Вы не зарегистрированы

Авторизация



Эффективное взаимодействие Дома детского творчества с социальными институтами Георгиевского городского округа

Submitted by Анастасия Сергеевна Щербакова on Wed, 27/03/2019 - 14:41
Данные об авторе
Автор(ы): 
Щербакова Анастасия Сергеевна
Место работы, должность: 

методист МУДО ДДТ г. Георгиевска

Регион: 
Ставропольский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Управление образованием
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Методист
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p>Приоритетные направления образовательной политики ДДТ. Цели и задачи сетевого взаимодействия. Социальные партнеры ДДТ и характеристика их взаимодействия. Проблемы, возникающие в процессе взаимодействия. Результаты сетевого взаимодействия.</p>

Дом детского творчества в процессе своего развития стремится к оптимальной самореализации всех структурных элементов для достижения более эффективных результатов, качественного и максимально полного удовлетворения запросов социума. Одним из приоритетных направлений образовательной политики учреждения становится организация всестороннего партнерства, в основе которого лежит интеграция усилий различных социальных институтов Георгиевского городского округа, отношения взаимной выгоды, двусторонней полезности, социальные связи. Сетевое взаимодействие представляет собой высокоэффективную инновационную технологию, благодаря которой Дом детского творчества может динамично развиваться.

Цель сетевого взаимодействия – создание системы связей между МУДО ДДТ и социальными институтами округа для достижения повышения качества образования и удовлетворения запросов общества.

Главные задачи, решаемые в процессе взаимодействия: повышение качества образования, доступности услуг дополнительного образования;  обмен опытом, реализация проектов и социальных инициатив; получение учащимися социального опыта; создание общего программно-методического пространства.

Сетевое взаимодействие основано на равном положении социальных институтов в системе относительно друг друга и на многообразии неиерархических связей. Основными направлениями деятельности Дома детского творчества, реализуемыми в процессе сетевого взаимодействия стали: образовательное, методическое, информационное, организационное, инновационное, социально-педагогическое, научно-исследовательское.

Организация сетевого взаимодействия Дома детского творчества началась с поиска единомышленников. Выбор партнеров определялся возможностью других учреждений округа содействовать реализации задач, решаемых в процессе взаимодействия.

Таким образом, были определены основные социальные партнеры: образовательные учреждения округа (школы, сады), учреждения дополнительного образования детей, культурно-просветительские организации, учреждения социальной защиты населения, управление молодежной политики, учреждения здравоохранения, средства массовой информации и другие.

На следующем этапе, после определения общих целей и задач, началась реализация совместных проектов и программ.

В процессе работы была выстроена целая система связей между Домом детского творчества и сетевыми партнерами, которая обусловливалась следующими содержательными линиями: досуговая деятельность, проектная деятельность, методическое обучение, работа с одаренными детьми, предпрофильная подготовка.

Однако для каждого сетевого партнера были определены приоритетные направления деятельности и разработаны формы взаимодействия.

С образовательными организациями округа  (школами и садами) партнерство строится на принципах природосообразности, гуманизма, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида деятельности. Кроме занятий в объединениях на базе школ в рамках реализации ФГОС, проводятся дни открытых дверей, мастер-классы и выставки для учащихся, воспитанников и учителей, на базе ДДТ проводятся методические объединения старших вожатых школ. Таким образом, обеспечивается интеграция общего и дополнительного образования, преемственность дополнительного образования.

Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования способствует росту профессиональной компетентности педагогических работников, сотрудничеству, выявлению, поддержке и развитию одаренных детей. Организован эффективный обмен педагогическими практиками, создается общее программно-методическое пространство благодаря проведению методических объединений, круглых столов, семинаров, конференций, творческих гостиных, заседаний окружной инновационной площадки. Так же организуются совместные конкурсы, акции, выставки, концерты, педагоги приглашаются в состав жюри в качестве экспертов.

Развитию творческого потенциала и самоопределению обучающихся, культурно-просветительской деятельности и поддержке одаренных детей способствует партнерство с учреждениями культуры. Обучающиеся и педагогические работники с большим желанием организуют и принимают участие в окружных культурно-досуговых мероприятиях: фестивалях, праздниках, концертах. Проводятся выставки, мастер-классы, экскурсии в городском музее, конкурсы. Активная позиция ДДТ в социокультурном пространстве позволила занять достойное место в жизни округа.

Взаимодействие с учреждениями социальной защиты населения проходит в рамках нескольких проектов, и реализуется в виде концертов, мастер-классов, выставок, а так же ежегодно проводится окружная благотворительная акция «В моем подарке – сердце», благодаря которой собранные средства направляются детям-инвалидам. 

Доступность дополнительного образования для детей с ОВЗ, а так же детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивается сотрудничеством Дома детского творчества с Детским домом, реабилитационным центром «АИСТ» и школой-интернатом для слабовидящих № 29. Для ребят проводятся мастер-классы, концерты, благотворительные акции, что способствует социальной защите, поддержке, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе.

В рамках партнерства с управлением молодежной политики округа активно развивается волонтерское движение, организуются совместные муниципальные мероприятия, курсы и мастер-классы, консультирование лидеров детских общественных объединений и ученических самоуправлений по социальному проектированию. На базе Дома детского творчества до недавнего времени функционировал штаб лидеров «РАДУГА», в котором реализовывались инновационные социальные проекты. В настоящее время вместо него создается окружное отделение Российского движения школьников.

Взаимодействие с учреждениями здравоохранения осуществляется в рамках акции «Творчество против недуга» (руководитель Беликова В.Н.) – участниками акции были изготовлены картины и подарены медицинским учреждениям округа, а так же партнерство проходит в рамках функционирования летнего профильного оздоровительного лагеря.

Развитию патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся, гражданской ответственности способствует партнерство с советом ветеранов и воскресной школой. Организуются выставки, открытые занятия и творческие вечера, создаются новые социальные проекты, результаты которых мы будем освещать позже.

Кроме того нельзя не упомянуть других сетевых партнеров МУДО ДДТ, таких как средства массовой информации, управление внутренних дел, промышленные предприятия и предприятия малого бизнеса, с которыми периодически проводятся различные акции, конкурсы, экскурсии, групповые и индивидуальные занятия, совместные мероприятия.

При организации сетевого взаимодействия ДДТ с социальными институтами Георгиевского городского округа мы столкнулись с некоторыми проблемами, которые в ближайшее время требуют решения:

проблемы материально-технического и технологического обеспечения;

неразработанность экономических механизмов и нормативно-правовой базы;

трудность в выработке единой цели партнеров;

разная активность сторон сетевого взаимодействия;

неготовность социальных институтов принять дополнительное образование как равноправного партнера.

Подводя итоги вышесказанному, можно прийти к выводу, что эффективное сетевое взаимодействие:

  1. оптимизирует образовательное пространство округа;
  2. позволяет решать задачи, которые не доступны одному учреждению в связи с новыми образовательными реформами РФ;
  3. позволяет обеспечить полноту действий, необходимых для достижения поставленных целей;
  4. способствует достижению высоких образовательных и воспитательных результатов, самоопределению обучающихся;
  5. расширяет круг общения участников взаимодействия, профессиональное сотрудничество;
  6. гарантирует рост профессионального мастерства педагогических и управленческих работников учреждения.