитаты, подтверждающие мысль о том, что Пилат пытается спасти Иешуа.
  • Почему Пилат боится пойти до конца в деле спасения Иешуа? Как он это объясняет? (Найдите цитаты)
  • Какую роль играет гроза в сцене казни Иешуа?
  • В какой книге на Пилате лежит большая вина: в Евангелии или в романе Булгакова? (Докажите цитатами.)

4. Проверка работы по группам.

1 группа: 2-3 учащихся (по времени) зачитывают ответы, проверка – плакат.

2 группа: Заслушиваем ответы, учитель называет правильный вариант названия картины.

3 группа: Учащиеся дают ответы, учитель задает вопрос:

- Так как же Булгаков изменил характер Пилата? Для чего он это сделал?

- Всесильный прокуратор хочет, но не может спасти Иешуа. Не в этом ли трагедия этого персонажа? (Возможна дискуссия на эту тему).

- Какое наказание уготовано прокуратору за его трусость?

(Муки совести, терзаемые бессонными ночами).

- Согласны ли вы со словами Пилата, вынесенными в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку? (Письменный ответ: дать определение понятий «совесть», «трусость». Что для меня значат эти слова?» )

 

 

5. Слово учителя.

    Нерешительность – порок не только Пилата. Когда-то и мастер, испугавшись и не выдержав травли, сжигает свой роман. Но роман возвращается...

III. Мастер и Иван Бездомный.

1. Беседа.

- Почему на вопрос Ивана Бездомного «Вы – писатель?» герой романа сурово отвечает: «Я – мастер»? Что, по мнению Булгакова, означает быть мастером?

- Как возвращается к мастеру его роман?

- Как вы понимаете фразу, ставшую эпиграфом к нашему уроку: «Рукописи не горят»?

- Почему мастер не заслужил света, а награждается только покоем?

(Не смог спасти свой роман, свое детище, не может отрешиться от земных страстей).

2. Работа по группам.

 1 групппа: Анализ 1 и 3, 13 главы. Задание:

  • Охарактеризуйте образ мыслей и круг интересов начинающего поэта.
  • Почему Мастер сразу понял о ком рассказывает Иван, а сам Иванушка не узнал в Воланде сатаны?
  • Почему Воланд пощадил Ивана и жестоко наказал Берлиоза?

2 группа: Анализ 4 и 5 главы. Задание:

  • Объясните, какую роль в повествовании об Иване играет посещение дома №13                    и купание в Москва-реке. Как писатель показывает, что безумие Ивана таит в                     себе исцеление, прозрение?
  • Почему литераторы, мирно ужинающие в ресторане, не понимают Ивана, отправляют его в сумасшедший дом? Кого они также отправили в сумасшедший дом несколькими месяцами ранее?
  • Почему Булгаков дал этому персонажу имя Иван и псевдоним Бездомный?

3 группа: Анализ 8 и 11 главы. Задание:

  • Докажите, что в поединке профессора и поэта побеждает здравый смысл. Как началось «выздоровление» героя?  
  • Почему к Ивану приходит прозрение, а Рюхин так и будет писать «дурные стихи»?                                      

3. Проверка работы в группах. (Ребята из других групп могут дополнять ответы товарищей).

4. Беседа:

- В 30 главе мастер, прощаясь с Иваном Бездомным, говорит ему: «Прощай, ученик». Почему Иван назван учеником? В чем проявилось ученичество Ивана?

(Иван больше не пишет стихов, как и обещал. Становится историком, как и мастер)

Вывод: Иван Бездомный становится Иваном Николаевичем Поныревым. Поэт обретает дом – в контексте романа это можно интерпретировать как обретение своего голоса в творчестве.

IV. Эпилог.

1. На доске: на листе напечатано определение:

    Демиург – (с греч.) – 1) в Древней Греции – свободный ремесленник, мастер, художник.

                                        2) созидающее начало, созидательная сила, творец.

- Запишите это определение себе в тетрадь.

- Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент одной из наиболее удачных киноверсий романа «Мастер и Маргарита» (режиссер Владимир Бортко). А вы подумайте над вопросом:

- Какое из значений слова «демиург» наиболее подходит мастеру в этом фрагменте?

2. Просмотр фрагмента к/ф «Мастер и Маргарита».

3. Ответ на вопрос, подведение итогов урока:

- Итак, какое из значений слова «демиург» наиболее подходит мастеру в этом фрагменте?

(Отпустил на свободу созданного им героя. 2-е значение)

4. Подведение итогов урока: (Как вариант работы: учащиеся сами могут дать ответ на вопрос: - Какой нравственный урок я выношу для себя после сегодняшнего занятия?)

Итак, прощен жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат, обретает покой мастер, возрождается из пепла его роман, находит свой дом Иван Бездомный и становится учеником мастера. За трусость мучился Пилат, за нерешительность и маловерие – мастер. Иешуа давно простил своего палача, ведь именно любовью и верой движим мир. И потому на следующем уроке мы будем говорить о, пожалуй, самых прекрасных, лиричных страницах романа – о любви мастера и Маргариты.

V. Домашнее задание.

1)  Подготовить пересказ истории любви мастера и Маргариты.

2)  Индивидуальное задание: любовь второстепенных персонажей.

3) Индивидуальное задание: история любви М. А. Булгакова и Елены Сергеевны Шиловской.

VI. Выставление оценок.