Вы не зарегистрированы

Авторизация



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование навыков чтения нот с листа на фортепиано»

Submitted by Елена Ивановна Kруглова on пн, 11/03/2019 - 13:48

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Нижнесортымская детская школа искусств»

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

 

«Формирование навыков чтения нот с листа

на фортепиано»

 

 

преподавателя фортепиано

Кругловой Елены Ивановны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019   

 

 

 

ПЛАН

1. Пояснительная записка

2. Навык чтения нот с листа

3. Ошибки учащихся при чтении нот с листа

4. Освоение нотной графики

5. Музыкальное зрение

6. Развитие техники восприятия и воспроизведения нотного текста

7. Аппликатурная техника

8. Интервалы.  Аккорды

9. Техника ускоренного восприятия нотного текста

10. Подбор нотного материала для чтения с листа

11. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Лучший способ научиться быстро читать - это как можно больше читать.

И.Гофман

 

Сто лет назад чтение с листа являлось нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпровождением. Не будучи профессионалами, любители музыки обладали высоким уровнем знаний в области искусства. Они же и составляли основу русской интеллигенции.

За последние двадцать-тридцать лет среди пианистов заметно ухудшился навык хорошего чтения нот с листа. И это, несмотря на то, что профессиональный виртуозно - исполнительский уровень, по сравнению с прошлым, вырос.

Причин этому множество - это отсутствие конкурсного отбора при зачислении ребёнка в хоровые студии Домов детского творчества, ДМШ и ДШИ, в упавшем интересе учащихся к самостоятельному музицированию, к значительному сокращению молодёжи, желающей связать будущее с этой профессией.

Безусловно, есть объективные причины сложившейся на сегодняшний день ситуации в сфере культурно - эстетического воспитания детей. Бесплатное образование ушло в прошлое, поставив педагогов в сложные, фактически рыночные условия. Рушится выработанная десятилетиями образовательная система, на смену ей приходят новые формы. Адаптируется к новой ситуации содержание и структура учебного процесса: дети принимаются без конкурсного отбора, внедряются новые образовательные программы «Общего музыкального развития», а поэтому некоторые виды работы упрощаются (например: снижаются требования к техническому зачёту, к чтению нот с листа) или вовсе исчезают. Проблема усложняется ещё и тем, что здоровье современных детей серьёзно отличается от физических параметров их сверстников 60-80-х годов прошлого века. Добавьте к этому все возрастающую учебную нагрузку в общеобразовательной школе, наличие множества «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр, интернета и прочее.

Как естественный результат -  современному ребенку трудно сосредоточиться на определённой задаче. А ведь это качество – умение продолжительно концентрировать внимание – чтением с листа воспитывается в первую очередь. Для этой формы работы необходима способность быстро и синхронно считывать сразу несколько информационных слоев текста: нотный, динамический и другие. Понятно, что при отсутствии такого специфического зрительно-моторного навыка эта задача часто вызывает у ребенка затруднение, а порой страх и неприязнь.

 

2. Навык чтения нот с листа

 

Существует два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения –разбор и чтение с листа

Разбор - это медленное проигрывание пьесы с остановками, с замедлениями для более тщательного изучения текста. Внимание может быть направлено поочерёдно на различные элементы текста для повторения той или иной фразы, для подбора удобной аппликатуры и т.д.

Чтение с листа - это исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, задуманной композитором без предварительного фрагментального проигрывания. Такое исполнение должно быть непрерывным с осмысленной фразировкой и с выполнением всех авторских указаний. При развитом навыке игры с листа тесно взаимодействуют зрение, слух, моторика при активном участии внимания, воли, памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя.

Таким образом, воспитание навыков хорошего разбора и чтения с листа должно быть в центре внимания педагога. Важно, чтобы преподаватель воспитывал в учениках осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть все обозначения, но и слышать в них музыкальное содержание.

3. Ошибки учащихся при чтении нот с листа

Самыми распространёнными ошибками учащихся при чтении нот с листа являются:

  1. элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков;
  2. игнорирование на протяжении произведения ключевых знаков;
  3. потактовое чтение, т.е. остановка после каждого такта;
  4. невнимательность к динамическим знакам;
  5. пренебрежение знаками агогики.

 

4. Освоение нотной графики

 

С чего начинается формирование навыков чтения нот с листа? Конечно же, со знакомства музыкального алфавита. Многие думают, что музыкальный алфавит -  это семь нот по порядку: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Но это не верно, т.к. в музыке движение идет не только вверх, о и вниз.

 Поэтому правильно называть алфавит: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО СИ ЛЯ СОЛЬ ФА МИ РЕ ДО. И еще, в музыке каждая из семи нот может являться первой, поэтому ученик должен знать семь нотный последовательностей. Все эти последовательности в комплексе и составляют музыкальный алфавит.

Первый круг алфавита - «поступенные» последовательности:

До Ре Ми Фа Соль Ля Си До - До Си Ля Соль Фа Ми Ре До - Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре - Ре До Си Ля Соль Фа Ми Ре -Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми - Ми Ре До Си Ля Соль Фа Ми - Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа - Фа Ми Ре До Си Ля Соль Фа - Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль - Соль Фа Ми Ре До Си Ля Соль - Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля - Ля Соль Фа Ми Ре До Си Ля - Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си - Си Ля Соль Фа Ми Ре До Си

-  главное в музыкальном чтении- умение быстро проговаривать алфавит, что является основой для скоростного чтения нот с листа.

Второй круг музыкального алфавита образуют ноты, которые располагаются через ступень - «терцовые» последовательности:

До Ми Соль Си Ре Фа Ля До - До Ля Фа Ре Си Соль Ми До - Ми Соль Си Ре Фа Ля До Ми - Ми До Ля Фа Ре Си Соль Ми - Соль Си Ре Фа Ля До Ми Соль - Соль Ми До Ля Фа Ре Си Соль

Си Ре Фа Ля До Ми Соль Си- Си Соль Ми До Ля Фа Ре Си Ре Фа Ля До Ми Соль Си Ре - Ре Си Соль Ми До Ля Фа Ре Фа Ля До Ми Соль Си Ре Фа - Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа Ля До Ми Соль Си Ре Фа Ля - Ля Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа

 

Этот круг помогает видеть и прочитывать ученику нотный стан, где все ноты располагаются либо на линейках, либо между линейками. Здесь заложена структура трезвучий и септаккордов, и читать их намного проще.

Третий круг - «квартовые» последовательности:

До Фа Си Ми Ля Ре Соль До - До Соль Ре Ля Ми Си Фа До Фа Си Ми Ля Ре Соль До Фа - Фа До Соль Ре Ля Ми Си Фа Си Ми Ля Ре Соль До Фа Си - Си Фа До Соль Ре Ля Ми Си Ми Ля Ре Соль До Фа Си Ми - Ми Си Фа До Соль Ре Ля Ми Ля Ре Соль До Фа Си Ми Ля - Ля Ми Си Фа До Соль Ре Ля Ре Соль До Фа Си Ми Ля Ре - Ре Ля Ми Си Фа До Соль Ре Соль До Фа Си Ми Ля Ре Соль - Соль Ре Ля Ми Си Фа До Соль

Знание этого круга помогает читать скачкообразные мелодии и обращения аккордов. Намного проще запомнить «кварто - квинтовый» круг тональностей, расположение бемолей и диезов. Все остальные сочетания звуков - производные от этих последовательностей, именуемые в музыковедении обращениями.

Как мы видим, разучивание музыкального алфавита, даже без пропевания -  важная опора музыкального развития. Алфавит – основа для скоростного чтения нот с листа, каркас для понимания теории музыки. Все три круга, на мой взгляд, нужно заучивать до автоматизма.

 

5. Музыкальное зрение

 

Самую важную часть работы во время чтения текста выполняет зрение.

Вот главные трудности при чтении нот:

  • Неспособность отличить постепенное движение от скачков через ступень. Ученик не может мгновенно отличить ноты на линейках и между ними.
  • Неспособность быстро определять, где какая линейка и промежуток между линейками. Это вызвано тем, что линеек и пространств между ними на нотном стане больше 7 и зрительное восприятие «вязнет» в этом «зрительном лесу».
  • Несоответствие между «право-лево» (клавиши) и «верх-низ» (ноты). Нотный ряд или аккорд «поставлен на уши» относительно клавиатуры. До тех пор, пока навык «право-вверх, влево-вниз» не сформировался, чтение нотного текста почти невозможно: ребёнок тратит внимание, чтобы каждый раз «повернуть» ноты.
  • Неспособность читать одновременно два ключа.
  • Нет координации рук при считывании двух ключей одновременно.
  • Нет развитого «музыкального глазомера» - точного видения расстояний между нотами (клавишами). Иначе говоря, не развита способность считывать и тут же проигрывать скачки в мелодии и сложные аккорды.

Обучаясь исполнять, ученик должен пройти четыре последовательных стадии развития.

Координация. Ученик извлекает звуки в правильной последовательности музыкального текста. Упражнения «бусы». Цель - игра без текстовых ошибок.

Ритмическая организации. Отработка ритмической картины текста. В идеале - игра без запинок и пауз.

Метрическая организация. Ученик отрабатывает темп, пульс музыки, стараясь играть без остановок. Теперь передвижение в пространстве становится более осознанным и организованным и скорость собственных шагов осознанно «просчитывается» сознанием.

Исполнительство. Шлифовка динамики и нюансов музыкального образа. Освоив базовые навыки передвижения в пространстве, ребенок готов к «творчеству»,- он с удовольствием начинает учиться.

Высшие навыки строятся на основе низших. Тем не менее, нужно учитывать: пока не отработана предыдущая стадия, требование следующей - грубое нарушение постепенности. Пока ученик не читает высоту нот, он не может сыграть нотную последовательность. А пока он не играет последовательность нот, у него нет координации. Требовать в это время ритмику или динамику, значит ввергать ученика в замешательство. Этим мы перечеркиваем все свои усилия приобщить человека к инструменту.

 

6.Развитие техники восприятия и воспроизведения нотного текста

 

Действия, связанные с моторикой, являются наиболее элементарным звеном формирования навыка чтения нот с листа. И развивать его нужно тщательно и направленно. В ходе специальных упражнений у учащегося развивается осязательная ориентировка на клавиатуре.

Формированием такой ориентировки, развитие зрительного представления фортепианной клавиатуры начинается в процессе исполнения гамм и упражнений. Гаммы и упражнения можно начинать со второго месяца обучения. Гамму разучивают приёмом нон легато в одну октаву, и затем играют разными штрихами, не глядя на руки. Всё внимание ученика должно быть направленно на звучание и артикуляцию. Лучше всего выбрать гаммы с использованием чёрных клавиш такие как: ре, ля, ми, си мажор, а позже и минорные: до, соль, ре. Именно чёрные клавиши и будут служить надёжными ориентирами для пальцев, которые лишаются поддержки зрения. Аналогичную роль выполняют технические упражнения в одной позиции, которые исполняются от разных клавиш той же аппликатурой, но различными штрихами.

Конечно же, зрительный контроль за движениями рук и пальцев не может быть устранён полностью, особенно в пьесах со скачками и широкими ходами.

Для увеличения объёма зрения нотного текста рекомендуется читать текст, расположенный в нижней части нотной страницы. Это последние две строки, которые попадают в фокус зрения. Руки и клавиатура, при правильно выбранной позиции за инструментом оказываются в сфере периферического зрения, т.е. ребёнок видит лишь смутные очертания рук на клавиатуре. В дальнейшем, в ходе упражнений, контуры рук и клавиатуры становятся более отчетливыми. Позже, эта отчетливость сохраняется и при чтении строчек, расположенных ближе к центру, а затем и в верхней части нотного листа.

7.Аппликатурная техника

 

Быстрота и точность моторной реакции на исполняемый текст зависит от аппликатурной техники. Аппликатура, как «художественная», так и техническая опирается на общие закономерности, на прочно усвоенные типовые формулы последования пальцев. Ведь ученик, который умеет правильно организовывать свои пальцы, очень быстро движется как в техническом, так и в художественном отношении. Но это очень сложный и трудоёмкий процесс.

 

Аппликатурные упражнения дают наибольший эффект, если их сочетать с работой по освоению клавиатуры «слепым методом».

Примеры аппликатурных упражнений:

  1. На трёх поступенно-расположенных клавишах с обязательным включением чёрных клавиш, каждой рукой отдельно, 1,2,3 пальцами во всех комбинациях. Выбор ритмической фигуры можно предоставить самому ученику. Эти же комбинации исполнить в сопровождении квинты, вначале в одной руке, затем в другой. И, наконец, одновременно обеими руками в параллельном и противоположном движении (пр.р. движением вверх, л.р. движением вниз).
  2. Мотив из трёх звуков в объёме до квинты. В работу включаются 4 и 5 пальцы.
  3. Мотивы строятся на четырёх звуках в объёме квинты с усложнённым ритмическим рисунком.
  4. Пятизвучные мотивы с самостоятельным выбором учеником ритмического рисунка.

Все упражнения выполняются без зрительного контроля («слепым методом»).

Упражнения должны быть живыми и энергичными по темпу, упругими по ритму, контрастными по динамике, разнообразными в артикуляционном отношении. Цель аппликатурных упражнений заключается в воспитании мгновенной реакции пальцев на мотив из трёх-пяти звуков в одной позиции.

 

8. Интервалы. Аккорды

 

Начинать усваивать аппликатурную последовательность интервалов лучше с терции. Этот интервал уже знаком ученику (на слух, зрительно и двигательно) в мелодическом изложении.

Терция имеет чёткий и зрительно легко воспринимаемый графический рисунок. Изучается в трёх аппликатурных вариантах: 13; 24 и 35.

Следующий интервал - квинта (15). Далее секунда (в четырёх вариантах: 12; 23; 34; 45) и кварта (в двух вариантах: 14; 25). Позже появляются секста, септима и октава (в одном варианте: 15).

Однако исходные формулы не должны закрепляться до степени полной автоматизации.

Следующим этапом освоения аппликатурных навыков будет связанно с чтением аккордов использовать основные аккордовые позиции - трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды, септаккорды с обращениями:

Трезвучие: пр.р..135 или 124; л.р. 531 или 421

Секстаккорд: пр.р..125; л.р.. 531

Квартсекстаккорд: пр.р. 135 или 124; л.р. 531 или 421

Септаккорд: пр.р. 1245 или 1235; л.р. 5321 или 5421.

 Задерживаться на аккордовых структурах классического типа не стоит. Нужно быстрее вводить уменьшенные и увеличенные трезвучия, септаккорды различного строения, а позже аккорды нетерцового строения из трех-четырех звуков и обращения аккордов.

 

9. Техника ускоренного восприятия нотного текста

 

Текст фортепианной музыки имеет как горизонтальное, так и вертикальное измерение. Поэтому, целесообразно разделить проблему ускоренного охвата текста на два самостоятельных вопроса: восприятие по горизонтали и восприятие по вертикали.

Наблюдения и экспериментальные данные показывают, что охват текста по горизонтали даётся более легко в связи с привычкой читать словесный текст. С помощью специальных упражнений можно развить навык быстрого охвата нотного текста.

Например:

-Исполнять аккордовую последовательность в форме гармонической фигурации, начиная с баса;

-Играть аккордами текст, изложенный в виде гармонической фигурации.

Это упражнение вырабатывает умение быстро определять гармоническую логику арпеджированного текста, ускоряя восприятие «развёрнутой вертикали».

Предпосылкой ускоренного восприятия нотной записи по горизонтали является и умение быстро расчленять текст на синтаксические единицы (повторность построений, ритмические остановки и паузы, контрастные построения, вопросно - ответные соотношения и другое).

 

10. Подбор нотного материала для чтения с листа

 

На протяжении первого-второго года обучения для формирования и развития техники чтения нот с листа я использую хрестоматии для первого года обучения, которые одновременно служат для общего пианистического развития ученика. Это «Школа игры на фортепиано» Николаева А., «В музыку с радостью» Визной И. и Геталовой О., «Альбом ученика-пианиста» Цыгановой Г.Г. и Корольковой И.С., Смирновой Е.Н.  «интенсивный курс» и другие.

 

11. Заключение

 

Формирование навыка быстрого разбора и чтения нотного текста тесно взаимосвязано с общим музыкально-пианистическим развитием ребёнка. Наилучшие результаты навыка чтения нот с листа достигаются тогда, когда этот навык формируется с первых шагов обучения пианиста.

Умение свободно читать с листа нотный текст, благоприятно влияет на ход учебного процесса и, в итоге, на конечный результат воспитания музыканта. Чтение с листа помогает ученикам серьезно пополнить и углубить знания музыкальной литературы, расширить свой музыкальный кругозор.

Опыт показывает, что даже слабые учащиеся, систематически играя с листа, двигаются вперед значительно быстрее и увереннее. У них появляется интерес к игре на инструменте. Педагог должен использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученикам любовь к чтению с листа, самостоятельному музицированию.

 

 

 

Использованные методические пособия

 

  1. А.Артоболевская «Хрестоматия маленького пианиста». Учебное пособие. Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 2006 г.
  2. А.Артоболевская      «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие. Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 2005 г.
  3. «Хрестоматия           для развития творческих навыков и чтения с листа» младшие и средние классы ДМШ. Составитель JI. Криштоп. Изд-во «Санкт-Петербург» 1994 г.
  4. В.Шульгина, Н.Маркевич «Юным пианистам» Изд-во «Киев. Муз.Украина» 1985 г.
  5. Е.М.Тимакин            «Воспитание пианиста». Методическое пособие. Изд-во «Москва. Сов. композитор» 1989 г.
  6. В.М.Катанский         «Школа игры на фортепиано». Учебно-методическое пособие. Москва 1998 г.
  7. Л.И.Ройзман,            В.А.Натансон «Юный пианист» вып. 2, для ср. классов детских музыкальных школ. Москва «Сов. композитор» 1989 г.
  8. Л.П.Криштоп            «Школа юного пианиста» Издательство «Композитор. Санкт - Петербург» 2004 г.
  9. Э.Тургенева, А.Малюков «Пианист-фантазёр». Учебное пособие по развитию творческих навыков и транспонированию в двух частях. Москва «Сов. композитор» 1990 г.
  10. .И.М.Рябов, С.И.Рябов «Чтение с листа в классе фортепиано» 1-2 кл. Киев «Муз. Украина» 1988г.

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры». Москва «Музыка» 1988г.
  2. Е.Тимакин          «Воспитание пианиста». Москва «Сов. композитор» 1989 г.
  3. Ф.Д.Брянская     «Формирование и развитие навыка игры с листа». Москва 1971 г.
  4. А.Д.Алексеев     «Методика обучения игре на фортепиано». Москва «Музыка» 1978 г.
  5. А.Артоболевская          «Хрестоматия маленького пианиста». Учебное пособие. Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 2006 г.
  6. А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие. Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 2005 г.
  7. «Хрестоматия    для развития творческих навыков и чтения с листа» младшие и средние классы ДМШ. Составитель JI. Криштоп. Изд-во «Санкт-Петербург» 1994 г.
  8. В.Шульгина,      Н.Маркевич «Юным пианистам» Изд-во «Киев. Муз. Украина» 1985 г.
  9. М.Глушенко       «Фортепианная тетрадь юного музыканта» вып1.Ленинград «Музыка» 1988г.
  10. Ю.М.Фейгин «Индивидуальность ученика и искусство педагога». Москва «Музыка» 1985 г.