Вы не зарегистрированы

Авторизация



Книга – друг и наставник

Submitted by Татьяна Анатольевна Юрина on чт, 21/02/2019 - 23:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Юрина Татьяна Анатольевна
Место работы, должность: 

МОУ СОШ им. А.С. Попова, учитель начальных классов

Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

воспитывать бережное отношение и уважение к книге;

ознакомить с правилами пользования книгой в библиотеке.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
34
Используемые учебники и учебные пособия: 

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир.Учебник. 1 класс. В 2 частях

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир.Рабочая тетрадь.1 класс. В 2 частях

Используемая методическая литература: 

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс

Краткое описание: 
<p>На уроке учащиеся познакомятся с историей возникновения книг, научатся соблюдать правила обращения с книгами, отвечать на&nbsp; вопросы и оценивать свои достижения.</p>

Технологическая карта
Тема «Книга – друг и наставник»

Тема

«Книга – друг и наставник»

Цель темы

воспитывать бережное отношение и уважение к книге;

ознакомить с правилами пользования книгой в библиотеке.

 

Основное содержание темы, термины и понятия

Книга, друг, наставник, печатный станок, чернила, писец, виды книг (словари, справочники, энциклопедии) памятка о бережном отношении к книге.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Понимать необходимость бережного отношения к книгам.

Уметь позитивно взаимодействовать, оценивать поведение и поступки свои и других, правильно распределять время на свои дела и отдых.

Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к книге. Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: осознание важности книг в процессе познания окружающего мира. Коммуникативные: овладение способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности).

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Обучение грамоте. ИЗО. Технология (практическое использование памятки о бережном отношении к книге – выполнение закладок из бумаги; знакомство со способами постижения окружающего мира; формирование представления о необходимости получения знаний о мире, важности сохранения культурных традиций)

Фронтальная, в малых группах, в парах, индивидуальная

Учебник «Окружающий мир», ч. 1, с. 25—50. Рабочая тетрадь №1, с. 20—37. Методическое пособие.

Наглядный и раздаточный материал.

I этап. Мотивация к деятельности

Цель — мотивировать учащихся на изучение темы «Книга – друг и наставник».

  1. 0рганизационный момент

II. Актуализация знаний

Проблемная ситуация

– На уроке и на перемене вы мне задаёте очень много вопросов. Почему?

– А почему вы мне жалуетесь, когда у вас в школе что-то заболело?

– А кого вы просите вам помочь, если вы дома?                     

– Назовите случаи, когда вам помогали взрослые.

– Что умеют делать ваши родители?  

– А чему научили вас ваши родители? (Рассказы детей.)

 

– Кем являются наши родители? (Родители – это наши первые помощники и учителя; поэтому мы их любим и уважаем.) 

 – А может быть такое, что родители не знают ответ на какой-либо вопрос?

– Что нам помогает в таких случаях?

Если дети испытывают затруднение:

– Вам поможет ответить на этот вопрос загадка. 

 

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга.)

 

Склеена, сшита,

Без дверей, а закрыта.

Кто ее открывает,

Много знает. (Книга.)

 

– Книга поможет любому человеку? (Только тому, кто умеет читать.)

 

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Последовательность

изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

 

Цель — формировать у

учащихся уважительное

отношение к книге.

III. Самоопределение к деятельности

– Какие органы чувств нужны, чтобы научиться читать? (Зрение, слух, память, ум.)

На слайде изображение ученика и Маугли

– Есть ли они у ученика?

– У Маугли? (Да.)

– Смогут ли они ОБА научиться читать?

– Почему? (Мише помогли родители и учителя.)

– Какой вывод можете сделать?

Вывод. Родители и учителя помогают детям учиться, развиваться, становиться лучше.

 – А может случиться так, что ни родители, ни учитель не сможет ответить на вопрос?

– Где тогда можно будет поискать ответ?

Обсуждение видов книг.

Показ различных энциклопедий

– О чём вам хотелось бы узнать?

Прочитать ответы на два-три вопроса, заданных детьми.

– Помогают ли нам книги? (Это тоже наши учителя; умея читать, можно многому научиться.)

Показ книг А.С. Пушкина, С.А. Есенина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова и других классиков.

– Кто написал эти книги?

– В этих книгах мы не найдём ответы на все вопросы, как в энциклопедиях. Но авторы этих книг учат людей жизни, поэтому мы их всех можем назвать своими учителями. Благодаря тому, что появились книги, знания людей стали накапливаться. Благодаря книгам информация, знания, творчество людей стали жить многие века, храня коллективную память человечества.

- Что вы уже можете рассказать о книге? (Высказывания детей.)

(Учитель на доску вывешивает карточку со словом «книга».)

- Может ли книга быть другом? (Высказывания детей.)

 (Учитель на доску вывешивает карточку со словом «друг».)

- Может ли книга быть наставником?

(Учитель на доску вывешивает карточку со словом «наставник».)

Наставник – это учитель и воспитатель, руководитель (по словарю С.И. Ожегова)

IV. Работа по теме урока

  1. Беседа

Книга — самое занимательное чудо на свете. Она сделана из простой бумаги. На белых страницах напечатаны какие-то значки, точки-крючочки, штучки-закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, смотрят на буквы. И вдруг начинается удивительное волшебство.

Книга поможет узнать обо всем:

Про одежду и дом, про собаку и кошку,

Про всех понемножку.

В веселых стихах о разных часах,

О числах и счете тоже прочтете.

Прошло много лет, прежде чем человек изобрел печатный станок и появились книги.

 

Переписчик

На девственном листе, под узеньким окном,

Неспешно буковки выводит он пером

И между ярко-черными рядами

Вставляет красную строку...

М. Богданович

Эти слова белорусский поэт посвятил тем, кто писал книги от руки. Дело это было очень трудное, одному человеку это были не под силу.

- Ребята, у меня в кармане какой-то рецепт. Помогите разобраться, рецепт чего затерялся у меня в кармане?

(Учитель читает текст, дети высказывают свои предположения

Мелко измельчите орешки и просейте их через сито, затем полейте кислым и пресным медом, затем смешайте с вишневым клеем. В полученный раствор добавьте 12 пластинок железа и поставьте в теплое место на три дня. При этом смесь нужно трижды в день размешивать, пробуя сладость языком.

- Нет, ребята, это не рецепт пирога или торта. Это рецепт чернил. Этот рецепт нашли в библиотеке Троице-Сергиевой лавры. Именно чернилами, приготовленными по такому рецепту, писцы переписывали книги. И тут уж ошибиться было нельзя. Книги писали несколько человек, отдыхая и уступая друг другу место за столом.

  1. Работа по учебнику

- По иллюстрации на с. 46 сравните, как делали книги в старину и как делают сейчас.

Печатные книги возникли не сразу,

Писец переписывал каждую фразу,

Глаза уставали, дрожала рука,

И так продолжалось века и века.

Первая типография на территории нашей страны была основана около 1523 г. в Вильно. Первые печатные книги в Москве (три Евангелия, две Псалтыри) относятся к 50-м гг. XVI в.

Первая точно датированная книга «Апостол» напечатана и 1564 г. в Москве Иваном Федоровым. А в 1565 г. вышел «Часовник» - вторая точно датированная книга.

Печатная книга не вытеснила рукописной. Так, наряду с печатными азбуками в России в XVII в. существовали и рукописные.

Средневековая рукописная книга — это рукопись, написанная на отдельных тетрадках, сшитых вместе и переплетенных. Техника переплетного дела была такова: тетрадь пришивалась к ремням, которые, в свою очередь, прикреплялись к деревянным доскам- переплетам. Доски снаружи обтягивались кожей или какой-нибудь тканью либо облекались в оклады. К переплетам прикреплялись кожаные завязки или застежки.

Материалом для русских книг до XIV в. служил пергамент, | а затем бумага. Пергамент получали из кожи телят или ягнят, поэтому на Руси его называли «телятиной». Пергамент разлиновывался писцом при помощи линейки с цепочкой. Затем писец выписывал каждую букву. Почерк с правильным, почти квадратным начертанием букв назывался «уставом».

Писец употреблял чернила из сажи («копченые») и из отвара дубовой или ольховой коры. Для просушки чернил употреблялся мелкий кварцевый песок, которым посыпали лист из песочницы, имевшей крышку с отверстиями. Исписанные листы сшивали в тетради. Пергамент был очень дорог, поэтому ремесленники в своей переписке часто пользовались берестой, которая также |выполняла функцию ученических тетрадей.

Сейчас книги печатаются очень быстро. В каждую секунду у нас появляется 45 книг, из них – 7 - 8 книг для детей. Чтобы ты, дружок, получил книгу, над ней потрудилось очень много людей. Сама машина, даже самая умная, сделать книгу не сможет. В бумагу вложен труд лесорубов и сплавщиков, ведь бумагу для книг делают из древесины. На бумажном комбинате перерабатывают древесину в бумагу. Писатели, ученые, художники написали текст, нарисовали красивые иллюстрации. Наборщики, печатники, переплетчики и много других людей создавали книгу в типографии. Как видите, печатный станок помогает людям сделать книгу, но главным остается труд человека.

- Прочитайте задания в учебнике на с. 47.

(Дети отгадывают загадку, работают с пословицами.)

  1. Беседа

(Учитель проводит беседу о бережном отношении к книге.) Памятка. Как обращаться с книгой

  1. Листая книгу, не загибайте уголки страниц.
  2. Для отметки места, где вы читали, используйте закладку.
  3. Если вы хотите что-либо записать, сделайте это в блокноте
  4. Дарственные надписи на книгах делать не принято, вложите в книгу листок или открытку с поздравлением.
  5. Не вырывайте листы и иллюстрации из книг!

- Прослушайте стихотворение. Постарайтесь запомнить как можно больше правил обращения с книгой.

Моему читателю

Я — книга. Я — товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной...

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен!

Привычку скверную оставь:

Листая, пальцы не слюнявь!

Ой, уронил меня ты на пол!

Ай, супом ты меня залил!

Что здесь за звери?

Что за птицы?

Страницы пачкать не годится!

Опять загнул мои листы!

Мой переплет не выгибай!

Мой корешок не поломай!

Не забывай меня в саду:

Вдруг дождь нагрянет на беду?

Запомни: я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.

- Какие правила вы запомнили? (Ответы детей.)

- А задавали ли вы себе когда-нибудь вопрос о том, из каких частей состоит книга? Кто может их назвать? (Примерный ответ. Книга состоит из книжного блока и переплета или обложки. На обложке пишут имя автора или группы ан торов и название. Книга может состоять из одного произведения или нескольких произведений. В ней могут быть словарь терминов, иллюстрации или репродукции картин и т. д.)

V. Физкультминутка

- А теперь, ребята, давайте поиграем. Если слово, которое я назову, имеет отношение к книге, вы хлопаете в ладоши и говорите слово «да», если нет, вы хлопаете в ладоши и говорите слово «нет».

ОБЛОЖКА, КАРТИНКА, ТЕТРАДКА, СТРАНИЦА, ЗАКЛАДКА, КАРАНДАШ, РАССКАЗ, АВТОР, РУЧКА, ОГЛАВЛЕНИЕ, ХУДОЖНИК, НАБОРЩИК, ПОЛКА.

 

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

 

 

Регулятивные УУД:

1) формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД:

формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

 

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель — формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

VI. Продолжение работы по теме урока

Задания

  1. Собери пословицы. (Работа в группах)
  2. Выполнение закладки для книг из бумаги.
  3. Творческая работа

- Нарисуйте своего любимого литературного героя. По окончании вашей работы выполним коллаж «Любимые герои наших книг».

(Дети рисуют, учитель делает коллаж.

VII. Рефлексия

  1. Прочитайте и объясните цитату:

«Книги — реки, наполняющие Вселенную мудростью. В книгах несчетная глубина, ими мы в печали утешаемся» (Киевский летописец, автор «Похвалы книгам»),

 

Рекомендации для занятий дома

Принести в класс свою любимую книгу, рассказать о ней.

 

IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности

Формы контроля; контрольное задание

 

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты сделал всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Оценка результатов деятельности

Самооценка учителя

 

Оценка присутствующего