Вы не зарегистрированы

Авторизация



Творческое развитие детей с ОВЗ как средство социализации в условиях общеобразовательной школы

Фото пользователя Ольга Ивановна Горбачева
Submitted by Ольга Ивановна Горбачева on Tue, 05/03/2019 - 09:52

           В современных условиях гуманизации общества, в частности, школьной системы образования, особую актуальность приобретают предметы художественно-эстетического цикла, способствующие воспитанию гармонически развитой, творческой личности. Усиление значимости художественно-эстетического образования учащихся способствует приобщению школьников к творческому наследию средствами изобразительного искусства. Важнейшей задачей эстетического воспитания является не только освоение художественного опыта и развитие творческих способностей школьников, но и формирование стремления к эстетическому освоению действительности, утверждение ценностных ориентации личности, идеалов красоты окружающего мира .

           Проблема эстетического воспитания детей и юношества сегодня стоит крайне остро. Недооценка в социальной политике роли эстетического сознания, художественной культуры как факторов динамического развития общества; культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности классического искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицанию; усиление разрыва между массовой и классической культурой, которая приобретает все более элитарный характер; второстепенная роль предметов культурно-эстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях, устойчивый подход к ним как к остаточным и факультативным - все это приводит к обеднению эмоционального мира детей и подростков, к эстетической безвкусице, нравственной глухоте, дегуманизации поведения. Большую часть художественной информации дети получают через аудиовизуальные (телевидение, радиовещание, кино, диски аудио- и видеозаписей) каналы и средства эстетической организации окружающей среды (архитектурные ансамбли, монументальная скульптура, живопись).

          При создании надлежащих педагогических условий дети ОВЗ способны достаточно продвинуться в своем эстетическом развитии, у них формируется интеллектуальная и эмоциональная отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное, многие способны овладеть элементами художественного творчества, освоить простейшие навыки и умения создавать красивое.
          Эстетическое воспитание значительно осложняется в силу присущих данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья особенностей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер. В процессе эстетического воспитания детей ОВЗ решаются прямые и косвенные задачи. К прямым задачам относят: развитие у умственно отсталого ребенка способности воспринимать эстетические явления в действительности и искусстве, формирование у него художественного вкуса, воспитание эстетического отношения к произведениям искусства и к объектам действительности и их эстетической оценки. Ребенок с ОВЗ должен научиться видеть прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, понимать, чувствовать и выражать свое отношение к этим явлениям в той или иной доступной ему форме. В неразрывной связи с прямыми задачами решаются косвенные, реализуемые в процессе решения задач других направлений воспитательного процесса (умственного, нравственного, физического, трудового и др.), основанные на привлечении внимания учащихся к различным произведениям искусства, отражающим представления о красоте и доброте.
        Можно выделить следующие группы методов эстетического воспитания:
Методы, направленные на формирование эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них, эстетических чувств, интересов, потребностей, отношений (восприятие и наблюдение за окружающими предметами и явлениями, рассматривание или прослушивание произведений искусства, сравнение или сопоставление их).
Методы, направленные на формирование элементов эстетического сознания (беседы, рассказы, экскурсии, прогулки с наблюдениями, игра).
Методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, развитие у них умений и навыков художественного воспроизведения окружающих форм (показ способа действия, образцов для обследования, тренировочные упражнения с целью освоения элементарных средств художественной выразительности в зависимости от вида искусства).Все группы методов следует активно включать игровые ситуации, а также приемы, повышающие интерес детей с ОВЗ к деятельности и способствующие ее усвоению.
        Система коррекционно-воспитательной работы предполагает эстетическое воспитание в ходе преподавания всех учебных дисциплин на протяжении всего периода обучения. Ряд учебных дисциплин в силу их специфики (изобразительное искусство, музыка и пение, ритмика, трудовое обучение, физическая культура) обладают большими возможностями для эстетического воспитания, остальные меньшими. Однако очень важно, чтобы каждый учебный предмет был максимально использован в целях эстетического воспитания. При этом также необходимо помнить, что органичное включение эстетических средств воздействия на учащихся с ОВЗ, с присущими этим средствам красочностью, выразительностью, образностью, неизбежно затрагивающей чувства ребенка, значительно повышают результативность усвоения учебного материала.
Особая роль в эстетическом воздействии на учащихся принадлежит урокам изобразительного искусства, музыки и пения и ритмики, вследствие непосредственного включения ребенка с ОВЗ в определенный вид искусства (живопись, музыка, танец) и формирования у него доступной эстетическо-художественной деятельности в рамках данного вида искусства. Однако нередко за формированием программных знаний, умений и навыков теряется основная цель данных уроков, их эстетическая и воспитывающая направленность. Формальное обучение рисованию, пению, музыкально-ритмическим движениям без формирования у детей ОВЗ основных представлений о характерных особенностях определенного вида искусства, средствах его художественной выразительности, эстетического восприятия произведений искусств делают невозможным решение задач эстетического воспитания и развития. За формированием двигательных умений и навыков, коррекции психомоторных нарушений детей с ОВЗ (что, несомненно, важно), нивелируется художественная и эстетическая ценность музыки и танца как видов искусства, не используются в полной мере их воспитательные и развивающие возможности.
Важным средством эстетического воспитания, особенно учащихся младших классов, являются уроки, на которых учащиеся работают с различными материалами, привлекающими и радующими детей, как во время деятельности, так и в момент, когда работа закончена. В трудовом процессе активно участвуют все органы чувств, благодаря чему создаются выгодные условия для развития эстетического восприятия и элементов художественного творчества.
Особое воспитательное значение имеет художественное слово учителя. Эмоциональный, выразительный рассказ затрагивает область чувственной сферы умственно отсталых школьников, вызывает у них сочувственное переживание. Выразительное же чтение художественных произведений побуждает у учащихся интерес к литературе, желание читать самому. Такое чтение - одно из самых результативных средств эстетического воспитания, и важно его использовать на всех этапах школьного обучения.
Внеклассная работа в общеобразовательных школах весьма разнообразна и позволяет использовать различные формы и средства эстетического воспитания. Выбор тех или иных форм, а также их сочетание зависят главным образом от содержания работы по эстетическому воспитанию. К основным средствам эстетического воспитания во внеклассной работе относят: устройство быта и создание благоприятных условий для труда; организация творческой и исполнительской деятельности.
Эстетическое воспитание начинается с внешней обстановки, с эстетики быта, которые формируют эстетический вкус ребенка. Однако только созерцательного отношения к красоте окружающего мира мало для воспитания вкуса, необходимо включать умственно отсталых детей в активную работу по благоустройству и оформлению помещений, содержанию дворов, пришкольных участков, игровых площадок. Необходимо постоянно заботиться о внешнем виде детей, предъявлять серьезные требования к состоянию рабочего места, учебных принадлежностей, инструментов, изделий. Составной частью эстетики быта также являются поведение учащихся и их взаимные отношения, формированию которых, как правило, уделяется огромное внимание.
Организация творческой и исполнительской деятельности осуществляется в разнообразных студиях дополнительного образования, секциях, клубах, объединяющих детей по склонностям и интересам. Занятия в них способствуют увлекательному заполнению досуга, создают условия для творчества и художественной самодеятельности. Практика организации подобной работы показывает возможность и целесообразность деятельности данных кружков, их положительного влияния на развитие личности умственно отсталого ребенка, коррекции имеющихся у него недостатков. Однако организация кружковой работы очень часто носит бессистемный характер, не являясь структурным звеном общей воспитательной системы школы, не выполняя функций дополнительного образования, направленного на развитие высших психических функций ребенка с ОВЗ, формирование его личности, и, как конечная цель, на его социализацию. В подавляющем большинстве случаев работа студий дополнительного образования является не самоцелью, а механизмом подготовки и организации массовых мероприятий школьного и иного масштаба, тем самым не выполняя своей воспитывающей и развивающей функции.
Таким образом, подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на определенную теоретическую разработанность проблемы эстетического воспитания детей с ОВЗ, отмечается разрыв между целеполаганием, методологией и реализацией процесса эстетического воспитания в школе, что обусловлено отсутствием четкой системы организации работы по данному направлению